Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к приказу Минфина России от 20.02.2008 N 27н

     

Приказ Минфина России

от 20 февраля 2008 г. N 27н

"Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения"*1

     _____
     
*1 См. также комментарий О.В. Хритининой и пример заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1-е полугодие 2008 года // НВ: комментарии… - 2008. - N 6. - С. 41-53.
     

Комментарий

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Минюст России зарегистрировал 3 марта текущего года (регистр. N 11334) приказ Минфина России от 20.02.2008 N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения" (далее - Приказ Минфина России N 27н), который принят в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и на основании п. 7 ст. 80 настоящего Кодекса.
     
     Основаниями для издания Минфином России вышеуказанного Приказа стали:
     
     - Федеральный закон от 16.05.2007 N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон 77-ФЗ), которым из п. 2 ст. 372 НК РФ исключено положение, предоставлявшее право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации утверждать форму отчетности по налогу на имущество организаций. При этом п. 2 ст. 372 НК РФ приведен в соответствие с нормами п. 3 ст. 12, п. 7 ст. 80 настоящего Кодекса, на основании которых право утверждать форму налоговой декларации (расчета) предоставлено Минфину России;
     
     - Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ), внесший, в частности, изменение в ст. 386 НК РФ, согласно которому крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций в налоговые органы по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Данная норма применяется с 1 января 2008 года начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 год. При этом место формирования налоговой базы и место уплаты налога на имущество организаций не изменилось. Напомним читателям журнала, что критерии крупнейших налогоплательщиков и порядок их постановки на налоговый учет определены приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290;
     
     - Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ). Изменения, внесенные этим Законом в п. 1 ст. 374, ст. 378, п. 17 ст. 381, п. 5 ст. 382, ст. 384 НК РФ уточняют отдельные установленные нормы обложения налогом на имущество организаций с учетом правоприменительной практики. Кроме того, Законом N 216-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 376 НК РФ, в соответствии с которыми поменялся порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества организаций по окончании налогового периода. В главу 30 НК РФ введена ст. 386.1 "Устранение двойного налогообложения", что обусловлено необходимостью определения порядка исчисления налога на имущество организаций и зачета уплаченных за пределами Российской Федерации сумм налога за имущество, находящееся за пределами Российской Федерации и принадлежащее российской организации.
     

     Приказом Минфина России N 27н утверждены две формы отчетности по налогу на имущество организаций:
     
     - форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Приложение N 1) (далее - Декларация) и Порядок ее заполнения (Приложение N 2);
     
     - форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (далее - Расчет) (Приложение N 3) и Порядок его заполнения (Приложение N 4).
     
     Напомним читателям журнала, что до принятия Приказа Минфина России N 27 налоговая отчетность по налогу на имущество организаций представляла собой одну форму, которая заполнялась как для расчета сумм авансовых платежей, подлежащих уплате по окончании отчетного периода, так и для расчета суммы налога, подлежащей уплате по окончании налогового периода.
     
     Положения Приказа Минфина России N 27н вступили в силу начиная с представления налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года, поэтому налоговые расчеты по авансовому платежу должны представляться в 2008 году по новым формам, а налоговая декларация по новой форме - после окончания текущего года, то есть в 2009 году.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что с вступлением в силу Приказа Минфина России N 27н не применяется приказ МНС России от 23.03 2004 N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению" (п. 6 Приказа Минфина России N 27н).
     
     В целом утвержденные Минфином России формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций сократились по составу разделов и показателей, что соответствует требованиям ст. 80 НК РФ в части содержания налоговой декларации.
     
     Напомним читателям журнала, что налоговая декларация должна содержать сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Расчет авансового платежа должен также приводить сведения налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа по налогу на имущество организаций.
     
     В утвержденных Минфином России формах предусмотрены только три раздела вместо пяти разделов форм согласно приказу МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224. Необходимые для исчисления налога и авансовых платежей по нему показатели (например, о налоговых льготах - Раздел 5 прежней Декларации), которые ранее приводились в этих разделах, теперь указываются в Разделе 2 новой Декларации (Расчета).
     
     Порядки заполнения вышеуказанных форм (Приложения N 2 и 4 к Приказу Минфина России N 27) предусматривают, что Декларация (Расчет) заполняется лицами, признаваемыми плательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ.
     
     Как уже было указано выше, Декларация состоит из титульного листа и трех разделов:
     
     - Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";
     
     - Раздела 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства";
     
     - Раздела 3 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство".
     
     Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее - Порядок) Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:
     
     - по месту нахождения российской организации;
     
     - по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
     
     - по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
     
     - по месту нахождения недвижимого имущества;
     
     - по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.
     
     Декларация представляется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в одном и том же составе: титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2.
     
     По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации и не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, Декларация представляется в составе титульного листа, Раздела 1 и Раздела 3.
     
     Важно! Порядком предусмотрены особенности заполнения титульного листа форм для крупнейших налогоплательщиков.
     
     Так, согласно п. 1.5. Порядка налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют Декларации (Расчеты) в части сумм налогов, исчисленных в отношении имущества, находящегося по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, месту нахождения объектов недвижимости, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. При этом в Декларациях отражаются реквизиты (КПП, код налогового органа) по месту уплаты суммы налога в соответствии со ст. 383-385 НК РФ и место представления Деклараций - по месту учета крупнейшего налогоплательщика.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в п. 1.6 Порядка сохранены особенности заполнения Декларации в зависимости от установленного региональными законами о бюджете на соответствующий год порядка зачисления сумм налога на имущество организаций в соответствующие бюджеты (региональный и местный), предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
     
     Так, определено, что Декларация заполняется в отношении сумм налога на имущество организаций, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее - код по ОКАТО). При этом в Декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога на имущество организаций, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
     
     Кроме того, Порядком предусмотрено, что если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, то Декларация может заполняться в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении Декларации отражается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления Декларации.
     
     Напомним читателям журнала, что в приказе МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 имелось аналогичное по содержанию положение. В Приказе Минфина России N 27н изменена только его редакция, но не суть.
     
     Согласно п. 1.7 Порядка при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в Декларацию (Расчет) и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.
     
     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он вправе внести необходимые изменения в Декларацию и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.
     
     Уточненная Декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога на имущество организаций не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога на имущество организаций производится за период, в котором были совершены вышеуказанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога на имущество организаций производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Декларация представляется на бумажном носителе, может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
     
     Согласно ст. 27 и 29 НК РФ декларация на бумажном носителе представляется в налоговый орган законным либо уполномоченным представителем налогоплательщика.
     
     Декларации представляются налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Декларация имеет сквозную нумерацию страниц, которая ведется сплошным способом начиная с титульного листа вне зависимости от количества листов конкретных разделов Декларации.
     
     В верхней части каждой страницы Декларации, так же как это было и в старой форме отчетности, отражаются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в Декларации приводятся не наименование и номер налогового органа, в который представляется Декларация, а только его код.
     
     Титульный лист Декларации заполняется согласно Разделу III Порядка. Отметим, что при заполнении отдельных показателей проставляются соответствующие коды, указанные в Приложениях к Порядку, в частности коды налоговых льгот (Приложение N 3), коды по месту представления Деклараций (Приложение N 1), коды способов представления Декларации (Приложение N 2).
     
     При представлении Декларации налогоплательщиком по строке "фамилия, имя, отчество" указываются построчно фамилия, имя, отчество руководителя организации полностью и проставляются личная подпись руководителя организации, заверяемая печатью организации, и дата подписания.
     
     При подаче Декларации представителем налогоплательщика - физическим лицом по строке "фамилия, имя, отчество" приводятся построчно фамилия, имя, отчество представителя налогоплательщика полностью и проставляются личная подпись представителя налогоплательщика, дата подписания, а также указывается вид документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.
     
     При подаче Декларации представителем налогоплательщика - юридическим лицом по строке "фамилия, имя, отчество" указываются построчно полностью фамилия, имя, отчество физического лица, уполномоченного в соответствии с документом, подтверждающим полномочия представителя налогоплательщика - юридического лица, удостоверять достоверность и полноту сведений, указанных в Декларации.
     
     По строке "Наименование организации - представителя налогоплательщика" приводится наименование юридического лица - представителя налогоплательщика и проставляется подпись лица, сведения о котором указаны по строке "фамилия, имя, отчество", заверяемая печатью юридического лица - представителя налогоплательщика и дата подписания.
     
     По строке "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" указывается вид документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что ИНН вышеуказанных лиц в Декларации теперь не проставляется.
     
     В соответствии с требованиями ст. 80 НК РФ количество заполняемых показателей в Декларации в целом сократилось. В то же время в части показателей, необходимых для исчисления налога, в Раздел 2 и Раздел 3 формы Декларации добавлены три новых элемента.
     
     В этой связи напомним читателям журнала, что в п. 4 ст. 376 НК РФ внесены изменения и с 1 января 2008 года среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     По этой причине в Раздел 2 Декларации по окончании налогового периода по коду строки 140 включаются данные об остаточной стоимости имущества не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом, то есть на конец налогового периода, который заканчивается 31 декабря (данный порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества по итогам года применяется только по окончании налогового периода при расчете налога на имущество организаций за 2008 год).
     
     Показатели, необходимые для исчисления среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества и налоговой льготы, включены в Раздел 2 Декларации по строкам 020-140 и 170.
     
     Статья 386.1 "Устранение двойного налогообложения" НК РФ предусматривает, что размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации. Для зачета организация должна представить в налоговый орган по месту нахождения организации заявление и документ, подтверждающий уплату налога в иностранном государстве. Данные об исчисленной и уплаченной за пределами Российской Федерации сумме налога указываются по коду строки 260 Раздела 2 Декларации.
     
     В Раздел 3 Декларации по коду строки 090 включен новый показатель "Коэффициент К", введенный в данную форму в соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ, которым установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций, указанный в п. 2 ст. 375 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога на имущество организаций (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
     
     Порядок оформления Раздела 1 Декларации не изменился; этот раздел заполняется в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет, по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство), месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс, месту нахождения недвижимого имущества, в соответствии с п. 1.6 Порядка.
     
     При заполнении Раздела 1 указываются код по ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма налога на имущество организаций, код бюджетной классификации - КБК, по которому подлежит зачислению в бюджет сумма налога, а также сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления Декларации по соответствующим кодам по ОКАТО и КБК.
     
     Напомним читателям журнала, что сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
     
     Организации, имеющие имущество за пределами Российской Федерации, уменьшают исчисленную сумму налога по имуществу, учтенному на балансе организации, на сумму налога, фактически уплаченную российской организацией за пределами Российской Федерации, при условии представления российской организацией в налоговый орган по месту нахождения организации вместе с Декларацией документов, перечисленных в п. 2 ст. 386.1 НК РФ.
     
     Сведения, указанные в разделе 1 Декларации по строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю", подтверждаются подписью законных или уполномоченных лиц.
     
     Раздел 2 Декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
     
     При этом Раздел 2 Декларации заполняется отдельно:
     
     - в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
     
     - в отношении имущества каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
     
     - в отношении недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
     
     - в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
     
     - в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГС) в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
     
     - в отношении каждого объекта недвижимого имущества российской организации, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
     
     - в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога на имущество организаций фактически уплачены за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства;
     
     - в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества.
     
     Поскольку по некоторым видам имущества необходимо заполнять Раздел 2 Декларации отдельно, в целях их идентификации предусмотрены соответствующие коды.
     
     При заполнении Раздела 2 Декларации в отношении объекта недвижимого имущества российской организации, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), по строке "Код вида имущества" проставляется "2".
     
     При заполнении Раздела 2 Декларации по месту нахождения организации в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, суммы налога на имущество организаций по которому уплачены в соответствии с законодательством другого государства, по строке "Код вида имущества" указывается отметка "4".
     
     Во всех остальных случаях по строке "Код вида имущества" делается отметка "3".
     
     Раздел 3 Декларации заполняется иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
     
     Принципиально порядок заполнения Раздела 3 Декларации не изменился, за исключением того, что введена новая строка с кодом 090.
     
     Порядок заполнения Расчета мало отличается от Порядка заполнения Декларации, поскольку в Расчете предусмотрены аналогичные разделы и показатели. Заполнение Декларации и Расчета по авансовому платежу отличается только тем, что в Расчете предусмотрены показатели средней стоимости имущества и суммы авансового платежа, а в Декларации - показатели среднегодовой стоимости имущества, суммы налога за налоговый период и суммы, подлежащие уплате по окончании налогового периода, порядок исчисления которых несколько отличается.