Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможено - тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение имущества резидентов особых экономических зон

     
     В каком порядке применяется п. 17 ст. 381 НК РФ резидентами особой экономической зоны в отношении имущества, используемого в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности и находящегося на территории особой экономической зоны и за ее пределами; имущества, используемого для иных видов деятельности на других территориях за пределами особой экономической зоны; имущества, используемого одновременно в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности и в других видах деятельности?
     
     В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого налогом по разным налоговым ставкам.
     
     На основании п. 17 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории зоны, используемого на ее территории в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет вышеуказанного имущества.
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, имеющая статус резидента ОЭЗ, вправе вести на территории ОЭЗ технико-внедренческую деятельность исключительно в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями.
     

     Пунктом 4 ст. 10 Закона N 116-ФЗ установлено, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны. При этом нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществление какой-либо деятельности за пределами территории зоны, за исключением запрещения ведения деятельности через филиалы и представительства за пределами ОЭЗ, в Законе N 116-ФЗ отсутствуют.
     
     Следовательно, организация - резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории зоны.
     
     В этой связи полагаем, что налоговая льгота предоставляется в соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве резидентов ОЭЗ, при одновременном выполнении следующих условий:
     
     - имущество должно быть создано или приобретено для ведения технико-внедренческой деятельности в рамках соответствующего соглашения;
     
     - созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности имущество должно быть поставлено на баланс организации - резидента ОЭЗ или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс;
     
     - созданное или приобретенное в соответствии с соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности имущество должно использоваться резидентом ОЭЗ для ведения этой деятельности исключительно в пределах соответствующего соглашения;
     
     - созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности имущество должно использоваться резидентом на территории ОЭЗ;
     
     - с момента принятия на баланс имущества в соответствии с соглашением для ведения технико-внедренческой деятельности прошло не более пяти лет;
     
     - созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности имущество не должно находиться за пределами территории ОЭЗ.
     
     Если объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные для ведения по соглашению технико-внедренческой деятельности, используются резидентом ОЭЗ на территории зоны одновременно в соответствии с соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности и для иных видов деятельности, то такое имущество, по нашему мнению, не должно подлежать налогообложению, поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение бухгалтерского учета инвентарного объекта, являющегося единицей учета, в зависимости от его использования одновременно в разных видах деятельности.
     
     В то же время если отдельные объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные по соглашению о ведении технико-внедренческой деятельности, находящиеся на балансе резидента ОЭЗ, используются на территории зоны полностью для иных видов деятельности, то такое имущество подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Если организация - резидент ОЭЗ имеет за пределами зоны имущество, то такое имущество подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке, в том числе имущество, созданное или приобретенное по соглашению для ведения технико-внедренческой деятельности.
     
     В вышеуказанных случаях резидент ОЭЗ обязан обеспечить для целей налогообложения отдельный учет облагаемых и не облагаемых налогом на имущество организаций объектов движимого и недвижимого имущества, то есть он должен вести отдельную оборотную ведомость, учитывающую остаточную стоимость инвентарных объектов и их нахождение (движение) на балансе организации.
     
     Правомерно ли применение норм ст. 288.1 и 385.1 НК РФ организацией - резидентом ОЭЗ в Калининградской области при оказании услуг по перевозке грузов привлеченным транспортом? При этом инвестиционная декларация предусматривает строительство терминала для оказания складских услуг и услуг по перевозке грузов транспортом.
     
     Специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Калининградской области установлен Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
     
     Резидентом ОЭЗ в Калининградской области признается юридическое лицо, соответствующее требованиям вышеуказанного Закона и включенное в Единый реестр резидентов ОЭЗ (ст. 2 Закона N 16-ФЗ).
     
     Резиденты ОЭЗ в Калининградской области уплачивают налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением случаев, когда резиденты используют особый порядок уплаты этого налога, установленный ст. 288.1 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 и 2 ст. 288.1 НК РФ).
     
     Согласно п. 4 ст. 288.1 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных / произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных / произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения главы 25 настоящего Кодекса.
     
     В целях ст. 288.1 НК РФ доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект ( п. 5 ст. 288.1 НК РФ).
     
     Статьей 17 Закона N 16-ФЗ установлено, что резидентами ОЭЗ Калининградской области применяется особый порядок уплаты налога на имущество организаций, предусмотренный ст. 385.1 НК РФ, в соответствии с п. 1 которой резиденты ОЭЗ уплачивают налог на имущество организаций согласно главе 30 настоящего Кодекса в отношении всего имущества, являющегося объектом обложения вышеуказанным налогом, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта согласно Закону N 16-ФЗ.
     
     Одновременно п. 2 ст. 385.1 НК РФ установлено, что резиденты ОЭЗ исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, отдельно в порядке, предусмотренным п. 3-6 ст. 385.1 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 и 4 ст. 385.1 НК РФ для резидентов ОЭЗ в течение первых шести календарных лет начиная со дня включения юридического лица в Единый реестр резидентов ОЭЗ ставка налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, устанавливается в размере 0%, а в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно налоговая ставка составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%.
     
     Согласно п. 5 ст. 385.1 НК РФ особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.
     
     Условия реализации инвестиционного проекта в ОЭЗ резидентом этой зоны должны содержаться в инвестиционной декларации, в которой приводятся цель инвестиционного проекта, в том числе виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом, а также общий объем финансирования и сроки реализации проекта (ст. 2 Закона N 16-ФЗ).
     
     Таким образом, резиденты ОЭЗ в Калининградской области должны осуществлять деятельность в рамках реализации инвестиционного проекта согласно условиям зарегистрированной инвестиционной декларации, установленным в соответствии с требованиями и ограничениями Закона N 16-ФЗ.
     
     Поэтому организация, являющая резидентом ОЭЗ в Калининградской области, вправе применять при реализации инвестиционного проекта нормы ст. 288.1 и 385.1 НК РФ в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов привлеченным транспортом, при условии что инвестиционной декларацией и инвестиционным проектом предусмотрен данный вид услуг.
     

Налогообложение плавучей атомной теплоэлектростанции

     
     Возможно ли применение организацией п. 10 ст. 381 НК РФ в отношении плавучей атомной теплоэлектростанции, зарегистрированной как несамоходное судно, находящейся на балансе организации?
     
     Согласно п. 10 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении в том числе судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.
     
     В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, под судоходством подразумевается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей. Статьей 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ судно определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
     
     Понятие ядерных установок дано в ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ). К ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. При этом ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности (ст. 5 Закона N 170-ФЗ).
     
     Поэтому льгота, предоставляемая согласно п. 10 ст. 381 НК РФ, распространяется на самоходные или несамоходные судна с ядерными установками и суда атомно-технологического обслуживания, в том числе на плавучую атомную теплоэлектростанцию.
     

Представление налоговых деклараций по имущественным налогам крупнейшими налогоплательщиками

     
     В каком порядке представляются налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу крупнейшими налогоплательщиками с 1 января 2008 года?
     
     В соответствии с абзацем четвертым п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2008 года налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять согласно настоящему Кодексу, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Аналогичные положения о представлении вышеуказанными налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу в налоговые органы по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков предусмотрены также главой 28 Транспортный налог" (п. 4 ст. 363.1), главой 30 "Налог на имущество организаций" (п. 1 ст. 386), главой 31 "Земельный налог" (п. 4 ст. 398) НК РФ.
     
     Таким образом, налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) по вышеуказанным налогам с 1 января 2008 года в налоговые органы по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков начиная с налоговых деклараций за 2007 год со сроками их представления в 2008 году.
     
     НК РФ не предусмотрено представление налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, единой налоговой декларации (расчетов) по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу в целом по организации, включающей все обособленные подразделения, объекты недвижимого имущества, транспортные средства и земельные участки, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
     
     Поэтому налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков налоговые декларации (расчеты), заполняемые отдельно в установленном порядке по вышеуказанным налогам по местонахождению организации, по местонахождению каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, по местонахождению объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по местонахождению транспортного средства, а также по местонахождению земельного участка.
     
     При этом в целях налогового администрирования (в том числе ведения лицевых счетов налогоплательщиков) в территориальных налоговых органах по месту нахождения вышеуказанных объектов налогообложения на титульных листах налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу, представляемых налогоплательщиками по месту постановки на учет в качестве крупнейших, указываются КПП налоговых органов, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения организации, обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков, а также коды по ОКАТО по месту уплаты денежных средств в соответствующие бюджеты.
     
     Уточненные налоговые декларации также должны представляться в вышеуказанном порядке.
     

Налогообложение имущества и транспортных средств вневедомственной охраны

     
     Применяется ли подпункт 6 п. 2 ст. 358, подпункт 2 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации?
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать в том числе собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
     
     На основании положений ст. 1, 7, 9, 10, 35 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1, подпункта "а" п. 10 Структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел входят в структуру органов исполнительной власти и относятся к милиции общественной безопасности, осуществляют охрану имущества собственников и финансируются за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников имущества. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений вневедомственной охраны, нормативы численности вышеуказанных подразделений определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. В состав вневедомственной охраны входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
     
     Таким образом, нормы подпункта 6 п. 2 ст. 358, подпункта 2 п. 4 ст. 374 НК РФ применяются в отношении имущества и транспортных средств, предоставленных подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации для обеспечения их деятельности.