Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможено - тарифной политики Минфина России, к.э.н
     

Амортизация имущества, полученного унитарным предприятием от собственника

     
     ФГУП получает от собственника имущества этого предприятия денежные средства на приобретение оборудования. Подлежит ли приобретенное оборудование амортизации?
     
     Основы деятельности унитарных предприятий определены в ст. 214, 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
     
     Из положений вышеуказанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.
     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
     
     Вышеуказанные средства и имущество не признаются в целях главы 25 НК РФ средствами целевого финансирования или целевыми поступлениями, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 настоящего Кодекса, а освобождаются от обложения налогом на прибыль по самостоятельному основанию, предусмотренному подпунктом 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии со ст. 256 НК РФ, которое получено унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     

Налогообложение некоммерческих организаций

     
     Некоммерческая организация, зарегистрированная в форме фонда, в целях сохранения временно не используемых средств целевых поступлений размещает их на депозитных счетах в банке. Признается ли для целей налогообложения прибыли такое размещение целевых поступлений их нецелевым использованием и соответственно подлежат ли в таком случае эти средства включению в налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
     
     Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
     
     Некоммерческие организации могут создаваться в том числе в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
     
     Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
     
     Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен ст. 251 НК РФ.
     
     В частности, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению.
     
     К этим целевым поступлениям относятся в том числе пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
     
     Предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
     
     Основным условием применения положений п. 2 ст. 251 НК РФ является соблюдение целевого назначения поступлений и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления. Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, предусмотренные п. 14 ст. 250 НК РФ.
     
     При размещении свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, иных видов целевого финансирования и целевых поступлений, на депозитных счетах в учреждениях банков, в акциях, в облигациях и других ценных бумагах возникает вопрос: должна ли такая деятельность рассматриваться как предпринимательская и соответственно должно ли такое размещение средств считаться нарушением их целевого назначения, а сами средства включаться в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов организации?
     
     Поскольку при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений конечные цели их использования не могут быть определены, то вышеуказанные операции некоммерческих организаций должны рассматриваться как формы сохранения, а не расходования денежных средств.
     
     В связи с этим суммы средств, источником которых служат добровольные имущественные взносы, иные виды целевого финансирования или целевых поступлений, размещенные на депозитных счетах в учреждениях банков или в ценных бумагах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если такое размещение средств было произведено. Вопрос о правомерности использования налогоплательщиком возможности отказа от учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль соответствующих поступлений, предусмотренной п. 2 ст. 251 НК РФ, должен решаться по результатам конечного расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений в зависимости от того, соответствуют ли произведенные расходы уставным целям деятельности получателя и условиям, установленным источником целевого финансирования или целевых поступлений, а также федеральными законами.
     
     Таким образом, конечное использование средств по их целевому назначению является основным критерием отнесения к основной, уставной деятельности некоммерческой организации размещения временно свободных остатков целевых средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, в приносящие доход финансовые активы. Однако при решении вопроса об отнесении такой деятельности к предпринимательской, а также для принятия решения об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средств, полученных от источников финансирования и направляемых на подобную деятельность, следует рассматривать каждый конкретный случай с точки зрения использования средств по целевому назначению.
     
     По мнению Минфина России, могут применяться следующие критерии отнесения размещения временно свободных остатков целевых средств, полученных в виде имущественных взносов учредителей, добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, в приносящие доход финансовые активы к предпринимательской деятельности:
     
     - в отсутствие предпринимательской деятельности у некоммерческой организации должны отсутствовать произведенные расходы, связанные с рассматриваемой деятельностью по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах, приносящих доход, которые уменьшают доходы, получаемые от такой деятельности, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской;
     
     - некоммерческая организация должна представить документальное обоснование принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств;
     
     - некоммерческая организация должна представить обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены некоммерческой организацией, с размещением свободных остатков таких средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах с получением дохода, по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности некоммерческой организации (ее прекращению) или того, что такое сокращение (прекращение) является временным и позволит за счет накопления средств наиболее эффективно достигнуть уставные цели.
     
     Что касается полученных процентов от временного размещения на депозитах в банках целевых средств, некоммерческим организациям следует учитывать, что средства целевого финансирования и целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, предоставляются для непосредственного использования некоммерческой организацией и в отличие от средств целевого капитала специально не предназначены для извлечения доходов от размещения в приносящих доход активах для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.
     
     Таким образом, в случае получения дохода от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, в приносящие доход активы или на депозитах в банках соответствующий доход учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     

Учет организацией-застройщиком расходов по приобретению земельного участка

     
     Организация является застройщиком и на основании полученного разрешения на строительство привлекает денежные средства участников долевого строительства для создания многоквартирного дома на земельном участке, приобретаемом этой организацией в собственность за плату у коммерческой организации. Каким образом учитываются в данном случае расходы на приобретение земельного участка? Учитывается стоимость земельного участка в составе расходов организации-застройщика или как расходы, возмещаемые дольщиками?
     
     В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на вышеуказанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
     
     Право собственности на земельные участки, как это установлено ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Согласно ст. 38 ЖК РФ право собственности на долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме переходит при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю, то есть в силу федерального законодательства.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
     
     Таким образом, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является неотъемлемой частью помещения в данном доме. В связи с этим лицо, приобретающее в собственность помещение в многоквартирном доме, одновременно приобретает долю в праве общей собственности на общее имущество, включая долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества. При этом доля в праве на общее имущество дома, включая вышеуказанный земельный участок, не подлежит отдельной государственной регистрации.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности имущество в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
     
     Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
     
     Исходя из вышеизложенного стоимость земельного участка, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома с привлечением средств дольщиков (инвесторов), учитывается организацией-застройщиком аналогично затратам на строительство как расходы, возмещаемые дольщиками, то есть расходы, произведенные в рамках целевого финансирования.
     
А.А. Назаров
     

О необходимости представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации

     
     Обнаружив в 2008 году в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за II квартал 2007 года ошибку, приведшую к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик, для которого отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, корректирует налоговую декларацию за 2007 год. Обязан ли в связи с этим налогоплательщик дополнительно скорректировать налоговые декларации по налогу на прибыль за полугодие и девять месяцев 2007 года?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены вышеуказанные ошибки (искажения).
     
     Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, при обнаружении в 2008 году в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль ошибки, относящейся к 2007 году и приведшей к занижению суммы данного налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан скорректировать налоговую декларацию по вышеназванному налогу за 2007 год.
     
     Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 286 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
     
     Это означает, что ошибка в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, относящаяся ко II кварталу 2007 года и приведшая к занижению суммы налога, одновременно приводит к ошибкам в исчислении сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в III и IV кварталах 2007 года.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае налогоплательщик обязан дополнительно скорректировать налоговые декларации за полугодие и за девять месяцев 2007 года.
     

Об уплате авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения

     
     Организация, имеющая несколько обособленных подразделений, уплатила по месту нахождения обособленного подразделения, ликвидированного 2 мая 2008 года, сумму ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на II квартал 2008 года по сроку 28 апреля. Может ли организация не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по месту нахождения этого подразделения за май и июнь 2008 года?
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по этому налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации (п. 1 ст. 289 НК РФ).
     
     Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 1 ст. 285 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
     
     Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае после ликвидации обособленного подразделения (и до наступления второго срока уплаты ежемесячных авансовых платежей) организация вправе уточнить налоговые декларации по налогу на прибыль за I квартал 2008 года следующим образом: уменьшить до нуля сумму ежемесячных авансовых платежей на II квартал 2008 года, подлежащих уплате по месту нахождения этого подразделения, и одновременно увеличить сумму этих платежей по оставшимся местам уплаты налога.
     
     В рассматриваемом случае после такого уточнения налоговых деклараций организация вправе прекратить уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения этого подразделения за май и июнь 2008 года.
     

О сроке уплаты налога на прибыль правопреемником присоединенной организации

     
     29 февраля 2008 года была завершена реорганизация юридического лица в форме присоединения. 28 марта 2008 года организация-правопреемник уплатила налог на прибыль присоединенной организации, подлежащий уплате по истечении 2007 года. Нарушен ли срок уплаты налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
     
     Это означает, что налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении 2007 года, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации по этому налогу за 2007 год.
     
     Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам присоединенной организации, в том числе по всем налоговым обязательствам (включая обязательства по уплате налога на прибыль).
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Это означает, что налоговые обязательства налогоплательщика формируются на основе налоговых деклараций.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае в передаточном акте должны учитываться данные налоговой декларации за 2007 год.
     
     В связи с вышеизложенным можно было бы сделать вывод, что в данном случае налоговая декларация за 2007 год должна была быть представлена в налоговый орган до завершения реорганизации, то есть до 29 февраля 2008 года, и соответственно можно признать, что в рассматриваемом случае срок уплаты налога на прибыль был нарушен.
     
     В то же время в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     НК РФ не установлены иные сроки представления налоговой декларации по итогам налогового периода.
     
     Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении 2007 года, уплачивается не позднее 28 марта 2008 года.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае срок уплаты налога на прибыль не был нарушен (поскольку налог был уплачен 28 марта 2008 года).
     

О налогообложении прибыли от операций с ценными бумагами

     
     В 2007 году организацией, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, была получена прибыль от операций с ценными бумагами, а от иных видов деятельности - убыток; расходы (включая расходы по операциям с ценными бумагами) превышали доходы (включая доходы от операций с ценными бумагами); вся прибыль облагалась по налоговой ставке в размере 24%. Возникал ли в данном случае объект обложения налогом на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
     
     Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получил убыток - отрицательную разницу между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми для целей налогообложения, налоговая база признается в данном отчетном (налоговом) периоде равной нулю (п. 8 ст. 274 Кодекса).
     
     Таким образом, если в налоговом периоде налогоплательщик получил убыток, объект обложения налогом на прибыль отсутствует.
     
     Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 280 НК РФ с учетом положений ст. 281 и 282 настоящего Кодекса.
     
     Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, устанавливаемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг (п. 8 ст. 280 НК РФ).
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае объект обложения налогом на прибыль возникает, так как в отчетном периоде получена прибыль от операций с ценными бумагами.
     
     В то же время согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по налоговой ставке, отличной от налоговой ставки, указанной в п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 24%, за исключением случаев, предусмотренных п. 2-5 вышеуказанной статьи Кодекса.
     

     Следовательно, в рассматриваемом случае налоговая база по операциям с ценными бумагами не определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Этот вывод подтверждается следующими положениями Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (далее - Порядок).
     
     По строке 120 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена вышеназванным приказом Минфина России (далее - Декларация), приводится налоговая база по прибыли, облагаемой по налоговой ставке 24%.
     
     Пунктом 5.5 Порядка установлено, что по строке 120 Декларации показывается налоговая база, определяемая путем суммирования данных по строке 100 Листа 02, строке 100 Листов 05 и строке 530 Листа 06.
     
     Согласно п. 13.6 Порядка по строке 100 Листа 05 Декларации отражается налоговая база по операциям с ценными бумагами.
     
     Положительная сумма по строке 100 Листа 05 показывается по строкам 120, 130 Листа 02 Декларации.
     
     Под положительной суммой (разницей между доходами и расходами), отражаемой по вышеуказанной строке, понимается прибыль.
     
     Следовательно, по строке 120 Листа 02 Декларации показывается прибыль (но не убыток) от операций с ценными бумагами.
     
     В связи с вышеизложенным следует сделать вывод, что в рассматриваемом случае объект обложения налогом на прибыль не возникает, поскольку все расходы организации (включая расходы по операциям с ценными бумагами) превышают все доходы организации (включая доходы от операций с ценными бумагами).
     
     Соответственно по строке 120 Листа 02 Декларации за 2007 год приводится убыток.
     

О сроке представления налоговых деклараций

     
     Учитываются ли контрольные сроки пересылки почтовых отправлений при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации?
     
     В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
     
     Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам организации в банке на одиннадцатый день по истечении этого срока.
     
     Налоговая декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения (абзац первый п. 4 ст. 80 НК РФ).
     
     Согласно абзацу третьему п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
     
     Следовательно, организация не нарушает срок представления налоговой декларации, направляя ее в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации.
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ.
     
     Из п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 (далее - Нормативы), следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) может составлять 11 дней. Речь идет, в частности, о пересылке корреспонденции в том числе между Абаканом и Анадырем, Анадырем и Магаданом, Магаданом и Курганом, Чебоксарами и Элистой, Дудинкой и Благовещенском (такой срок указан в приложении к Нормативам).
     
     Это означает, что налоговая декларация, направленная в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), должна быть доставлена в налоговый орган в соответствии с Нормативами в течение двенадцати дней (с учетом дня ее приема на почте).
     
     Следовательно, в связи с действием Нормативов может возникнуть противоречие между правилом, установленным абзацем третьим п. 4 ст. 80 НК РФ (налогоплательщик вправе отправить налоговую декларацию по почте в последний день установленного срока представления такой декларации), и правилом, предусмотренным абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ (где идет речь о десятидневном сроке), поскольку контрольный срок доставки почтового отправления может составлять одиннадцать дней.
     
     Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     
     Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что контрольные сроки пересылки почтовых отправлений учитываются при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации.
     
     В то же время п. 6 ст. 6.1 НК РФ предусмотрено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
     
     Это означает, что в абзаце первом п. 3 ст. 76 НК РФ срок определен в рабочих днях.
     
     В то же время в Законе N 176-ФЗ и Нормативах сроки установлены в днях, но не указано, в каких - рабочих или календарных.
     
     В связи с этим порядок исчисления этих сроков потребители почтовых услуг имеют право толковать в свою пользу, то есть считать, что эти сроки исчисляются в календарных днях.
     
     Статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
     
     В НК РФ не уточняется, какая рабочая неделя учитывается при исчислении сроков, - пятидневная или шестидневная.
     
     Учитывая это, а также положения п. 7 ст. 3 НК РФ, при исчислении срока, установленного абзацем первым п. 3 ст. 76 НК РФ, следует признать, что рабочая неделя длится пять дней.
     
     В этом случае десять рабочих дней приходятся на две рабочие недели, то есть на четырнадцать календарных дней.
     
     Поэтому следует признать, что контрольные сроки пересылки почтового отправления не учитываются при принятии решения о приостановлении операций по счетам организации в банке в связи с нарушением срока представления в налоговый орган налоговой декларации, поскольку максимальный контрольный срок пересылки почтового отправления - двенадцать календарных дней с учетом дня его приема на почте, а на две рабочие недели приходится больше - четырнадцать календарных дней.
     
Д.В. Коновалов
     

Налогообложение государственного унитарного предприятия

     
     Федеральное государственное унитарное предприятие сдает в аренду государственное недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. При этом организация-арендатор перечисляет арендные платежи в федеральный бюджет. Следует ли унитарному предприятию включать доходы от сдачи имущества в аренду в налоговую базу по налогу на прибыль наряду со всеми другими доходами, учитываемыми в целях налогообложения и облагаемыми налогом на прибыль в общеустановленном порядке?
     
     В соответствии со ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
     
     Статьей 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие не имеет права продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, данным Федеральным законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 41 и ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     В соответствии с положениями главы 25 НК РФ при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося у федерального государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, оно обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль в составе внереализационных доходов.
     
     Таким образом, доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми для целей налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.