Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге и налоге на имущество организаций


О земельном налоге и налоге на имущество организаций

     
     Н.О. Трофимова
     

Представление налоговых деклараций по земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте

     
     Представляются ли в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам организациями, имеющими земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, а также декларации по налогу на имущество организаций за имущество этой организации, не признаваемое объектом налогообложения?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
     
     Обязанность налогоплательщиков представлять налоговые декларации по земельному налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам по этому налогу в налоговые органы установлена ст. 398 НК РФ.
     
     Так, налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного  участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
     
     Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     К земельным участкам, изъятым из оборота, в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
     
     - государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
     
     - объектами организаций федеральной службы безопасности;
     
     - объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
     
     - объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
     
     - объектами учреждений и органов ФСИН России;
     
     - воинскими и гражданскими захоронениями;
     
     - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
     
     К земельным участкам, ограниченным в обороте, находящимся в государственной и муниципальной собственности, относятся в том числе:
     
     - земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
     
     - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд;
     
     - земельные участки из состава земель лесного фонда;
     
     - земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
     
     Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденному приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н, налоговая декларация по земельному налогу заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Это положение касается и налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу.
     
     В этой связи налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, у которых возникает обязанность уплачивать земельный налог (авансовые платежи по земельному налогу).
     
     Из вышеприведенного положения следует, что у организации, все земельные участки которой не признаются объектами обложения земельным налогом, не возникает обязанности по уплате данного налога и, следовательно, обязанности по представлению налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам).
     
     Организация, обладающая на праве постоянного (бессрочного) пользования несколькими земельными участками, только часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом, обязана представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом налогообложения.
     
     В отношении представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются:
     
     - российские организации;
     
     - иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     
     Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
     
     Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.
     
     Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
     
     Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее вышеуказанным иностранным организациям на праве собственности.
     
     Не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций:
     
     - земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
     
     - имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
     
     Порядками заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н, предусмотрено представление налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу лицами, признаваемыми плательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ.
     
     В этой связи организация, являющаяся плательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по этому налогу в соответствии со ст. 386 НК РФ независимо от того, что имущество этой организации не признается объектом налогообложения на основании ст. 374 настоящего Кодекса.
     

Доведение до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков

     
     Организация приобрела земельный участок, и ей необходимо уплатить земельный налог за 2008 год. Земельный налог определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков. Изменился ли в 2008 году порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков?
     
     Кадастровая стоимость земельных участков доводится в 2008 году до сведения налогоплательщиков следующим образом.
     
     В соответствии с п. 11 и 12 ст. 396 НК РФ информационная база данных по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога формируется согласно информации, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые представляют сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая информацию как о самом земельном участке, так и информацию о его собственнике. Органы муниципальных образований представляют информацию о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, включая информацию о разрешенном использовании земельного участка, об установленной ставке земельного налога и доле площади земельного участка в случае прохождения административно-территориальной границы муниципального образования через территорию такого земельного участка.
     
     Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков.
     
     До 2008 года вышеуказанные сведения доводились в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     
     На 2008 год порядок доведения указанных сведений изменился. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлены новые правила, согласно которым территориальные органы Роснедвижимости должны бесплатно предоставлять плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, по их письменному заявлению сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения.
     
     Порядок представления данных сведений определен в ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который вступил в силу с 1 марта 2008 года и согласно которому сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц в виде:
     
     - копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
     
     - кадастровой выписки об объекте недвижимости;
     
     - кадастрового паспорта объекта недвижимости;
     
     - кадастрового плана территории;
     
     - кадастровой справки.
     
     Каждый из вышеуказанных документов имеет свое предназначение. Так, кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
     
     Кадастровым паспортом объекта является выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество сведения об объекте недвижимости.
     
     Кадастровый план территории представляет собой план кадастрового квартала или иной территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической и текстовой форме воспроизведены все запрашиваемые сведения.
     
     Кадастровая справка - это систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или об их отдельных видах.
     
     Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются налогоплательщику в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не превышает пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
     
     Если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета запроса данный орган выдает в письменной форме обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
     
     Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети Интернет.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что до 1 марта 2008 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставлялись в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
     
     Сведения государственного земельного кадастра о земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен до вступления в силу Закона N 28-ФЗ, предоставлялись в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении сведений.
     
     Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливались в форме кадастрового плана такого земельного участка.
     
     Получение заявлений о предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждалось выдачей заявителям соответствующих расписок.
     
     Если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждались в уточнении или отсутствовали сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской выдавалась справка о составе документов, которые необходимо было подать в орган, осуществлявший деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения вышеуказанных сведений.
     
     Сведения об определенном земельном участке предоставлялись в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ бесплатно:
     
     - правообладателю участка или уполномоченным правообладателем лицам;
     
     - налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
     
     - судам и правоохранительным органам, имевшим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
     
     - органам, осуществлявшим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам, осуществлявшим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон;
     
     - лицам, имевшим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону.
     
     Вышеуказанные органы и лица оплачивали стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений о земельном участке.
     

Налогообложение земельных участков, предоставленных вневедомственной охране при МВД России

     
     Ограниченные в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения безопасности, не признаются объектом обложения земельным налогом. Будут ли являться объектами обложения земельным налогом земельные участки, предоставленные вневедомственной охране при МВД России?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Статьей 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) установлено, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами.
     
     Милиция входит в систему МВД России.
     
     Задачами милиции являются:
     
     - обеспечение безопасности личности;
     
     - предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;
     
     - выявление и раскрытие преступлений;
     
     - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
     
     - защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
     
     - оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом N 1026-1.
     
     Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
     
     Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
     
     К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.
     
     С 1 января 2004 года Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации переведены на финансирование за счет средств федерального бюджета. Соответственно плата за услуги, предоставляемые ими на договорной основе, в полном объеме зачисляется в доход федерального бюджета.
     
     Согласно Положению о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
     
     Основными задачами вневедомственной охраны являются:
     
     - охрана имущества собственников на основе договоров;
     
     - участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
     
     - проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
     
     Вневедомственная охрана:
     
     - обеспечивает охрану имущества;
     
     - подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
     
     - участвует в выполнении государственных, региональных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
     
     - осуществляет инспектирование ведомственной охраны учреждений и организаций;
     
     - проводит научные исследования, опытно-конструкторские работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
     
     - осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, за использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт;
     
     - проводит испытания средств охранной сигнализации, а также обеспечивает выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации.
     
     В состав вневедомственной охраны входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
     
     На основании п. 1, 7, 9, 10, 35 Закона N 1026-1, подпункта "а" п. 10 Структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926, в милицию общественной безопасности входят дежурные части; участковые уполномоченные милиции; ГИБДД МВД России; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; отряды милиции особого назначения; а также подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств; органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.
     
     Таким образом, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел входят в структуру органов исполнительной власти и относятся к милиции общественной безопасности, осуществляют охрану имущества собственников и финансируются за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников имущества. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений вневедомственной охраны, нормативы численности вышеуказанных подразделений определяются министром внутренних дел Российской Федерации. В состав вневедомственной охраны входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
     
     Руководство деятельностью вневедомственной охраны осуществляется:
     
     - Департаментом государственной защиты имущества МВД России;
     
     - Центром оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;
     
     - управлениями (отделами) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований;
     
     - отделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах, городских и поселковых отделениях милиции.
     
     Поэтому нормы п. 2 ст. 389 НК РФ о непризнании объектом налогообложения ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, предоставленных для обеспечения безопасности, применяются в отношении земельных участков, предоставленных вышеназванным подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности.
     

Налогообложение земельного участка, на который не оформлен правоудостоверяющий документ

     
     Организация ведет на территории Российской Федерации производственную деятельность. Ей предоставлен решением органа местного самоуправления земельный участок, на который не оформлен правоудостоверяющий документ. Организация также уклоняется от государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости. Будет ли данная организация в данном случае являться плательщиком налога на имущество организаций и земельного налога?
     
     В отношении уплаты налога на имущество организаций в случае уклонения от государственной регистрации прав на созданный объект читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ, в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Кодекса).
     
     Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, регулируется порядок принятия объектов основных средств на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных).
     
     Для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства", а также начиная с расчетов за 2006 год счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
     
     Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
     
     В то же время срок подачи документов на государственную регистрацию соответствующих прав на объекты недвижимости после совершения сделки или создания объекта недвижимости гражданским законодательством не установлен. В соответствии со ст. 4 Закона N 122-ФЗ во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация является обязательной.
     
     Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Право на вновь создаваемый объект недвижимости регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (п. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ).
     
     Факт уклонения организации от государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости определяется для целей обложения налогом на имущество организаций на основании документа, подтверждающего факт создания объекта, при отсутствии у организации свидетельства о праве собственности на созданный объект.
     
     Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не может служить основанием для освобождения от налогообложения, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. В случае уклонения от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества с момента начала использования в основной деятельности объекта, завершенного строительством и принятого по акту ввода в эксплуатацию, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой, в частности решением ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07.
     
     Что касается уплаты земельного налога, то в соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью на землю юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Вопросы права собственности и других вещных прав на землю регулируются также ГК РФ. При этом иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
     
     В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления. На основании ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять участки в такое пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (ст. 20 ЗК РФ).
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Религиозные организации могут переоформить права на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.
     
     Согласно ст. 25 ЗК РФ право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
     
     Если в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Эта норма приведена в ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". К таким документам относятся:
     
     - Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219;
     
     - Свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767;
     
     - Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493;
     
     - Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177;
     
     - акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.
     
     Таким образом, основанием для признания организаций плательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или местного самоуправления.
     
     В отношении земельных участков, предоставленных после введения в действие Закона N 122-ФЗ на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, права на которые не зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, налогоплательщикам следует иметь в виду, что факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
     
     Поэтому за предоставленный на основании акта, изданного органами государственной власти, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок должен уплачиваться земельный налог в общеустановленном порядке.