Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении НДС бюджетных учреждений


Об обложении НДС бюджетных учреждений

     
     А.Л. Опальская
     

1. Общие положения

     
     В зависимости от необходимости уплаты НДС организации и индивидуальные предприниматели могут быть подразделены на следующие группы:
     
     - плательщики НДС;
     
     - лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщиков согласно ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
     
     - лица, не являющиеся плательщиками НДС в связи с применением специальных налоговых режимов.
     
     На основании вышеприведенного бюджетные учреждения входят в число плательщиков НДС.
     
     Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ, если они не занимаются деятельностью, приносящей доход, или если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
     
     Для этой цели они должны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение от налогообложения, соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, а именно:
     
     - выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
     
     - выписку из книги продаж;
     
     - копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
     
     При этом если письменное уведомление и документы направляются бюджетным учреждением по почте или заказным письмом, то днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
     
     Если соответствующие документы не представлены или если налоговый орган установил, что сумма выручки от приносящей доход деятельности превысила 2 млн руб., сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
     
     Кроме того, налогоплательщикам следует учитывать и то обстоятельство, что в соответствии с письмом Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/73 они должны вести журнал регистрации полученных счетов-фактур и книгу покупок. При этом лица, которые применяют освобождение от уплаты НДС согласно ст. 145 НК РФ, освобождаются только от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. От иных обязанностей плательщика НДС, в том числе связанных с выставлением счетов-фактур, ведением журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, они не освобождаются.
     
     По истечении 12 месяцев применения освобождения от налогообложения налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что они не превысили лимит выручки (п. 4 ст. 145 НК РФ). К этим документам относятся в том числе выписка из книги продаж, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ). Поэтому если полный перечень данных документов не представлен, налоговый орган вправе потребовать восстановления и уплаты НДС в бюджет.
     

2. Операции, по которым бюджетное учреждение может быть плательщиком НДС

     
     Даже занимаясь только бюджетной деятельностью, бюджетное учреждение подпадает по ряду операций (реализация материальных ценностей) под обложение НДС.
     
     Рекомендации по отражению в бюджетном учете операций по реализации государственного имущества даны Казначейством России в письмах от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371 "Об отражении в бюджетном учете отдельных финансово-хозяйственных операций" и от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 "Об отражении в бюджетном учете операций по использованию в соответствии с нормативными правовыми актами средств от реализации государственного имущества".
     
     Так, в письме Казначейства России от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371 речь идет о поступлении денежных средств в оплату продажной стоимости государственного имущества на счет отделения Казначейства России, открытый на балансовом счете 40 101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". При этом суммы налогов, поступивших от покупателя имущества, зачисляются на лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения - балансодержателя имущества, на балансовый счет 40 503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации".
     
     Совсем другая картина складывается при реализации основного средства за счет приносящей доход деятельности.
     
     Пример.
     
     Бюджетное учреждение продает автомобиль, приобретенный в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. Первоначальная стоимость автомобиля - 250 000 руб. без учета НДС. Сумма начисленной амортизации составила 200 000 руб., остаточная стоимость автомобиля - 50 000 руб. Продажная цена автомобиля, установленная на основании акта оценщика, равна 70 800 руб., в том числе НДС - 10 800 руб. Стоимость услуг оценщика - 3000 руб.
     
     В бюджетном учете учреждения в соответствии с письмом Казначейства России от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404 данные операции отражаются следующим образом:
     

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана начисленная амортизация

210405410 "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации"*1


210105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств"

200 000

Списана остаточная стоимость транспортного средства

240101172 "Доходы от реализации активов"

210105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств"

50000

Учтены расходы по оценке имущества

240101172 "Доходы от реализации активов"

230209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"

3000

Начислен доход от реализации (с ГДС) - продажная стоимость с учетом НДС

220509560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

240101172 "Доходы от реализации активов"

70800

Начислен НДС

240101172 "Доходы от реализации активов"

230304730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДС"

10800

Начислен налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет [(70 800 руб. -- 10 800 руб. - 50 000 руб. - 3000 руб.) х 24%]

240101172 "Доходы от реализации активов"

230303730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль"

1680

Поступила выручка

220101510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"

220509660 "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

70800

Одновременно отражена сумма выручки на забалансовом счете по КОСГУ 172 "Доходы от реализации активов"

17 (172) "Поступление

денежных средств на

банковские счета учреждения"


 

70800

_____
*1 Здесь и далее, при рассмотрении примеров проставлен 18 разряд - код вида деятельности в соответствии с Инструкцией N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (приказ Минфина России от 10.02.2006):
     
- бюджетная деятельность -1;
     
- приносящая доход деятельность - 2;
     
- деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3.

     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то обстоятельство, что бюджетное учреждение может оказаться налоговым агентом по НДС, даже не занимаясь предпринимательской деятельностью.
     
     Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества.
     
     Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).
     
     Пример.
     
     Учреждение арендует помещение и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные арендные платежи составляют 37 760 руб.
     
     Согласно договору аренды расходы по оплате услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества включены в состав арендной платы.
     
     Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается в данном случае следующим образом:
     

37 760 руб. х 18/118 = 5760 руб.

     
     Аренда помещения связана с бюджетной деятельностью учреждения.
     
     В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие проводки:
     

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена ежемесячная арендная плата

140101224 "Расходы на арендную плату за пользование имуществом"

130207730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом"

32000

Начислен НДС

140101224 "Расходы на арендную плату за пользование имуществом"

130304730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДС"

5760


3. Учет сумм НДС

     
     На основании п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае:
     
     - приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
     
     - приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога;
     
     - приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     Пример.
     
     Бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, прочие материальные запасы на сумму 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). При этом бюджетное учреждение пользуется льготой по НДС согласно ст. 149 НК РФ.
     
     В бухгалтерском учете бюджетного учреждения должны быть оформлены следующие проводки:
     

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено поступление прочих материальных запасов

210506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

230222730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

5000

Отражен НДС

221001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

230222730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

900

Отнесен НДС на стоимость прочих материальных запасов

210506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

221001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

900


     При организации учета НДС учреждениями, ведущими приносящую доход деятельность и не пользующимися льготами по НДС, предусмотренными ст. 146 и 149 НК РФ, на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, ведется не только счет 221002000 "НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", но и счет 230304000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

     Пример.

     Бюджетное учреждение занимается предпринимательской деятельностью и оказывает платные услуги. По данной деятельности начислен НДС в сумме 54 000 руб. В том же периоде бюджетное учреждение имеет право на налоговый вычет в размере 20 000 руб. В бухгалтерском учете осуществление данной деятельности оформлено следующими проводками:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен НДС

240101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

230304730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДС"

54000

Произведен налоговый вычет

230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"

21001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

20000

Перечислен налог на прибыль в бюджет

230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"

220101610 "Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения"

34000

     
     При перечислении НДС сумма платежа отражается также на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения", так как согласно письму Минфина России от 01.04.2005 N 02-14-10/607 оплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль, НДС), показывается со знаком "минус" по соответствующим кодам доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отражающих объекты налогообложения.
     
     Аналитический учет по этому счету ведется в разрезе видов расчетов в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов.
     
     Наиболее сложный вариант учета НДС возникает у той бюджетной организации, которая осуществляет одновременно операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению. В этом случае на основании п. 4 ст. 149 НК РФ бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций. Кроме того, оно должно выполнять требования п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которому НДС должен приниматься к вычету или учитываться в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для производства или реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению и освобождаются от налогообложения.
     
     Для определения данной пропорции бюджетное учреждение должно вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций. Если раздельный учет не ведется, то суммы "входного" НДС вычету не подлежат и в расходы в целях исчисления налога на прибыль не включаются (абзац восьмой п. 4 ст. 170 НК РФ).
     
     Вышеуказанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг).
     
     Пример.
     
     Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую НДС. Коммерческая организация оказала бюджетному учреждению услугу на сумму 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.), которая связана как с деятельностью, которая облагается НДС, так и с деятельностью, не подлежащей обложению данным налогом.
     
     За налоговый период доходы бюджетного учреждения от деятельности, которая облагается НДС, составили 300 000 руб., а от деятельности, которая не облагается этим налогом, - 100 000 руб.
     

     Сумма НДС, которая должна быть отнесена на затраты, определяется следующим образом.
     
     Доля выручки, полученной от не облагаемой НДС деятельности бюджетного учреждения, в общей сумме выручки составила 0,25 [100 000 руб. : (300 000 руб. + 100 000 руб.)].
     
     Соответственно сумма "входного" НДС, которая должна быть отнесена на затраты производства, равна 225 руб. (900 руб. х 0,25).
     
     Данные операции отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:


Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены затраты, связанные с оплатой услуги сторонней организации

210604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"

5000

Учтен НДС

221001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

230209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"

900

Часть НДС отнесена на затраты производства

210604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

221001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

225

Произведен налоговый вычет

230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"

21001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

675

     
     На основании п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ.
     
     При этом бюджетное учреждение может не рассчитывать пропорцию и не вести раздельный учет только в случае, если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. В этом случае суммы "входного" НДС подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 171, 172 НК РФ.
     

4. Операции, не подлежащие обложению НДС

     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача прав собственности на товары, выполнение работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также обмен товарами, работами или услугами.
     
     Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
     
     При осуществлении бюджетным учреждением деятельности, приносящей доход, можно выделить ситуации, связанные с льготированием по НДС в рамках определенных видов деятельности.
     
     Читателям журнала следует учитывать, что в ст. 146 НК РФ не только установлены объекты налогообложения, но и приведены операции, которые не признаются объектом налогообложения. Их перечень достаточно широк, но в данном случае перечислим операции, свойственные именно бюджетным учреждениям:
     
     - передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемникам при реорганизации;
     
     - передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
     
     - передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного и муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
     
     - изъятие имущества путем конфискации, наследования, а также обращения в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада.
     
     Не облагается НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению вышеуказанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
     
     Не облагается НДС стоимость выполненных работ и оказанных услуг органами, входящими в систему государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения и оказания вышеуказанных работ и услуг установлена законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления.
     
     При применении порядка, изложенного в подпункте 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, читателям журнала следует иметь в виду, что данные нормы применяются исключительно в случае, если в федеральных законах или законах субъектов Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (органы местного самоуправления) исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.
     
     НДС не облагаются операции по реализации земельных участков и долей в них.
     
     Чаще всего бюджетные учреждения при осуществлении деятельности, приносящей доход, подпадают под льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ, где приведен перечень операций, не подлежащих обложению НДС, а именно реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
     
     - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе:
     
     - важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
     
     - протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
     
     - технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
     
     - очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
     
     - медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, в том числе:
     
     - услуг, определенных перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
     
     - услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
     
     - услуг по сбору у населения крови, оказываемых по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
     
     - услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению;
     
     - услуг по дежурству медицинского персонала у постели больного;
     
     - патолого -анатомических услуг;
     
     - услуг, оказываемых беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
     
     - услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
     
     - услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
     
     - продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими вышеуказанным столовым или вышеуказанным учреждениям;
     
     - услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
     
     - услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
     
     - услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
     
     - услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
     
     Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;
     
     - ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);
     
     - услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и долж-ностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);
     
     - оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
     
     - услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов вышеуказанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек вышеуказанных учреждений; услуги по до-ставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд вышеуказанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуги по распространению билетов;
     
     - реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
     
     - реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов;
     
     - услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуг по оказанию протезно-ортопедической помощи.
     
     Кроме того, на основании п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:
     
     - операции, осуществляемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
     
     - передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров;
     
     - реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;
     
     - выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
     
     - услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
     
     - реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
     
     - реализация лома и отходов цветных металлов;
     
     - передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
     
     В этом случае при ведении бюджетного учета НДС не начисляется на стоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) по деятельности, приносящей доход. Но при этом у бюджетного учреждения нет оснований для вычета НДС по поступившим ценностям.
     
     Для вычета "входного" НДС необходимо, чтобы бюджетное учреждение выполнило следующие условия:
     
     - товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для операций, облагаемых НДС;
     
     - товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты к учету;
     
     - имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.