Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как определить статус налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц


Как определить статус налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц

     
     В.М. Акимова,
государственный советник налоговой службы III ранга
     

1. Общие положения

     
     Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Так, налог на доходы физических лиц уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками из числа:
     
     - физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в отношении доходов, полученных от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации;
     
     - физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Прежде чем исчислить и уплатить налог, сначала должен быть уточнен статус налогоплательщика: является он налоговым резидентом или является нерезидентом. Ведь в зависимости от вида полученного налогоплательщиком дохода налог исчисляется с применением различных налоговых ставок.
     
     Например, в отношении доходов, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговые ставки установлены в размере 9, 13 и 35%, которые применяются для исчисления налога в зависимости от вида полученного дохода. Что касается лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, то для исчисления налога в отношении полученных ими доходов применяются два размера налоговой ставки - 30 и 15%, причем ставка 15% применяется только для исчисления налога с полученных нерезидентами дивидендов; в отношении остальных доходов налог исчисляется по ставке 30%.
     
     При налогообложении доходов, полученных от российского источника нерезидентами, наряду с нормами российского налогового законодательства учитываются положения международных договоров об избежании двойного налогообложения, в которых также устанавливаются правила налогообложения отдельных видов доходов, налоговые льготы и налоговые ставки. Если международным договором установлены правила налогообложения доходов, полученных налогоплательщиками, отличные от правил, предусмотренных российским налоговым законодательством, то применяются правила таких международных договоров.
     

2. Определение понятий "налоговые резиденты" и "налоговые нерезиденты"

     
     Понятие "налоговые резиденты" приводится в ст. 207 НК РФ, новая редакция которой введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступила в силу с 1 января 2007 года и в соответствии с которой налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации.
     
     Так, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     Отметим, что количество дней, в течение которых физическое лицо находится на территории Российской Федерации, должно определяться с учетом положений ст. 6.1 НК РФ, в которой предусмотрено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Поэтому первым днем фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации считается день, следующий за календарной датой, являющейся днем прибытия данного лица в Российскую Федерацию. День отъезда физического лица за пределы Российской Федерации включается в количество дней его фактического нахождения в Российской Федерации.
     
     183 дня пребывания в Российской Федерации исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     Если налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, то период его нахождения в Российской Федерации не прерывается на периоды выезда за пределы Российской Федерации для этих целей на вышеуказанный срок. Если период лечения или обучения за пределами Российской Федерации превысит шесть месяцев, то он не должен включаться в количество дней пребывания в Российской Федерации.
     
     Налоговый статус налогоплательщика устанавливается на дату выплаты дохода и уточняется:
     

     - для иностранного гражданина (лица без гражданства), не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, - на дату фактического завершения пребывания на территории Российской Федерации в календарном году;
     
     - для гражданина Российской Федерации (лица без гражданства), имеющего постоянное место жительства в Российской Федерации, - на дату отъезда за пределы Российской Федерации в календарном году;
     
     - для российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства - на дату, следующую после истечения 183 календарных дней пребывания в Российской Федерации в течение следующих подряд 12 месяцев.
     
     Перерасчет налоговой базы и сумм налога в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода. Если в результате такого перерасчета образуются суммы переплаты налога, их зачет или возврат осуществляется в порядке, установленном ст. 78 и 231 НК РФ. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10.12.2007 N 03-04-06-01/435 и от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162.
     
     При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь от российских источников, применяются несколько иные правила. Например, в письме Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" изложена позиция, согласно которой к потенциальным налоговым резидентам Российской Федерации следует относить граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории Российской Федерации в связи с заключением долгосрочного трудового договора с российской организацией - работодателем, и при налогообложении доходов таких граждан с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации применяется налоговая ставка 13%. В то же время в случае расторжения долгосрочного трудового договора с гражданами Республики Беларусь в течение первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации производится перерасчет налоговой базы и суммы налога с полученного заработка по ставке в размере 30%, установленной для налогообложения лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Рассмотрим порядок определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации на следующем примере.
     

     Пример 1.
     
     Гражданин Российской Федерации в 2007 году получил доходы от российских источников и от источников, находящихся за пределами Российской Федерации.
     
     В этом году он неоднократно выезжал в деловые поездки за пределы Российской Федерации: 1 марта уехал в Германию и возвратился в Российскую Федерацию 20 апреля; 15 августа уехал в США и вернулся в Российскую Федерацию 14 сентября. 20 декабря он также уехал на отдых в Турцию и возвратился в Российскую Федерацию 20 января 2008 года.
     
     Налоговый статус налогоплательщика определяется исходя из количества дней пребывания в этом налоговом периоде на территории Российской Федерации. При этом 1 марта, 15 августа и 20 декабря включаются в общее количество дней, в течение которых налогоплательщик находился на территории Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик находился в 2007 году за пределами Российской Федерации 90 дней (со 2 марта по 20 апреля, с 16 августа по 14 сентября, с 21 декабря по 31 декабря). Общее количество дней его пребывания в Российской Федерации в 2007 году составило 275 дней (365 дн. - 90 дн.).
     
     Поскольку налогоплательщик находился в 2007 году в Российской Федерации более 183 дней, то он признается налоговым резидентом Российской Федерации и с полученных им в 2007 году доходов уплачивает налог в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     В то же время в отношении некоторых категорий налогоплательщиков не имеет значения для налогообложения полученных ими доходов количество дней их пребывания за пределами Российской Федерации. Так, согласно п. 3 ст. 207 НК РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
     
     Соответственно период нахождения налогоплательщика в Российской Федерации должен им документально подтверждаться. Например, документами, подтверждающими время пребывания физического лица на территории Российской Федерации, являются справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени, миграционные карты, заграничный паспорт с отметками о датах пересечения границы Российской Федерации и т.д.
     
     Но у некоторых налогоплательщиков могут возникнуть затруднения с подтверждением времени нахождения на территории Российской Федерации. Например, каким документом может подтверждаться время нахождения на территории Российской Федерации, если налогоплательщик за пределы Российской Федерации не выезжает, заграничного паспорта не имеет и по найму не работает? При этом налогоплательщик получает доходы, подлежащие обложению налогом в Российской Федерации. По нашему мнению, таким документом является удостоверяющий личность налогоплательщика документ, в котором имеются сведения о его гражданстве и соответственно сведения о месте его жительства. Если в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика, отсутствует информация о месте жительства, то налогоплательщик должен представить справку о месте жительства в Российской Федерации, выданную соответствующим уполномоченным органом.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что определение налогового статуса физического лица исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации российским налоговым законодательством не предусматривается. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 31.05.2007 N 03-04-06-01/170.
     

3. Источники доходов

     
     Для того чтобы выяснить, должно ли физическое лицо уплачивать с полученных доходов налог на доходы физических лиц в Российской Федерации, необходимо определить, к какому источнику относится полученный доход.
     
     На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения в Российской Федерации признаются доходы, полученные:
     
     - от источников в Российской Федерации - для физических лиц, как являющихся, так и не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
     
     - от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     При этом отнесение источника дохода к российскому или иностранному источнику осуществляется с учетом положений ст. 208 НК РФ. Например, если налогоплательщик выполняет трудовые обязанности на территории Российской Федерации и его работодателем является российская организация, то полученные им доходы за выполненные работы относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Если же налогоплательщик выполняет работы на территории иностранного государства, то полученные им доходы от работы на территории иностранного государства признаются доходами от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Пример 2.
     
     Российский гражданин заключил трудовой договор с российской организацией на выполнение работы на территории Российской Федерации в период с 4 октября 2007 года по 4 октября 2009 года, однако проработал он в этой организации по 11 июня 2008 года. 12 июня 2008 года российский гражданин выехал за пределы Российской Федерации, и до 2010 года он должен был работать в иностранной компании за пределами Российской Федерации.
     
     В 2007 году с полученного российским гражданином заработка в российской организации налог уплачивался по ставке 13%, так как налогоплательщик являлся в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы, полученные им от работы в российской организации, являются доходами от российского источника.
     
     В 2008 году налогоплательщик не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как продолжительность его пребывания на территории Российской Федерации составила в этом налоговом периоде 164 дня (с 1 января по 12 июня). Доход, полученный от работы в российской организации, признается доходом, полученным от источника в Российской Федерации. С начала 2008 года бухгалтерия российской организации с выплачиваемого этому работнику заработка исчисляла и удерживала налог по ставке 13%. Однако при увольнении работника в связи с его выездом за пределы Российской Федерации бухгалтерия производит уточнение статуса налогоплательщика исходя из фактического количества дней пребывания на территории Российской Федерации в 2008 году на момент увольнения и производит перерасчет налога по ставке 30%.
     
     В данном случае перерасчет налога по ставке, установленной для налогообложения доходов нерезидентов, производится в июне 2008 года, а не по его окончании, поскольку уже известно, что статус налогового резидента у налогоплательщика уже утрачен.
     
     В бюджетную систему Российской Федерации налог уплачивается налогоплательщиком только с доходов, полученных от российского источника. Доход, полученный от работы в иностранной компании, признается доходом, полученным от источника за пределами Российской Федерации, и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством государства, резидентом которого будет являться налогоплательщик в 2008 и 2009 годах.
     
     Если договором об избежании двойного налогообложения с государством, налоговым резидентом которого будет в 2008 году данный налогоплательщик, установлено, что полученные им доходы, в том числе от российского источника, подлежат налогообложению в этом иностранном государстве, то применяются правила такого договора.
     
     В некоторых случаях доходы налогоплательщика признаются полученными от российского источника независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этого налогоплательщика обязанности или откуда выплачивались ему эти доходы. Так, вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации, являющейся налоговым резидентом Российской организации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты вышеуказанных вознаграждений.
     
     В случае затруднений с определением источника дохода решение об отнесении дохода к российскому источнику либо источнику за пределами Российской Федерации принимается уполномоченным на то органом, которым в Российской Федерации является Минфин России.
     

4. Исчисление и уплата налога

     
     Существуют два способа исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц - у источника выплаты дохода и на основании налоговой декларации.
     
     При первом способе ведение учета доходов, расчет налоговой базы и сумм налога, а также удержание налога с доходов налогоплательщика и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации производятся источниками выплаты доходов, которые именуются налоговыми агентами.
     
     При втором способе уже сам налогоплательщик ведет учет полученных им доходов, определяет налоговую базу и сумму налога. Он также самостоятельно уплачивает исчисленный им налог. В этом случае налогоплательщик должен задекларировать полученный доход, представив в налоговый орган по итогам налогового периода, в котором он получил доходы, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц. Налогоплательщик должен указать в этой декларации полученные им доходы, исчислить налоговую базу и сумму налога, определить сумму налога, подлежащую уплате (доплате), и сумму налога, подлежащую возврату или зачету. Налогоплательщик прилагает к налоговой декларации документы, подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента, исходя из количества дней его пребывания в этом налоговом периоде на территории Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от налоговых агентов, статус налогоплательщика устанавливается для исчисления налоговой базы и суммы налога в следующем порядке:
     
     - с начала налогового периода налоговый статус налогоплательщика определяется ежемесячно исходя из количества дней пребывания в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщиком получен доход;
     
     - затем налоговый статус уточняется на дату, когда уже стало известно, что в этом налоговом периоде количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации составило 183 дня и более.
     
     Пример 3.
     
     Иностранный гражданин приехал из Латвии на работу в Российскую Федерацию по приглашению российской организации 1 января 2007 года. В российской организации этот налогоплательщик работал с 5 января по 31 декабря 2007 года и выехал за пределы Российской Федерации 31 декабря 2007 года. Заработная плата выплачивалась ему в российской организации ежемесячно в сумме 50 000 руб. Дни выплаты заработной платы в организации: 20-го числа - за первую половину месяца, 5-го числа - за вторую половину месяца.
     
     В данном случае иностранный гражданин являлся в 2007 году налоговым резидентом Российской Федерации, так как в этом году общая продолжительность его пребывания в Российской Федерации составила более 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев (с 6 января по 31 декабря 2007 года). Доход от работы по найму на территории Российской Федерации признается доходом от российского источника на основании подпункта 1 п. 1 ст. 208 НК РФ. В связи с этим налог с доходов 2007 года исчислялся и уплачивался в соответствии с положениями главы 23 НК РФ в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     С учетом положений п. 2 ст. 207 НК РФ в российской организации налоговый статус налогоплательщика, налоговая база и сумма налога определялись в следующем порядке.
     
     Январь. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 февраля 2006 года по 31 января 2007 года. В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 26 дней. Налоговая база определялась в сумме 50 000 руб. без предоставления налоговых вычетов. Налог исчислялся по ставке 30%. Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину января.
     
     Февраль. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 марта 2006 года по 28 февраля 2007 года. В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 54 дня. Налоговая база определялась в сумме 50 000 руб. без предоставления налоговых вычетов. Налог исчислялся по ставке 30% . Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину февраля.
     
     Март. Для определения количества дней пребывания на территории Российской Федерации принимался период с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года. В этот период налогоплательщик находился в Российской Федерации 85 дней. Налоговая база определялась в сумме 50 000 руб. без предоставления налоговых вычетов. Налог исчислялся по ставке 30%. Сумма налога удерживалась при выплате заработка за вторую половину марта.
     
     В аналогичном порядке определялись статус налогоплательщика, налоговая база и сумма налога за последующие месяцы 2007 года, включая июнь. Статус налогового резидента Российской Федерации налогоплательщик приобрел только 7 июля 2007 года, поскольку в этот день наступил 183-й день его пребывания в Российской Федерации.
     
     В этот день налогоплательщик должен был подать в бухгалтерию организации заявление о проведении перерасчета суммы налога с начала 2007 год в связи с приобретением им статуса налогового резидента Российской Федерации.
     
     Бухгалтерия организации с учетом уточненного статуса налогоплательщика в августе произвела перерасчет суммы налога в отношении доходов, полученных с начала 2007 года, по налоговой ставке 13%. В оставшиеся месяцы 2007 года налог также исчислялся и удерживался по налоговой ставке 13%.
     
     Если же количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в конкретном налоговом периоде по итогам этого налогового периода составит менее 183 дней, такой налогоплательщик не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     Пример 4.
     
     Российский гражданин работал в российской организации по найму на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года по 11 июня 2008 года. На территории Российской Федерации он находился в течение всего 2007 года, а в 2008 году - с 1 января по 12 июня. 12 июня 2008 года он выехал за пределы Российской Федерации в связи с переводом на работу в иностранное представительство российской организации, находящееся в иностранном государстве, где он работал до 1 декабря 2009 года. Вернулся он в Российскую Федерацию 1 декабря 2009 года.
     
     В 2007 году данный налогоплательщик являлся налоговым резидентом Российской Федерации, и соответственно налог с полученного им заработка уплачивался в соответствии с главой 23 НК РФ в бюджетную систему Российской Федерации по налоговой ставке 13%.
     
     В 2008 году бухгалтерия российской организации исчисляла и удерживала налог по ставке 13%. При окончательном расчете за период работы в этой организации с 1 января по 11 июня 2008 года бухгалтерия произвела перерасчет налога по ставке 30% с доходов, полученных с начала 2008 года. Доход, полученный за выполнение работы в российской организации, относился к российскому источнику, и поэтому налог уплачивался с этого дохода в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Заработок за период с 12 июня по 31 декабря 2008 года и с 1 января по 30 ноября 2009 года подлежит налогообложению в соответствии с законодательством страны пребывания, поскольку доходы от выполнения работы на территории иностранного государства относятся к доходам от источника за пределами Российской Федерации.
     
     Если договором об избежании двойного налогообложения с государством, налоговым резидентом которого налогоплательщик является в 2008 году, предусмотрено, что налог с дохода от российского источника должен уплачиваться только в иностранном государстве, то налогоплательщик должен представить в российский налоговый орган соответствующее подтверждение от уполномоченного органа иностранного государства, в котором должно быть указано, что налогоплательщик является налоговым резидентом иностранного государства и в отношении данного вида дохода налог должен уплачиваться только в этом иностранном государстве со ссылкой на норму, содержащуюся в международном договоре. Кроме такого подтверждения, налогоплательщик должен представить заявление о возврате налога, уплаченного им в 2008 году в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Таким образом, в 2008 и 2009 годах налогоплательщик не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как продолжительность его пребывания на территории Российской Федерации в каждом налоговом периоде - менее 183 дней. При этом общее количество дней пребывания в Российской Федерации в течение трех налоговых периодов (2007, 2008 и 2009 годов) не учитывается.
     
     Для целей налогообложения доходов физических лиц должны учитываться следующие правила.
     
     Во-первых, в случае получения доходов налоговыми резидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации уплаченный с таких доходов налог в иностранном государстве подлежит зачету в Российской Федерации. Однако зачет налога допускается в случае, если такое правило содержится в международных договорах. При этом налогоплательщики (за исключением российских военнослужащих) обязаны по окончании налогового периода подать в налоговый орган налоговую декларацию, в которой они должны отразить доходы, полученные от всех источников.
     
     Во-вторых, налоговая база по доходам, полученным нерезидентами от источников в Российской Федерации, определяется без учета налоговых вычетов, установленных ст. 218-221 НК РФ. Налог исчисляется по ставкам, определенным в главе 23 НК РФ. Если международным договором, заключенным Российской Федерацией с иностранным государством, налоговым резидентом которого является налогоплательщик, установлены иные правила налогообложения полученных доходов от источников в Российской Федерации, то применяются правила такого договора.
     
     В-третьих, в Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы, полученные нерезидентами от источников за пределами Российской Федерации.
     
     В-четвертых, необходимо убедиться, что доход налогоплательщика не освобождается от налогообложения. Доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, приведены в ст. 212, 213, 213.1, 215, 217 НК РФ. Налоговые освобождения для нерезидентов Российской Федерации в отношении полученных ими доходов от российских источников могут содержаться также в международных договорах об избежании двойного налогообложения.
     
     В-пятых, в международных договорах об избежании двойного налогообложения могут предусматриваться уплата налога с доходов от иностранного источника только в стране, резидентом которой является налогоплательщик, либо зачет налога, уплаченного им в иностранном государстве с доходов от иностранного источника.
     
     Рассмотрим порядок налогообложения доходов, полученных налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и за ее пределами, на следующем примере.
     
     Пример 5.
     
     Российский гражданин работал в 2007 и 2008 годах в представительстве российской организации, находящейся на территории иностранного государства. В 2007 году он не являлся налоговым резидентом Российской Федерации, поскольку в течение всего налогового периода он находился на территории данного иностранного государства. Российский гражданин вернулся в Российскую Федерацию 1 марта 2008 года в связи с переводом на работу из иностранного представительства в головной офис российской организации, находящийся в г. Москве. С 3 марта по 31 декабря 2008 года он выполняет трудовые обязанности в российской организации.
     
     С доходов 2007 года налогоплательщик уплачивал налог в том государстве, резидентом которого он являлся в этом налоговом периоде.
     
     С доходов 2008 года налог должен был уплачиваться в следующем порядке.
     
     За 2008 год налогоплательщик получил заработок в сумме 650 000 руб., в том числе за работу в иностранном представительстве - 150 000 руб.
     
     С доходов, полученных за работу в иностранном представительстве, налог был уплачен в иностранном государстве. В международном договоре предусмотрена возможность зачета налога, уплаченного в иностранном государстве с доходов от источника в этом государстве, при исчислении налога в Российской Федерации.
     
     По итогам 2008 года налогоплательщик является налоговым резидентом Российской Федерации, так как общая продолжительность его пребывания на территории Российской Федерации превышает 183 дня.
     
     В соответствии с российским налоговым законодательством бухгалтерия российской организации осуществляет в 2008 году исчисление налога с доходов, причитающихся к выплате работнику за период его работы в головном офисе. Для расчета налоговой базы и суммы налога принимается только заработок в сумме 500 000 руб. за период с 3 марта по 31 декабря 2008 года.
     
     В 2008 году бухгалтерией организации налоговый статус этого работника определяется исходя из периода нахождения в Российской Федерации, начинающегося с 2007 года. Поэтому с заработков марта - июля 2008 года налог должен был исчисляться и удерживаться по ставке 30%. Этот налогоплательщик приобрел статус налогового резидента в 2008 году только 31 августа. При выплате заработной платы за август сумма налога, исчисленного за предшествующие месяцы, должна была пересчитываться по ставке 13%. В дальнейшем налог должен был исчисляться и удерживаться бухгалтерией также по ставке 13%.
     
     Налогообложение доходов за работу в иностранном государстве, полученных от российской организации в 2007 и 2008 годах, должно было осуществляться в соответствии с положениями законодательства иностранного государства, на территории которого работником выполнялись трудовые обязанности. На основании ст. 208 НК РФ такие доходы не признаются доходами от российского источника, если даже их выплачивает российская компания.
     
     По окончании 2008 года этот налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию по месту жительства в Российской Федерации налоговую декларацию, в которой он должен указать полученные им в этом налоговом периоде доходы как от российского, так и от иностранного источника. Налог с полученных в 2008 году доходов должен был исчисляться по ставке 13% и составил 84 500 руб. (650 000 руб. х 0,13).
     
     Сумма налога, уплаченного в иностранном государстве с доходов 2008 года, принимается к зачету в уплату налога в бюджетную систему Российской Федерации, но в пределах той суммы, которая была бы уплачена в Российской Федерации. Предположим, что в иностранном государстве налогоплательщик с доходов 2008 года в сумме 150 000 руб. уплатил налог, который в пересчете в рубли составил 30 000 руб. Однако к зачету он сможет принять сумму налога, равную 19 500 руб., то есть сумму, которую бы он уплатил в Российской Федерации с этого дохода по налоговой ставке 13%. Однако для проведения такого зачета налогоплательщик должен представить соответствующее подтверждение от компетентного органа иностранного государства.
     
     Если международным договором об избежании двойного налогообложения, например, предусмотрено, что налог с доходов, полученных налоговыми резидентами этого государства, уплачивается только в этом государстве независимо от источника их получения, то налогоплательщик должен будет представить подтверждение от компетентного органа иностранного государства о том, что он является налоговым резидентом этого государства и налог с полученных доходов от российского источника подлежит обложению в этом иностранном государстве.
     
     На основании ст. 232 НК РФ подтверждение от компетентного органа иностранного государства должно представляться в российский налоговый орган либо до уплаты налога, либо после его уплаты. Если такое подтверждение будет представлено после уплаты налога, то сумма уплаченного в бюджетную систему Российской Федерации налога подлежит возврату налогоплательщику.