Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новые положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ

         

Новые положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ


Т.Ю. Левадная,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
          
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2008 года, в главу 23 НК РФ внесено множество изменений и дополнений. Особенностью Закона N 216-ФЗ является то обстоятельство, что сроки вступления в силу его отдельных положений существенно различаются: в частности, большая часть положений распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года; другая часть положений вступила в силу с 1 января 2008 года и одно положение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     Кроме того, Федеральными законами от 23.03.2007 N 38-ФЗ и от 30.10.2007 N 239-ФЗ с одинаковым названием "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2008 года, внесены дополнительные изменения в ст. 217 НК РФ.
     
     Федеральный закон от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2008 года, внес изменения в ст. 224 НК РФ.
     

1. Положения, вступившие в силу с 1 января 2008 года

1.1. Обособленные подразделения иностранной организации - налоговые агенты (ст. 208 и 226 НК РФ)

     
     В связи с тем что в ст. 208 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) слова "постоянное представительство иностранной организации" заменены словами "обособленное подразделение иностранной организации", с 1 января 2008 года любые иностранные филиалы, представительства, бюро, офисы и т.д. признаются налоговыми агентами. Следовательно, при выплате в 2008 году доходов своим сотрудникам обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации обязаны исполнять обязанности, возложенные на налоговых агентов.
     

1.2. Новые виды страховых выплат, признаваемых доходами (ст. 208 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года к доходам от источников в Российской Федерации в ст. 208 НК РФ отнесены страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
     

1.3. Учет частичной оплаты при получении доходов в натуральной форме (ст. 211 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при получении дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме из стоимости товаров (работ, услуг) исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
     
     Кроме того, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, отнесены также полученные налогоплательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги с частичной оплатой.
     
     Таким образом, если товары (работы, услуги) и иное имущество были получены налогоплательщиком от организации и индивидуального предпринимателя и оплачены по ценам ниже рыночных, налоговая база по НДФЛ определяется в виде разницы между рыночной стоимостью этих товаров (работ, услуг) и иного имущества и суммой частичной оплаты (то есть суммой фактической оплаты) налогоплательщиком стоимости полученных им товаров (работ, услуг) и иного имущества.
     
     Пример.
     
     Торговая фирма в качестве поощрения своих лучших работников осуществляет продажу этим работникам дорогостоящих товаров без торговой надбавки, то есть со скидкой по ценам ниже продажных. В январе 2008 года работник фирмы приобрел за 70 тыс. руб. спальный гарнитур, розничная цена которого составляет 100 тыс. руб. (включая НДС).
     
     Следовательно, налоговая база по НДФЛ за январь 2008 года у данного работника должна определяться налоговым агентом - работодателем с учетом дохода, полученного налогоплательщиком в виде разницы между розничной (то есть рыночной) стоимостью приобретенного им гарнитура и суммой фактической оплаты (то есть частичной оплаты), - в размере 30 тыс. руб.
     

1.4. Новый порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года налоговую базу по НДФЛ в отношении дохода налогоплательщика в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств необходимо определять на дату фактического получения налогоплательщиком дохода в виде такой материальной выгоды.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в виде материальной выгоды дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
     
     В то же время до 1 января 2008 года налоговую базу по НДФЛ в отношении указанного дохода следовало устанавливать на дату получения заемных (кредитных) средств.
     
     Если до 1 января 2008 года налоговую базу по НДФЛ в отношении вышеуказанного дохода должен был определять сам налогоплательщик не реже чем один раз в налоговый период (то есть календарный год) либо по письменному распоряжению налогоплательщика это могли осуществлять организация-кредитор или организация-займодатель, то с 1 января 2008 года налоговую базу должен устанавливать именно налоговый агент.
     
     Кроме того, изменена величина налоговой ставки, применяемой при налогообложении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами).
     
     С 1 января 2008 года в соответствии со ст. 224 НК РФ (в ред. Закона N 216-ФЗ) налоговая ставка в отношении суммы экономии на процентах, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками заемными (кредитными) средствами, устанавливается в размере 35%.
     
     Кроме того, с 1 января 2008 года доходом налогоплательщика, в отношении которого налоговым агентом определяется налоговая база по НДФЛ, не признается материальная выгода, полученная налогоплательщиком от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     До 1 января 2008 года при налогообложении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами) на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в отношении которых налогоплательщик имел право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, применялась налоговая ставка в размере 13%.
     

     При расчете материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, полученным налогоплательщиком в рублях, учитывается ставка рефинансирования, установленная Банком России на день уплаты налогоплательщиком процентов, а не на дату получения заемных (кредитных) средств, как это было до 1 января 2008 года.
     
     При этом рассчитывать налоговую базу по НДФЛ по материальной выгоде от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, исчислять, удерживать и перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации должны налоговые агенты.
     

1.5. Страховые выплаты, не учитываемые при определении налоговой базы по договорам страхования (ст. 213 НК РФ)

     
     К страховым выплатам, не учитываемым при определении налоговой базы по договорам страхования, в частности, отнесены страховые выплаты:
     
     - по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     
     - по договорам добровольного страхования жизни в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и если суммы страховых выплат не превышают внесенных им страховых взносов. При этом сумма страховых взносов увеличивается на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Банка России. Среднегодовая ставка рефинансирования Банка России определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Банка России;
     
     - по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
     
     - по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями вышеуказанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
     
     В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
     

     При этом налог исчисляется по ставке 13% в отношении доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и по ставке 30% - в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка в размере 35% к страховым выплатам не применяется.
     
     Кроме того, с 1 января 2008 года предусмотрено, что в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. Страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик представит справку, выданную ему налоговым органом по месту жительства и подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму НДФЛ либо исчисляет сумму этого налога, подлежащую удержанию.
     
     Форма такой справки утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@. Для получения справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче справки, копии договора (договоров) добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) и платежных документов, подтверждающих уплату налогоплательщиком взносов по данному договору. В заявлении указываются реквизиты заключенных договоров, а также сведения о налоговом агенте, которому представляется справка.
     
     Справка подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, на ней проставляются порядковый номер и дата выдачи с заверением печатью налогового органа. Если в ходе рассмотрения представленных налогоплательщиком заявления и документов установлено, что налогоплательщик не имеет права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, ему направляется письменное сообщение с указанием причин отказа в выдаче справки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
     

     Следует отметить, что с 1 января 2008 года согласно п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случая, если страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
     
     Таким образом, от обложения НДФЛ освобождены страховые взносы по договорам добровольного пенсионного страхования, уплаченные в пользу физических лиц работодателями или иными организациями либо индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы.
     

1.6. Предоставление права на получение социального налогового вычета (ст. 213.1 НК РФ)

     
     Дополнения, внесенные Законом N 216-ФЗ в п. 2 ст. 213.1 НК РФ, в основном связаны с предоставлением налогоплательщику права на получение социального налогового вычета в части расходов на уплату платежей (взносов) по договору негосударственного пенсионного обеспечения.
     
     С 1 января 2008 года внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы [за исключением случаев досрочного расторжения вышеуказанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд].
     
     При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик представит справку, выданную ему налоговым органом по месту жительства и подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
     
     Форма такой справки утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@; порядок ее получения описан выше.
     

1.7. Операции с ценными бумагами (ст. 214.1 НК РФ)

     
     В новой редакции ст. 214.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются не только ценные бумаги, но и фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.
     
     С 1 января 2008 года при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются доходы по операциям:
     
     - купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
     
     - купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
     
     - с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
     
     - погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
     
     - с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.
     
     Таким образом, при определении налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг с 1 января 2008 года учитываются операции купли-продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Операции по погашению инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов выделены в отдельный вид операций.
     
     Налоговая база по НДФЛ в отношении операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, определяется аналогично налоговой базе по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
     
     В п. 3-5 ст. 214.1 НК РФ Законом N 216-ФЗ внесен ряд дополнений и уточнений, касающихся состава затрат, учитываемых при расчете налоговой базы по НДФЛ.
     
     Так, с 1 января 2008 года к расходам на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, на которые уменьшаются доходы (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, относятся также налог на наследование, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в порядке наследования, и налог, уплаченный налогоплательщиком при получении в порядке дарения акций, паев в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ.
     
     При реализации (погашении) инвестиционных паев, выданных управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, которое составляет паевой инвестиционный фонд, и полученных налогоплательщиком при внесении имущества (имущественных прав) в имущество паевого инвестиционного фонда, расходами на приобретение этих инвестиционных паев признаются документально подтвержденные расходы на приобретение имущества (имущественных прав), внесенного в имущество паевого инвестиционного фонда.
     
     Таким образом, если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг, а также по операциям по погашению инвестиционных паев в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются в том числе суммы, с которых был исчислен и уплачен НДФЛ при приобретении (получении) данных ценных бумаг.
     
     При реализации инвестиционного пая, не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг, расходы определяются исходя из цены приобретения этого пая, включая надбавки.
     
     В случае приобретения не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим данный паевой инвестиционный фонд, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, которая определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
     
     Законом N 216-ФЗ изменена редакция п. 5 ст. 214.1 НК РФ.
     
     По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (за исключением сделок, заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги) налоговая база определяется как сумма доходов, полученных по совокупности операций с финансовыми инструментами срочных сделок, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков по таким операциям.
     
     Доход (убыток) по названным операциям определяется как разница между суммами доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, включая начисленные суммы вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами, за вычетом фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с заключением, исполнением и прекращением срочных сделок, включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, а также расходы, связанные с уплатой сумм вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами. К вышеуказанным расходам также относятся:
     
     - суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
     
     - оплата услуг, оказываемых депозитарием;
     
     - комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
     
     - биржевой сбор (комиссия);
     
     - оплата услуг регистратора;
     
     - другие расходы, непосредственно связанные с операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, произведенные в отношении услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.
     
     Согласно новой редакции п. 6 ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, налогоплательщикам следует учитывать, что доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (включая полученные премии по сделкам с опционами), увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом.
     
     С 1 января 2008 года дополнением, внесенным Законом N 216-ФЗ в п. 8 ст. 214.1 НК РФ, устанавливается общий порядок перечисления налоговыми агентами НДФЛ, удержанного с доходов физических лиц от операций купли-продажи ценных бумаг и с финансовыми инструментами срочных сделок. Для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся налоговыми агентами, удержанный НДФЛ подлежит перечислению в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).
     

1.8. Доходы, освобождаемые от налогообложения (ст. 217 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года п. 3 ст. 217 НК РФ (в ред. Закона N 216-ФЗ) предусмотрено, что при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению НДФЛ, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.
     
     В настоящее время в ст. 217 НК РФ нормативы суточных не установлены. Поэтому для определения размеров суточных, выплачиваемых работникам за время их командировки, применяются нормативы, установленные соответствующими постановлениями Правительства РФ.
     
     Одновременно установлены нормативы оплаты расходов по найму жилого помещения, освобождаемых от налогообложения при непредставлении налогоплательщиком подтверждающих документов. Суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.
     
     В содержащийся в п. 6 ст. 217 НК РФ перечень организаций, предоставляющих налогоплательщикам гранты (безвозмездную помощь) для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации, с 1 января 2008 года включены также российские организации (по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ).
     
     В п. 7 ст. 217 НК РФ расширен перечень премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации, освобождаемых от налогообложения, за счет включения премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в вышеуказанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
     
     Законом N 216-ФЗ расширен поименованный в п. 8 ст. 217 НК РФ круг получателей не облагаемой НДФЛ единовременной материальной помощи.
     

     Так, с 1 января 2008 года не подлежит налогообложению независимо от источника выплаты единовременная материальная помощь, вы-плачиваемая членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, с целью возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации.
     
     В п. 9 ст. 217 НК РФ уточнен порядок освобождения от налогообложения стоимости путевок, оплаченных организациями за физических лиц.
     
     С 1 января 2008 года полная или частичная компенсация стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, не включается в доход физического лица при условии, что она была произведена за счет средств:
     
     - организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
     
     - бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
     
     - полученных от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.
     
     При этом суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевки не облагаются НДФЛ, если такая оплата произведена организацией или индивидуальным предпринимателем за работников, членов семей работников, бывших работников, уволенных в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, а также за инвалидов, не работающих в организации.
     
     К санаторно-курортным и оздоровительным организациям отнесены санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.
     
     Пример.
     
     В феврале 2008 года организация приобрела за счет собственных средств путевку в санаторий для своего бывшего работника, уволенного в 2006 году в связи с выходом на пенсию по инвалидности.
     
     В 2007 году организация также приобрела за счет собственных средств путевку в санаторий этому работнику и удержала с него как налоговый агент сумму НДФЛ, исчисленную с оплаченной суммы стоимости путевки.
     
     С учетом изменений, внесенных в п. 9 ст. 217 НК РФ, с 1 января 2008 года у бывшего работника, уволенного в связи с выходом на пенсию по инвалидности, не возникает объекта обложения НДФЛ в связи с получением от организации бесплатной санаторной путевки, а у организации - налогового агента не возникает обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ со стоимости бесплатно предоставленной своему бывшему работнику санаторной путевки.
     
     В соответствии с п. 35 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по предоставленным им займам (кредитам). При этом никаких ограничений в зависимости от цели получения заемных (кредитных) средств и их размеров не установлено.
     
     Положения п. 35 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     В соответствии с п. 36 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Положения п. 36 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
     
     До 1 января 2008 года налогоплательщики были вправе получить предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 руб., а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
     
     Данная норма применялась и в случае, если оплата вышеуказанных расходов производилась за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Положения п. 36 ст. 217 НК РФ введены одновременно с исключением возможности получения налогоплательщиками имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса, в случае если оплата вышеуказанных расходов произведена за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Таким образом, с 1 января 2008 года суммы вышеуказанных выплат освобождаются от обложения НДФЛ вместо предоставления налогоплательщикам имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в части сумм выплат, израсходованных на приобретение и (или) новое строительство жилых объектов на территории Российской Федерации.
     

1.9. Дата фактического получения дохода (ст. 223 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.
     
     До 1 января 2008 года при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признавался последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Пример.
     
     В организации днем выплаты заработной платы определено 7-е число месяца, следующего за отработанным. Предположим, что работник организации увольняется 10 марта 2008 года, то есть последним днем работы у него считается 10 марта 2008 года.
     
     Согласно изменениям, внесенным Законом N 216-ФЗ в п. 4 ст. 223 НК РФ, с 1 января 2008 года последний день работы признается датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда. Следовательно, организация-работодатель, являющаяся налоговым агентом, обязана исчислить и удержать НДФЛ с суммы дохода в виде причитающейся работнику на день увольнения заработной платы при фактической выплате вышеуказанного дохода.
     

1.10. Налоговые ставки (ст. 224 НК РФ)

     
     С 1 января 2008 года налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка определена в размере 15%.
     

1.11. Декларирование доходов (ст. 228 НК РФ)

     
     Законом N 216-ФЗ расширен приведенный в п. 1 ст. 228 НК РФ перечень лиц, которые самостоятельно исчисляют налог и подают налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы.
     
     В частности, уточнено, что физические лица должны декларировать свои доходы в отношении вознаграждений, полученных как от физических лиц, так и от организаций, не являющихся налоговыми агентами, по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
     
     Новыми подпунктами 6 и 7 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что с 1 января 2008 года представлять налоговую декларацию должны физические лица, получившие доходы:
     
     - в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
     
     - в денежной и натуральной формах в порядке дарения.
     
     Физические лица, выступающие в качестве дарителей, не признаются налоговыми агентами. Если дарителем выступает физическое лицо либо если даритель, признаваемый на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом, не имел возможности удержать НДФЛ, одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно продекларировать доход, полученный в порядке дарения, если такой доход не подлежит освобождению от налогообложения в соответствии с п. 18.1 ст. 217 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.  В связи с этим при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые органы могут запросить у одаряемого физического лица документы, подтверждающие наличие семейных или близкородственных отношений. При этом родственные отношения должны сохраняться на дату перехода имущества в собственность одаряемого лица.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 228 НК РФ освобождаются от обязанности подачи налоговой декларации российские военнослужащие в отношении доходов, полученных ими в связи с прохождением службы за границей.
     
     Данное положение применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года.
     

2. Положения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года

2.1. Определение налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках (ст. 214.2 НК РФ)

     
     Законом N 216-ФЗ введена ст. 214.2 НК РФ, предусматривающая особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках. Налоговая база в данном случае определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода, за который начислены вышеуказанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка установлена в размере 35%.
     
     Таким образом, с 1 января 2007 года НДФЛ с процентных доходов, полученных налогоплательщиками по вкладам в банках как в рублях, так и в иностранной валюте, удерживается:
     
     - с физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации - по ставке 35%;
     
     - с физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - по ставке 30%.
     
     Ставка НДФЛ в размере 13% к процентным доходам по вкладам в банках не применяется.
     
     Одновременно п. 27 ст. 217 НК РФ дополнен нормой, согласно которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, прошло не более трех лет.
     
     Таким образом, по правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года, в соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ (в ред. Закона N 216-ФЗ) освобождаются от налогообложения доходы в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся в Российской Федерации, процентная ставка по которым превышает ставку рефинансирования Банка России, при соблюдении следующих условий:
     
     - размер процентов на дату заключения либо продления договора не превышал действующую ставку рефинансирования Банка России;
     

     - в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался;
     
     - с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, прошло не более трех лет.
     
     Следовательно, возврат налогоплательщику суммы НДФЛ, удержанного налоговым агентом с 1 января 2007 года с доходов в виде процентов по вкладу, размер которых превысил размер понизившейся ставки рефинансирования Банка России, может быть осуществлен по окончании налогового периода налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика при подаче им налоговой декларации по НДФЛ за 2007 год.
     

2.2. Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ)

     
     В ст. 219 НК РФ понятие "дневная форма обучения" заменено понятием "очная форма обучения".
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что порядок предоставления социального налогового вычета на обучение, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, по целевым расходам, произведенным налогоплательщиками в 2007 году, за последний год был изменен законодателем дважды.
     
     С 1 января 2007 года предельный размер предоставляемого налогоплательщику социального налогового вычета на обучение своих детей (опекаемых и подопечных) увеличился до 50 000 руб. Однако социальный налоговый вычет в таком размере можно получить только по тем расходам на обучение, оплата которых произведена налогоплательщиком начиная с 1 января 2007 года.
     
     Данный социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
     
     Таким образом, при подаче в 2008 году декларации формы 3-НДФЛ за 2007 год налогоплательщики вправе обратиться за получением социального налогового вычета по расходам на обучение своих детей (опекаемых и подопечных) в сумме, не превышающей 50 000 руб.
     
     С 1 января 2007 года социальный налоговый вычет на лечение, предусмотренный подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, можно получить в отношении расходов не только по договору добровольного личного страхования, заключенному в пользу самого налогоплательщика, но и по договору, заключенному в пользу супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет.
     
     Подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен новый вид социальных налоговых вычетов в отношении расходов налогоплательщиков по добровольному пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению.
     
     Так, с 1 января 2007 года предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.
     
     Таким образом, при подаче в 2008 году декларации формы 3-НДФЛ за 2007 год налогоплательщик вправе обратиться за получением вышеуказанного социального налогового вычета при условии представления в налоговый орган по месту жительства документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию, произведенные после 1 января 2007 года.
     
     В связи с введением нового вида социальных налоговых вычетов, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, полностью изменилось и содержание п. 2 данной статьи Кодекса - он изложен в новой редакции.
     
     С 1 января 2007 года социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-4 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 п. 1, и расходов на дорого-стоящее лечение, указанных в подпункте 3 п. 1), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 руб. в налоговом периоде.
     
     Если у налогоплательщика в одном налоговом периоде имелись расходы на обучение, медицинское лечение, расходы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, установленной п. 2 ст. 219 НК РФ.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что эти новации распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, то есть в отношении тех сумм расходов налогоплательщиков на свое обучение, медицинское лечение и приобретение медикаментов для себя и членов своей семьи (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования), а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования, оплата которых произведена налогоплательщиками начиная с 1 января 2007 года.
     
     Поэтому налогоплательщики, представлявшие в 2007 году декларации формы 3-НДФЛ за предшествующие налоговые периоды (за 2004, 2005 и 2006 годы) в целях получения различных видов социальных налоговых вычетов, не вправе претендовать на получение социальных налоговых вычетов в отношении расходов по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию, произведенных в налоговые периоды, предшествовавшие 2007 году.
     
     Аналогичный порядок действует и в части предоставления других видов социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2-3 п. 1 ст. 219 НК РФ, которые предоставляются налогоплательщикам за предшествовавшие налоговые периоды (за 2004, 2005 и 2006 годы) в порядке и размерах, действовавших в соответствующих налоговых периодах, предшествовавших 2007 году.
     
     Таким образом, одно из главных нововведений заключается в том, что с 1 января 2007 года в отношении социальных налоговых вычетов на образование (за исключением расходов на обучение детей), на лечение (за исключением расходов на дорогостоящее лечение) и на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование для налогоплательщиков установлен общий предельный размер социальных налоговых вычетов, в совокупности не превышающий 100 000 руб. за налоговый период.
     

2.3. Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ)

     
     С 1 января 2007 года при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, а также при уступке права требования по договору участия в долевом строительстве (инвестирования долевого строительства и другому аналогичному договору) налогоплательщики вправе уменьшить полученные ими доходы на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Прежней редакцией ст. 220 НК РФ налогоплательщикам было предоставлено право на получение имущественного налогового вычета в отношении доходов от продажи имущества либо в размере норматива, установленного в зависимости от периода нахождения имущества в собственности налогоплательщика, либо в размере документально подтвержденных расходов, связанных с получением таких доходов.
     
     Дополнение, внесенное в подпункт 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, применяется в отношении доходов, полученных при уступке права требования по договору участия в долевом строительстве после 1 января 2007 года.
     
     Налогоплательщик, приобретающий право требования, одновременно получает и право на обращение за получением имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в части расходов на приобретение и (или) новое строительство жилого объекта на территории Российской Федерации после получения свидетельства о праве собственности или акта о передаче квартиры (комнаты, доли жилого помещения). При этом налогоплательщик, уступивший право требования по договору об уступке права требования жилого помещения и получивший от этого доход, права на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в связи с такой сделкой не имеет.