Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Начисление амортизации организацией, оказывающей услуги связи


Начисление амортизации организацией, оказывающей услуги связи

     
     Т.В. Мясов,
юрист

     Правомерно ли организация, оказывающая услуги связи, включала в состав расходов суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, которые до получения специального разрешения органов Россвязьнадзора не имела права вводить в эксплуатацию и соответственно начислять по ним амортизацию?
     
     В силу ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены суммы начисленной амортизации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
     
     Исходя из абзаца второго п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     При этом налоговое законодательство не дает определения понятию "ввод в эксплуатацию".
     
     В то же время НК РФ предусмотрена прямая норма, позволяющая в определенных случаях прибегать к нормам смежных отраслей права.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В рассматриваемом случае абзац второй п. 2 ст. 259 НК РФ прямо связывает возможность начисления амортизации с моментом ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества.
     
     В п. 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 и зарегистрированных в Минюсте России 17.09.2002, регистр. N 3804 (далее - Приказ N 113), указано, что до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
     
     Следует отметить, что ввод в эксплуатацию сооружения связи включает приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу государственным органом, осуществляющим надзор в сфере связи, разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
     
     Приемка сооружения приемочной комиссией оформляется актом приемки сооружения связи приемочной комиссией, форма которого должна соответствовать форме, определенной Госкомстатом России во исполнение постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах". Акт утверждается руководителем органа, назначившего приемочную комиссию. Акт приемки сооружения связи может быть утвержден только при наличии подписей (виз) всех членов приемочной комиссии.
     
     Именно утвержденный акт приемки сооружения связи и служит основанием для выдачи государственным органом, осуществляющим надзор в сфере связи, разрешения на эксплуатацию сооружения связи для предоставления услуг связи, без которого использование объекта связи не допускается.
     
     Документом, подтверждающим ввод в эксплуатацию объекта связи, является акт по форме N КС-14, а не N ОС-1 (акт приемки-передачи основных средств, составленных по унифицированной форме N ОС-1).
     
     Таким образом, применение норм отраслевого законодательства, а именно Приказа N 113 при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением налогового законодательства, не только не противоречит, но и прямо следует из норм налогового законодательства Российской Федерации.
     
     Необходимо отметить, что мнение налогового органа и налогоплательщика по заданному в настоящей статье вопросу расходятся.
     
     Спор по правомерности включения в состав расходов суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, которые до получения специального разрешения органов Россвязьнадзора организация не имела права вводить в эксплуатацию и соответственно начислять по ним амортизацию, был предметом множества судебных разбирательств.
     
     Точку в этом вопросе поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2007 N 5600/07.
     
     Позиция ВАС РФ сводится к следующему.
     
     Правомерность отнесения в состав расходов сумм начисленной амортизации определяется наличием затрат на приобретение (сооружение) имущества, а также соответствием их критериям амортизируемого имущества.
     
     В состав амортизируемого имущества главой 25 НК РФ отнесены основные средства.
     
     Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
     
     Принятие основных средств в бухгалтерском учете осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
     
     Следовательно, принятие обществом к бухгалтерскому учету сооружений связи на основании актов приемки-передачи основных средств, составленных по унифицированной форме N ОС-1, является необходимым подтверждением ввода данных объектов в эксплуатацию.
     
     Установление Приказом N 113 дополнительных условий для ввода в эксплуатацию сооружений связи в целях реализации положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (до 01.01.2004 Федеральный закон от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи") и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в сфере государственного надзора за связью и информатизацией не влечет изменения порядка принятия данных объектов основных средств к бухгалтерскому учету и не влияет на налоговые последствия указанных действий.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы начисленной амортизации по основным средствам - объектам связи, введенным в эксплуатацию без специального разрешения Россвязьнадзора, то есть с нарушением отраслевого законодательства, не влечет изменения порядка принятия данных объектов основных средств к бухгалтерскому учету и не влияет на налоговые последствия вышеуказанных действий.