Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций

     
     Как формируется налоговая база по налогу на имущество организаций - по каждому объекту основных средств или в целом по организации?
     
     Статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что плательщиками налога на имущество организаций признаются в том числе российские организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого налогом по разным налоговым ставкам.
     
     Следовательно, главой 30 НК РФ не предусмотрены формирование налоговой базы и уплата налога на имущество организаций налогоплательщиком отдельно в отношении каждого объекта основного средства, за исключением объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
     

Формирование остаточной стоимости объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию

     
     При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается согласно п. 1 ст. 375 НК РФ по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и формирование их первоначальной и остаточной стоимости регулируются Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
     
     Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций и определение инвентарной стоимости объектов этих инвестиций в организациях осуществляются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160. Исходя из этого Положения и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расходы застройщика, связанные с возведением объектов строительства, монтажом оборудования, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, отражаются (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом) в бухгалтерском учете с применением счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
     

Отражение в расходах организации суммы налога на имущество организаций, начисленной по объектам основных средств

     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности. Исходя из этого суммы налога на имущество организаций, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности.
     

Учет уплаченной в бюджет суммы налога на имущество организаций

     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов начисленная организацией по налоговой декларации (расчету) сумма налога на имущество организаций (авансового платежа по нему), перечисленная в бюджет, оформляется в бухгалтерском учете проводкой: Д-т 26 "Общехозяйственные расходы" К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам".
     

Налогообложение активов в составе материально-производственных запасов

     
     Облагается ли налогом на имущество организаций приобретенный ксерокс стоимостью 6000 руб.? В учетной политике организации лимит отражения активов в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов установлен в размере 10 000 руб.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.
     
     Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и формирование их первоначальной и остаточной стоимости регулируются ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.
     
     Пунктом 1 ст. 375 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     В соответствии с ПБУ 6/01 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременным выполнении условий, установленных п. 4 этого Положения.
     
     Кроме того, согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
     
     Поэтому если учетной политикой организации предусмотрен лимит отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности активов в составе материально-производственных запасов в пределах стоимости не более 10 000 руб. за единицу, то приобретенный актив, в частности ксерокс, стоимостью ниже установленного лимита (6000 руб.), может не отражаться в бухгалтерском учете в составе основных средств на счете 01 "Основные средства", и, следовательно, данное имущество не должно признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ.
     

Налогообложение имущества, составляющего муниципальную казну

     
     В каком порядке учитывается имущество, составляющее муниципальную казну? Подлежит ли данное имущество обложению налогом на имущество организаций?
     
     Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не следует из закона или особенностей данных субъектов.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые согласно вышеуказанному Федеральному закону и уставу муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.
     
     Бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). При этом ведение муниципальным учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (включая сдачу имущества в аренду) не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.
     
     Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации определены Законом N 129-ФЗ, основной целью которого является обеспечение единообразного подхода к ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми экономическими субъектами, в том числе в секторе государственного управления.
     
     Полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации закреплены п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ и абзацем тридцать первым ст. 165 БК РФ за Минфином России.
     
     В связи с необходимостью формирования единой государственной учетной политики в секторе государственного управления Российской Федерации, а также в рамках реализации ст. 5 Закона N 129-ФЗ, ст. 165 БК РФ на Минфин России дополнительно возложено полномочие устанавливать единую методологию бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий. Полномочия Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности закреплены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329.
     
     Вышеуказанная норма закреплена п. 1 части первой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, являющейся в соответствии со ст. 264.1 БК РФ стандартом бюджетного учета, определяющим особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной сфере отношений экономических субъектов. Термин "бюджетный учет" применяется для определения бухгалтерского учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в соответствии с единой учетной государственной политикой сектора государственного управления.
     
     Статьей 264.1 БК РФ также определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации в денежном выражении состояния всей совокупности активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот).
     
     Пункт 4 ст. 264.1 БК РФ устанавливает к информации, раскрываемой в балансе исполнения бюджета, требования, предусматривающие обязательное включение в состав его показателей информации о составе всей совокупности нефинансовых активов, принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.
     
     Отметим, что отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны приводило ранее к искажению в бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключало возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе при его передаче в аренду, в доверительное управление).
     
     От имени муниципального образования (собственника муниципального имущества) полномочия по обеспечению бюджетного учета муниципальных активов осуществляются органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
     
     В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований подлежит учету на балансе уполномоченного органа (бюджетной организации) на счете бухгалтерского учета 010100000 "Основные средства".
     
     Положение, предусматривающее необходимость осуществлять бюджетный учет имущественных объектов казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Минфином России и Инструкцией по бюджетному учету, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.
     
     Таким образом, плательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны [то есть основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведение за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями] признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.
     

Налогообложение затрат на реконструкцию памятников регионального значения

     
     На объекте, являющемся памятником регионального значения, произведена реконструкция. Подлежат ли льготированию затраты на реконструкцию помещений в этом здании?
     
     Вопросы охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, например, на территории г. Москвы регламентированы Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и Законом г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
     
     Согласно ст. 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
     
     Кроме того, ст. 44 Закона N 73-ФЗ установлено, что на объекте могут осуществляться научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
     
     Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение вышеуказанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 7 ст. 45 Закона N 73-ФЗ).
     
     Согласно п. 3 ст. 33 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 на недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях запрещаются следующие виды производственно-строительных работ:
     
     - капитальное строительство;
     
     - реконструкция;
     
     - прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника;
     
     - благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в современном дорожном строительстве;
     
     - устройство мест парковки и стоянки автомобилей.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.
     
     При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).
     
     Согласно п. 18 Инструкции по бюджетному учету единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
     
     Для учета операций, связанных, в частности, с реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений и прочих основных средств предназначен счет 010601000 "Капитальные вложения в основные средства" (п. 78 Инструкции по бюджетному учету). Принятие к бюджетному учету работ по их реконструкции отражается по дебету счетов 010101310 "Увеличение стоимости жилых помещений", 010102310 "Увеличение стоимости нежилых помещений", 010103310 "Увеличение стоимости сооружений" и кредиту счета 010601410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" (п. 20 Инструкции по бюджетному учету).
     
     Поэтому если здание включено в Городской реестр недвижимости культурного наследия и в отдельных помещениях объекта произведены разрешенные и принятые в установленном порядке ремонтно-реставрационные работы, то сформированная по правилам бухгалтерского учета остаточная стоимость здания - объекта культурного наследия регионального значения с учетом затрат на ремонтно-реставрационные работы, увеличивающих первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества, не подлежит обложению налогом на имущество организаций, если законодательством о налогах и сборах субъекта Российской Федерации в отношении данного объекта недвижимого имущества предусмотрена налоговая льгота.