Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О декларировании налога на прибыль


О декларировании налога на прибыль

     
     А.А. Назаров,
     

Указания ИНН и КПП в декларации по налогу на прибыль реорганизованной организации

     
     Какие ИНН и КПП указываются в Листе 01 декларации по налогу на прибыль за 2007 год, которая представляется правопреемником за юридическое лицо, реорганизованное в 2007 году в форме слияния: правопреемника или реорганизованного юридического лица?
     
     В соответствии с п. 2.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 20.02.2006 N 24н (далее - Порядок), предусмотрено, что в верхней части каждой страницы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной тем же приказом Минфина России (далее - Декларация), указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации в порядке, определенном в Разделе III Порядка, а также приводится порядковый номер страницы.
     
     Таким образом, в Листе 01 Декларации отражаются ИНН и КПН только одной организации.
     
     Согласно п. 3.2 Раздела III Порядка при заполнении Титульного листа (Листа 01) налогоплательщику необходимо указать ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация.
     
     Это означает, что в соответствии с Порядком в Листе 01 Декларации указываются ИНН и КПП организации, которая представляет Декларацию в налоговый орган.
     
     В рассматриваемом случае правопреемник представляет не свою Декларацию, а Декларацию реорганизованного юридического лица.
     
     Особенности заполнения Декларации реорганизованного юридического лица Порядком не определены.
     
     Согласно п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
     
     Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года [п. 2 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае первым налоговым периодом для правопреемника являлся 2007 год.
     
     В Листе 01 Декларации для отражения налогового периода предусмотрено только заполнение показателя "Налоговый (отчетный) период" (для записи этого показателя отведена зона из одной ячейки, в которую можно вписать одну цифру, кодирующую период, за который представляется Декларация) и показателя "Отчетный год" (для записи этого показателя отведена зона из четырех ячеек, в которую можно вписать четыре цифры, например, 2007).
     
     Поэтому если в Листе 01 Декларации реорганизованного юридического лица за 2007 год правопреемник указал собственные ИНН и КПП, то такую Декларацию можно было бы перепутать с Декларацией самого правопреемника за 2007 год.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что в Листе 01 Декларации реорганизованного юридического лица за 2007 год следовало указать ИНН и КПП этого лица, а не ИНН и КПП правопреемника, представляющего эту Декларацию.
     
     В то же время согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
     
     В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя их снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговый орган не принимает Декларацию, в которой указаны ИНН и КПП организации, не состоящей в нем на налоговом учете.
     
     В связи с этим в Листе 01 Декларации за 2007 год, которая должна была представляться правопреемником за юридическое лицо, реорганизованное в 2007 году в форме слияния, должны были указываться ИНН и КПП правопреемника. При этом одновременно в Листе 01 Декларации в поле "Полное наименование организации" после наименования правопреемника необходимо было привести наименование реорганизованного юридического лица.
     

Основания засчитывания суммы налога на доходы, уплаченной на территории иностранного государства

     
     Декларация за 2007 год должна была представляться организацией 28 марта 2008 года. Сумма налога на доходы, полученные этой организацией в 2007 году в результате осуществления деятельности на территории иностранного государства, не была отражена в этой первичной Декларации, поскольку была выплачена 31 марта 2008 года.
     
     На основании какого документа: первичной Декларации за 2008 год или уточненной Декларации за 2007 год - должна была быть засчитана вышеуказанная сумма при уплате налога на прибыль в Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.
     
     Таким образом, сумма налога на доходы, полученные российской организацией в результате осуществления деятельности на территории иностранного государства, засчитывается при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации только после выплаты вышеуказанной суммы.
     
     В рассматриваемом случае вышеуказанная сумма должна выплачиваться в 2008 году.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что данная сумма засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации на основании Декларации за 2008 год.
     
     В то же время согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.
     
     В рассматриваемом случае должен был вы-плачиваться налог на доходы, полученные в 2007 году.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае эти доходы должны были учитываться в составе доходов, отражаемых в Декларации за 2007 год.
     
     Поэтому сумма налога на доходы, полученные в 2007 году в результате осуществления деятельности на территории иностранного государства, должна была отражаться в Декларации за 2007 год (и только после выплаты вышеуказанной суммы).
     
     Данная сумма должна была отражаться по строкам 240-260 Листа 02 Декларации.
     
     Согласно п. 1 ст. 81 HK РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае организация после выплаты 31 марта 2008 года суммы налога на доходы, полученные ею в 2007 году в результате осуществления деятельности на территории иностранного государства, была вправе отразить соответствующую сумму в уточненной Декларации за 2007 год.
     
     В связи с вышеизложенным необходимо признать, что вышеуказанная сумма должна была засчитываться при уплате налога на прибыль в Российской Федерации на основании уточненной Декларации за 2007 год, а не на основании первичной Декларации за 2008 год.
     

Уточнение Декларации по закрытому обособленному подразделению

     
     Организация уплатила в соответствии с Декларацией за девять месяцев 2007 года, представленной по месту нахождения своего обособленного подразделения, авансовые платежи за октябрь и ноябрь 2007 года. В ноябре 2007 года организация закрыла это обособленное подразделение. Вправе ли организация после этого уточнить Декларацию за девять месяцев 2007 года, представленную по месту нахождения этого подразделения (а именно: снять сумму ежемесячных авансовых платежей, исчисленных на IV квартал 2007 года), и одновременно уточнить Декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2007 года, представленную по месту нахождения организации (а именно: увеличить на вышеуказанную сумму авансовые платежи, исчисленные на IV квартал 2007 года)?
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ если налогоплательщик обнаружит в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то он вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе уточнить представленную в налоговый орган налоговую декларацию только в случае, если недостоверные сведения или ошибки содержатся в Декларации на момент ее представления.
     
     В рассматриваемом случае на момент представления в налоговые органы Деклараций за девять месяцев 2007 года в этих Декларациях еще отсутствовали недостоверные сведения о суммах ежемесячных авансовых платежей, подлежавших уплате в IV квартале 2007 года.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что в данном случае организация была не вправе уточнить эти Декларации в части уплаты вышеуказанных сумм.
     
     Но согласно письму Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624 при ликвидации обособленного подразделения после представления в налоговые органы соответствующих Деклараций за последний отчетный период налогоплательщик вправе представить уточненные Декларации, в которых снимаются по ликвидированному обособленному подразделению ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на квартал, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений.
     
     Это означает, что налогоплательщик вправе уточнить представленную в налоговый орган Декларацию даже в случае, если недостоверные сведения или ошибки содержатся в ней на момент такого уточнения.
     

     В рассматриваемом случае в уже поданных в налоговые органы Декларациях сведения о суммах ежемесячных авансовых платежей, подлежавших уплате в IV квартале 2007 года, могли быть признаны недостоверными после закрытия обособленного подразделения и соответственно могли быть уточнены.
     
Пример
     
     Если в данном случае в Приложении N 5 к Листу 02 Декларации за девять месяцев 2007 года, представленной по месту нахождения закрытого обособленного подразделения, по строке 120 была отражена сумма ежемесячных авансовых платежей на III квартал в размере 9 руб., а в Приложении N 5 к Листу 02 Декларации за полугодие 2007 года, представленной по месту нахождения организации, по строке 120 была показана сумма в размере 18 руб., то налогоплательщик был вправе по строке 120 Приложения N 5 к Листу 02 уточненной Декларации по закрытому обособленному подразделению поставить прочерк (в соответствии с п. 2.2 Порядка в случае отсутствия каких-либо отдельных показателей, предусмотренных Декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк), а по строке 120 Приложения N 5 к Листу 02 уточненной Декларации по организации без входящих в нее обособленных подразделений отразить сумму в размере 27 руб. (9 руб. + 18 руб.).
     

Учет в целях налогообложения прибыли первичных документов присоединенной организации

     
     Организация осуществляет реорганизацию в форме присоединения 1 апреля 2008 года. Некоторые первичные документы за март 2008 года, связанные с деятельностью организации, могут быть представлены ее контрагентами только после 5 апреля 2008 года. Следует ли организации в этом случае составлять Декларацию за период с 1 января по 31 марта 2008 года без учета вышеназванных документов, а правопреемнику уточнить Декларацию после их получения?
     
     Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации.
     
     Правила, предусмотренные п. 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал (п. 4 ст. 55 Кодекса).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Следовательно, правила, предусмотренные п. 3 ст. 55 НК РФ, применяются в отношении налога на прибыль.
     
     Налогоплательщики обязаны по истечении каждого налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации (п. 1 ст. 289 НК РФ).
     
     Поэтому в рассматриваемом случае присоединяемая организация должна составить Декларацию за период с 1 января по 31 марта 2008 года с учетом имеющихся у нее первичных документов.
     
     Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
     
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае у присоединенной организации имеется правопреемник.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него вышеуказанной статьей Кодекса обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
     
     Пунктом 1 ст. 81 НК РФ определен порядок уточнения налогоплательщиком налоговой декларации.
          
     В связи с этим и представление, и уточнение Декларации осуществляются правопреемником в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
     

     Следовательно, если Декларация не была представлена в налоговый орган присоединенной организацией, то она должна быть представлена в налоговый орган правопреемником. При этом первичные документы за март 2008 года, связанные с деятельностью присоединенной организации и представленные после 5 апреля 2008 года, учитываются при составлении (уточнении) Декларации правопреемником.
     
Т.М. Гуркова
     

О представлении деклараций по налогу на прибыль в связи с поправками, внесенными в п. 3 ст. 80 НК РФ

     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ право определения порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Минфина России.
     
     В целях реализации данного положения НК РФ приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, согласно которым постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют с 1 января 2008 года все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Налоговые декларации (расчеты) могут представляться налогоплательщиком через специализированного оператора связи или напрямую в инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, с применением программного обеспечения налогоплательщика, взаимодействующего с ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ", ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" или с программно-аппаратным комплексом специализированного оператора связи.
     
     На основании п. 2 ст. 288 НК РФ авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     В связи с этим крупнейший налогоплательщик с 1 января 2008 года представляет все декларации по налогу на прибыль в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в том числе по каждому обособленному подразделению.
     
     Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 288 НК РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и производить уплату налога через одно из этих обособленных подразделений. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     В этом случае крупнейший налогоплательщик представляет с 1 января 2008 года все декларации по налогу на прибыль в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в том числе по каждому ответственному обособленному подразделению.
     
     Таким образом, согласно новой редакции п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2008 года вышеуказанное положение действует в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), которые должны представляться крупнейшими налогоплательщиками, в том числе применительно к налоговым декларациям по налогу на прибыль по обособленным подразделениям налогоплательщика.
     
     При заполнении декларации по налогу на прибыль возникает вопрос: какой КПП необходимо указывать в налоговых декларациях, представляемых в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам за обособленные подразделения?
     
     В Титульном листе Декларации по обособленным подразделениям либо по ответственным обособленным подразделениям указывается КПП налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения соответствующего подразделения.
     
     Налоговые декларации, поступающие от налогоплательщика в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, можно подразделить на несколько категорий:
     
     - налоговые декларации, по которым камеральная проверка осуществляется непосредственно налоговым органом по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;
     
     - налоговые декларации, которые направляются в автоматическом режиме в налоговые органы по месту территориального нахождения, которые производят их камеральную проверку;
     
     - налоговые декларации (расчеты), которые направляются в ручном режиме в налоговые органы по месту нахождения, осуществляющие их камеральную проверку [в случае сбоя в работе ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ", "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион", невозможности отправки налоговых деклараций (расчетов) в автоматическом режиме и при приеме налоговых деклараций (расчетов) на программно-аппаратный ком-плекс специализированного оператора связи, если он не обеспечил взаимодействие с ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ", "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион"].
     
     В целях реализации изменений, внесенных в п. 3 ст. 80 НК РФ, порядок приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, установлен в приказе ФНС России от 29.12.2007 N ММ-3-13/708@.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором выявлены ошибки (искажения) (п. 1 ст. 54 НК РФ).
     
     Так, в отношении налога на прибыль подпунктом 2 п. 3.2 Порядка разъяснено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате, либо недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную Декларацию.
     
     Уточненная Декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
     
     Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, должны с 1 января 2008 года представлять уточненные Декларации, в том числе по обособленным подразделениям и ответственным обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.