Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Определения периода доначисления НДС при подписании соглашения об осуществлении зачета оплаты, частичной оплаты

     
     В каком налоговом периоде следует доначислить НДС при подписании соглашения об осуществлении зачета оплаты, частичной оплаты, полученной в рамках договора на поставку товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10%, в счет подобной оплаты, полученной по договору оказания услуг, облагаемых НДС по ставке в размере 18%?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях главы 21 Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7-11, 13-15 данной статьи НК РФ, является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав.
     
     Поскольку при осуществлении вышеуказанного зачета оплата, частичная оплата, полученная в рамках договора на поставку товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 10%, признается оплатой, частичной оплатой по договору оказания услуг, облагаемых по ставке НДС в размере 18%, только в месяце подписания соглашения о проведении зачета, оплату, частичную оплату, полученную в рамках договора на поставку товаров, следует облагать НДС исходя из налоговой ставки в размере 18% в том налоговом периоде, в котором подписано соответствующее соглашение.
     
     Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализованных на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае изменения условий договоров. В связи с этим суммы НДС, уплаченные продавцом в бюджет по оплате, частичной оплате в счет предстоящих поставок товаров, принимаются к вычету в вышеуказанном налоговом периоде.
     

Налоговые вычеты по расходам на командировки и по представительским расходам

     

     Распространяется норма п. 7 ст. 171 НК РФ на все нормируемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы или только на поименованные в данном пункте ст. 171 НК РФ командировочные и представительские расходы?
     
     В соответствии с абзацем первым п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.
     
     Кроме того, согласно абзацу второму п. 7 ст. 171 НК РФ в случае, если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем вышеуказанным нормам.
     
     Таким образом, суммы НДС по расходам, нормируемым для целей налогообложения прибыли, как поименованным в абзаце первом п. 7 ст. 171 НК РФ, так и не поименованным в нем, принимаются к вычету в вышеуказанном размере.
     

Восстановление НДС в случае превышения норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ

     
     Надо ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету, по переданным в рекламных целях товарам, расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб. и по которым начислен НДС, в случае превышения норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ?
     
     Согласно абзацу второму п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем вышеуказанным нормам.
     
     Абзацем пятым п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных компаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 настоящего Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются для целей налогообложения налогом на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при передаче в рекламных целях готовой продукции, облагаемой НДС, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, должны быть восстановлены в случае превышения норматива, установленного абзацем пятым п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
     

Договоры, подтверждающие правомерность освобождения от налогообложения услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), установлены ст. 149 НК РФ, в соответствии с подпунктом 10 п. 2 которой не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
     
     Статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с п. 2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
     
     Согласно п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом до- говора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
     
     Учитывая вышеизложенное, на основании положений подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и ст. 671 ГК РФ от обложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности по договорам аренды или иным договорам, заключенным с юридическими лицами, а также по договорам найма (поднайма), заключенным с физическими лицами.
     

Документы, необходимые индивидуальному предпринимателю для продления в налоговом органе срока на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

     
     Согласно п. 6 ст. 145 НК РФ индивидуальные предприниматели для продления срока на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС должны представить в налоговый орган:
     
     - выписку из книги продаж;
     
     - выписку из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
     
     - копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не освобождаются от обязанностей по оформлению расчетных документов, первичных учетных документов и выставлению своим покупателям счетов-фактур. При этом на вышеуказанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
     
     Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж:
     
     - при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса;
     
     - в иных случаях, определенных в установленном порядке.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при совершении ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса, обязаны составлять счета-фактуры с надписью или штампом "Без налога (НДС)", а также вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
     
     Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, для продления срока на такое освобождение обязаны представить в налоговый орган документы, перечисленные в п. 6 ст. 145 НК РФ.
     

Освобождение от налогообложения работ (услуг) по тушению пожаров

     
     Лесхозы, базы авиационной охраны лесов и другие организации Рослесхоза осуществляют деятельность по предупреждению и тушению лесных пожаров. Необходимо ли вышеуказанным организациям по данной деятельности представлять в налоговый орган по месту учета лицензию с целью подтверждения правомерности освобождения от налогообложения работ (услуг) по тушению пожаров?
     
     В соответствии с подпунктом 19 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
     
     Пунктом 6 ст. 149 НК РФ установлено, что перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осущест-вление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 38 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию, а согласно п. 2 ст. 1 этого Федерального закона его действие не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.
     
     В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, лицензирование деятельности по тушению пожаров осуществляется МЧС России.
     
     Согласно разъяснению МЧС России, данному в письме от 22.09.2006 N 19/ц-2/3495, деятельность лесхозов, баз авиационной охраны лесов и других организаций Рослесхоза по предупреждению и тушению лесных пожаров не подлежит лицензированию.
     
     Учитывая вышеизложенное, организации Рослесхоза при отсутствии лицензии вправе применять при проведении работ (оказании услуг) по тушению лесных пожаров освобождение от обложения НДС согласно подпункту 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, выполняя требования п. 4 ст. 149 настоящего Кодекса.
     

Представление декларации по НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры

     
     Когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан представить декларацию по НДС в налоговый орган в случае, если он выставил счет-фактуру с выделением налога?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого согласно ст. 174.1 Кодекса.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны представлять в налоговый орган декларации по НДС.
     
     Однако согласно подпункту 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
     
     При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение N 2 к приказу Минфина России от 07.11.2006 N 136н) при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС в связи с переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно главе 26.1 НК РФ или на упрощенную систему налогообложения на основании главы 26.2 настоящего Кодекса, а также на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, представляют в налоговый орган титульный лист и раздел 1 декларации по НДС.
     
     Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан представить титульный лист и раздел 1 декларации по НДС в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выставлены счета-фактуры с выделением НДС.
     
С.С. Климов
     

Налогообложение реализации линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием

     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации в том числе линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240 утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, который является закрытым и включает только два вида товарной продукции, классифицированной в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОКП), а именно: линзы для коррекции зрения (код по ОКП - 94 8000) и очки (код по ОКП - 94 4260).
     
     Введением к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.
     
     На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
     
     На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (ХХ ХХХХ).
     
     Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
     
     В соответствии с ОКП группировка линз для коррекции зрения (код по ОКП - 94 8000) содержит перечень группировок основного классификационного деления, включая линзы для коррекции зрения с пониженным свето-пропусканием (коды по ОКП 94 8410, 94 8420, 94 8430, 94 8440, 94 8450, 94 8460, 94 8470, 94 8480, 94 8490, 94 8500, 94 8510, 94 8520, 94 8530, 94 8540, 94 8550, 94 8560, 94 8570, 94 8580, 94 8590, 94 8750, 94 8760, 94 8770, 94 8780, 94 8790).
     
     Однако согласно вышеназванной норме НК РФ освобождение от обложения НДС на солнцезащитные линзы не распространяется.
     
     Учитывая вышеизложенное, линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (в том числе коды по ОКП 94 8410, 94 8420, 94 8430, 94 8440, 94 8450, 94 8460, 94 8470, 94 8480, 94 8490, 94 8500, 94 8510, 94 8520, 94 8530, 94 8540, 94 8550, 94 8560, 94 8570, 94 8580, 94 8590, 94 8750, 94 8760, 94 8770, 94 8780, 94 8790) облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
П.С. Лещинер
     

Учет сумм НДС при осуществлении деятельности вне территории Российской Федерации

     
     Организация приобретает товары (работы, услуги) для оказания маркетинговых услуг вне территории Российской Федерации. Каков порядок учета сумм НДС по вышеуказанным товарам (работам, услугам)?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял только вышеуказанные операции, он не должен вести раздельный учет вышеназванных сумм НДС, в том числе по общехозяйственным расходам.
     
     В то же время если в течение налогового периода вместе с вышеуказанными операциями организация осуществляла операции, подлежащие обложению НДС, но при этом расходы на операции, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, составили менее 5%, налогоплательщик не производит раздельный учет сумм НДС по общехозяйственным расходам на основании п. 4 ст. 170 НК РФ.
     

Вычет НДС с сумм оплаты, частичной оплаты при осуществлении налогоплательщиком розничной торговли

     
     Налогоплательщик реализует населению за наличный расчет бытовую электротехнику, в том числе по частичной оплате. На сумму оплаты, частичной оплаты выбивается кассовый чек. Как осуществить вычет по НДС с сумм оплаты, частичной оплаты и отразить данные по указанным операциям в книге покупок?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база по НДС определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС (за исключением в том числе оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком, применяющим момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ). При отгрузке товаров в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу по НДС, налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из рыночных цен. При этом согласно п. 8 ст. 171 НК РФ суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров, подлежат вычету.
     
     Пунктом 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, установлено, что при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в книге продаж регистрируются выписанные счета-фактуры независимо от вида договора, по которому реализуются товары (работы, услуги).
     
     Таким образом, вычет НДС, уплаченного с сумм оплаты, частичной оплаты организацией, осуществляющей розничную торговлю товарами, производится на основании оформленных налогоплательщиком при получении оплаты, частичной оплаты счетов-фактур, реквизиты которых должны быть зарегистрированы в книге покупок при реализации товаров в счет полученной оплаты, частичной оплаты.
     

Налогообложение при оказании услуг по договорам подряда

     
     Каков порядок применения НДС при оказании услуг по договорам подряда, по которым осуществляется поставка программного обеспечения и услуг, связанных с использованием этого программного обеспечения, а также при реализации программного обеспечения по договорам купли-продажи?
     
     Согласно Федеральному закону от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" с 1 января 2008 года освобождается от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование вышеуказанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
     
     Но при этом следует учитывать, что освобождение от налогообложения операций по оказанию услуг по договорам подряда, в рамках которых осуществляется поставка программного обеспечения, и услуг, связанных с использованием этого программного обеспечения, а также по реализации программного обеспечения по договорам купли-продажи вышеуказанной нормой Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ не предусмотрено. Таким образом, вышеперечисленные операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение при приобретении лицензии у иностранной организации

     
     ООО "К-ТВ" (российская организация), применяющее упрощенную систему налогообложения, приобретает у американской организации лицензию на ведение коммерческой деятельности на территории Российской Федерации. Признается ли российская организация налоговым агентом по НДС в отношении доходов американской организации? Если общество признается налоговым агентом, за счет каких источников оно должно уплачивать НДС?
     
     В соответствии п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по предоставлению лицензии иностранной организацией признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации услуг по предоставлению иностранной организацией лицензии на ведение коммерческой деятельности, оказываемых российской организации, признается территория Российской Федерации.
     
     На основании ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, НДС уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц и состоящими на налоговом учете в налоговых органах. Согласно ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом этого налога. При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика - иностранного лица и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
     
     Таким образом, при приобретении у иностранного лица лицензий организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.
     
     Если иностранная организация в стоимости вышеуказанных услуг сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российская организация при исчислении этого налога должна применять ставку НДС в размере 18% к стоимости услуг (без учета НДС) и уплачивать НДС в бюджет за счет собственных средств.
     

Документы, подтверждающие право сельскохозяйственного товаропроизводителя на освобождение от уплаты НДС

     
     Перечень каких документов необходимо представить в налоговый орган по месту учета в целях подтверждения права налогоплательщика - сельскохозяйственного товаропроизводителя на освобождение от обложения НДС племенной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 180-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"" ввоз племенной продукции на таможенную территорию Российской Федерации с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года включительно освобождается от обложения НДС при осуществлении его сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, с последующей их поставкой вышеуказанным сельскохозяйственным товаропроизводителям. При этом перечень документов, подтверждающих право на данное освобождение, налоговым законодательством не предусмотрен.
     
     В то же время п. 3 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе НДС, то он обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
     
     В целях применения вышеуказанных норм Федерального закона от 03.11.2006 N 180-ФЗ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, могут представлять в таможенные органы оригиналы (копии) следующих документов:
     
     - если ввоз племенной продукции на территорию Российской Федерации осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, - уведомления налогового органа о возможности применения налогоплательщиком системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, форма которой утверждена приказом Минфина России от 28.03.2005 N 50н, за отчетный (налоговый) период, предшествующий дате ввоза товаров, с отметкой налогового органа;
     
     - если ввоз племенной продукции на территорию Российской Федерации осуществляется российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью, - учредительных документов организации, подтверждающих, что организация занимается лизинговой деятельностью; договора финансовой аренды (лизинга) между организацией, ввозящей на таможенную территорию Российской Федерации племенную продукцию, освобожденную от обложения НДС, и организацией - сельскохозяйственным товаропроизводителем; уведомления налогового органа о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщиком, заключившим договор финансовой аренды (лизинга) с российской организацией, ввозящей на таможенную территорию Российской Федерации племенную продукцию, освобожденную от обложения НДС; налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, за отчетный (налоговый) период, предшествующий дате ввоза товаров, с отметкой налогового органа.
     
     В отношении налогоплательщиков - сель-скохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, но удовлетворяющих критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, читателям журнала необходимо учитывать, что перечень документов, подтверждающих право на освобождение от обложения НДС, в законодательном порядке не установлен и, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 25.01.2008 N 03-07-07/04, в таможенный орган может быть представлен любой документ по усмотрению налогоплательщика, подтверждающий его соответствие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Кодекса.
     

Учет сумм НДС при применении упрощенной системы налогообложения

     
     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), полностью уплатил в бюджет выставленную и полученную от покупателя сумму НДС. Учитывается ли в данном случае в доходах при расчете единого налога вышеуказанная сумма НДС?
     
     Пунктом 1 ст. 346.15 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
     
     В то же время главой 26.2 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, на суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям товаров (работ, услуг).