Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ МИД России от 26.05.2008 N 6093


Приказ МИД России

от 26 мая 2008 г. N 6093

"Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.
     
     Зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2008 года, регистр. N 11883
     

Комментарий

     
     М.А. Климова
     
     Официальные документы, оформленные за рубежом, не могут применяться на территории другой страны, если они должным образом не легализованы. Такими документами могут быть нотариальные акты, официальные пометки (например, отметки о регистрации, визы, подтверждающие определенную дату, заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса, и т.д.).
     
     Консульская легализация документов заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на этих документах и актах и их соответствия законам государства пребывания.
     
     Ряд стран договорились об отмене консульской легализации в пользу проставления апостиля на вышеуказанных документах; заключена и действует Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года), к которой Российская Федерация присоединилась 3 мая 1992 года.
     
     Кроме того, Российская Федерация заключила с отдельными государствами соглашения, позволяющие отказаться от легализации документов, выданных в этих государствах и в Российской Федерации. Например, в настоящее время действуют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 года, Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 27.03.1997 "О взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств", протокол от 12.02.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия об утверждении порядка взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз и/или вывоз товаров и т.д. В силу этих соглашений не требуется подтверждение подлинности документов, на которые они распространяются для применения их в странах, ратифицировавших соглашения.
     
     В то же время для применения в Российской Федерации все иностранные документы должны быть переведены на русский язык (чаще всего требуется нотариальный перевод), а по некоторым документам должна быть подтверждена их эквивалентность (как, например, производится нострификация большинства документов об образовании и ученых степенях).
     
     Аналогичные правила относительно иностранных документов применяются и в других государствах.
     
     В связи с необходимостью легализации российских официальных документов, используемых за границей, а также легализации иностранных документов для применения в Российской Федерации МИД России приказом от 26.05.2008 N 6093 утвердил Административный регламент исполнения государственной функции по консульской легализации документов (далее - Регламент), который действует с момента вступления в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования - 4 июля 2008 года в "Российской газете" N 143.
     
     Согласно Регламенту будет производиться легализация документов российского образца, требующих именно консульской легализации.
     
     Государственная функция по легализации документов на территории Российской Федерации осуществляется МИД России через Консульский департамент (департамент, где ведется прием заявителей, находится по адресу: г. Москва, 1-й Неопалимовский переулок, дом 12).
     
     Государственная функция по легализации документов на территории иностранных государств осуществляется российскими загранучреждениями.
     
     Специалисты департамента и загранучреждений МИД России консультируют граждан по вопросам консульской легализации документов путем размещения информации на стендах в департаменте, по телефону, электронной почте; информацию также можно найти на сайте МИД России.
     
     За консульскую легализацию документов взимается государственная пошлина в размере 100 руб. за каждый документ (подпункт 42 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). За данное действие взимаются также консульский и иные определенные действующим законодательством Российской Федерации сборы, если иное не предусмотрено международными договорами.
     
     Документы, предъявляемые для легализации, должны содержать обязательные реквизиты (номер, дата, подпись, печать), не иметь подчисток либо приписок; в них недопустимы зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, они не должны быть исполнены карандашом. Текст документа должен быть четким и ясным, а подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на документах, - отчетливыми. В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.
     
     При обращении в Консульский департамент МИД России заявитель должен представить следующие документы:
     
     - заявление установленного образца;
     
     - документ, удостоверяющий личность, а для юридических лиц - также доверенность на представление интересов юридического лица (предъявляется);
     
     - документ, выданный российскими организациями и учреждениями, подлежащий вывозу на территорию иностранного государства;
     
     - квитанцию об уплате государственной пошлины.
     
     Сотрудник, уполномоченный принимать документы, оформляет расписку о приеме документов и передает ее заявителю.
     
     Легализация документов должна быть произведена в течение 5-30 рабочих дней в зависимости от типа документа.
     
     В российские консульства за рубежом обращаются за легализацией документов иностранного образца со следующими документами:
     
     - заявление установленного образца;
     
     - документ, удостоверяющий личность, а для юридических лиц - также доверенность на представление интересов юридического лица (предъявляется);
     
     - документ, выданный при участии официальных органов власти иностранного государства и предназначенный для использования в Российской Федерации;
     
     - документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов.
     
     Срок исполнения государственной функции консульской легализации в загранучреждении составляет от 3 до 30 рабочих дней со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов в зависимости от типа документа.
     
     Исполнение государственной функции Консульским департаментом или российским консульством за рубежом включает следующие административные процедуры:
     
     - прием и регистрация документов;
     
     - установление отсутствия оснований для отказа в исполнении государственной функции, включая проверку соответствия имеющимся образцам подписи должностного лица и оттиска печати органа на официальном документе. Консульское учреждение должно располагать образцами необходимых подписей и печатей, а если их нет - незамедлительно запросить их в соответствующих государственных органах, у нотариуса, в образовательном учреждении и т.д.;
     
     - исполнение государственной функции (при отсутствии оснований для отказа в консульской легализации документа);
     
     - приостановление исполнения государственной функции (на период уточнения информации о документе, устранения недостатков документа, для подготовки отказа в легализации и т.д.);
     
     - отказ в исполнении государственной функции (при установлении оснований для отказа в консульской легализации документа);
     
     - выдача документов.
     
     В комментируемом Регламенте описан алгоритм выполнения каждого из вышеназванных действий с указанием времени, выделяемого на него.
     
     Исполнение консульской легализации российских документов сводится к совершению консульским работником на представленном официальном документе легализационной надписи, для чего используются два вида штампов, которые выполнены в форме прямоугольника размером 8 х 3 см. Заголовок штампов должен содержать текст о легализации документа либо о заверении подлинности предстоящей подписи.
     
     На подлинном документе проставляется штамп с текстом о его легализации, на копии документа или на справке, выданной сотрудником иностранного дипломатического представительства, - о заверении подлинности предстоящей подписи.
     
     Оттиск штампа проставляется на свободном от текста месте официального документа либо на его оборотной стороне и скрепляется гербовой печатью. В правом верхнем углу штампа наклеивается защитный голографический знак (голограмма).
     
     В оттиске штампа указываются дата легализации документа, фамилия и инициалы сотрудника, подписавшего документ, затем наклеивается голограмма.
     
     При легализации документов в российских консульствах за границей на документе, выданном при участии официальных властей государства пребывания и легализованном в уполномоченном на это государственном органе, проставляется штамп о заверении подлинности предстоящей подписи.
     
     На документе, оформленном российскими государственными органами и поступившем в
     
     загранучреждение дипломатическим путем, проставляется штамп о легализации.
     
     Оттиск штампа проставляется на свободном от текста месте официального документа, либо на его оборотной стороне, либо на отдельном листе бумаги, который скрепляется с документом.
     
     Документ с проставленным и заполненным штампом передается уполномоченному должностному лицу загранучреждения для подписания и проставления гербовой печати.
     
     Уполномоченное должностное лицо ставит подпись в штампе и в установленном порядке проставляет на нем гербовую печать, после чего документ возвращается консульскому должностному лицу.
     
     Исполнение консульской легализации приостанавливается:
     
     - если на документе отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов; должностное лицо уведомляет об этом заявителя и предлагает принять меры по устранению недостатков;
     
     - если подпись должностного лица и (или) оттиск печати на официальном документе, выданном при участии государственных органов страны пребывания, не соответствуют имеющимся в загранучреждении образцам;
     
     - если подписавшее документ должностное лицо не обладает полномочием на его подписание.
     
     Исполнение государственной функции по консульской легализации документов приостанавливается должностным лицом до момента устранения недостатков в представленных документах, но не более чем на 30 дней.
     
     В случае непредставления запрашиваемой информации по истечении 30 дней должностное лицо готовит проект отказа в исполнении государственной функции по консульской легализации документов.
     
     В исполнении консульской легализации может быть отказано:
     
     - если документы противоречат законодательству Российской Федерации или страны пребывания, или могут по своему содержанию нанести вред интересам Российской Федерации, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан, согласно Консульскому уставу;
     
     - если документ, поданный на легализацию в Консульский департамент МИД России, не предназначен для вывоза за границу в соответствии с Законом СССР от 24.06.1991 N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу". К таким документам относятся трудовые книжки, военные билеты, удостоверения личности (п. 60 Регламента).
     
     В случае отказа принятые на легализацию документы возвращаются заявителю.
     
     Отказ в консульской легализации документов может быть устным или письменным, причем по требованию заявителя отказ совершается в письменной форме. Срок подготовки письменного ответа и направления (вручения) его заявителю - до 30 дней (п. 63 Регламента).
     
     Раздел V Регламента определяет порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе консульской легализации документа:
     
     - заявитель (его представитель) вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, в МИД России или в судебные органы;
     
     - заявитель (его представитель) может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, действиях или бездействии должностных лиц МИД России, загранучреждений, о нарушении положений Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики на официальном сайте МИД России (www.mid.ru) и по электронной почте этого Министерства (ministry@mid.ru). В обращении заявителю следует указать фамилию, имя, отчество заявителя или наименование юридического лица, почтовый адрес его места жительства или места нахождения; наименование органа, фамилию, имя, отчество должностного лица (при наличии информации), решения, действия (бездействие) которого нарушают права и законные интересы заявителя; суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действий (бездействия); сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его обращения; личную подпись заявителя и дату. При желании за-явитель прилагает к письменному обращению документы и материалы, аргументирующие его жалобу, либо их копии. Ответ на анонимные жалобы не дается.
     
     Данное обращение должно быть рассмотрено в течение 33 дней со дня подачи. Срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем в письменной форме сообщается заявителю с указанием причин продления.
     
     Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица, а также принимаемые им решения при исполнении государственной функции в суд общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод (п. 108 Регламента).
     

     Если в результате рассмотрения обращение признано обоснованным, то соответствующим должностным лицом МИД России принимается решение об устранении недостатков, выявленных по результатам рассмотрения обращения.