Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О специальных налоговых режимах


О специальных налоговых режимах


Л.А. Козлова,

консультант департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

1. О едином сельскохозяйственном налоге

     

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога

     
     Каков порядок перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей реорганизованным юридическим лицом (колхоз реорганизован в общество с ограниченной ответственностью)?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность.
     
     Таким образом, поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), предусмотренный ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном согласно абзацу второму п. 2 ст. 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация считается перешедшей на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.
     
     Исходя из вышеизложенного, организация - общество с ограниченной ответственностью, являющаяся правопреемником колхоза, для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей должна была подать соответствующее заявление в налоговый орган.
     

Налогообложение элеватора

     
     Возможен ли переход на уплату ЕСХН элеватора? Должен ли он уплачивать также транспортный налог?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН могут переходить только сельскохозяйственные товаропроизводители.
     
     Пунктом 2 ст. 346.2 НК РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН отнесены, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
     
     Для организаций, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
     
     В связи с тем что элеватор не осуществляет собственное производство сельскохозяйственной продукции, а оказывает исключительно вспомогательные услуги по приемке, хранению, сушке, отгрузке зерновых культур, то оснований для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеется.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
     
     Поскольку элеватор не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, он обязан уплачивать транспортный налог в порядке, предусматриваемом главой 28 НК РФ.
     

Налогообложение рыбохозяйственной организации

     
     Имеет ли право градообразующая российская рыбохозяйственная организация применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если она будет производить вылов водных биологических ресурсов на арендованных судах?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся градо и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица согласно законодательству Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
     
     Таким образом, если организация будет осуществлять освоение принадлежащих ей квот на вылов биологических ресурсов не на собственных, а на арендованных судах, то она не может быть отнесена к градо и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям. Соответственно такая организация не имеет права применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     

Учет расходов организацией, уплачивающей ЕСХН

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
     
     Согласно абзацу шестому подпункта 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 вышеназванной статьи Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
     
     Подпунктом 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ установлено, что в состав основных средств включаются объекты, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса), используемые им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования такого имущества должен превышать 12 месяцев, а его первоначальная стоимость - 20 000 руб.
     
     Таким образом, при расчете ЕСХН в состав расходов может быть включена стоимость оплаченных основных средств, например, автомобиля и мобильных телефонов, при условии что их стоимость превышает 20 000 руб. и они используются в предпринимательской деятельности.
     
     Если мобильные телефоны не признаются амортизируемым имуществом, то расходы на их приобретение включаются в состав материальных расходов в полной сумме в отчетном периоде их осуществления (подпункт 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ) в порядке, предусмотренном подпунктом 3 п. 1 ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     Кроме того, согласно подпункту 18 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики при исчислении налогооблагаемой базы по ЕСХН имеют право включать в состав расходов затраты на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.
     
     В связи с этим если приобретенные мобильные телефоны используются для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то расходы на оплату услуг операторов связи могут быть учтены при определении налоговой базы.
     

     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ плательщики ЕСХН могут уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов, которые определяются в порядке, предусмотренном ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщик имеет право учитывать расходы на приобретение строительных материалов, предназначенных для проведения текущего ремонта помещений.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, могут учитывать при налогообложении расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество.
     
     Организация может учитывать при определении налоговой базы по ЕСХН, например, сумму арендных платежей за арендуемую землю, используемую для выпаса животных.
     
     На основании подпункта 13 п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы на командировки принимаются в уменьшение доходов, полученных налогоплательщиком.
     
     Согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     Порядок направления работников в командировки установлен Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62), действующей в части, не противоречащей ТК РФ.
     
     Согласно п. 2 Инструкции N 62 направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производится руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по утвержденной в соответствующем порядке форме.
     
     По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку наряду с командировочным удостоверением может оформляться приказом.
     
     В то же время командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
     
     Таким образом, по нашему мнению, оформление командировочного удостоверения при направлении работников в командировку продолжительностью свыше одного дня на территории Российской Федерации соответствует требованиям по документальному подтверждению расходов для целей налогообложения.
     
     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ плательщики ЕСХН могут уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов, которые определяются в порядке, предусмотренном ст. 254 настоящего Кодекса. Расходами для целей налогообложения признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых, в частности, сторонними организациями.
     
     Таким образом, затраты по оплате услуг сторонних организаций, в том числе по разведке воды и обустройству скважин, организованных для содержания скота, могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСХН, так как данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При определении налоговой базы плательщики, уплачивающие ЕСХН, уменьшают полученные доходы на предусмотренные подпунктом 6 п. 2 ст. 346.5 настоящего Кодекса расходы на оплату труда, на выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 НК РФ.
     
     Пунктом 24 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что расходы на оплату труда налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения (подпункт 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
     

2. Об упрощенной системе налогообложения

     
     У.В. Семенова,
советник департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке

     
     Общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, по итогам 2007 года начислило и уплатило минимальный налог.
     
     Когда ООО должно включать в расходы разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке: начиная с I квартала или по итогам календарного года?
     
     Согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который перешел на применение упрощенной системы налогообложения и в качестве объекта налогообложения применяет доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
     
     Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
     
     Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
     
     Налогоплательщик имеет право включить в следующие налоговые периоды разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК РФ.
     
     Таким образом, разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, исчисляется при определении налоговой базы по итогам налогового периода. При этом вышеуказанная разница включается в расходы только при исчислении налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов. Главой 26.2 НК РФ не предусмотрен порядок включения вышеназванных суммовых разниц в расходы за какой-либо отчетный период следующих налоговых периодов.
     

Списание на расходы стоимости приобретенного, но не введенного в эксплуатацию здания

     
     Общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, приобрело в собственность здание. Право собственности на вышеуказанное здание было зарегистрировано в установленном порядке. Однако здание в эксплуатацию не вводилось в связи с тем, что по техническому состоянию здание было не пригодно для эксплуатации; впоследствии здание было демонтировано.
     
     Каким образом и в каком размере можно списать на расходы стоимость приобретения данного здания?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 данной статьи Кодекса).
     
     Так, на основании подпункта 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязательным условием признания для целей налогообложения расходов на приобретение основных средств является их ввод в эксплуатацию. Поскольку налогоплательщик не ввел объект основных средств (здание) в эксплуатацию, расходы на приобретение данного объекта не могут быть учтены для целей налогообложения.
     

Налогообложение управляющей компании

     
     В соответствии с заданием собственников жилых помещений управляющая компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры от имени и за счет потребителей данных услуг (жильцов) на получение жильцами электроэнергии, воды, других коммунальных услуг. При этом сначала покупателем услуг выступает управляющая компания, затем она продает их жильцам (на иных условиях энергосберегающие компании работать отказываются). Договор, который заключен между управляющей компанией и собственниками жилых помещений, аналогичен агентскому договору. Управляющая компания получает от жильцов вознаграждение за вышеуказанную посредническую деятельность, а также за содержание, ремонт, управление многоквартирным домом.
     
     Что в рассматриваемом случае будет являться доходом управляющей компании - вознаграждение, получаемое от собственников помещений, или вся сумма поступлений, включая денежные суммы от продажи жильцам коммунальных услуг?
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется в течение согласованного срока оказывать за плату услуги другой стороне (собственникам помещений в многоквартирном доме, органам управления товарищества собственников жилья либо органам управления жилищного кооператива или органам управления иного специализированного потребительского кооператива) и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2 ст. 162 ЖК РФ).
     
     Общим собранием собственников на управляющую организацию может быть возложена обязанность от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме заключать договоры с производителями (поставщиками) коммунальных услуг.
     
     В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта обложения единым налогом, доходы от реализации и внереализационные доходы, которые определяются на основании положений ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения за- трат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К вышеуказанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
     
     Учитывая, что предпринимательская деятельность налогоплательщика - управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, доходом вышеуказанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
     

3. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Т.М. Замятина,
главный специалист - эксперт департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение услуг общественного питания

     
     Организация арендует под кафе помещение на первом этаже здания. По данным технического паспорта, барная стойка и зал обслуживания посетителей находятся в одном зале общей площадью 353 кв.м. На втором этаже здания арендуется помещение под ресторан. По техническому паспорту общая площадь зала, где находится зал обслуживания посетителей, составляет 103 кв.м, а площадь прилегающего балкона - 63 кв.м. Возможно ли применение системы налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса.
     
     Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может устанавливаться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей главы 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого система в виде ЕНВД не применяется.
     
     Статьей 346.27 НК РФ площадь зала обслуживания посетителей определена как площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект организации общественного питания, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
     
     Если согласно инвентаризационным до- кументам организацией используется помещение, части которого (например, зал дискотеки, зал обслуживания посетителей, бар, балкон) конструктивно друг от друга не обособлены и расположены в одном объекте недвижимости, то для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД должна учитываться общая площадь помещения.
     
     При этом площади залов обслуживания посетителей, принадлежащих различным объектам общественного питания, не суммируются.
     
     Если общая площадь залов обслуживания посетителей превышает 150 кв.м, то организация не может быть признана плательщиком ЕНВД и должна применять иные налоговые режимы.
     
     Организация является управляющей компанией розничного рынка, на котором она предоставляет в аренду торговые места. Администрацией управляющей компании розничного рынка издан приказ, устанавливающий режим работы розничного рынка, в соответствии с которым каждый понедельник каждого месяца является санитарным днем; в этот день доступ посетителей на рынок запрещен, торговля на рынке не осуществляется. Вправе ли организация осуществлять корректировку коэффициента К2 с учетом фактического периода времени ведения предпринимательской деятельности в отношении сдачи в аренду торговых мест?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.
     
     Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
     
     Федеральным законом от 17.05.2007 N 85_ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в ст. 346.27 НК РФ исключен такой фактор, как фактический период времени осуществления деятельности.
     
     В то же время продолжает действовать норма, предусмотренная п. 6 ст. 346.29 НК РФ, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности может определяться налогоплательщиками с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если они не учтены в качестве особенностей ведения предпринимательской деятельности при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
     
     Это означает, что если, например, такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы, в частности ежемесячный санитарный день работы рынка, при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 представительным органом муниципального образования, законодательным (представительным) органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга учтена (установлены значения соответствующих подкоэффициентов), то налогоплательщик не имеет права самостоятельно корректировать значения этого коэффициента в порядке, установленном п. 6 ст. 346.29 НК РФ.
     

Налогообложение предпринимательской деятельности по сдаче в аренду площадей

     
     Муниципальное унитарное предприятие сдает в аренду помещения гостиницы, выведенные из номерного фонда, а также часть холла для осуществления розничной торговли, где арендаторами оборудованы витрины, находятся кассовый аппарат, стол продавца, автомат по продаже кофе и чая. Должно ли это предприятие уплачивать ЕНВД?
     
     Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных в п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении такого вида предпринимательской деятель- ности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.д., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по сдаче в аренду площадей в здании гостиницы для организации объектов розничной торговли может подпадать под обложение ЕНВД при условии, что объект организации розничной торговли не имеет торговых залов.
     
     Если организуемые на арендованной площади торговые объекты имеют торговые залы, то согласно ст. 346.27 НК РФ данные объекты относятся к магазинам и павильонам и доходы от данной предпринимательской деятельности должны облагаться налогами в рамках иного режима.
     
     Торговые автоматы по реализации кулинарной продукции, изготовленной из сухих ингредиентов и воды, например кофе, чая, относятся к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей.
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность по передаче в аренду площади гостиницы для установки торгового автомата по продаже кофе, чая подпадает под налогообложение в виде ЕНВД в соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
     

Расчет корректирующего коэффициента К2

     
     Индивидуальный предприниматель арендует торговое место в Торговом доме для осуществления реализации мяса на кости. Данная предпринимательская деятельность ведется без наемных работников только в дни закупок и реализации мяса. Имеет ли он право самостоятельно рассчитывать значение корректирующего коэффициента К2 при расчете ЕНВД?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.
     
     Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
     
     Федеральным законом от 17.05.2007N 85_ФЗ из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 согласно ст. 346.27 настоящего Кодекса исключен такой фактор, как фактический период времени осуществления деятельности.
     
     При этом в соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности должен определяться с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если они не учтены в качестве особенностей ведения предпринимательской деятельности при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
     
     Это означает, что если, например, такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность, при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 представительным органом муниципального образования, законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга учтена (установлены значения соответствующих подкоэффициентов), то налогоплательщик не вправе самостоятельно корректировать значения коэффициента К2 в порядке, установленном п. 6 ст. 346.29 НК РФ.
     
     В этом случае корректировка коэффициента К2 может осуществляться налогоплательщиком самостоятельно, если предпринимательская деятельность не ведется по объективным причинам (болезнь индивидуального предпринимателя, ремонт торгового помещения и т.д.).
     

     Если предпринимательская деятельность не осуществляется по субъективным причинам, в том числе по причине отсутствия предложений по продаже мяса от производителей, корректировка значений коэффициента К2 производиться не должна.
     
М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Представление налоговой декларации

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю в двух муниципальных образованиях. Правильно ли он поступает, если налоговая декларация по ЕНВД у него единая и он сдает ее в налоговые органы двух муниципальных образований?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет плательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, или заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - плательщика ЕНВД (далее - заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, если налогоплательщик имеет несколько торговых точек в различных муниципальных образованиях и его деятельность облагается ЕНВД, то он должен зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД на территории каждого муниципального образования.
     
     В связи с этим сумма ЕНВД должна быть исчислена налогоплательщиком по каждому муниципальному образованию отдельно; при этом налоговую декларацию налогоплательщик должен представлять по месту каждой регистрации.
     
     Кроме того, обращаем внимание читателей журнала на то, что нахождение всех торговых точек налогоплательщика на территории одного субъекта Российской Федерации не является основанием для сдачи единой налоговой декларации по ЕНВД в отношении всех торговых точек в одной налоговой инспекции, так как с 1 января 2006 года система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, город-ских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
     

Налогообложение деятельности, связанной с оказанием услуг по доставке (перевозке) взрывчатых материалов

     
     Основным видом деятельности организации являются буровзрывные работы. Помимо этого организация оказывает услуги по хранению на своем складе взрывчатых материалов. Подпадает ли под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность, связанная с оказанием услуг по доставке (перевозке) взрывчатых материалов при оказании основных услуг по хранению этих материалов?
     
     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственнос-ти или ином праве [пользования, владения и (или) распоряжения] не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
     
     Порядок регистрации транспортного средства (автомобильного транспорта) определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление).
     
     Таким образом, определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.
     
     Согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД МВД России.
     
     Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются органами Гостехнадзора.
     
     В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены показатели "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства".
     
     В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
     
     Согласно п. 16 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.
     
     Учитывая вышеизложенное, на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД МВД России как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
     
     Соответственно если используемые организацией для перевозки взрывчатых материалов автотранспортные средства зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД МВД России как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования и организацией заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов (в данном случае - взрывчатых материалов), то вышеуказанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что на уплату ЕНВД не переводится предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.
     

Налогообложение рекламной деятельности

     
     Организация оказывает услуги по распространению и размещению наружной рекламы других организаций, то есть фактически выступает в качестве посредника. Является ли в данном случае организация плательщиком ЕНВД, если непосредственно не распространяет и не размещает рекламу на стационарных технических средствах, а перевыставляет данные услуги сторонним организациям?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено, что предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
     
     Плательщиками ЕНВД в отношении вышеуказанного вида предпринимательской деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование.
     
     Таким образом, к данному виду предпринимательской деятельности не относится деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих по договорам с рекламодателями вышеуказанные услуги, осуществляемая на основе договоров, заключенных с третьими лицами, в рамках исполнения которых такие организации и индивидуальные предприниматели признаются посредниками, агентами и иными поверенными лицами.