Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Д.В. Кузнецов

     
     Организация приобрела в собственность основное средство, которое должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, но регистрирующий орган отказал в государственной регистрации вышеуказанного основного средства. Имеет ли организация право в данной ситуации начислять амортизацию по такому основному средству?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав.
     
     Из вышеприведенного можно сделать вывод, что если право на основное средство подлежит государственной регистрации согласно законодательству Российской Федерации, то такое основное средство включается в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию данного права.
     
     Таким образом, если документально не подтвержден факт подачи документов на государственную регистрацию права на основное средство, а также если отсутствует государственная регистрация как таковая, организация не может начислять амортизацию по такому основному средству.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
     
     Российская организация-заемщик заключила договор займа с российской организацией-займодавцем, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой организации-займодавца. Каков порядок учета организацией-заемщиком расходов в виде процентов, выплачиваемых по договору займа организации-займодавцу? Кто обязан исчислить и уплатить в бюджет налог с положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, приравненной в целях налогообложения к дивидендам?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом вышеуказанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее в ст. 269 Кодекса - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются правила, установленные п. 2 ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 4 ст. 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 данной статьи Кодекса, приравнивается для целей налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Таким образом, организация-заемщик вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы в виде процентов по договору займа, заключенному с организацией-займодавцем. При этом положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 НК РФ, приравнивается для целей налогообложения к дивидендам и не учитывается организацией-заемщиком в составе расходов.
     
     Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ если источником дохода налогоплательщика является россий-ская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога на прибыль с учетом положений п. 2 ст. 275 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Таким образом, в случае возникновения положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, приравненной для целей налогообложения к дивидендам, на организацию-заемщика возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у организации-займодавца и перечислению в бюджет налога на прибыль с вышеуказанной разницы.
     
Т.М. Гуркова
     
     На какие коды бюджетной классификации должны в 2008 году перечислять налог на прибыль сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)?
     
     В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 24.07.2007 N 216-ФЗ и от 29.11.2007 N 280-ФЗ) (далее - Закон N 110-ФЗ) налоговая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей [единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)], по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (далее - сельскохозяйственная деятельность), устанавливается в следующих порядке и размере:
     
     - в 2004-2008 годах - 0%;
     
     - в 2009-2010 годах - 6%;
     
     - в 2011-2012 годах - 12%;
     
     - в 2013-2015 годах - 18%;
     
     - начиная с 2016 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     По иным видам деятельности вышеуказанных сельскохозяйственных товаропроизводителей налог на прибыль организаций исчисляется по ставкам, приведенным в ст. 284 НК РФ.
     
     В настоящее время плательщики налога на прибыль, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, отражают в отдельных Листах 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, налоговую базу и налог с доходов следующим образом:
     
     - по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции с применением ставок налога, установленных ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ, в частности, на 2008 год предусмотрено применение ставки в размере 0 процентов;
     
     - по иным видам деятельности налог на прибыль исчисляется по ставкам, приведенным в п. 1 ст. 284 НК РФ: в размере 6,5% - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Суммы налога "к доплате" или "к уменьшению" отражаются по строкам 270 и 280 Листа 02 (составленном по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции); при этом расчет производится исходя из совокупности сумм исчисленного налога по указанным выше видам деятельности (п. 5.13 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н). Коды бюджетной классификации (КБК) указываются в Разделе 1 налоговой декларации, в который предусмотрен перенос суммы налога из Листа 02.
     
     Учитывая установленную для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2008 год налоговую ставку в размере 0% по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции, в Раздел 1 налоговой декларации практически переносятся только суммы налога, исчисленные по иным видам деятельности.
     
     Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2007 N 161н) с 1 января 2008 года введены новые КБК по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН (приложение 1):
     

Код

Наименование кода

182 1 01 01013 01 0000 110

Налог на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 01 01014 02 0000 110

Налог на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

     
     Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что Федеральным законом от 29.11.2007 N 280-ФЗ "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”" был продлен срок применения ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей по сельскохозяйственной деятельности в размере 0% на 2008 год.
     
     Следовательно, в 2008 году КБК 182 1 01 01013 01 0000 110 и КБК 182 1 01 01014 02 0000 110 применяться не должны.
     
     Соответственно в Раздел 1 налоговой декларации по налогу на прибыль практически переносятся только суммы налога, исчисленные по иным видам деятельности, с указаниями КБК:
     

Код

Наименование кода

182 1 01 01011 01 0000 110

Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 01 01012 02 0000 110

Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

     

О налоге на добавленную стоимость

     
     С.С. Климов
     
     Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" (далее - РФФИ) провело в 2007 году торги по продаже арестованного имущества, собственником которого являлась Администрация муниципального образования (далее - должник).
     
     На основании проведенных торгов между РФФИ и ООО (далее - победитель торгов) в 2007 году был подписан протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества должника.
     
     Уплаченная победителем торгов за вышеуказанное имущество денежная сумма была распределена между РФФИ (как организатором торгов на возмещение расходов на рекламу при проведении торгов), федеральным бюджетом (взыскание исполнительного сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя), кредитором Администрации муниципального образования (в счет погашения задолженности Администрации) и Администрацией муниципального образования (оставшаяся часть вырученных денежных средств за имущество).
     
     Кто обязан выставить победителю торгов счет-фактуру?
     
     До 1 января 2008 года действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ), согласно ст. 58 которого в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращалось на иное имущество, принадлежавшее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находилось. На это имущество налагался арест или с ним производились иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном Законом N 119-ФЗ.
     
     В соответствии со ст. 51 Закона N 119-ФЗ арест имущества должника подразумевал опись имущества, объявление запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом, его изъятие или передачу на хранение. В случаях обращения взыскания на имущество арест применялся для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежало последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации.
     
     Статьей 54 Закона N 119-ФЗ было установлено, что продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществлялась специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом; продажа недвижимого имущества должника производилась путем проведения торгов специализированными организациями, имевшими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" единственным уполномоченным органом, наделенным функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, является РФФИ.
     
     Арест имущества ограничивает должника только в праве распоряжения и (или) в праве пользования им, в то время как в соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на имущество включает право собственника на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Следовательно, арест имущества только ограничивает, но не прекращает права собственности налогоплательщика-должника на это имущество. При этом денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, также являются собственностью его владельца, однако без права распоряжения ими.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 77 Закона N 119-ФЗ из денежной суммы, полученной путем реализации имущества должника, оплачивался исполнительский сбор, погашались штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещались расходы по совершению исполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма использовалась для удовлетворения требований взыскателя. Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращалась должнику.
     
     Таким образом, при реализации имущества, арестованного у собственника-должника, путем проведения торгов объект обложения НДС возникал у данного должника как у лица, совершившего операцию, в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
     
     Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются организации. Под организациями согласно ст. 11 НК РФ понимаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
     
     На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления состоят:
     
     - из представительного органа муниципального образования;
     
     - из главы муниципального образования;
     
     - из местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
     
     - из контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления.
     
     Если органы местного самоуправления наделяются согласно п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ и уставу муниципального образования правами юридического лица, они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
     
     Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
     
     Таким образом, органы местного самоуправления (представительные органы муниципального образования и местная администрация), являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, признаются на равных началах плательщиками НДС.
     
     Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что при реализации товаров налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. В связи с этим при передаче арестованного имущества на реализацию счета-фактуры должны составляться владельцем имущества в общеустановленном порядке с указанием сумм НДС, исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС.
     
     На орган местного самоуправления - собственника арестованного имущества как на плательщика НДС возлагается обязанность по выставлению счетов-фактур, исчислению и уплате НДС в бюджет, а также по представлению налоговой декларации по НДС.
     
     При этом заявленная победителем торгов цена подлежит увеличению на сумму НДС, то есть при реализации арестованного имущества НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств, полученных от покупателей этого имущества.
     
     В связи с вышеизложенным после получения информации от РФФИ как организатора торгов о результатах проведенных торгов по продаже арестованного имущества собственник данного имущества (муниципальное образование) обязан выставить в адрес покупателя - победителя вышеуказанных торгов соответствующий счет-фактуру и исполнить обязанность по уплате в бюджет НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Учитывая вышеизложенное, для применения налоговых вычетов необходимо наличие счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
     
     Таким образом, при отсутствии счетов-фактур суммы НДС, уплаченные заявителем при оплате имущества по протоколу, на основании п. 1 ст. 172 НК РФ (за исключением случаев, указанных в п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ) к вычету не принимаются.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница" освобождается от уплаты НДС при реализации медицинских услуг, включая платные услуги по диагностике, профилактике и лечению, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132, а также услуг, определенных перечнем услуг по обязательному медицинскому страхованию.
     
     Кроме вышеперечисленных поступлений, муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница" получает бюджетное финансирование на содержание медицинского учреждения.
     
     Подлежат ли включению в раздел 9 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)+" декларации по НДС поступающие средства в рамках бюджетного финансирования?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей применения настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под организациями понимаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно параграфу 5 главы 4 "Юридические лица" ГК РФ учреждение, в том числе муниципальное, является юридическим лицом.
     
     На основании вышеизложенного муниципальное учреждение здравоохранения признается плательщиком НДС.
     
     Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС (в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 настоящего Кодекса), а также налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Для целей применения НДС передача результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией работ или услуг.
     
     Таким образом, оказание муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница" медицинских услуг, в том числе за счет бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования, признается объектом обложения НДС.
     
     Одновременно подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг). Установленное ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. Оказываемые муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница" медицинские услуги освобождаются от налогообложения при соблюдении требований подпункта 6 ст. 149 НК РФ о наличии соответствующей лицензии, выданной в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации.
     
     Согласно п. 3 раздела I Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н (далее - Порядок), на основании п. 7 ст. 80 НК РФ если налогоплательщики осуществляют в соответствующем налоговом периоде только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, они заполняют титульный лист, разделы 1 и 9 налоговой декларации. При заполнении строк раздела 1 налоговой декларации ставятся прочерки (см. письмо Минфина России от 30.11.2007 N 03-03-04/7).
     
     Согласно п. 31 раздела XI Порядка в графе 2 по строке 010 раздела 9 декларации по НДС по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению, и операции, не признаваемой объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, отражается (в рублях) стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, независимо от источника финансирования.
     
П.С. Лещинер
     
     Как облагаются НДС объекты интеллектуальной собственности?
     
     Основным правовым актом, которым установлены определения объектов интеллектуальной собственности и раскрыты особенности их правовой охраны и осуществления исключительных прав, является ГК РФ.
     
     В рамках применения подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщику необходимо устанавливать наличие исключительных прав на такие результаты интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).
     
     В соответствии со ст. 1232, 1346 и 1354 ГК РФ исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы признаются при условии их государственной регистрации и выдачи патентов Российской Федерации федеральным органом по интеллектуальной собственности (Роспатентом) или патентов, имеющих силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Дополнительной идентификации эти объекты не требуют. При этом необходимо учитывать сроки действия исключительных прав на них, установленные в ст. 1363 ГК РФ, и возможные случаи сокращения сроков, предусмотренные ст. 1398-1400 настоящего Кодекса.
     
     Программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется их регистрации или соблюдения каких-либо иных формальностей. Ввиду того что исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных возникают в силу факта их создания, такие факты любым способом должны быть зафиксированы в документации субъекта налогообложения. Определение понятия "база данных" содержится в ст. 1260 ГК РФ, а "программа для ЭВМ" - в ст. 1261 настоящего Кодекса.
     
     В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте) согласно п. 1 ст. 1262 ГК РФ. В этом случае правообладателю выдается свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных и дополнительной идентификации их не требуется. Срок действия исключительного права на них установлен ст. 1281 ГК РФ.
     
     Определение понятия "топология интегральных микросхем" дано в ст. 1448 ГК РФ, а срок действия исключительного права и порядок его исчисления установлены в ст. 1457 настоящего Кодекса.
     
     Исключительное право на секрет производства (ноу-хау) действует только до тех пор, пока правообладателю удается сохранить его конфиденциальность в соответствии со ст. 1467 ГК РФ, и специальной регистрации не подлежит. При этом любое лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателем ноу-хау, также приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства согласно п. 2 ст. 1466 ГК РФ.
     
     Порядок и особенности заключения лицензионных договоров, на основании которых передаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности, приведены в ст. 1233-1238 ГК РФ.
     
     Согласно подпункту 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, если в их состав включаются следующие виды деятельности:
     
     - разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
     
     - разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
     
     - создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
     
     Содержание научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых по договору, определено в ст. 769 ГК РФ.
     
     Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. ПБУ 17/02 применяется в отношении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:
     
     - по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;
     
     - по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.
     
     ООО "Альфа" приобрело у ООО "Ветта" детское питание "Виноградный сахар "VenSa" импортного производства. ООО "Ветта" выставило в адрес ООО "Альфа" счет-фактуру, в котором указало ставку НДС в размере 18%. Какая ставка НДС применяется при реализации сахара? Имеет ли право ООО "Альфа" произвести налоговый вычет по полученному счету-фактуре?
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по ставке 10% при реализации, в частности, сахара, включая сахар-сырец, а также продуктов детского и диабетического питания.
     
     В соответствии с последним абзацем п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены следующие перечни кодов видов продовольственных товаров:
     
     - перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень N 1);
     
     - перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень N 2).
     
     Виноградный сахар классифицируется в подсубпозиции 1702 30 510 0 ТН ВЭД. В связи с тем что вышеуказанный код ТН ВЭД отсутствует в Перечне N 2, данный товар при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации должен облагаться НДС по ставке 18%.
     
     В то же время виноградный сахар отнесен в ОКП к группировке 91 1190 "Прочие виды сахара".
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что вышеуказанный код в Перечне N 1 поименован, ООО "Альфа" при реализации детского питания "Виноградный сахар "VenSa" на территории Российской Федерации должно применять пониженную ставку НДС в размере 10%.
     
     ООО "Ветта" при реализации на территории Российской Федерации детского питания "Виноградный сахар "VenSa" также должно применять ставку НДС в размере 10%.
     
     При этом читателям следует иметь в виду, что НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможность отказа от законодательно установленных налоговых ставок, предусмотренных соответствующими пунктами ст. 164 настоящего Кодекса.
     
     В связи с этим применение налоговой ставки в размере 18% при реализации на территории Российской Федерации детского питания "Виноградный сахар "VenSa" ООО "Альфа", ООО "Ветта", а также прочими налогоплательщиками является неправомерным.
     
     Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 вышеуказанной статьи Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     В соответствии с подпунктами 7, 8, 10-12 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка НДС; сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы НДС.
     
     Таким образом, при реализации товара, предусмотренного п. 2 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик при выставлении счета-фактуры должен указать в графе 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога" стоимость товара без налога, в графе 7 "Налоговая ставка" - налоговую ставку в размере 10% и в графе 8 "Сумма налога" - соответствующую сумму НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации товара, подлежащего обложению НДС по ставке 10%, и указании в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру действующей налоговой ставки, установленной подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, данный счет-фактура  (и соответственно сумма НДС, отраженная в графе 8 счета-фактуры) является не соответствующим требованиям подпункта 10 п. 5 ст. 169 НК РФ и не может служить основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету до внесения исправлений в данный документ в соответствии с порядком, определенным п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
     

О едином сельскохозяйственном налоге

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     ЗАО (ферма), являющееся плательщиком ЕСХН, изготавливает самостоятельно комбикорма для кормления животных фермы из зерна, жмыха и других ингредиентов, приобретаемых у поставщиков, задолженность перед которыми погашена в текущем отчетном периоде. В какой момент должны быть учтены в составе расходов затраты на приобретение сырья? Учитываются ли при определении налоговой базы по ЕСХН потери сырья на складе сверх норм естественной убыли? В какой момент учитываются расходы по уплате НДС по приобретаемому сырью для производства комбикормов?
     
     Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
     
     При этом начиная с расчета налоговой базы по ЕСХН за 2006 год материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
     
     В связи с этим расходы на приобретение зерна, жмыха и других ингредиентов для производства комбикормов, используемых на корм для животных, ферма должна учитывать в отчетном периоде после оплаты и оприходования вышеуказанного сырья.
     
     Состав материальных расходов установлен ст. 254 НК РФ (п. 3 ст. 346.5 Кодекса).
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Потери сырья и материалов сверх норм естественной убыли к материальным расходам не относятся и при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются.
     
     В связи с этим при выявлении потерь сырья на складе сверх норм естественной убыли в налоговом (отчетном) периоде, следующем за периодом, в котором стоимость сырья была учтена при определении налоговой базы по ЕСХН, организация обязана уточнить налоговую базу за период, в котором выявлены потери сырья.
     
     Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ плательщики ЕСХН при определении налоговой базы могут учитывать суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Поэтому расходы по уплате НДС по приобретаемому сырью для производства комбикормов, используемых на корм животным, учитываются в полной сумме после их фактической оплаты.
     

Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Вправе ли законодательный орган области устанавливать авансовые платежи по транспортному налогу с физических лиц?
     
     В силу части пятой ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     
     Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 Кодекса).
     
     Согласно ст. 360, 362, 363 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четверти произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
     
     Следовательно, возможность установления отчетных периодов и авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена только в отношении налогоплательщиков-организаций (ст. 360, 363, 379, 383 НК РФ). НК РФ не предусмотрена такая же возможность для плательщиков транспортного налога, являющихся физическими лицами, и субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять для последних отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей.
     
     В соответствии со ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Так, например, Верховный Суд Российской Федерации в мотивировочной части определения от 14.11.2007 N 13-Г07-8 в отношении Закона Тамбовской области от 28.11.2002 "О транспортном налоге в Тамбовской области", которым были установлены авансовые платежи для физических лиц, признал, что выводы суда о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими оспариваемых норм Закона Тамбовской области являются правильными и что при установлении авансовых платежей по транспортному налогу для физических лиц Тамбовская областная Дума вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
     
     Аналогичные решения по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации, в частности, были приняты в определениях от 20.09.2006 N 91-Г06-7, от 17.05.2006 N 59-Г06-4.
     
     На какую дату созданная организация должна поставить на баланс переданное по разделительному балансу имущество (основные средства) для целей бухгалтерского учета и обложения налогом на имущество организаций при реорганизации организации в форме выделения юридических лиц? Не возникает ли в этом случае двойного налогообложения?
     
     В соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в п. 36 и 37 этих Методических указаний.
     
     На дату составления разделительного баланса имущество считается разделенным между реорганизуемой организацией и возникающей организацией. Поэтому разделительный баланс является основанием для снятия реорганизованной организацией переданного имущества с баланса на дату государственной регистрации возникшей организации. Данное имущество на основании разделительного баланса должно быть учтено возникшей организацией в бухгалтерском учете и для целей обложения налогом на имущество организаций на дату ее государственной регистрации.
     
     Следовательно, на дату государственной регистрации возникшей организации двойного налогообложения в отношении переданного по разделительному балансу имущества не возникает.