Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов


О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов

     
     Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента организации составления и
исполнения федерального бюджета Минфина России
     
     25 августа 2008 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - проект бюджета). Особенно острые споры развернулись вокруг расходных статей проекта бюджета. Однако и его доходная часть критиковались специалистами.

     

Суть вопроса

     
     Прогноз доходов проекта бюджета составлен на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год, а также уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
     
     В табл. 1 приведены основные макроэкономические показатели на 2008 год и на период до 2011 года, учтенные при формировании доходной части проекта бюджета.
     

    Таблица 1


Прогноз основных макроэкономических параметров на 2009-2011 годы

     

Показатели

2008

2009

2010

2011


 

Закон *1

Ожидаемое

Закон*

Прогноз

Закон*

Прогноз

Прогноз

Цены на нефть марки Urals, долл. США/ барр.

92

112

78

95

74

90

88

Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года, %

109-110,5

110,5-111,8

106-107,5

107,5-108,5

105-107

105,5-107

105-106,8

Внутренний валовой продукт (ВВП), объем, млрд руб.

42 240,0

44 056,0

48 620,0

51 475,0

55 690,0

59 146,0

67 610,0

Темп роста ВВП к предыдущему году, %

107,6

107,8

106,6

106,7

106,5

106,6

106,2

Курс доллара США, руб./ долл. США

23,9

23,8

24,9

24,7

26,2

26,0

27,3

_____
 *1 Параметры, учтенные при формировании федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 122-ФЗ).

               

     Кроме этого, при расчете объема доходов федерального бюджета учитывались принятые в 2008 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетное законодательство, вступающие в действие с 1 января 2009 года, а именно:
     
     - включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, и исключение из сумм, облагаемых налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения (Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", далее - Закон N 158-ФЗ);
     
     - увеличение для целей налогообложения прибыли размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда (Закон N 158-ФЗ);
     
     - установление повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли (Закон N 158-ФЗ);
     

     - повышение - с 9 до 15 долл. США - не облагаемой налогом на добычу полезных ископаемых минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента Кц, установленного п. 3 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), (Закон N 158-ФЗ);
     
     - изменение ставок акцизов по подакцизным товарам (Федеральный закон от 22.07.2008 N 142-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
     
     Кроме этого, при формировании объема доходов федерального бюджета были учтены изменения бюджетного законодательства в части изменения норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)  с 70 до 20%, а также норматива зачисления доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов по внутренним водным объектам со 100 до 20%.
     
     В табл. 2 приведена оценка изменений доходной базы федерального бюджета в 2009-2011 годах в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства.
     

    Таблица 2

     

Оценка изменений доходной базы федерального бюджета в 2009-2011 годах в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства       


(млн руб.)

N п/п


 

2009 год

2010 год

2011 год


 

Изменение законодательства, всего

-92 031,7

7753,5

31 169,7


 

% к ВВП

-0,179%

0,013%

0,046%


 

ВВП, млн руб.

51 475 000

59 146 000

67 610 000


 

1

Изменение налогового законодательства, всего

-90 807,7

7753,5

31 169,7


 

 % к ВВП

-0,176%

0,013%

0,046%

1.1

Налог на прибыль:

-4838,4


 


 


 

увеличение размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда

-4016,9


 


 


 

применение повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки

-505,9


 


 


 

увеличение расходов в связи с возмещением организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения

-315,6


 


 

1.2

Налог на добычу полезных ископаемых:

-89 269,3


 


 


 

снижение ставки налога на нефть за счет повышения необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента Кц, установленного п. 3 ст. 342 НК РФ, с 9 до 15 долл. США

-89 269,3


 


 

1.3

Акцизы

3300,0

7753,5

31 169,7

1.3.1

Индексация специфических ставок акцизов:

3300,0

7753,5

20 090,5


 

- по товарам, производимым на территории Российской Федерации

2286,7

5006,4

14 991,2


 

из них:


 


 


 


 

 по спирту и спиртосодержащей продукции

169,2

408,6

617,1


 

 по табачным изделиям

1860,2

2443,3

4006,1


 

 по легковым автомобилям

257,3

837,7

1600,2


 

 по автомобильному бензину


 


 

5197,9


 

 по бензину прямогонному


 

1316,8

346,8


 

 по дизельному топливу


 


 

3133,9


 

 по маслам для дизельных (карбюраторных) двигателей


 


 

89,2


 

- по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации

1013,3

2747,1

5099,3

1.3.2

Индексация ставок на табачные изделия (сверх сумм, определяемых индексацией в меру роста инфляции)


 


 

11 079,2

2

Изменение бюджетного законодательства, всего

-1224,0


 


 


 

% к ВВП

-0,002%


 


 

2.1

Изменение нормативов распределения налогов по уровням бюджетной системы:

-1224,0


 


 


 

доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

-1160,0


 


 


 

доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

-64,0


 


 

     

Правовые основания для разработки проекта бюджета

     Проект бюджета подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Россий-ской Федерации (БК РФ), а также согласно Положению о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010.
     
     В соответствии с законодательно установленным принципом "скользящей трехлетки" (п. 4 ст. 184.1, п. 2 и 3 ст. 192 БК РФ) проект бюджета предусматривает увеличение или сокращение утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы с утверждением законопроектом значений ее показателей на 2011 год, а также уточнение утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей, являющихся предметом рассмотрения законопроекта в первом и во втором чтениях (установленных соответственно п. 2 ст. 199 и п. 2 ст. 205 БК РФ), на 2009 и 2010 годы и их значений на 2011 год.
     
     Общие требования к структуре и содержанию закона (решения) о бюджете установлены ст. 184.1 БК РФ, которые применительно к федеральному бюджету конкретизированы и дополнены ст. 199 и 205 настоящего Кодекса.
     

     Пунктом 1 ст. 184.1 БК РФ определен перечень основных характеристик бюджета, утверждаемых законом (решением) о бюджете (объем доходов, расходов, профицита или дефицита бюджета). Пункт 2 ст. 199 БК РФ применительно к федеральному бюджету дополняет этот перечень показателями объема нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта и нормативной величиной Резервного фонда, подлежащими в соответствии с требованиями, установленными главой 13.2 "Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" БК РФ, ежегодному утверждению федеральным законом о федеральном бюджете.
     

Общая характеристика доходных источников бюджета 2009-2011 годов

     
     В 2009 году прогнозируются:
     
     - доходы федерального бюджета - в сумме 10 927 137,7 млн руб. (21,23% к ВВП);
     
     - нефтегазовые доходы федерального бюджета - в сумме 4 692 509,6 млн руб. (9,12% к ВВП);
     
     - ненефтегазовые доходы федерального бюджета - в сумме 6 234 628,1 млн руб. (12,11% к ВВП).
     
     В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 6 331 985,4 млн руб. (12,30% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 4 595 152,3 млн руб. (8,93% к ВВП).
     
     По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2008 году прогнозируемые в 2009 году доходы увеличатся на 1 029 986,9 млн руб. Эти данные приведены в табл. 3.
     

    Таблица 3

     

Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2009 год с оценкой ожидаемого исполнения 2008 года

     


 

Оценка 2008 года

Прогноз 2009 года

Отклонение прогноза 2009 года от оценки 2008 года

ВВП

44 056 000

51 475 000

7 419 000

Всего доходов

9 897 150,8

10 927 137,7

1 029 986,9

в % к ВВП

22,46

21,23

-1,2

Нефтегазовые доходы

4 944 556,9

4 692 509,6

-252 047,3

в % к ВВП

11,22

9,12

-2,1

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

4 952 593,1

6 234 628,1

1 282 035,0

в % к ВВП

11,24

12,11

0,9

     

     Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2009 год, приведены в табл. 4.
     

    Таблица 4

     

Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2009 год по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2008 году

     

Оценка доходов федерального бюджета на 2008 год

9 897 150,8

Прогноз доходов федерального бюджета на 2009 год

10 927 137,7

Отклонение

1 029 986,9

Из них:


 

Макроэкономические показатели (всего)

822 112,6

 из них:


 

 увеличение объема ВВП

520 151,2

 изменение объемов экспорта и прочих объемных показателей

297 129,6

 изменение объемов импорта

259 513,5

 увеличение курса доллара США по отношению к рублю

140 112,1

 изменение экспортных цен на газ природный

76 201,1

 изменение цены на нефть марки "Юралс"

-470 994,9

Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями

207 874,3

          

     Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 822 112,6 млн руб.
     
     Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями, увеличат прогноз доходов на 207 874,3 млн руб.:
     
     - на увеличение доходов федерального бюджета в 2009 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года оказало влияние введение квартального порядка уплаты НДС в 2008 году. Поступления НДС в 2009 году за все четыре квартала (в 2008 году в связи с введением квартального порядка уплаты налога поступили платежи только трех кварталов и одного месяца) приведут к увеличению доходов на 312 899,0 млн руб.;
     
     - изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в действие с 1 января 2009 года, приведут к снижению доходов на 92 031,7 млн руб.;
     
     - прочие факторы уменьшат прогноз поступлений доходов в 2009 году на 12 993,0 млн руб. (в размере 19 235,96 млн руб. - с учетом введения в проект закона п. 8, 11 и 12 ст. 5), предусматривающих перечисление в доход федерального бюджета:
     
     средств от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении; от реализации продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении военно-технического сотрудничества; от реализации в установленном порядке земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, а также средств от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера;
     
     средств, полученных организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники;
     
     средств, получаемых Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов).
     
     В 2010 году прогнозируются:
     

     - доходы федерального бюджета - в сумме 11 733 612,3 млн руб. (19,84% к ВВП);
     
     - нефтегазовые доходы федерального бюджета - в сумме 4 526 198,4 млн руб. (7,65% к ВВП);
     
     - ненефтегазовые доходы федерального бюджета - в сумме 7 207 413,9 млн руб. (12,19% к ВВП).
     
     В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 7 143 943,5 млн руб. (12,08% к ВВП), неналоговых доходов - 4 589 668,8 млн руб. (7,76% к ВВП).
     
     В 2011 году прогнозируются:
     
     - доходы федерального бюджета - в сумме 12 838 964,1 млн руб. (18,99% к ВВП);
     
     - нефтегазовые доходы федерального бюджета - в сумме 4 637 479,8 млн руб. (6,86% к ВВП);
     
&nbs