Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость

    

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение при реализации автомобиля учреждением, являющимся органом исполнительной власти

     
     Кто должен уплачивать НДС в бюджет при реализации автомобиля учреждением, являющимся органом исполнительной власти?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 3 ст. 161 НК РФ установлены особенности уплаты НДС при оказании услуг по аренде федерального имущества органами государственной власти и управления, в соответствии с которыми при осуществлении таких операций налог уплачивается в бюджет покупателями услуг (арендаторами вышеуказанного имущества).
     
     Особенностей применения НДС в отношении других операций, осуществляемых органами государственной власти и управления, не предусмотрено. Поэтому при приобретении автомобилей у учреждения, являющегося органом исполнительной власти, уплата НДС в бюджет покупателями не производится.
     
     Таким образом, при реализации автомобилей, числящихся на балансе учреждения, являющегося органом исполнительной власти, плательщиками НДС должны признаваться данные учреждения.
     

Налогообложение имущества, вносимого в паевой инвестиционный фонд

     
     Правомерно ли применение подпункта 1 п. 3 ст. 170 НК РФ в отношении имущества, вносимого в паевой инвестиционный фонд?
     
     Подпунктом 1 п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрен особый порядок применения НДС при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. Суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи этого имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.
     
     Применение данного порядка в отношении имущества, вносимого в паевые инвестиционные фонды, действующими нормами главы 21 НК РФ не предусмотрено.
     

Освобождение от обложения НДС работ по ремонту и реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством

     
     Подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не определен перечень работ, относящихся к ремонту и реставрации, которые освобождаются от обложения НДС при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством. Каким нормативным актом следует руководствоваться для освобождения от обложения НДС работ по ремонту и реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством?
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В связи с этим при определении перечня работ, относящихся к ремонту и реставрации, организациям следует руководствоваться нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
     

Налогообложение дебиторской задолженности

     
     Следует ли включать в налоговую базу по НДС дебиторскую задолженность, которая признана безнадежной ко взысканию?
     
     Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" плательщики НДС по состоянию на 1 января 2006 года были обязаны провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. Если до 1 января 2008 года дебиторская задолженность не была погашена, она подлежала включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года. При этом исключений в отношении дебиторской задолженности, признанной безнадежной ко взысканию, действующим законодательством по НДС не установлено.
     

Освобождения от налогообложения реализации лотерейных билетов

     
     Освобождаются ли от обложения НДС услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителем лотерейных билетов на основании посреднических договоров, а также вознаграждение оператора лотереи, полученное в качестве оплаты его услуг по проведению лотереи?
     
     В соответствии с подпунктом 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поскольку НК РФ понятие "проведение лотерей" не предусмотрено, то при применении вышеуказанного освобождения организациям следует руководствоваться положениями Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
     
     Так, на основании положений вышеуказанного Федерального закона проведением лотерей является осуществление мероприятий, включающих заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. Оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителем лотерейных билетов на основании посреднических договоров, а также вознаграждение оператора лотереи, полученное в качестве оплаты его услуг по проведению лотереи, не подлежат обложению НДС.
     
М.Н. Хромова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение при передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности

     
     В каком порядке применяется НДС в отношении сумм данного налога, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), например, упаковочной тары, использованных при осуществлении операций по передаче прав на использование программных продуктов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", вступившего в силу с 1 января 2008 года, от обложения НДС освобождены передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, се-креты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
     
     Таким образом, передача вышеуказанных прав по лицензионным договорам не облагается НДС независимо от способа передачи результатов интеллектуальной деятельности. В связи этим при передаче прав на использование программных продуктов стоимость материальных носителей, а также документации, технических средств защиты и других принадлежностей в упаковочной таре, необходимых для эффективного использования программ по лицензионным договорам, по нашему мнению, освобождается от обложения НДС при условии, что эта стоимость учтена в стоимости передаваемых прав по лицензионному договору.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), в том числе материальных носителей, документации, средств защиты, упаковочной тары, использованных при осуществлении операций по передаче прав на использование программных продуктов, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются.
     

Освобождение от налогообложения ввоза на территорию Российской Федерации племенной продукции

     
     В каком порядке должно быть документально подтверждено право на освобождение от обложения НДС племенной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 180-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”" (далее - Закон N 180-ФЗ) ввоз племенной продукции на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года включительно освобождается от обложения НДС при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей поставкой их вышеуказанным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Перечень документов, подтверждающих право на данное освобождение, налоговым законодательством не предусмотрен.
     
     В то же время п. 3 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, он обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
     
     В целях реализации норм Закона N 180-ФЗ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог; ЕСХН), могут представлять в таможенные органы оригиналы или копии следующих документов:
     
     - в случае, если ввоз племенной продукции на территорию Российской Федерации осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, - уведомления налогового органа о возможности применения налогоплательщиком системы налогообложения в виде ЕСХН; налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу, форма которой утверждена приказом Минфина России от 28.03.2005 N 50н, за отчетный (налоговый) период, предшествующий дате ввоза товаров, с отметкой налогового органа;
     
     - в случае, если ввоз племенной продукции на территорию Российской Федерации осуществляется российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, - учредительные документы организации, подтверждающие, что организация занимается лизинговой деятельностью; договоры финансовой аренды (лизинга) между организацией, ввозящей на таможенную территорию Российской Федерации племенную продукцию, освобожденную от обложения НДС, и организацией - сельскохозяйственным товаропроизводителем; уведомления налогового органа о возможности применения системы налогообложения в виде ЕСХН налогоплательщиком, за-ключившим договор финансовой аренды (лизинга) с российской организацией, ввозящей на таможенную территорию Российской Федерации племенную продукцию, освобожденную от обложения НДС; налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за отчетный (налоговый) период, предшествующий дате ввоза товаров, с отметкой налогового органа.
     

Налогообложение лекарственных средств

     
     Какую ставку НДС следует применять при ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2008 года в отношении лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, в том числе ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, применяется пониженная ставка НДС в размере 10%.
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, в отношении которой применяется ставка НДС в размере 10%, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
     
     По сообщению Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, до издания соответствующего постановления Правительства РФ решение о возможности применения ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, может быть принято таможенным органом на основании разрешения на ввоз конкретной партии таких лекарственных средств, выдаваемого Росздравнадзором в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 438 "О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения".