Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности цен на современном этапе

    

Особенности цен на современном этапе

     
     О.В. Семенова,
к.э.н   
       

1. Определение цены

     
     Цена - сложнейший интеграл современной экономики. Только на первый взгляд цена проста. По-прежнему классическими являются следующие определения цены:
     
     - цена - денежное выражение стоимости;
     
     - цена - это себестоимость плюс прибыль.
     
     Казалось бы, все просто, однако эта простота обманчива. По мнению ряда известных экономистов, реформирование цен является наиболее сложным и опасным моментом в экономических преобразованиях. Крылатым стало выражение "цена реформ - это реформа цен".
     
     Ошибки в ценовой политике нередко сопровождаются кризисными ситуациями. За годы реформы российской экономики не раз менялась позиция в области ценообразования:
     в начале реформы экономики многие специалисты выступали за немедленное и резкое повышение розничных цен; позднее предлагалось ничего не трогать, соблюдать "статус-кво" в ценовой области, затем - немедленная и полная либерализация цен. Трудно назвать какие-то другие области экономики, где бы в течение короткого времени так менялись представления о том, что же надо делать.
     
     Сложность цены и ценообразования заключается в том, что цена - категория конъюнктурная. Слова "конъюнктура" происходит от латинского "связывать, соединять". Это сцепка, взаимосвязь экономических, политических, психологических, социальных факторов. Влияние этих факторов на развитие рынка различно, оно постоянно меняется. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.
     
     Сложность современного ценообразования состоит в его многомерности. Планетарная система цен включает по крайней мере пять блоков.
     
     Часто общественность обвиняет цены во всех грехах современной экономики, в ее неэффективности. Однако это заблуждение. При всей своей важности цена только производное от выбранной модели управления экономикой. Цены работают в том же режиме, что и вся экономика в целом.
     
     В современном ценообразовании наблюдается изменение пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. В то же время на практике решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка.
     
     Толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.
     

2. Задачи ценообразования

     
     Основной перечень задач ценообразования, как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.
     
     Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
     
     1) покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя;
     
     2) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
     
     3) решение социальных вопросов;
     
     4) реализация экологической политики;
     
     5) решение внешнеполитических вопросов.
     
     Первая задача - покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли - требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, то есть чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.
     
     Вторая задача - учет взаимозаменяемости продукции - это основное требование потребителя. Его не интересует, каковы затраты на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.
     
     Остальные задачи (с третьей по пятую) возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.
     
     В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы.
     
     В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса - это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, вышеуказанные вопросы, в принципе, решаться не могут.
     
     Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.
     
     Социальная ценовая политика (третья задача) во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.).
     
     Для стимулирования выпуска прогрессивных (с общенациональных позиций) средств производства государство продумывает систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и т.д.). С целью стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и относительно заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.
     
     Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.
     

3. Функции цен

     
     С задачами ценообразования тесно связаны функции цен.
     
     Функции цен - это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории "цена" и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.
     
     Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.
     
     Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат.
     
     Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производства. В то же время вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения развития последних.
     
     Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат - стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда.
     В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов - с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т.д.
     

4. Ценообразующие факторы

     
     Ценообразующие факторы - это условия, в которых формируются структура и уровень цены. Все многообразие ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно подразделить на три группы:
     
     1) базовые (неконъюнктурные);
     
     2) конъюнктурные;
     
     3) регулирующие, связанные с государственной политикой.
     
     Базовые (неконъюнктурные) факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.
     
     Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и т.д.
     
     Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.
     
     По мере развития рынка все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ (например, земля и ценные бумаги), в отношении которых применяют только конъюнктурные факторы. Они оцениваются опосредованно через сопоставление с ценностью взаимозаменяемых благ.
     
     В современной экономике цены опосредуют все стадии производства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.
     

5. Система цен

     
     Система цен - это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
     
     Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет изменение других видов цен, что обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.
     
     Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.
     
     В современной ценовой среде действуют разные системы цен, формирующиеся в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.
     
     Существуют различные виды цен и группировки цен по сфере обслуживания национальной экономики, а также по степени жесткости регулирования их государством.
     
     Например, к группировке цен по сфере обслуживания национальной экономики относится такая категория, как тарифы - цены на товары особого рода - услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, то есть нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия "тарифы на услуги", хотя правильнее использовать понятие "цены на услуги".
     
     В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и других услуг для юридических лиц) и розничные, то есть тарифы на услуги для населения.
     
     В группировке цен по степени жесткости регулирования государством различают цены рыночные (свободные) и регулируемые.
     
     Цены рыночные (свободные) - это цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но эти цены правильно называть свободными или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет. В то же время, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.
     
     Цены регулируемые - это цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и т.д.).
     
     Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:
     
     1) установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); вариант - определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
     
     2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах себестоимости;
     
     3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
     
     4) определение нижнего предела цены.
     
     Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.
     
     Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства - это общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий - производителей аналогичной прогрессивной продукции.
     
     Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.
     
     К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление покупателей продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.
     

6. Ценовое поведение участников процесса хозяйственной деятельности

     
     Согласно наиболее распространенной точке зрения методология ценообразования - это совокупность наиболее общих правил формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования. В связи с этим методологические принципы могут быть общими как для экономики в целом, так и для групп родственных отраслей, производств. Общие методологические правила определяются законодательными и правительственными органами страны. Эти правила касаются перечня затрат, включаемых в себестоимость как расчетную базу цены, и порядка отражения в цене элементов чистого дохода. Последний представляет собой в самом общем виде сумму прибыли, необходимой для нормальной работы предприятия, и налогов, включаемых в цену.
     
     Методика ценообразования - это совокупность более частных правил построения цены, отражающих специфику отраслей, производств, продуктов.
     
     В условиях административно регулируемой экономики степень ценовой свободы, рычаги ценового регулирования неодинаковы и зависят от специфики конкретных отраслей и производств. Это методический аспект ценообразования.
     
     С понятием "методология ценообразования" связывают такую категорию, как модель цены.
     
     Модель цены - наиболее принципиальная форма выражения цены как экономической категории. Модель цены, так же как и методология ценообразования, предопределяется в первую очередь типом хозяйственной системы.
     
     Тип хозяйственной системы, связанные с ней методология ценообразования, модель цены - это исходные условия, предопределяющие ценовое поведение участников процесса хозяйственной деятельности. В условиях административно регулируемой экономики предприятия не имели ценовой самостоятельности, как и хозяйственной самостоятельности вообще.
     
     В условиях рыночной экономики такая самостоятельность появляется в результате проведения ценовой политики организации - важнейшей части ее общей хозяйственной политики, обеспечивающей адаптацию организации к экономическим условиям.
     
     В условиях рыночной экономики коммерческие организации имеют реальную возможность проводить собственную хозяйственную политику, в том числе ценовую.
     

7. Ценовая политика организации

     
     Ценовая политика организации как средство завоевания потребителя играет большую роль даже на высокоразвитых европейских рынках. Особенно данный вопрос актуален для развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации в условиях высокой динамичности формирующегося отечественного рынка, активного проникновения на рынок зарубежных конкурентов, расширения возможностей выхода российских предприятий на внешний рынок, сохранения низкого платежеспособного спроса страны.
     
     Отечественные организации решают следующие важнейшие вопросы в области ценообразования:
     
     - освоение и эффективное использование новых моделей рынков и ценовой политики организации, обобщающих современную практику и объясняющих мотивы поведения рыночных контрагентов;
     
     - учет влияния на цены всех возможных последствий процесса интернационализации рынков, имеющего место в Европе и активно проникающего на экономическое пространство Российской Федерации и ближнего зарубежья;
     
     - обеспечение гибкого подхода к процессу ценообразования в зависимости от изменения фаз развития рынка и продаваемого продукта;
     
     - разработка эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от избранных организацией целей и реальных рыночных условий;
     
     - разработка ценовой тактики с учетом постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.
     
     Ценовая политика организации включает систему ценовых рыночных стратегий.
     
     Ценовые методы - это методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой организацией ценовой стратегии. Все ценовые методы можно подразделить на две группы: расчетные методы и методы стимулирования сбыта продукции.
     
     Суть расчетных методов ценообразования состоит в том, что они основываются главным образом на учете внутрипроизводственных условий организации. В результате использования методов данной группы организация определяет желаемый уровень цен, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры.
     
     В рамках расчетных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.
     
     Ценовой метод полных издержек - это метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод применяется организациями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.
     
     Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая организации прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться только в исключительных случаях.
     
     Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени - на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
     
     Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод поз-воляет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
     
     В отличие от метода полных издержек рассматриваемый метод дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим.
     
     Возможен и более детальный анализ отклонений. Например, отклонения дифференцируются в зависимости от интенсивности, степени загрузки производственных мощностей и т.д.
     
     Метод стандартных (нормативных) издержек обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют организации на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособными на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности организации, но и приемлемый уровень эффективности производства.
     
     Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек - определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований, предъявляемых к данной продукции на мировом рынке, и т.д.; кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства. Возможен и более детальный анализ отклонений. Например, отклонения дифференцируются в зависимости от интенсивности производства, степени загрузки производственных мощностей и т.д.
     
     Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
     
     Ценовой метод прямых издержек - это метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называется также методом формирования цен по сокращенным затратам.
     
     Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.
     
     Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по организации они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.
     
     Использование ценового метода прямых издержек позволяет организации формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране организация может построить программу производства таким образом, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
     
     Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например для выбора метода производства различных технологий; оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений; принятия решений относительно того, следует ли производить комплектующие изделия, некоторые виды оборудования самим или лучше их покупать; определения объема продаж, необходимого для получения приемлемого дохода и критической точки производства, наилучшей ассортиментной структуры производства, влияния изменений объема производства на доход.
     
     Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных (нормативных) прямых издержек, сочетающий достоинства метода стандартных (нормативных) издержек и метода прямых издержек.
     
     Ценовой метод стандартных (нормативных) прямых издержек позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям. Проанализировав сокращенную номенклатуру издержек, можно определить наиболее узкие места производства изделий и принять необходимые меры для повышения рентабельности.
     
     Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, то есть продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Эти методы применяются в случае, если основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.д.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.
     
     Если новая цена рассчитывается только с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим.
     
     Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-параметрическим.
     
     В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.
     
     Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
     
     Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных оценок. Его недостаток состоит в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.
     
     Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.