Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральные законы от 22.07.2008 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", от 22.07.2008 N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 260 Уголовного..."


Федеральные законы

от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ

"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",

от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ

"О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"*1

     _____
     *1 Текст официальных документов не приводится.
     

Комментарий


В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации II класса
     

1. Общие положения

     
     В настоящее время действует Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс), вступивший в силу с начала 2007 года. Кроме собственно Лесного кодекса, лесная отрасль регулируется еще двумя законодательными актами, определяющими нормы переходного периода: это Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями) и прежний Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, отдельные положения которого остаются в силе до 1 января 2009 года.
     
     Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”" (далее - Закон N 143-ФЗ) внесены поправки в Лесной кодекс, направленные в том числе:
     
     - на защиту прав граждан в части общедоступности использования лесов;
     
     - на совершенствование порядка организации аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;
     
     - на уточнение порядка использования лесов для осуществления некоторых видов деятельности, в том числе в целях обеспечения рационального использования резервных лесов.
     
     Эти поправки обусловлены, видимо, назревшей необходимостью совершенствования законодательства с учетом фактического положения дел в лесной отрасли. Однако, по мнению многих экспертов, изменения российского лесного законодательства приобрели в последнее время чересчур частый характер.
     
     Так, за время, прошедшее после распада СССР, в Российской Федерации было принято три главных "лесных" закона, последовательно сменявших друг друга: Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесной кодекс 1997 года и Лесной кодекс 2006 года. При этом в вышеуказанные нормативные акты тоже довольно часто вносились серьезные поправки. Например, Лесной кодекс 1997 года изменялся за время своего существования 12 раз. В целом же обращает на себя внимание тот факт, что в вышеуказанный период времени не просто вносились изменения в действующие нормативные документы, а принимались каждый раз новые системные акты, существенно меняющие многие прежние подходы и принципы лесопользования.
     
     Невольно возникает вопрос о целесообразности принятия таких кардинальных изменений лесного законодательства за небольшой период времени.
     
     Вот что сказал по этому поводу заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства М.Д. Гиряев: "У меня есть Лесной закон, принятый в Российской империи в 1802 году. Объем - пять страничек. Последняя редакция Лесного закона в своде законов Российской империи была опубликована в 1905 году объемом 300 страниц. В каждую статью было внесено десяток и более изменений с указанием даты, а также кто и когда их вносил. Вот такая была система построения Лесного закона. А мы что сейчас имеем? В 1993 году принимаем Основы лесного законодательства, а уже в 1997 году их ликвидируем и принимаем Лесной кодекс. Затем вносим в него некие поправки. Потом снова отбрасываем весь закон и принимаем новый Лесной кодекс. В результате нет никакой преемственности в системе лесоуправления. Так не должно делаться в законодательстве".*1
     _____

     *1 Выступление на заседании "круглого стола" на тему "Лесной кодекс Российской Федерации: проблемы управления лесами в субъектах Российской Федерации" (Совет Федерации, декабрь 2007 года).
     
     Похожие мнения высказывали и другие непосредственные участники процесса разработки нового лесного законодательства.
     
     Учитывая вышеприведенное, прежде чем приступить к рассмотрению поправок, внесенных в нормативные акты, приведем ряд интересных, по нашему мнению, исторических сведений о создании и развитии нормативно-правовой базы по лесопользованию в разные периоды жизни страны, а также некоторые данные о состоянии лесных ресурсов Российской Федерации в настоящее время.
     
     Это позволит провести не только предметный анализ сделанных изменений лесного законодательства, но и высказать предположения о других возможных шагах в данном направлении.
     

2. Развитие лесного комплекса

     
     Согласно последним опубликованным статистическим данным российские леса расположены на 776,1 млн. га и содержат 82,1 млрд. м3 древесины. По запасам лесных ресурсов Россия уже не первое столетие занимает первое место в мире.
     
     Однако объемы лесозаготовок и выпуска лесной продукции еще не достигли в настоящее время уровня, какой имелся до распада СССР. Причин тому несколько. Это и высокие транспортные тарифы, и чрезмерная отдаленность лесоперерабатывающих предприятий от лесных запасов, и высокие цены на электроэнергию, и не стимулирующая производителей система налогообложения, и небольшие объемы инвестиций в лесной комплекс.
     
     Но это вовсе не означает, что необходимо любой ценой увеличивать темпы использования лесных ресурсов без проведения соответствующих мероприятий по их восстановлению.
     
     Напомним читателям журнала, что только дикий лес, сформировавшийся исключительно под воздействием сил природы, представляет собой саморегулирующуюся систему, способную не только к длительному самостоятельному поддержанию, но и к восстановлению после различных повреждений. Поэтому такой лес может неограниченно долго существовать без помощи человека. И хотя люди издревле использовали лес для заготовки древесины, их потребности в течение длительного времени были настолько малы по сравнению с естественной продуктивностью лесов, что незначительный урон, наносимый лесу рубкой отдельных деревьев или расчистками отдельных массивов под сельскохозяйственные угодья, быстро восстанавливался за счет действия естественных сил природы*1.
     _____
     *1 Моисеев Н.А. Лесное хозяйство России за 100 лет // Аналитический ежегодник "Россия в окружающем мире".- М., 2001 [издание Международного независимого эколого-политологического университета].
     
     В современную эпоху, когда резко возросли темпы использования леса, древесных и иных ресурсов уже не хватает для удовлетворения потребностей всех лесопользователей. Поэтому возникла необходимость в создании и совершенствовании регулятивных механизмов по использованию и восстановлению лесных ресурсов, в том числе через принятие соответствующих нормативных актов в этой сфере деятельности.
     

3. Экскурс в историю

     
     В Российской империи уже во времена царствования Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы и направленных, в первую очередь, на рациональное использование, охрану и воспроизводство лесов.
     
     Во время царствования Павла I был создан Лесной департамент при Министерстве земледелия и государственных имуществ. К 1913 году Лесной департамент Российской империи приносил в казну чистого дохода 64 млн тогдашних конвертируемых рублей, получаемых в основном за счет продажи государственного леса на корню лесопромышленникам. В мировом экспорте лесоматериалов Россия занимала первое место, заполняя 41% мирового рынка своей продукцией.
     
     Что касается периода первых годов советской власти, то первым актом лесного законодательства был Декрет ВЦИК от 27.05.1918 "Основной закон о лесах", регламентировавший использование и охрану лесов, национализированных на основании Декрета о земле, принятого в 1917 году. Затем в 1923 году сессия ВЦИК утвердила Лесной кодекс РСФСР. Следует также отметить принятие в 1929 году постановления ВЦИК и СНК РСФСР "Об охране лесов от пожаров", а в 1930 году - постановления Совета Труда и Обороны "О плане развития лесного хозяйства".
     
     В дальнейшем развитие лесного законодательства в СССР сначала шло по пути издания правовых актов по отдельным вопросам ведения лесного хозяйства и использования лесов и их охраны. Это делалось, главным образом, в форме постановлений Совмина СССР и правительств союзных республик вплоть до принятия 17.06.1977 Закона СССР "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик".
     
     Следует отметить, что в советское время эксплуатация лесных богатств значительно усилилась из-за огромных потребностей внутреннего рынка и необходимости зарабатывать валюту.
     

4. Изменения в порядке пользования лесными участками и реализации древесины

     
     Законом N 143-ФЗ в ст. 9 Лесного кодекса внесено изменение, в соответствии с которым право пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены не только гражданским и земельным законодательством, но и законодательством о концессионных соглашениях.
     
     В связи с этим напомним читателям журнала, что в 2008 году в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" были внесены изменения, предусматривающие, в частности, что при концессионном соглашении лесные участки могут предоставляться в пользование для строительства гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
     
     Участки леса предоставляются концессионеру на срок, который устанавливается соответствующим соглашением и не может превышать срок действия этого соглашения (см. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, в ред. от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
     
     Законом N 143-ФЗ в ст. 20 Лесного кодекса введена новая часть 3, в соответствии с которой порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса, устанавливается Правительством РФ.
     
     Напомним читателям журнала, что ст. 43-46 Лесного кодекса регулируется порядок использования лесов:
     
     - для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
     
     - для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
     
     - для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
     
     Необходимость предоставления Правительству РФ соответствующих полномочий по данному вопросу вызвана следующими обстоятельствами. Поскольку Лесным кодексом прежде не предусматривался порядок реализации древесины, полученной при осуществлении работ по геологическому изучению недр и других вышеуказанных работ, то полученная таким образом древесина не могла быть должным образом учтена, сохранена и вывезена с мест рубок. В результате она теряла товарное качество. При этом нарушались нормы пожарной и санитарной безопасности в лесах, не обеспечивалось поступление платы за вышеуказанную древесину в федеральный бюджет.
     
     С данным вопросом связаны также поправки, внесенные Законом N 143-ФЗ в ст. 74 Лесного кодекса, которые предоставляют возможность заключать без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случаях заготовки древесины на лесных участках, предоставленных для использования лесов в целях, указанных в ст. 43-46 Лесного кодекса (см. выше).
     

5. Изменения порядка пребывания в лесах граждан, обеспечения их безопасности и создания условий для проведения отдельных работ

     
     Законом N 143-ФЗ в ст. 11 Лесного кодекса внесено дополнение, в соответствии с которым лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением некоторых случаев. К этим случаям, в частности, относятся запрет или ограничение пребывания в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. Кроме того, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении различных работ в лесу.
     
     Комментируя новую норму, усиливающую предоставляемые Лесным кодексом гарантии обеспечения общедоступности лесов, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комарова отметила, что многие пользователи, получившие лесные участки в аренду для рекреационной деятельности, почему-то сами выдумали для себя несуществующие права и начали возводить заборы вокруг участков. Особенно заметно эта проблема коснулась крупных городов: люди привыкли отдыхать в таких лесах - и вдруг забор. В связи с этим законодатель вынужден был для тех, кто не способен адекватно трактовать нормы закона, буквально прописать в Лесном кодексе: заборы ставить запрещается*1.
     _____
     *1 Российская газета. - 2008. - 3 июля (N4698).
     
     Здесь же целесообразно отметить, что в соответствии с поправками, внесенными Законом N 143-ФЗ в Лесной кодекс, в лесах все-таки предусматривается установка некоторых дополнительных ограждений. Речь идет о новой части 3.1 ст. 105 "Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов" Лесного кодекса, где указано, что в целях охраны лесопарков допускается возведение ограждений на их территориях.
     
     Законом N 143-ФЗ внесены дополнения в ст. 43 (см. новую часть 3.1) и в ст. 45 (см. новую часть 2.2) Лесного кодекса, предусматривающие, что вырубка деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации:
     
     - объектов, связанных с выполнением в лесах ряда работ (геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых);
     
     - линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов).
     
     В отношении граждан речь идет в данном случае об установлении упрощенного порядка вырубки старых деревьев, представляющих очевидную опасность для людей. Что касается обеспечения проведения вышеупомянутых работ, то, по мнению экспертов, новая норма, с одной стороны, позволяет решить ряд проблем энергетиков и транспортников, а с другой - может стать основой для возникновения конфликтов между арендаторами, получившими смежные участки для использования в разных целях, например для эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины.
     

6. Изменения в порядке проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка

     
     В соответствии с новой редакций ст. 78 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
     
     Вышеуказанные дополнения (выделены подчеркиванием) в той или иной форме внесены и в другие статьи Лесного кодекса. Так, сведения о начальном размере арендной платы или о начальной цене заготавливаемой древесины должны теперь указываться в извещении о проведении аукциона и в иной документации об аукционе (см. новую редакцию п. 4 части 4 и п. 3 и 5 части 6 ст. 79 Лесного кодекса).
     
     Согласно новой редакции частей 1 и 8 ст. 80 Лесного кодекса аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона". Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона.
     
     Если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, то единственный участник не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру аренд-ной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
     
     В целом, внесенные в Лесной кодекс поправки устраняют возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона, которая определяется в соответствии со ст. 73 и 76 настоящего Кодекса и должна быть не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
     
     Обосновывая необходимость новых изменений в порядок организации и проведения аукционов, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комарова отметила, что в Лесном кодексе целые три статьи посвящены аукционам: "нас в свое время много критиковали за то, что слишком много места уделяем процедурам проведения аукционов. Но жизнь показала, что законодатель прав, стараясь максимально отрегулировать эти вопросы в Лесном кодексе. А широкий общественный резонанс лишь подтверждает, что именно публичность аукционов дает нам возможность оперативно отреагировать на их результаты и бороться с выявленными нарушениями. И общество не оставило без внимания уже первые результаты всем известных аукционов. С учетом этого обстоятельства депутаты выступили с инициативой ввести в Лесной кодекс нормы, еще более детализирующие существующие требования к организации и проведению аукционов. В том числе предложено включить норму о том, что минимальный срок приема заявок для участия в аукционах на право заключения договора аренды - 14 дней, а на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений - 5 дней"*1.
     _____
     *1 Вышеуказанное предложение депутатов Государственной Думы реализовано путем внесения Законом N 143-ФЗ соответствующих изменений в п. 4 части 4 ст. 79 Лесного кодекса.
     

7. Изменения в порядке установления защитных лесов

     
     В соответствии с внесенными Законом N 143-ФЗ поправками в ст. 102 Лесного кодекса к защитным лесам дополнительно отнесены запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, а также нерестоохранные полосы лесов.
     
     Как отметили эксперты, законодатель возвратил эти "забытые" категории лесов, предусмотренные ранее в Лесном кодексе 1997 года, согласно ст. 56 которого к лесам первой группы относились леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. И к категориям защитности лесов первой группы были отнесены в том числе запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.
     
     Поскольку новый Лесной кодекс не дает расшифровки того, что представляют собой вышеуказанные полосы лесов, приведем соответствующие выдержки из терминологического словаря, подготовленного Федеральным агентством лесного хозяйства (см. rosleshoz.gov.ru/terminology):
     
     - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, - это полосы леса шириной от 0,2 до 20 км, в зависимости от протяженности реки и площади водоема, выделяемые по обеим берегам рек и вокруг водных объектов с водоохранными целями;
     
     - нерестоохранные полосы лесов - это прибрежные полосы леса дифференцированной ширины в зависимости от рыбохозяйственного значения водоема, выделяемые по берегам рек, являющихся местом нереста ценных промысловых рыб, в целях создания благоприятных условий для сохранения полноводности рек и чистоты воды в них.
     
     Следует также отметить, что, несмотря на отсутствие в Лесном кодексе упоминания о таких лесных полосах (до внесения рассматриваемых изменений), приказом МПР России от 06.02.2008 N 31 утверждена Лесоустроительная инструкция, в которой указывается, что к государственным защитным лесным полосам относятся в том числе запретные полосы лесов по берегам водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, выделенные по берегам водных объектов. Границы и площадь вышеуказанных видов государственных защитных лесных полос определяются по фактическому состоянию на период проведения лесоустройства. Этот приказ МПР России принят на основании п. 9 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377, хотя в этих Правилах и не упоминаются вышеуказанные полосы лесов.
     

8. Изменения в порядке применения санкций за нарушения лесного законодательства

     
     В заключительной части данного комментария рассмотрим поправки, внесенные в другие нормативные правовые акты, связанные с использованием лесных ресурсов. В данном случае речь идет о Федеральном законе от 22.07.2008 N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 145-ФЗ). Как видим, этот нормативный акт принят одновременно с Законом N 143-ФЗ.
     
     Поправки, внесенные Законом N 145-ФЗ в ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), направлены на усиление ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. Так, незаконная рубка, а равно повреждение роста лесных насаждений, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. (ранее - до 40 000 руб.), либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет (ранее - до одного года), либо лишением свободы на срок до одного года (ранее - арестом на срок до трех месяцев).
     
     В случае совершения данного преступления в особо крупном размере либо организованной группой лиц сумма штрафа составит от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (ранее - от 100 000 руб. до 500 000 руб.) либо лишением свободы на срок от трех до шести лет (ранее - на срок до трех лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
     
     Ранее, как отмечают эксперты, основная проблема применения ст. 260 УК РФ состояла не в том, что наказание за незаконные рубки было недостаточно строгим, а в том, что вероятность понести хоть какое-то наказание была слишком мала из-за отсутствия эффективной лесной охраны, нечеткости многих норм лесного законодательства, коррупции и ряда других причин. Если не решить вышеуказанные проблемы, то увеличение размера наказаний вряд ли существенно повлияет на ситуацию с незаконными рубками в Российской Федерации.
     
     Отметим также, что основное определение понятия "незаконная порубка" было дано постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения":
     

     "Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда".
     
     Однако следует иметь в виду, что вышеупомянутое постановление Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 уже давно утратило силу, поскольку оно было принято на основании Лесного кодекса 1997 года, а в действующем Лесном кодексе не содержится определения такого нарушения, как незаконная рубка.
     
     Поэтому, по мнению ряда экспертов, новое жесткое наказание за незаконную рубку может быть применено только в наиболее простых и очевидных случаях, например при самовольной рубке на землях лесного фонда без наличия каких-либо правовых оснований на осуществление этих действий. В сколько-нибудь сложном случае при наличии грамотного адвоката "опытный" нарушитель практически с гарантией сможет избежать ответственности.
     
     Таким образом, реальный тюремный срок даже за относительно небольшую порубку может грозить, видимо, только простому гражданину, не имеющему каких-то разрешительных документов. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в регионах объемы незаконной рубки, за которую можно поплатиться годом свободы, отличаются в зависимости от категории лесов, наличия особо защитных участков, разряда такс и собственно такс*1.
     _____
     *1 См. постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", в котором установлены размеры такс по видам нарушений.
     
     В частности, при рубке твердолиственных деревьев для наступления уголовной ответственности будет достаточно одного небольшого дерева, а при рубке хвойных деревьев или березы - одного или нескольких больших деревьев.
     

     Например, в Алтайском крае в определенных условиях (первый разряд такс и особо защитный участок леса) для того, чтобы совершить незаконную рубку, классифицируемую по части первой ст. 260 УК РФ, достаточно срубить сосну объемом 0,52 кубометра (дерево средней величины); ель (пихту) объемом 0,59 кубометра (дерево средней величины); березу объемом 1,05 кубометра (дерево средней величины); осину объемом 5,3 кубометра (три-четыре небольших дерева). В Московской области в этих же условиях достаточно срубить сосну объемом 0,23 кубометра; ель объемом 0,25 кубометра; березу объемом 0,45 кубометра; дуб, ясень или клен - дерево любого размера; осину объемом 3,14 кубометра.
     
     Далее рассмотрим изменения, внесенные Законом N 145-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     В соответствии с новой редакцией ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 руб. до 3500 руб. (ранее - от 1000 руб. до 1500 руб.); на должностных лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб. (ранее - от 2000 руб. до 3000 руб.); на юридических лиц - от 50 000 руб. до 100 000 руб. (ранее - от 20 000 руб. до 30 000 руб.).
     
     Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 3500 руб. до 4500 руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (ранее - от 1500 руб. до 2500 руб.); на должностных лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (ранее - от 3000 руб. до 4000 руб.); на юридических лиц - от 100 000 руб. до 150 000 руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (ранее - от 30 000 руб. до 40 000 руб.).
     
     Как видим, наиболее существенное - в 10 раз - увеличение штрафа за вышеуказанные нарушения коснулось должностных лиц.
     

     В целом, рассматривая проблему незаконных рубок, целесообразно привести некоторые данные по этому вопросу из материалов проверки Счетной палатой Российской Федерации эффективности организации использования лесных ресурсов Рослесхозом и рядом областных управлений лесным комплексом. В этих материалах, рассмотренных на коллегии Палаты в июле 2007 года, указывалось на увеличение незаконного оборота древесины по выявленным незаконным рубкам. Так, этот оборот составил 14 700 млн. руб. и увеличился на 86% по отношению к уровню 2006 года и на 116% - по отношению к уровню 2005 года. В качестве одной из причин роста объема незаконных рубок леса отмечается отсутствие в субъектах Российской Федерации государственной службы лесной охраны, наделенной полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля за состоянием лесного фонда. Кроме того, эти нарушения законодательства приводят к значительному снижению поступлений в доходную часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения в размере около 90 млн рублей, в результате которых не поступили в бюджетную систему Российской Федерации платежи в объеме около 55,5 млн. руб. В связи с этим Счетная палата Российской Федерации отметила целесообразность изменения законодательства в части усиления ответственности за самовольное занятие участков земель лесного фонда, незаконную вырубку леса и нелегальный оборот древесины, а также изменения ряда статей Лесного кодекса для исключения из них положений, содержащих коррупционные риски.