Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности администрирования отдельных видов налоговых поступлений от кредитных организаций


Особенности администрирования отдельных видов налоговых поступлений от кредитных организаций

     
     Ю.В. Чернова
     

1. Функции Банка России по администрированию отдельных видов доходов

     
     Начиная с 1 января 2006 года Банк России наделен функциями по администрированию поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов от кредитных организаций.
     
     Так, Банк России является администратором поступлений от кредитных организаций в бюджетную систему Российской Федерации (далее - администратор), в частности, в виде государственной пошлины:
     
     - за совершение действий, связанных с лицензированием, проведением аттестации в случае, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
     
     - за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия ;
     
     - за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.
     
     Вышеизложенное означает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 1 января 2006 года при перечислении названных видов налоговых платежей кредитные организации должны взаимодействовать с Банком России, поскольку у налоговых органов отсутствуют правовые основания для учета государственной пошлины и проведения ее возврата в случае излишней уплаты.
     
     Кроме того, Банк России является администратором поступлений от кредитных организаций по денежным взысканиям (штрафам):
     
     - за нарушение законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности;
     
     - за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
     
     - за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств.
     
     Положениями ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 22.12.2005 N 176-ФЗ, действовавшей до 1 января 2008 года; далее - БК РФ) было определено, что Банк России наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетными учреждениями, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществлявшими функции администраторов поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществлял в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
     
     Заметим, что начиная с 1 января 2008 года наименование "администратор поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" в БК РФ не применяется, поскольку Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" введены новые понятия "главный администратор доходов бюджета" и "администратор доходов бюджета".
     
     Смысл вводимых понятий раскрыт в ст. 6 БК РФ (в ред. от 01.12.2007 N 318-ФЗ), а именно:
     
     - администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
     
     - главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
     
     Реализуя законодательно установленные полномочия, Банк России утвердил 25.12.2006 N 300-П Положение о порядке администрирования Банком России поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов (далее - Положение N 300-П), в соответствии с которым администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов от кредитных организаций осуществляется территориальными учреждениями Банка России по месту регистрации кредитных организаций и по предполагаемому новому месту нахождения кредитных организаций, а также структурным подразделением центрального аппарата Банка России, наделенным распорядительным документом Банка России функцией администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов (далее - структурное подразделение центрального аппарата Банка России; при совместном упоминании - органы, наделенные функцией администрирования).
     
     Таким образом, органы, наделенные функцией администрирования, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
     

2. Контроль органов, наделенных функцией администрирования, за поступлениями в бюджет в виде денежных взысканий (штрафов) и государственной пошлины

     
     В целях осуществления контроля территориальные учреждения Банка России ведут карточку учета поступлений в бюджет по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства Российской Федерации (далее - карточка учета штрафов) и карточку учета уплаты в бюджет государственной пошлины (далее - карточка учета пошлины). Карточка учета пошлины ведется структурным подразделением центрального аппарата Банка России.
     
     На основании карточки учета штрафов и карточки учета пошлины органы, наделенные функцией администрирования, учитывают уплату в бюджет денежных взысканий (штрафов) за нарушение кредитными организациями законодательства Российской Федерации и уплату государственной пошлины по видам платежей.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования, составляют и представляют в Банк России отчетность в порядке и сроки, установленные нормативными актами Банка России о перечне, формах, правилах и порядке составления и представления отчетности структурными подразделениями центрального аппарата Банка России.
     
     На территориальные учреждения Банка России в целях реализации стоящих перед ними задач по администрированию поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов возложена обязанность сообщать кредитным организациям, расположенным на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации:
     
     - коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов, администрируемым Банком России в соответствии с нормативными актами Банка России и распорядительными документами Банка России, с указанием вида доходов;
     
     - идентификационный номер Банка России (7702235133);
     
     - код причины постановки на налоговый учет (далее - КПП) Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России;
     
     - реквизиты счета, открытого в подразделении расчетной сети Банка России или кредитной организации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101), полученные территориальным учреждением Банка России от управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
     
     - код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится территориальное учреждение Банка России, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413;
     

     - информацию, полученную от структурного подразделения центрального аппарата Банка России.
     
     Кроме того, территориальные учреждения Банка России должны направлять управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации сообщение администратора о возврате поступлений.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования, получают согласно заключенным соглашениям от соответствующих управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - органы Федерального казначейства) в порядке и сроки, определенные соглашением, следующие документы:
     
     - выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (далее - выписка), включающую документы по невыясненным поступлениям, по которым определен администратор;
     
     - копии расчетных документов, прилагаемых к выписке банка из счета N 40101;
     
     - извещение о направлении дополнительных поступлений;
     
     - ведомость учета внебанковских операций;
     
     - уведомление о не принятых к обработке сообщениях, уведомлениях администратора;
     
     - справку о перечислении поступлений в бюджеты.
     
     В целях уточнения (выяснения) принадлежности поступлений к виду доходов, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, органы, наделенные функцией администрирования, после получения от органов Федерального казначейства выписки с информацией по невыясненным поступлениям, которые зачислены в федеральный бюджет и по которым администратором определен Банк России, направляют в кредитные организации, платежи которых отнесены к невыясненным поступлениям, письменные запросы о представлении информации в произвольной письменной форме, уточняющей реквизиты полей платежных поручений на перечисление отдельных видов доходов в бюджетную систему Российской Федерации. На основании информации, полученной от кредитных организаций, органы, наделенные функцией администрирования, составляют уведомления администратора и направляют их соответствующим органам Федерального казначейства.
     
     В уведомлении администратора органы, наделенные функцией администрирования, в качестве администратора указывают:
     

     - наименование территориального учреждения Банка России, если функция администратора осуществляется территориальным учреждением Банка России, или наименование Банка России и в скобках наименование структурного подразделения центрального аппарата Банка России, если функция администратора осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Банка России;
     
     - ИНН Банка России;
     
     - КПП Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России, если функция администратора осуществляется территориальным учреждением Банка России, или КПП Банка России, если функция админист-ратора осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Банка России.
     
     В случае ошибочного перечисления кредитными организациями платежей в бюджет на счет N 40101 управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предназначенных к уплате на счет N 40101 управления Федерального казначейства по другому субъекту Российской Федерации, органы, наделенные функцией администрирования, в целях возврата вышеуказанных поступлений кредитной организации направляют управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по месту зачисления платежа письменное обращение и копию заявления кредитной организации, оформленных в установленном порядке.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования, обеспечивают сохранность информации и документов, поименованных в Положении N 300-П, а также в приложениях к нему.
     
     В случае судебного разбирательства между органами, наделенными функцией администрирования, и кредитными организациями органы Федерального казначейства на основании запросов органов, наделенных функцией администрирования, представляют копии расчетных документов на бумажных носителях, заверенных подписями должностных лиц и оттиском печати органов Федерального казначейства.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования по доходам от взимания государственной пошлины, обязаны доводить до кредитных организаций полный код бюджетной классификации (КБК) в соответствии со следующей структурой кода программ доходов (14-17-й разряды КБК):
     
     - "1000" - при перечислении государственной пошлины;
     

     - "2000" - при перечислении пени и процентов по соответствующему платежу;
     
     - "3000" - при перечислении суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации;
     
     - "4000" - прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода программ, отличного от кодов программ "1000", "2000", "3000").
     
     Возврат излишне уплаченных сумм государственной пошлины отражается по КБК с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по КБК с применением кода программ "2000".
     
     Основным учетным регистром, используемым администратором поступлений для учета уплаты кредитными организациями государственной пошлины, является так называемая карточка учета пошлины, порядок ведения которой определен в главе V Положения N 300-П.
     
     Уместно отметить, что форма и принцип ведения карточки учета пошлины в основном соответствуют форме и порядку ведения карточки "Расчеты с бюджетом", которую оформляют налоговые органы в отношении налогоплательщиков в соответствии с приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом”", согласно положениям которого учет исчисленных, уплаченных и возвращенных сумм государственной пошлины по юридически значимым действиям, совершенным налоговыми органами, осуществляется не в разрезе карточки "Расчеты с бюджетом", а в информационном ресурсе "Журнал учета совершенных налоговыми органами юридически значимых действий, исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины", утвержденном приказом ФНС России от 03.05.2005 N ШС-3-04/189@. Учет уплаченных и возвращенных сумм государственной пошлины по юридически значимым действиям, совершенным судами и мировыми судьями, осуществляется в информационном ресурсе "Журнал учета поступившей в бюджет и возвращенной из бюджета государственной пошлины, уплаченной по юридически значимым действиям, совершенным судами и мировыми судьями", утвержденном приказом ФНС России от 27.01.2006 N САЭ-3-04/56@.
     
     Что касается порядка учета сумм государственной пошлины, принятого в Банке России, то карточка учета пошлины открывается не позднее пяти рабочих дней после дня получения соответствующего платежного поручения на уплату кредитной организацией государственной пошлины.
     

     Карточка учета пошлины ведется по каждой кредитной организации на бумажном носителе (отдельных листах) либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники, с распечатыванием бумажных копий карточек после каждого заполнения.
     
     Записи в карточке учета пошлины производятся на основании следующих документов:
     
     - платежного поручения кредитной организации на уплату государственной пошлины;
     
     - заявления кредитной организации - плательщика о возврате государственной пошлины;
     
     - сообщения;
     
     - документов кредитной организации, являющихся обоснованием причин возврата излишне уплаченной кредитной организацией государственной пошлины.
     
     Карточка учета пошлины открывается на каждый календарный год с подведением итогов расчетов с бюджетом за каждый месяц, квартал и год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, учитывая произведенные органами Федерального казначейства в отчетном году возвраты из бюджета.
     
     Подведенные итоги сверяются с данными справки о перечислении поступлений в бюджеты, передаваемой управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации органу, наделенному функцией администрирования. В случае несовпадения данных выясняются причины их расхождения.
     
     При изменении места регистрации кредитной организации карточки учета пошлины при наличии в них сведений о переплате или задолженности, а также поименованные в п. 5.4 Положения N 300-П документы, передаются в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее администрирование платежа по новому месту регистрации кредитной организации.
     
     При этом в копии карточки учета пошлины делается запись:
          

"Передано в


 


 

(наименование


 

территориального учреждения Банка России


 

".

дата, подпись)


 

          
     Копия карточки учета пошлины хранится в территориальном учреждении Банка России по предыдущему месту регистрации.
     
     Во вновь открытых карточках учета пошлины по новому месту регистрации делается запись:     
     

ринято от


 


 


 


 

(наименование территориального учреждения Банка России


 

".

дата, подпись)


 

     
     В случае реорганизации кредитной организации итоговые суммы расчетов по уплате государственной пошлины в бюджет переносятся в карточку учета пошлины вновь созданной кредитной организации или ее правопреемника.
     
     По окончании года карточки учета пошлины по переданным и реорганизованным кредитным организациям хранятся в делах территориальных учреждений Банка России в установленном Положением N 300-П порядке, а именно: карточки учета пошлины и прилагаемые копии документов хранятся в делах органов, наделенных функцией администрирования, в течение срока деятельности кредитной организации. После исключения кредитной организации из Книги государственной регистрации кредитных организаций в карточке учета пошлины проставляется соответствующая  запись. По истечении трех лет с даты ликвидации кредитной организации карточка учета пошлины уничтожается в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России, определяющими вопросы делопроизводства в Банке России.
     
     Уничтожение карточек учета пошлины, ведущихся в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники, производится одновременно с уничтожением копий этих документов на бумажных носителях.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования, контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты в бюджет государственной пошлины и денежных взысканий (штрафов).
     
     Если сумма государственной пошлины, уплаченной кредитной организацией за совершение Банком России юридически значимых действий, меньше суммы, установленной для данного случая законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, соответствующие юридически значимые действия осуществляются после уплаты государственной пошлины в полном размере.
     
     В случае превышения суммы государственной пошлины, уплаченной кредитной организацией, над установленной суммой возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется в порядке, определенном Положением N 300-П.
     
     При возврате излишне уплаченных сумм государственной пошлины и денежных взысканий (штрафов), кредитным организациям следует руководствоваться положениями ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации, что предполагает следующую последовательность действий.
     

     Кредитные организации представляют в органы, наделенные функцией администрирования, заявления в письменном виде в произвольной форме о возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственной пошлины (далее - заявление) с указанием причин возврата.
     
     Заявления должны содержать:
     
     - фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование кредитной организации;
     
     - номер корреспондентского счета кредитной организации;
     
     - БИК кредитной организации;
     
     - ИНН кредитной организации;
     
     - КПП кредитной организации;
     
     - КБК;
     
     - код по ОКАТО;
     
     - причины возврата;
     
     - сумму возврата прописью и цифрами (в рублях и копейках).
     
     К заявлению прилагаются копии вышеуказанных расчетных документов, заверенные в установленном порядке.
     
     Органы, наделенные функцией администрирования, после получения заявлений рассматривают их в течение пяти рабочих дней со дня регистрации ими заявлений в порядке, установленном нормативными актами Банка России по делопроизводству, используя данные карточки учета пошлины (карточки учета штрафов).
     
     При принятии органом, наделенным функцией администрирования, решения о возврате кредитным организациям сумм излишне уплаченной государственной пошлины органы, наделенные функцией администрирования, не позднее следующего рабочего дня оформляют сообщение, направляют его в соответствующие органы Федерального казначейства и письменно уведомляют об этом кредитные организации. Такой же порядок применяется относительно штрафов.
     
     При получении от органов Федерального казначейства уведомлений о не принятых к обработке сообщениях и уведомлениях администратора органы, наделенные функцией администрирования, анализируют причины возврата вышеуказанных документов и при необходимости уточнения сведений, указанных в сообщениях и уведомлениях администратора, направляют в кредитные организации письменные запросы об уточнении необходимых реквизитов.
     
     В случае принятия органами, наделенными функцией администрирования, решения об отказе в возврате кредитным организациям сумм излишне уплаченной государственной пошлины [и/или денежных взысканий (штрафов)], органы, наделенные функцией администрирования, не позднее трех рабочих дней после принятия вышеуказанного решения направляют кредитным организациям письма об отказе с указанием причин отказа и приложением соответствующих расчетных документов, представленных кредитной организацией.
     

3. Особенности оформления платежных поручений от кредитных организаций

     
     В части оформления платежных поручений по обозначенным видам поступлений от кредитных организаций также имеются определенные особенности.
     
     Так, платежные поручения на перечисление в бюджет платежей, администрируемых органами, наделенными функцией администрирования, оформляются кредитными организациями в соответствии с правилами, установленными Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России от 03.10.2002 N 2-П, приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
     
     По каждому виду платежа в бюджет кредитные организации оформляют отдельные платежные поручения.
     
     Платежное поручение заполняется с учетом следующих особенностей.
     
     В поле 16 "Получатель" указываются сокращенное наименование получателя платежа (органа Федерального казначейства) и в скобках - сокращенное наименование территориального учреждения Банка России, осуществляющего администрирование платежа. При перечислении платежа, администрируемого структурным подразделением центрального аппарата Банка России, в скобках приводится "Банк России".
     
     В поле 61 "ИНН" получателя отражается ИНН Банка России.
     
     В поле 103 "КПП" получателя приводится КПП Банка России по месту нахождения территориального учреждения Банка России, осуществляющего администрирование платежа, а если администрирование в бюджетную систему Российской Федерации платежа производится структурным подразделением центрального аппарата Банка России - КПП Банка России.
     
     При этом значения ИНН и КПП получателя платежа (органа Федерального казначейства) не приводятся.
     
     В зависимости от вида платежа в бюджет в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК для перечисления государственной пошлины в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации:
     
     - по перечислению государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации, изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, за государственную регистрацию ликвидации кредитной организации и другие юридически значимые действия - 999 1 08 07010 01 0000 110;
     
     - по перечислению государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случае, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемой в федеральный бюджет, - 999 1 08 07081 01 0000 110;
     
     - по перечислению государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, - 999 1 08 07040 01 0000 110;
     
     - КБК для перечисления штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.