Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге, уплачиваемом организациями в 2008 году*1

    

О земельном налоге, уплачиваемом организациями в 2008 году*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2008. - N 4. - С. 103.
     
Н.О. Трофимова
     

6. Налогообложение в случае перехода земельного участка от одного лица к другому лицу

     
     Как поступить организации, если земельные участки, принадлежащие ей на праве собственности, продаются или покупаются или право собственности на часть земельного участка, которая занята объектом недвижимости (зданием, сооружением, помещением в здании и т.д.), переходит от одного лица к другому в связи с продажей этого имущества или доли в нем? Если продавец является собственником земельного участка, на котором находится реализуемая недвижимость, то покупателю одновременно с правом собственности на этот объект передается также право собственности на земельный участок, занятый продаваемым объектом, который необходим для его использования.
     
     Если земельные участки принадлежат на праве собственности не одной, а нескольким организациям одновременно, то в этом случае каждому из сособственников принадлежит доля в праве общей собственности на земельный участок. Эту долю можно продать. Она также переходит к другому лицу при купле-продаже недвижимого имущества, расположенного на соответствующем земельном участке.
     

7. Смена налогоплательщика в случае продажи земельного участка

     
     Допустим, организация приобретает земельный участок по договору купли-продажи, в этом случае она становится плательщиком земельного налога в отношении купленного земельного участка со дня государственной регистрации права собственности на него. Соответственно организация-продавец перестает быть налогоплательщиком в отношении проданного земельного участка с той же даты. Это правило применяется и в ситуации, при которой фактическая передача земельного участка покупателю произошла раньше даты государственной регистрации перехода права собственности на него.
     
     Таким же образом определяется налогоплательщик, если продается здание и в результате этой сделки к покупателю переходит и право собственности на соответствующий земельный участок, занятый этим объектом. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком признается продавец объекта недвижимости.
     
     Если здание, расположенное на земельном участке, который принадлежит продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретает организация, которая не может обладать земельным участком на таком праве, то покупатель может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести участок в собственность в порядке, который предусмотрен Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
     
     До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение этого права) у продавца организация-покупатель не признается плательщиком земельного налога (письма Минфина России от 20.06.2006 N 03-06-02-04/89, от 12.09.2006 N 03-06-02-04/134).
     

8. Налогообложение при приобретении помещения в жилом доме

     
     Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
     
     Поэтому если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации участка (при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме), налогоплательщиками признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
     
     Понятие "нежилые помещения" может быть истолковано согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) следующим образом: к нежилым относятся помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
     
     Взимание земельного налога с собственников многоквартирных домов должно проводиться с учетом положения п. 1 ст. 37 ЖК РФ, согласно которой доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, устанавливается как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
     
     Организация, созданная в форме жилищно-строительного кооператива, товарищества собственников жилья, признается плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих данной организации в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
     
     Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, налогоплательщик отсутствует. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, его доли) под домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом налогоплательщиком признается организация-правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
     
     Если организация купила помещение в жилом доме, ее признание налогоплательщиком зависит от того, был ли сформирован земельный участок, занятый домом и другими объектами, входящими в его состав, и был ли проведен государственный кадастровый учет данного участка.
     
     Проведение кадастрового учета подтверждается присвоением участку кадастрового номера и его регистрацией в Едином государственном реестре земель в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
     
     Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
     
     Если участок сформирован и учтен в Едином государственном реестре земель, то право общей долевой собственности на него переходит к покупателю помещения в доме с момента государственной регистрации права собственности на это помещение. С этой же даты покупатель признается плательщиком земельного налога.
     
     Если к моменту покупки помещения земельный участок не сформирован, то покупателю следует обратиться в уполномоченные органы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В таком случае покупатель будет признаваться плательщиком земельного налога с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.
     

9. Расчет земельного налога при покупке (продаже) земельного участка

     
     Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды. С 1 января 2008 года отчетными периодами признаются I квартал, II квартал и III квартал. Отчетные периоды устанавливаются представительными органами муниципальных образований при введении земельного налога на соответствующей территории. Если отчетные периоды установлены, то по истечении каждого из них организации уплачивают авансовые платежи по земельному налогу, которые рассчитываются как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.
     
     Часто организация приобретает в собственность земельный участок и владеет им неполный налоговый (отчетный) период. Подобная ситуация складывается и у тех организаций, у которых в связи с продажей участка (другой недвижимости, расположенной на земельном участке) в течение налогового периода прекращаются права на эти земельные участки.
     
     В данных случаях сумма земельного налога (авансового платежа) исчисляется с учетом коэффициента использования земельного участка, который устанавливается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании] организации, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения вышеуказанных прав, если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения прав.
     
     Например, право организации на земельный участок прекращено до 15-го числа календарного месяца. В этом случае организация должна уплатить налог за период с 1 января соответствующего календарного года до 1-го числа месяца, в котором прекратилось вышеуказанное право. Если же право на земельный участок прекращено после 15-го числа календарного месяца, то земельный налог уплачивается с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.
     
     При прекращении у организации в течение налогового периода права на земельный участок она может по окончании отчетного периода, в котором произошло прекращение права, не уплачивать авансовый платеж, а произвести уплату земельного налога за весь налоговый период до его окончания. При этом сумма земельного налога исчисляется с учетом коэффициента владения участком.
     

     Пример.
     
     Земельный участок предоставлен организации для производственной деятельности 10 марта 2008 года. Его кадастровая стоимость составляет 5 000 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 62 250 руб. [5 000 000 руб. х 1,5% х 0,83, где 0,83 - коэффициент использования К2, рассчитываемый как (10 мес. : 12 мес.)].
     
     Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет, коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
     
     - за I квартал: К2 = 0,33 (1 мес. : 3 мес. );
     
     - за II квартал: К2 = 1 (3 мес. : 3 мес.);
     
     - за III квартал: К2 = 1 (3 мес. : 3 мес.).
     
     Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
     
     - за I квартал - 6188 руб. [(5 000 000 руб. х 1,5% х 0,33) : 4];
     
     - за II квартал - 18 750 руб. [(5 000 000 руб. х 1,5% х 1) : 4];
     
     - за III квартал - 18 750 руб. [(5 000 000 руб. х 1,5% х 1) : 4].
     
     В течение налогового периода организации следует уплатить сумму авансовых платежей в размере 43 688 руб. (6188 руб. + 18 750 руб. + 18 750 руб.).
     

10. Налогообложение при приобретении земельного участка для осуществления жилищного строительства

     
     Положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность организациями для осуществления на них жилищного строительства, исчисление земельного налога, также и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, содержалось ранее в ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). НК РФ содержал также норму о применении коэффициента 4 при исчислении земельного налога и авансовых платежей по таким земельным участкам, если период проектирования и строительства превышал трехлетний срок строительства. Однако период, с которого можно было применять вышеуказанные коэффициенты, не был установлен.
     
     С 1 января 2008 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность организациям на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление земельного налога производится с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки.
     
     Так, в отношении вышеуказанных земельных участков исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей) осуществляется с коэффициентом 2, применяемым в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     Если срок строительства превышает три года, то в отношении этих земельных участков исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма земельного налога, уплаченного за этот период сверх суммы этого налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату организации.
     
     В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
     

     - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
     
     - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.
     
     Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
     
     Если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.
     
     Если организация приобрела два земельных участка, один из которых предназначен для жилищного строительства, то повышающий коэффициент, учитывающий период строительства объекта недвижимости, применяется только к земельному участку, предназначенному для жилищного строительства.
     
     Пример.
     
     Организации предоставлен 12 августа 2008 года земельный участок для жилищного строительства, на котором в текущем году она строит многоэтажные жилые дома. Права на земельный участок зарегистрированы. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 7 500 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
     
     Сумма земельного налога за земельный участок, предоставленный организации для жилищного строительства, составит 18 900 руб. (7 500 000 руб. х 0,3% х 0,42 х  2),
     
     где 0,42 - коэффициент правообладания земельным участком, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (5 мес. : 12 мес.);
     

     2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства.
     

11. Уплата земельного налога сельскохозяйственной организацией за доли земельных участков, находящиеся в собственности граждан, получивших земельные участки в процессе приватизации сельскохозяйственных организаций

     
     Собственники земельных долей (паев), получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации как правообладатели и, следовательно, признаваемые плательщиками земельного налога, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ.
     
     Налоговая база по земельным участкам для физических лиц - собственников земельных долей (паев) определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также от органов местного самоуправления.
     
     В соответствии со ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного участка, в равных долях.
     
     Таким образом, в отношении земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации и членам коллектива этой организации на праве общей совместной или долевой собственности, налогоплательщиком должен признаваться каждый собственник этого земельного участка в отношении своей доли.
     
     В то же время п. 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 (утратило силу с 27.01.2003), было установлено, что при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации этой организации как юридическому лицу выдавалось свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствовала внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряло юридическую силу.
     
     В этой связи в отношении земельного участка, образованного в результате внесения земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации, налогоплательщиком должна признаваться сельскохозяйственная организация.
     

12. Уплата земельного налога садоводческим или огородническим товариществом

     
     Учитывая положения п. 1 ст. 388 НК РФ, в соответствии с которым плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, за земельные участки, используемые физическими лицами - членами садоводческих, огороднических товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования [возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ)] и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц в общеустановленном порядке, то есть посредством направления им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
     
     До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих и огороднических товариществ плательщиками земельного налога являются организации в лице товариществ, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки вышеуказанных товариществ.
     

13. Земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения

     
     Организации могут использовать земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, в том числе земли, изъятые из оборота и ограниченные в обороте.
     
     Например, землями, изъятыми из оборота, считаются государственные природные заповедники и национальные парки. Земли природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ).
     
     Земля, находящаяся на территориях государственных природных заповедников, предоставляется в пользование государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты закрепляются за заповедниками на праве оперативного управления.
     
     Национальными парками являются территории, природные комплексы и объекты которых имеют экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями.
     
     В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, имеющих земельные участки для использования в целях организации отдыха. Эти земли подлежат налогообложению в установленном порядке, так как не являются землями, изъятыми из оборота.
     
     Не облагаются земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота и занимаемые военными судами, объектами Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФСО России, объектами атомной энергии и т.д.
     
     В отношении земельных участков, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     К объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся источниками информации о зарождении и развитии культуры.
     
     Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
     
     Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
     
     На объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику объекта органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, форма которого утверждается Правительством РФ.
     
     Правительство РФ может принять решение о признании объекта культурного наследия, включенного в Реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Объект культурного наследия, включенный в Реестр и Список всемирного наследия, сразу признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
     
     Объекты культурного наследия, представляющие историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, этнологическую, антропологическую ценность, относятся к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972).
     
     Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает его отнесение к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
     
     Чтобы земельный участок, ограниченный в обороте, находящийся в государственной и муниципальной собственности, не признавался объектом обложения земельным налогом, необходимо его включение в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия.
     

14. Льготы по земельному налогу

     
     Льгота в виде полного освобождения от налогообложения предоставляется согласно ст. 395 НК РФ в том числе следующим организациям:
     
     - организациям и учреждениям уголовно-исполнительный системы Минюста России;
     
     - религиозным организациям;
     
     - общероссийским общественным организациям инвалидов (с численностью инвалидов или их законных представителей не менее 80%);
     
     - организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;
     
     - учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;
     
     - организациям народных художественных промыслов;
     
     - организациям - резидентам особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
     
     Религиозные организации могут применять льготу при условии, что на "льготируемых" землях находятся здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
     
     Организации - резиденту особой экономической зоны льгота предоставляется в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
     
     Остальные из вышеназванных организаций вправе заявить льготу, если их земельные  участки используются в целях, установленных в ст. 395 НК РФ.
     
     На федеральном уровне могут предоставляться льгота в виде полного освобождения от налогообложения и уменьшающая величину налоговой базы льгота, предоставленная в виде не облагаемой земельным налогом суммы.
     
     К налоговым льготам, устанавливаемым нормативными актами представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), относятся льготы:
     
     - предоставляемые в виде не облагаемой земельным налогом суммы;
     
     - уменьшающие исчисленную сумму земельного налога и льготы в виде снижения налоговой ставки;
     
     - в виде не облагаемой земельным налогом площади земельного участка;
     
     - в виде освобождения от налогообложения.
     
     Например, Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 освобождены от уплаты налога в том числе учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, за земли, предоставленные для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта. Кроме того, льготы по земельному налогу предоставлены государственным учреждениям г. Москвы, созданным по решениям Правительства Москвы, государственным научным центрам, научным организациям, органам судебной системы, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, органам, подразделениям и организациям пожарной охраны.
     
     По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, может предоставляться несколько льгот.
     
     Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, сумма земельного налога или авансового платежа в отношении льготного участка исчисляется с учетом коэффициента использования налоговой льготы, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой, общей совместной собственности, а также в случае, если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступали несколько лиц, налоговая база определяется согласно следующей формуле:
     


     
     где - кадастровая стоимость земельного участка;
     
      - доля налогоплательщика в праве на земель-  ный участок;
     
      - доля не облагаемой налогом площади земель-  ного участка;
     
      - коэффициент использования льготы (льгота   применяется неполный период).
     
     Если организация, имеющая право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, обладает несколькими участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму осуществляется в отношении только одного из этих участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого участка будет применена льгота.
     
     Если организация имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы в этом случае осуществляется в отношении каждого из этих участков.
     
     В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, уменьшение на не облагаемую земельным налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на данную льготу в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.