Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


Д.В. Кузнецов

     

О налоге на прибыль

     Кредитным договором, заключенным между организацией-кредитором и физическим лицом, предусмотрено начисление организацией-кредитором повышенных процентов в случае просрочки исполнения обязательства физическим лицом по такому договору. В связи с просрочкой исполнения физическим лицом обязательства по кредитному договору организация-кредитор приняла решение о расторжении этого договора в судебном порядке. До какого момента организации-кредитору следует начислять доход в виде срочных, а также повышенных процентов для целей налогообложения при-были?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных, в частности, по договорам кредита.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда:
     
     - при существенном нарушении договора другой стороной;
     
     - в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
     
     Согласно п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае расторжения кредитного договора в судебном порядке доход в виде срочных, а также повышенных процентов организацией-кредитором начисляется для целей налогообложения прибыли до даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
     
     Организация осуществляет деятельность по проектированию, а также строительству зданий и сооружений, для чего организацией приобретены лицензии. Как правильно организации следует учитывать для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение лицензий для осуществления вышеуказанных видов деятельности, если лицензирование таких видов деятельности прекращается?
     
     Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
     
     Согласно подпунктам 101.1 и 101.2 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежат такие виды деятельности, как проектирование и строительство зданий и сооружений.
     
     При этом п. 6.1 ст. 18 Закона N 128-ФЗ установлено, что с 1 июля 2008 года вышеуказанные виды деятельности не подлежат лицензированию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предо-ставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
     
     Таким образом, для целей налогообложения прибыли плата за оформление лицензий на строительную деятельность представляла собой лицензионный сбор и учитывалась для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
     
     Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если условиями договора установлено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     Таким образом, расходы, связанные с приобретением лицензии на строительную деятельность, распределяются с учетом принципа равномерности признания расходов налогоплательщиком. При этом, учитывая, что с 1 июля 2008 года лицензирование строительной деятельности будет отменено, оставшуюся не учтенной до 1 июля 2008 года для целей налогообложения прибыли часть затрат на приобретение лицензии можно отнести на расходы единовременно.
     
С.С. Климов
     

О налоге на добавленную стоимость

     Организации реализуют хрустящие сухарики из смеси пшеничной и кукурузной муки. На основании сертификата соответствия данной продукции присвоен код 91 1800 "Изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы)" по Общероссий-скому классификатору продукции. Какая ставка НДС применяется при реализации хрустящих сухариков из смеси пшеничной и кукурузной муки?
     
     Согласно п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по ставке 10% при реализации перечисленных в данном пункте настоящей  статьи Кодекса продовольственных товаров.
     
     При этом в соответствии с последним абзацем п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены следующие перечни кодов видов продовольственных товаров:
     
     - перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации;
     
     - перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     В соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, установлено, что федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение Классификатора ОК 005-93, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).
     
     Ростехрегулирование сообщило, что, по его мнению, хрустящие сухарики из смеси пшеничной и кукурузной муки должны быть отнесены к группе 91 1800 "Изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы)" Классификатора ОК 005-93.
     

     Учитывая вышеизложенное, при реализации на территории Российской Федерации хрустящих сухариков из смеси пшеничной и кукурузной муки должна применяться ставка НДС в размере 10%.
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). Вправе ли воспользоваться освобождением от обложения НДС транспортные организации в случае выделения им из соответствующих бюджетов субсидий в рамках заключенных государственных (муниципальных) контрактов на осуществление перевозок пассажиров?
     
     Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, а также услуги по перевозке пассажиров морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осущест-вления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
     
     Данной нормой НК РФ не установлены формы оплаты вышеуказанных услуг.
     
     Таким образом, освобождение от обложения НДС транспортных организаций, осуществляющих вышеназванные услуги по перевозкам пассажиров, производится независимо от формы их оплаты, то есть как за счет субсидий, выделяемых транспортным организациям из соответствующих бюджетов, так и за счет средств, выделяемых им из соответствующих бюджетов, в рамках заключенных государственных (муниципальных) контрактов на осуществление перевозок пассажиров.
     
П.С. Лещинер
     
     Отдельные поставщики лома и отходов цветных металлов в 2007 году, когда еще действовал подпункт 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, оформили отказ от освобождения от обложения НДС, предусмотренный п. 5 ст. 149 настоящего Кодекса, и намереваются применять освобождение не менее одного года, то есть в 2008 году. Правомерны ли их действия?
     
     Подпунктом 24 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ), утратившим силу с 1 января 2008 года, было установлено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежала обложению НДС (освобождалась от налогообложения).
     

     Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения на срок не менее одного года. При этом налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
     
     Таким образом, вышеуказанная норма НК РФ предоставляет налогоплательщику право на добровольный отказ от налогового освобождения, предусмотренного п. 3 ст. 149 НК РФ, действующего исходя из норм налогового законодательства.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ  "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ) п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подпунктом 25, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация лома и отходов цветных металлов. Согласно подпункту "б" п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ признан утратившим силу подпункт 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании которого не подлежала налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация лома и отходов черных и цветных металлов. Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 3 Закона N 85-ФЗ) и не распространяются на правоотношения, возникшие в 2007 году.
     
     Принимая во внимание то, что подпункт 24 п. 3 ст. 149 НК РФ утратил силу с 1 января 2008 года на основании норм Закона N 85-ФЗ, право на добровольный отказ от данного налогового освобождения также утратило силу с 1 января 2008 года.
     
     Таким образом, отказ от освобождения от обложения НДС, оформленный в период до исключения подпункта 24 из п. 3 ст. 149 НК РФ, не должен распространяться на налоговые периоды 2008 года.
     
М.С.Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

О специальных налоговых режимах

     Может ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учесть в расходах стоимость земельного участка?
     

     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса. Перечень данных расходов является исчерпывающим.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 настоящей статьи Кодекса).
     
     Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлен порядок налогового учета расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения.
     
     При этом в состав основных средств и нематериальных активов в целях применения ст. 346.16 НК РФ включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
     
     Так как согласно п. 2 ст. 256 НК РФ земля не относится к амортизируемому имуществу, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе отнести затраты на приобретение земельного участка к расходам, уменьшающим налоговую базу.
     
Е.В. Полякова,
ведущий специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация занимается оптовой и розничной торговлей музыкальным и световым оборудованием и применяет упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
     
     Каким методом необходимо рассчитывать общую выручку от реализации, если при упрощенной системе налогообложения используется кассовый метод, а при системе налогообложения в виде ЕНВД - метод начисления?
     
     В соответствии со ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
     

     В связи с этим налоговый учет полученной выручки для исчисления и уплаты ЕНВД вести не требуется.
     
     Таким образом, для определения общей выручки по видам деятельности, подлежащим обложению ЕНВД и налогом, уплачиваемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выручка от деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД, определяется исходя из данных бухгалтерского учета, а выручка при применении упрощенной системы - кассовым методом.
     
     Включаются ли в состав доходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, перечисленные ему ФСС РФ суммы пособия по временной нетрудоспособности?
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ для соответствующих категорий плательщиков. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности осущест-вляется полностью за счет средств ФСС РФ.
     
     Полученные индивидуальным предпринимателем суммы пособия от Фонда социального страхования Российской Федерации (формы 4-ФСС РФ) на основании представляемой в данный Фонд расчетной ведомости по средствам ФСС РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.12.2004 N 111, не являются доходами в целях главы 26.2 НК РФ и при определении налоговой базы не учитываются.
     
     Имеет ли право организация, осущест-вляющая производство сельскохозяйственной продукции и производящая первичную переработку выловленной рыбы, перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном вышеуказанной главой НК РФ.
     

     Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку  (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы [перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие], признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
     
     В целях главы 26.1 НК РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые экс-плуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
     
     Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного  сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
     

     Согласно п. 3 и 4 ст. 346.2 НК РФ в целях главы 26.1 настоящего Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Классификатором ОК 005-93. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, указанных в абзаце втором п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" установлено, что видами продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, в частности, признаются продукция рыбоводства прудового, озерного, речного, а также продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами).
     
     Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 452.
     
     Исходя из вышеизложенного при соответствии налогоплательщика вышеуказанным критериям он вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
     
О.В. Семенова,
консультант Департамента налоговой  и
таможенно-тарифной политики  Минфина России


О водном налоге

     Какими лимитами водопользования следует руководствоваться при налоговой проверке: лимитами, утвержденными до 1 января 2007 года и прописанными в лицензии на водопользование, или лимитами, скорректированными в 2007 году территориальными подразделениями Росводресурсов?
     
     Согласно разъяснениям Росводресурсов в соответствии со ст. 90 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ и Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383, действовавшим до 1 января 2007 года, для граждан и юридических лиц лимиты водопользования устанавливались в пределах лимитов водопользования для субъектов Российской Федерации, которые являлись составной частью лицензии на водопользование.
     
     Согласно ст. 33 нового Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 года (далее - новый ВК РФ) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, квоты забора воды, утверждаемые Росводресурсами, устанавливаются схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 883 "О порядке разработки, утверж-дения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" до утверждения схем комплексного использования и охраны водных ресурсов при предоставлении водных объектов в пользование применяются лимиты водопользования, установленные в отношении субъектов Российской Федерации до введения в действие нового ВК РФ. Приказом Росводресурсов от 21.02.2006 N 40 установлены лимиты водопользования на 2006-2007 годы, которые являются действующими до утверждения схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
     
     Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 781 в Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, с момента введения в действие нового ВК РФ Росводресурсы утратили полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользования, установлению лимитов водопользования.
     
     В случае необходимости пересмотра лимитов водопользования физическим и юридическим лицам необходимо оформлять права пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленным главой 3 нового ВК РФ, а права пользования подземными водными объектами - по основаниям и в порядке, которые определены законодательством о недрах (ст. 9 нового ВК РФ).
     

     Распространяется ли льгота по водному налогу на детский санаторно-оздоровительный образовательный центр, если используется подземная вода (артезианская скважина) исключительно для обеспечения образовательного и оздоровительного процесса?
     
     Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников.
     
     Основанием для пользования подземными водными объектами является лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, выданная в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
     
     Лицензия на пользование недрами является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
     
     Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 333.9 НК РФ использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, объектом обложения водным налогом не признается.
     
     Учитывая вышеизложенное, если оздоровительный детский центр использует водные объекты исключительно для содержания и обслуживания детей, то он плательщиком водного налога не является.
     
     Какие документы должны быть оформлены при осуществлении сброса сточных вод?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
     
     Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты за количество сбрасываемых веществ.
     
     Таким образом, если организация оказывает при осуществлении деятельности негативное воздействие на окружающую среду, за которое предусмотрено взимание платы, то она должна уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
     

     Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" организация обязана оформить в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При отсутствии у организации такого разрешения вся масса за-грязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей среды уплачивается в пятикратном размере.
     
     Кто является плательщиком водного налога: организация - собственник древесины или организация-перевозчик, - если буксировка плота, принадлежащего обществу, осуществляется организацией, имеющей лицензию на перевозку грузов внутренним водным транспортом?
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом признается использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. При этом ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2007 года, использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществлялось гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. При этом виды специального водопользования определялись в перечне видов специального водопользования, утвержденном приказом МПР России от 23.03.2005 N 70, согласно которому к специальному водопользованию были отнесены в том числе использование водных объектов с применением судов и других плавательных средств (кроме маломерных) в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.
     
     Приказом Росводресурсов от 27.12.2006 N 307 "О продлении сроков действия лицензий на водопользование" установлено, что для целей обеспечения формирования доходной части федерального бюджета, соблюдения прав водопользователей в соответствии с выданными лицензиями на водопользование, до вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения государственного водного реестра в соответствии со ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации, продлеваются лицензии на водопользование, действовавшие по состоянию на 31 декабря 2006 года.
     
     Следовательно, плательщиком водного налога является водопользователь, имеющий лицензию на водопользование.
     

В.И. Трошина,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России


О транспортном налоге

     В процессе работы организация создает новые и ликвидирует ранее действовавшие филиалы (обособленные подразделения), что приводит к необходимости передачи транспортных средств из одного филиала в другой и соответственно к их перерегистрации в органах ГАИ-ГИБДД и изменению их местонахождения.
     
     Каким филиалом (передающим или принимающим) должна производиться уплата транспортного налога за месяц перерегистрации транспортных средств в случае ее осуществления в течение одного календарного месяца?
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества признается для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 п. 5 ст. 83 настоящего Кодекса, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
     
     Пунктом 22 Правил регистрации автомото-транспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее - Правила), установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.
     
     В соответствии с п. 77 Правил при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и в паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись "филиал (представительство) и его наименование".
     
     Таким образом, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации транспортный налог подлежит уплате по месту нахождения филиала.
     
     Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены по месту нахождения филиала на временный учет, уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится. В этом случае транспортный налог подлежит уплате по месту постоянной государственной регистрации транспортного средства.
     
     При передаче транспортных средств из одного филиала в другой перерегистрация транспортного средства по месту нахождения филиала осуществляется на того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не происходит.
     
     Учитывая это, а также положения п. 5 ст. 55 и п. 3 ст. 362 НК РФ, исчисление суммы транспортного налога должно производиться с учетом количества месяцев регистрации транс-портного средства на налогоплательщика.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо учитывать, что положения п. 3 ст. 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.
     
     Таким образом, согласно вышеназванным требованиям НК РФ, а также тому, что глава 28 НК РФ не предусматривает порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц), если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на 1-е число этого месяца.
     
     Начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства на другой филиал, транспортный налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения данного филиала.
     
     Должна ли была организация в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ дважды исчислить транспортный налог за декабрь 2007 года, в котором транспортное средство, ранее зарегистрированное на эту организацию как на лизингополучателя, было поставлено на учет в ГАИ-ГИБДД на данную организацию уже как на собственника в связи с переходом права собственности от лизингодателя по окончании действия договора лизинга?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспорт-ные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается как один полный месяц.
     
     В данном случае налогоплательщикам необходимо учитывать, что вышеприведенное положение п. 3 ст. 362 НК РФ применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.
     
     Как следует из ситуации, в связи с переходом права собственности на транспортное средство от лизингодателя по окончании действия договора лизинга осуществлена перерегистрация транспортного средства на собственника с переоформлением регистрационных документов на одного и того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не произошло.
     
     Применение вышеуказанной нормы п. 3 ст. 362 НК РФ в этом случае приведет к двойному налогообложению одного объекта налогообложения у одного налогоплательщика одним и тем же налогом в одном налоговом периоде и вступит в противоречие со ст. 3 настоящего Кодекса, которая закрепляет принципы равенства налогообложения и экономическую обоснованность установления налогов.
     
     В связи с этим если перерегистрация одного и того же транспортного средства осуществлена на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, то вышеуказанное положение п. 3 ст. 362 НК РФ не применяется, а исчисление суммы транспортного налога должно производиться в общем порядке, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного транс-портного средства на налогоплательщика.
     
     Должна ли организация уплачивать транспортный налог по дебаркадеру?  С какого момента необходимо это делать и в какой налоговый орган представлять декларацию?
     
     Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от ... N .... и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от ... N ....
     
     В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых устанавливается валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства.
     
     К водным транспортным средствам, на которые установлен транспортный налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
     
     Таким образом, дебаркадер является объектом обложения транспортным налогом с момента его государственной регистрации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
     
     По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ).
     
     Организация приобретает грузовые автомобили в качестве комплектующих средств для их переоборудования в автомобили специального назначения. Данные грузовые автомобили регистрируются в органах ГИБДД. Подлежат ли вышеназванные грузовые автомобили обложению транспортным налогом?
     
     Согласно ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом, являются указанные в данной статье Кодекса транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец.
     
     Следовательно, грузовые автомобили, приобретенные организацией в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, признаются объектом обложения транспортным налогом.
     
     Аналогичной позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05 отмечено, что государственная регистрация транспортного средства означает его заявление к эксплуатации по назначению, то есть к передвижению по транспортным путям, на содержание которых взимается транспортный налог.
     
     Физическое лицо продало автомобиль и сняло его с регистрационного учета 3 августа, а налоговая инспекция посчитала транспортный налог как за полный календарный месяц. Почему физическое лицо должно платить транспортный налог за дни, в которые оно не пользовалось данным автотранспортом?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по нему) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации, принимается за полный месяц.
     
     Таким образом, расчет транспортного налога произведен налоговым органом в соответствии со ст. 362 НК РФ.
     
А.А. Нестеров


О приостановлении операций по счетам организации в банке

     Каков срок передачи налоговым органом организации копии решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, если решение о приостановлении принято в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации в налоговый орган?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ копия решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии решения.
     
     Таким образом, НК РФ установлено, что копия данного решения передается налоговым органом организации.
     
     В то же время НК РФ не определен срок такой передачи.
     
     В этой связи можно было бы сделать вывод, что такая передача не может быть признана несвоевременной. Но в рассматриваемом случае организациям необходимо учитывать судебную практику.
     
     Согласно п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащегося в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, поскольку ст. 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае необходимо сделать аналогичный вывод: поскольку НК РФ не предусматривается специального срока для передачи налоговым органом организации копии решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, такая передача должна быть осуществлена в пределах срока принятия этого решения.
     
     Согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в этом случае приостановление операций по счетам налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
     
     Следовательно, передача налоговым органом организации копии решения об отмене приостановления операций по ее счетам осуществляется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.