Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения, внесенные в обложение единым социальным налогом с 2008 года


Изменения, внесенные в обложение единым социальным налогом с 2008 года

     
     С.А. Голубчикова,
ведущий аудитор "Волга-Проф-Аудит"
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены следующие изменения и добавления:
     
     1) выплаты в пользу иностранцев, работающих за пределами Российской Федерации, не облагаются единым социальным налогом.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ налогоплательщики-работодатели не должны уплачивать единый социальный налог со следующих сумм:
     
     - с выплат в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
     
     - с вознаграждения в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (подпункт "а" п. 17 ст. 1 Закона N 216-ФЗ);
     
     2) в крестьянских (фермерских) хозяйствах плательщиками единого социального налога признаются только главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются в том числе индивидуальные предприниматели, к которым в целях настоящего Кодекса относятся согласно п. 2 ст. 11 НК РФ только главы крестьянских (фермерских) хозяйств, а не все их члены семьи.
     
     В прежней редакции абзаца второго п. 2 ст. 236 НК РФ говорилось о том, что из доходов налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу хозяйства) исключались фактически произведенные расходы, связанные с развитием хозяйства. Законом N 216-ФЗ эта неточность устранена; теперь согласно абзацу третьему п. 2 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков - глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные вышеуказанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств. Данные положения распро-страняются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года;
     
     3) материальная помощь при рождении ребенка не облагается единым социальным налогом.
     
     Федеральным законом от 29.12.2006 N 257-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 3 п. 1 ст. 238 НК РФ внесены изменения, касающиеся единовременной материальной помощи, которую работодатель выплачивает работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении, (усыновлении или удочерении) ребенка, в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка. Теперь эта сумма единовременной материальной помощи не облагается единым социальным налогом.
     
     Но в настоящее время еще не до конца остается выясненным вопрос: имеют ли право получить вычет по налогу на доходы физических лиц на каждого ребенка в двойном размере оба одиноких родителя (подпункт 4 п. 1 ст. 218 НК РФ)?
     
     Подпункт 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляет одиноким родителям стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка в двойном размере. При этом под одиноким родителем НК РФ понимает одного из родителей, не состоящего в зарегистрированном браке.
     
     По данному вопросу имеются две точки зрения.
     
     В соответствии с письмом Минфина России от 03.12.2007 N 03-04-06-01/44 вычет в двойном размере (1200 руб.) на ребенка в возрасте до 18 лет, который является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы, имеет право получить только один из родителей, на обеспечении которого находится ребенок.
     
     Соответственно другой родитель [в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка (детей)] имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 40 000 руб.
     
     Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 27.11.2007 N 03-04-06-01/417, от 27.11.2007 N 03-04-06-01/418, от 14.07.2006 N 03-05-01-04/213; УФНС России по г. Москве от 09.03.2007 N 28-10/21997 "О порядке предоставления одинокому родителю стандартного налогового вычета на ребенка".
     
     Согласно другой позиции, выраженной в письме УФНС России по г. Москве от 13.01.2006 N 21-11/2542 "Об обязанности применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога организациями-налогоплательщиками и праве одинокого родителя, не состоящего в браке, на получение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при осуществлении расходов на содержание детей", стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется одинокому родителю, если он принимает участие в содержании ребенка. При этом не имеет значения, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от него, поскольку основным условием предоставления вычета является осуществление расходов на содержание ребенка.
     
     В письме УМНС России по Московской области от 25.03.2004 N 08-03/б-н "Вопросы налогообложения доходов физических лиц" указано, что отец ребенка, не состоящий в зарегистрированном браке, вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом в двойном размере на основании письменного заявления, документов, которые подтверждают степень родства, и соглашения об уплате алиментов, оформленного в установленном порядке;
     
     4) компенсационные выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются единым социальным налогом.
     
     К числу не облагаемых единым социальным налогом компенсационных выплат отнесены суммы возмещения расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера на основании абзаца восьмого подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     
     Такая компенсация может быть предусмотрена, например, договором подряда на основании п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающиеся ему вознаграждения.
     
     При этом возникает вопрос: облагаются ли единым социальным налогом суммы компенсации расходов исполнителя (п. 3 ст. 236 НК РФ)?
     
     Согласно ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, которые связаны с выполнением работ или оказанием услуг.
     
     По данному вопросу имеются две точки зрения, которые до настоящего времени не получили окончательного решения в налоговом законодательстве.
     
     Позиция Минфина России заключается в том, что суммы компенсаций, выплачиваемые по таким договорам, не являются частью вознаграждения и не включаются в объект обложения единым социальным налогом. Аналогичного подхода придерживаются суды.
     
     В то же время ранее финансовое ведомство считало, что возмещение расходов исполнителя по гражданско-правовому договору является дополнительным вознаграждением и облагается единым социальным налогом. Такие же выводы содержатся в письмах УФНС России по г. Москве.
     
     Позиция 1. Компенсация расходов не облагается единым социальным налогом. В соответствии с письмом Минфина России от 13.12.2007 N 03-04-06-02/219 единым социальным налогом облагается только вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, и иные выплаты, имеющие характер вознаграждения, а не все выплаты по такому договору. Компенсация издержек лица, оказывающего услуги по договору возмездного оказания услуг (в частности, оплата проезда и проживания), направлена на погашение расходов (документально подтвержденных) и поэтому не может рассматриваться в качестве вознаграждения за оказанную услугу.
     
     Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 14.07.2006 N 03-05-02-04/189, от 25.05.2004 N 04-04-04/58.
     
     В информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 <Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога> указано, что выплаты в возмещение издержек, понесенных исполнителем при исполнении договора возмездного оказания услуг (подрядчиком при исполнении договора подряда), не облагаются единым социальным налогом, так как выплаты, которые направлены на компенсацию издержек, не являются объектом обложения этим налогом.
     
     Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2007 по делу N А43-7991/2006-30-215, ФАС Московского округа от 01.03.2007, 09.03.2007 N КА-А40/1026-07 по делу N А40-44145/06-151-233.
     
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 18.08.2005 N 1443/05 указано, что компенсация расходов исполнителей услуг по гражданско-правовым договорам, связанных с проездом к месту оказания услуг и проживанием, не относится к выплатам, перечисленным в п. 1 и 2 ст. 236 НК РФ. Поэтому такие выплаты не признаются объектом обложения единым социальным налогом независимо от включения их в состав расходов при налогообложении прибыли.
     
     Согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 03.10.2006 по делу N А72-5629/05-6/435, N А72-5959/05-6/450 компенсация издержек лиц по договорам возмездного оказания услуг направлена на погашение расходов, произведенных исполнителями в интересах заказчика услуг, и, следовательно, не может рассматриваться в качестве оплаты самих услуг, поэтому подобные выплаты не облагаются единым социальным налогом.
     
     Схожую позицию занял ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 06.03.2007 по делу N А56-10568/2005.
     
     Позиция 2. Компенсация расходов облагается единым социальным налогом. В письме от 30.06.2005 N 03-05-02-04/128 финансовое ведомство отметило, что сумма возмещения расходов на проезд до места проведения работ, оказания услуг является дополнительным вознаграждением физическим лицам за оказываемые ими по гражданско-правовому договору услуги и включается в налоговую базу по единому социальному налогу.
     
     Аналогичные выводы сделаны в письмах УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 N 21-11/037533@ <О налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц сумм компенсации расходов, связанных с проездом и проживанием лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры>, от 07.09.2005 N 21-11/64190; УМНС России по г. Москве от 13.09.2004 N 28-11/58988 <Об обложении единым социальным налогом компенсаций исполнителю на проезд и проживание по месту оказания услуг>, в котором, в частности, указано, что глава 24 НК РФ не предусматривает исключения из общей суммы выплат по гражданско-правовым договорам суммы расходов, связанных с оказанием услуг. Поэтому сумма расходов, связанных с исполнением обязательств по договору гражданско-правового характера (проезд до места назначения выполнения услуг, проживание по месту выполнения услуг по фактически понесенным расходам), учитывается при исчислении единого социального налога;
     
     5) льгота по выплатам в пользу инвалидов распространена на всех работодателей.
     
     Раньше льготой в отношении выплат физическим лицам - инвалидам могли пользоваться организации любых организационно-правовых форм.
     
     Теперь согласно подпункту 1 п. 1 ст. 239 НК РФ такое право получили индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми;
     
     6) уточнен порядок уплаты единого социального налога и авансовых платежей по нему.
     
     Авансовые платежи. В прежней редакции п. 3 ст. 243 НК РФ говорилось, что авансовые платежи уплачиваются в течение отчетного периода. В силу ст. 240 НК РФ IV квартал не относится к отчетным периодам. Поэтому возникал вопрос: надо ли уплачивать авансовые платежи по итогам каждого месяца последнего квартала?
     
     Теперь Законом N 216-ФЗ уточнено, что авансовые платежи в течение IV квартала тоже уплачиваются.
     
     Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа к уплате определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     
     Иными словами, по итогам декабря 2007 года в бюджет следовало бы уплачивать авансовый платеж, рассчитанный с выплат за январь - декабрь 2007 года и уменьшенный на величину ранее уплаченных сумм. Однако обязанности рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансовые платежи за периоды январь - ноябрь 2007 года у налогоплательщика не было. Поэтому определить сумму авансового платежа за декабрь 2007 года невозможно.
     
     Правило округления суммы налога. Законом N 216-ФЗ в п. 4 ст. 243 НК РФ введен абзац, согласно которому сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
     
     До этого налогоплательщики руководствовались аналогичными положениями, прописанными в п. 2 Порядка заполнения Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н.
     
     Уплата авансовых платежей в случае, если у организации есть обособленное подразделение. Организации должны уплачивать единый социальный налог (авансовые платежи по нему) с выплат работникам, занятым в обособленных подразделениях, а также отчитываться по этому налогу по месту своего нахождения согласно п. 8 ст. 243 НК РФ;
     
     7) установлен срок подачи уточненной налоговой декларации для налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог со своих доходов.
     
     Уточненная налоговая декларация о предполагаемом доходе, которую представляют индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае значительного (более чем на 50%) изменения дохода в налоговом периоде должна подаваться в месячный срок после установления факта увеличения или уменьшения дохода (п. 3 ст. 244 НК РФ);
     
     8) уточнен порядок налогообложения доходов адвокатов.
     
     Определено, что днем фактического получения дохода адвокатами, которые осуществляют профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, признается день выплаты им дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета адвокатов в банках (абзац четвертый ст. 242 НК РФ).
     
     Уточнено, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляют и уплачивают единый социальный доход с доходов, которые получены от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом применяется порядок, предусмотренный для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, согласно установленным ставкам (п. 4 ст. 241 НК РФ) для адвокатов (п. 6 ст. 244 Кодекса).
     
     С 1 февраля 2008 года коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии установлен в размере 1,12. Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период (постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 25).