Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


С.С. Макаревич
     
     Каков порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с переездом работника к новому месту жительства?
     
     Согласно статье 326 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
     
     Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
     
     В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     На основании п. 12.1 ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги вышеуказанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.
     
     Таким образом, если коллективным договором, принятым в организации, предусмотрены размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника к новому месту жительства в другую местность, то такие затраты могут быть отнесены в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в полном объеме с учетом НДС.
     
Д.В. Осипов
     
     Организация передала по договору займа денежные средства. Через определенное время организация-займодавец приняла решение об уступке права требования долга третьему лицу. На какую дату у организации-займодавца образуется убыток, полученный при уступке права требования долга третьему лицу, для целей налогообложения прибыли?
     
     Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 НК РФ.
     
     Размер, а также порядок признания убытка, полученного при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу как до, так и после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, установлены п. 1 и 2 ст. 279 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.
     
     Таким образом, убыток, полученный при уступке организацией - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу как до, так и после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, образуется на дату подписания акта уступки права требования.
     
     Организация осуществляет куплю-продажу векселей. Иногда организация приобретает векселя по договору купли-продажи у векселедателя, то есть она фактически является первичным векселедержателем. Как организации - первичному векселедержателю следует определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами в случае дальнейшей реализации вышеуказанных векселей третьим лицам?
     
     В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вексель относится к ценным бумагам.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг устанавливаются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию.
     
     Таким образом, операция по реализации организацией (первичным векселедержателем) векселя третьему лицу должна рассматриваться как реализация ценной бумаги.
     
     При определении в соответствии с положениями ст. 280 НК РФ налоговой базы по операциям с ценными бумагами у организации-векселедержателя образуются как доходы, так и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли.
     
     После учреждения акционерное общество начало размещать свои акции, которые оказались в течение года с момента государственной регистрации акционерного общества оплаченными не полностью. Вместо уменьшения уставного капитала акционерное общество принимает решение о реализации таких акций в течение года с момента их приобретения. Какими положениями налогового законодательства необходимо руководствоваться организации в случае реализации данных акций в связи с вышеуказанной ситуацией? Необходимо ли применять положения ст. 280 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.
     
     В случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного абзацем первым п. 1 ст. 34 Закона N 208-ФЗ, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу.
     
     Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. В этом случае в течение одного года с момента их приобретения общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала или в целях оплаты уставного капитала на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества реализовать приобретенные акции по цене не ниже их рыночной стоимости. Если рыночная стоимость акций ниже их номинальной стоимости, эти акции должны быть реализованы по цене не ниже их номинальной стоимости. Если акции не будут реализованы обществом в течение одного года после их приобретения, общество обязано в разумный срок принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.
     
     Статьей 277 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 277 НК РФ у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи).
     
     Таким образом, в случае реализации акционерным обществом акций в целях оплаты уставного капитала на основании положений п. 1 ст. 34 Закона N 208-ФЗ, приобретенных акционерным обществом в связи с их неполной оплатой при размещении, у акционерного общества не возникает прибыли (убытка) для целей налогообложения прибыли.
     
     Организации-акционеру принадлежат акции акционерного общества, общее собрание акционеров которого приняло решение о реорганизации такого акционерного общества в форме выделения. Следует ли организации-акционеру определять налоговую базу по налогу на прибыль на момент получения акций вновь созданной вследствие реорганизации акционерного общества в форме выделения организации? Как следует определить организации-акционеру налоговую базу по налогу на прибыль в случае дальнейшей реализации вышеуказанных акций?
     
     В соответствии с положениями п. 1 ст. 19 Закона N 208-ФЗ выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
     
     Согласно п. 5 ст. 277 НК РФ в случае реорганизации в форме выделения, разделения, предусматривающей конвертацию или распределение акций вновь создаваемых организаций среди акционеров реорганизуемой организации, совокупная стоимость полученных акционером в результате реорганизации акций каждой из созданных организаций и реорганизованной организации признается равной стоимости принадлежавших акционеру акций реорганизуемой организации, определяемой по данным налогового учета акционера.
     
     Стоимость акций каждой из вновь созданной и реорганизованной организации, полученных акционером в результате реорганизации, устанавливается в следующем порядке.
     
     Стоимость акций каждой вновь создаваемой организации признается равной части стоимости принадлежащих акционеру акций реорганизуемой организации, пропорциональной отношению стоимости чистых активов созданной организации к стоимости чистых активов реорганизуемой организации.
     
     Стоимость акций реорганизуемой организации (реорганизованной после завершения реорганизации), принадлежащих акционеру, определяется как разница между стоимостью приобретения им акций реорганизуемой организации и стоимостью акций всех вновь созданных организаций, принадлежащих этому акционеру.
     
     Таким образом, акционеру на момент получения акций вновь созданной вследствие реорганизации акционерного общества в форме выделения организации не следует определять налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Статьей 280 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг устанавливаются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
     
     Таким образом, при реализации акционером акций вновь созданной вследствие реорганизации акционерного общества в форме выделения организации акционеру необходимо определить налоговую базу по операциям с ценными бумагами в соответствии со ст. 280 НК РФ. При этом ценой приобретения таких ценных бумаг будет признаваться их стоимость, определенная согласно п. 5 ст. 277 НК РФ.
     
     Для осуществления профессиональной деятельности организации открыта кредитная линия. Банк получает комиссионное вознаграждение за часть не использованных организацией по открытой ей кредитной линии денежных средств. Вправе ли организация учесть вышеуказанное комиссионное вознаграждение в расходах для целей налогообложения прибыли, если оно выражено не в процентном соотношении, а представляет собой фиксированную величину, выраженную в абсолютном выражении?
     
     Согласно подпункту 2 п. 2.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденного Банком России 31.08.1998 N 54-П, предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется открытием кредитной линии, то есть заключением соглашения (договора), на основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств при соблюдении одного из условий, установленных подпунктом 2 п. 2.2 вышеуказанного Положения.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 269 НК РФ установлены особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, в частности, предусмотрен порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, если комиссионное вознаграждение организации-кредитора за часть не использованных организацией-заемщиком по открытой ей кредитной линии денежных средств выражено в процентном соотношении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения учитываются организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
     
     Если вышеуказанное комиссионное вознаграждение представляет собой фиксированную величину, выраженную в абсолютном выражении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения учитываются организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
 С.С. Климов
     
     Может ли предприятие общественного питания применять ставку НДС в размере 10% при реализации блюда "Мороженое в ассортименте"?
     
     По технологии приготовления этого блюда используются шарики мороженого (коды по ОКП 92 2810-92 2815, 92 2820-92 2825, 92 2840-92 2847, 92 2870-92 2875, 92 2880-92 2882). Затем к мороженому добавляются вафельные трубочки в количестве 2 шт. Украшается мороженое взбитыми сливками, соусами для мороженого, тертым орехом или (и) кондитерской посыпкой.
     
     Компоненты (вафельные трубочки, взбитые сливки, соусы для мороженого, тертый орех, кондитерская посыпка) в цену блюда "Мороженое в ассортименте" не входят.
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации в том числе молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда) обложение НДС производится по ставке 10%.
     
     В соответствии с последним абзацем п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов перечисленной в данном пункте настоящей статьи Кодекса продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОКП), и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяются Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень продовольственных товаров), в примечании к которому указывается, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в Перечне продовольственных товаров подтверждается соответствием кодов по классификации ОКП, приведенных в Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.
     
     Таким образом, основанием для применения ставки НДС 10% при реализации продовольственных товаров отечественного производства является соответствие кодов ОКП, указанных в технической документации, кодам ОКП, приведенным в Перечне продовольственных товаров.
     
     Однако предприятия общественного питания, не реализующие товарную продукцию при наличии соответствующей технической документации, а оказывающие услуги по приготовлению блюда, должны иметь в виду следующее.
     
     При отнесении деятельности к общественному питанию они должны руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, часть III "Виды продукции и услуг", согласно которому к общественному питанию относятся услуги по приготовлению пищи заведениями общественного питания, обозначенные кодами 5520200-5520209.
     
     Таким образом, предприятия общественного питания, не реализующие непосредственно товары, производимые по соответствующей технической документации, в которой указаны коды, соответствующие кодам, перечисленным в Перечне продовольственных товаров, а осуществляющие операции по реализации блюд, приготовленных из приобретенных товаров, поименованных в Перечне, подлежат налогообложению по ставке в размере 18%.
     
     Каков порядок обложения НДС услуг по доставке и выплате пенсий пенсионерам по месту их жительства банком?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
     
     При этом ст. 149 НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС.
     
     На основании подпункта 3 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, а также кассовое обслуживание организаций и физических лиц.
     
     В связи с данной нормой НК РФ не подлежат обложению НДС операции:
     
     - по зачислению привлеченных денежных средств во вклады, включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе пенсий на счет вкладчика;
     
     - по оформлению и выдаче вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада;
     
     - по выдаче денежных средств вкладчикам.
     
     Таким образом, операции банков по выдаче пенсий пенсионерам, заключившим с банком договор на открытие банковского счета (вклада), не подлежат обложению НДС на основании вышеназванной нормы НК РФ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" доставка трудовой пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), и производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.
     
     Однако услуги по доставке и выплате пенсий получателям по месту их жительства или месту пребывания в качестве освобождаемых от обложения НДС ст. 149 НК РФ не предусмотрены.
     
     Не предусмотрена данная услуга и в числе банковских операций и сделок, поименованных ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
     
     Таким образом, услуги по доставке и выплате пенсий пенсионерам по месту их жительства или месту пребывания, оказываемые кредитными организациями, в том числе банками, не относятся к числу банковских операций и сделок, освобождаемых от обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по доставке и выплате пенсий пенсионерам по месту их жительства или месту пребывания подлежат обложению НДС вне зависимости от того, какой организацией они оказываются, то есть органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.
     
     Каков порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по сырью и услугам, использованным при производстве лекарственных средств, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности или по причине ненадлежащего качества?
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС. Поскольку уничтожение товаров, в том числе лекарственных средств, объектом обложения НДС не является, суммы этого налога по сырью и услугам, использованным при производстве уничтожаемых лекарственных средств, вычетам не подлежат.
     
     В связи с этим данные суммы НДС должны быть восстановлены.
     
С.С. Макаревич
     
     Организация осуществляет реализацию импортной продукции, которая является изделием медицинского назначения - приспособления для безопасной утилизации игл (принадлежности и приспособления лабораторные однократного применения для исследований проб крови), имеет код ОКП 94 4300 "Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований". Продукция зарегистрирована Росздравнадзором и социального развития, имеет сертификат соответствия с присвоенным кодом ОКП 94 4300.
     
     При каких условиях организация вправе воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень медицинской техники), при наличии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке.
     
     Примечаниями к Перечню медицинской техники установлено, что в него включена медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
     
     Таким образом, Перечнем медицинской техники предусмотрены требования для отнесения конкретной медицинской техники к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения).
     
     Учитывая вышеизложенное, для решения вопроса о правомерности освобождения от обложения НДС импортной медицинской техники организации необходимо иметь регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
     
     Письмом Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-1641/07 "О регистрации изделий медицинского назначения" сообщено, что приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" введен новый порядок регистрации изделий медицинского назначения. В соответствии с вышеназванным Регламентом в регистрационных удостоверениях указывается:
     
     - кому выдано регистрационное удостоверение (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, зарегистрированным в Российской Федерации);
     
     - наименование медицинского изделия;
     
     - фирма-производитель медицинского изделия;
     
     - класс потенциального риска;
     
     - код ОКП;
     
     - номер и дата приказа Росздравнадзора о регистрации изделия медицинского назначения.
     
     При регистрации медицинской техники в регистрационном удостоверении после слов "изделие медицинского назначения" в скобках указывается "изделие медицинской техники". При регистрации изделий медицинского назначения данная запись отсутствует. Это позволяет однозначно идентифицировать изделия медицинского назначения и изделия медицинской техники. Срок действия всех регистрационных удостоверений неограничен.
     
     Каков порядок применения НДС по товарам, приобретенным для реализации в режимах оптовой и розничной торговли, налогоплательщиком, переведенным в части розничной торговли на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ налоголательщики, осуществляющие операции, как подлежащие обложению НДС, так и освобожденные от уплаты этого налога в связи с уплатой единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), принимают к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению, в соответствии со ст. 172 настоящего Кодекса, а суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым для операций, не облагаемых НДС в связи с уплатой ЕНВД, учитывают в стоимости этих товаров согласно п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в отношении вышеуказанных сумм НДС в каждом налоговом периоде должен вестись раздельный учет. В случае отсутствия раздельного учета суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включаются.
     
     В то же время согласно п. 7 и 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914), вышеуказанные налогоплательщики производят регистрацию счетов-фактур, выставленных продавцами, в книге покупок, предназначенной для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке, на ту сумму налога, на которую они получают право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик, осуществляющий реализацию товаров, как подлежащих обложению НДС, так и освобожденных от обложения этим налогом в связи с уплатой ЕНВД, производит в полном объеме вычеты сумм НДС по товарам, приобретенным для вышеуказанных операций, то он не соблюдает вышеуказанную обязанность по ведению раздельного учета.
     
     Каков порядок принятия к вычету сумм НДС в отношении расходов по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно?
     
     Перечень налоговых вычетов по НДС установлен ст. 171 НК РФ. В данном перечне вычеты сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по расходам по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно, не предусмотрены.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по вышеуказанным расходам, вычету не подлежат.
     
     Каков порядок применения ставки НДС в размере 0% в отношении услуг по перевозке (организации и сопровождению) морским транспортом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ НДС по ставке в размере 0% облагаются услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке и сопровождению товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. При этом для обоснования права на применение налоговой ставки в размере 0% в отношении вышеуказанных услуг, оказываемых морским транспортом, налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе копии транспортных документов, подтверждающих вывоз товаров с территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, в отношении услуг по перевозке (организации и сопровождению) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, морским транспортом по территории Российской Федерации без пересечения российской границы ставка НДС в размере 0% не применяется.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России
     
     Российская организация на основании лицензионного договора приобретает у иностранной организации права на распространение программ для ЭВМ и в последующем реализует эти программы иностранным организациям. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных операций?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ, на основании положений которой передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
     
     Так, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по передаче прав на использование программ для ЭВМ, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации.
     
     Подпунктом 26 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС на территории Российской Федерации передачи прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора.
     
     Следует отметить, что согласно нормам ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. При этом лицензионный договор должен предусматривать в том числе способы использования данного результата интеллектуальной деятельности.
     
     На основании п. 2 ст. 1270 ГК РФ под использованием программы для ЭВМ понимается как запись в память ЭВМ, так и распространение программы путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по передаче прав на распространение программ для ЭВМ, приобретаемые российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора, заключенного в порядке, предусмотренном нормами ГК РФ, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     В случае оказания российской организацией таких услуг иностранной организации местом их реализации территория Российской Федерации не признается на основании подпункта 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, и соответственно данные операции не являются объектом обложения НДС в Российской Федерации.
     
     Российская организация на основании договора оперативного лизинга, заключенного с иностранной организацией, получает в лизинг оборудование, ввозит его на территорию Российской Федерации в режиме выпуска для внутреннего потребления и уплачивает таможенным органам НДС. По условиям договора переход права собственности на оборудование от иностранного лизингодателя к лизингополучателю не предусмотрен. Каков порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам в этом случае?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, в порядке, предусмотренном ст. 172 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам после их принятия на учет.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные российским налогоплательщиком по оборудованию, ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления на основании договора оперативного лизинга, не предусматривающего переход права собственности на это оборудование от иностранного лизингодателя к лизингополучателю, подлежат вычету у российского налогоплательщика после принятия оборудования на учет, в том числе на забалансовых счетах, при условии использования данного оборудования в налогооблагаемой деятельности.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
 А.И. Новиков,
 советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы денежных средств, выплачиваемые на основании решения суда в виде возмещения морального вреда, причиненного организацией физическому лицу?
     
     Нет, не подлежат. Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     В то же время на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
     
     В соответствии с положениями ст. 151 и 1101 ГК РФ обязанность возмещения морального вреда и его размер определяются судом.
     
     Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ, и на этом основании не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Организация приобретает акции непосредственно у физических лиц. Обязана ли она при совершении таких операций выполнять функции налогового агента и направлять в налоговые органы сведения о выплаченных физическим лицам за приобретенные у них акции суммах денежных средств в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
     
     Согласно ст. 214.1 НК РФ налоговыми агентами признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
     
     На основании ст. 230 НК РФ обязанность по ведению учета доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, а также по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц возложена на налоговых агентов.
     
     Следовательно, если организация приобретает у физических лиц ценные бумаги на основании договоров купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., то она не является в соответствии со ст. 214.1 НК РФ для таких лиц налоговым агентом и поэтому не обязана исчислять и уплачивать налог, а также представлять в налоговый орган сведения о суммах денежных средств, выплаченных таким лицам.
     
     В подобных случаях исчисление и уплата налога должны производиться налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода согласно ст. 228 НК РФ.
     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты денежного поощрения лучшим учителям, осуществляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации?
     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей" и принятому в соответствии с ним постановлению Правительства РФ от 05.05.2006 N 269 "О порядке распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших учителей" в целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей начиная с 2006 года предусмотрена выплата денежного поощрения в размере 100 000 руб. лучшим учителям за высокое профессиональное мастерство и развитие образования.
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в том числе в области науки, образования, культуры и искусства.
     
     В частности, согласно п. 6 и 7 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены:
     
     - суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
     
     - суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Выплаты денежного поощрения лучшим учителям не подпадают под определение грантов и премий, освобождаемых от налогообложения положениями ст. 217 НК РФ.
     
     В то же время согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 руб. за налоговый период, в виде:
     
     - подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
     
     - призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
     
     - материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты денежного поощрения учителям за высокое профессиональное мастерство и развитие образования, получаемые в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.05.2006 N 269, подлежат налогообложению в части, превышающей 4000 руб. за налоговый период.
     

О едином социальном налоге

     
 В.Н. Громова
     
     Начисляются ли единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам иностранным гражданам, работающим за пределами Российской Федерации в представительстве российской организации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 236 НК РФ внесены поправки, согласно которым не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, в частности, вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
     
     Таким образом, вознаграждения, начисленные российской организацией по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, в пользу иностранных граждан, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.
     
     Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных работников, не проживающих в Российской Федерации и поэтому не являющихся застрахованными лицами по российскому законодательству, не уплачиваются и соответственно налоговый вычет, предусмотренный п. 2 ст. 243 НК РФ, не производится.
     
     Что касается порядка уплаты единого социального налога с выплат, производимых в пользу граждан, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации в обособленных подразделениях российских организаций, то в соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата единого социального налога (авансовых платежей по этому налогу), а также представление расчетов по единому социальному налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения.
     

О земельном налоге

     
 Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     По какой форме представляется налоговая отчетность по земельному налогу в 2008 году крупнейшими налогоплательщиками? Будет ли меняться налоговая декларация в связи с поправками, внесенными с 1 января 2008 года в главу 31 НК РФ?
     
     С 1 января 2008 года крупнейшие налогоплательщики представляют по всем земельным участкам налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 4 ст. 398 НК РФ, в ред. от 30.12.2006 N 268-ФЗ).
     
     Так, по итогам 2008 года должна представляться налоговая декларация по земельному налогу по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н.
     
     В этой связи организациям следует обратить внимание на то, что в налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (начиная с представления налоговой декларации за 2007 год), направляемой крупнейшим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, указываются реквизиты (КПП, наименование налогового органа и его код) по месту уплаты земельного налога (то есть по месту нахождения земельного участка), а код по месту представления - по месту учета крупнейшего налогоплательщика.
     
     Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2008 года, регистр. N 12403) утверждены новые формы налоговой декларации и налогового расчета по анвансовым платежам по земельному налогу. Поэтому приказ Минфина России от 23.09.2005 N 124н утрачивает силу. Новые формы отчетности должны применяться в 2009 году и вводятся с представления расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за I квартал 2009 года.
     
     Рассмотрим, что же нового в новых формах налоговой отчетности по земельному налогу.
     
     Существенные изменения претерпел титульный лист, в котором отдельные показатели заполняются по кодам, выбираемым из соответствующих приложений, например код налогового органа, в который представляется налоговая декларация (расчет), код места представления налоговой декларации (расчета) по месту нахождения (учета).
     
     По коду строки "Отчетный период (код)" в титульном листе Расчета по авансовым платежам по земельному налогу указываются коды отчетных периодов, которые соответствуют I, II и III кварталу.
     
     Кроме того, в Порядках заполнения налоговой декларации (расчета) предусмотрены особенности заполнения налоговой декларации крупнейшими налогоплательщиками. Несмотря на то что налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу по всем земельным участкам представляются в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, в титульном листе налоговой декларации (расчета) приводятся реквизиты (КПП, код налогового органа) по месту уплаты земельного налога, то есть по месту нахождения земельного участка. Что же касается места представления налоговой декларации, то по строке "по месту нахождения (учета) (код)" отражается код 213 "по месту учета крупнейшего налогоплательщика".
     
     Внесены также изменения в Раздел 2 налоговой декларации по земельному налогу, которые в основном связаны с внесением поправок в главу 31 НК РФ:
     
     - предусмотрен код строки 010 "Код бюджетной классификации" (КБК) в целях упрощения порядка формирования строк 030 и 040 Раздела 1 по соответствующим кодам КБК;
     
     - код строки 040, который используется при применении повышающих коэффициентов при исчислении налога по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства, поменял название "Период строительства", поскольку с 1 января 2008 года период строительства для земельных участков, приобретенных с 1 января 2008 года, начинается с даты государственной регистрации прав на земельный участок;
     
     - код строки 050 "Кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка" дополнен показателем доли кадастровой стоимости, которая используется в случае, если земельный участок с одним кадастровым номером находится на территории нескольких муниципальных образований.
     
 П.С. Лещинер
     
     На территории (земле), принадлежащей религиозной организации, находится животноводческая ферма. Вправе ли данная организация применять льготы по земельному налогу в отношении фермы?
     
     В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
     
     В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
     
     Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться (в том числе и религиозными организациями) для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
     
     На основании п. 4 ст. 395 НК РФ религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
     
     Действие п. 4 ст. 395 НК РФ не распространяется на земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве собственности, поскольку такие земельные участки предоставляются только для нужд сельского хозяйства и не могут использоваться в иных целях.
     
     Учитывая вышеизложенное, животноводческая ферма является сооружением, используемым для производства сельскохозяйственной продукции и не может быть отнесена к строениям благотворительного либо религиозного назначения.