Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова
     

Обязанность банков по информированию налоговых органов о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах организаций

     
     Доходы, получаемые от источников за рубежом в виде дивидендов, российская организация обязана включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Однако на практике не все налогоплательщики добросовестны, и часто вышеуказанные доходы (дивиденды, полученные от иностранных организаций) тщательно скрываются. В этом случае налоговые органы обращаются за помощью к банкам. Обязаны ли банки выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций?
     
     В соответствии со ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     По общему правилу, установленному главой 25 НК РФ, при определении доходов для целей налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Согласно ст. 311 НК РФ расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Доходы, получаемые от вложений в акции зарубежных компаний, поступают к налогоплательщикам, как правило, путем перечисления соответствующих денежных средств на банковские счета, открываемые налогоплательщикам как российскими банками, так и банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации.
     
     При этом необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
     
     Порядок направления таких запросов в банки установлен приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся  частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов".
     
     Согласно части 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 30.10.2007 N 242-ФЗ; далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".
     
     Кроме того, согласно части 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ налоговые органы являются агентами валютного контроля. При этом в силу п. 3 части 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ налоговые органы как агенты валютного контроля вправе за-прашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по таким запросам не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
     
     Перечень истребуемых агентами валютного контроля документов установлен частью 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, а п. 1 части 2 ст. 24 этого Закона предусмотрена корреспондирующая данному праву обязанность резидентов и нерезидентов по представлению соответствующих документов.
     
     Налоговые органы имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
     
     - документы, удостоверяющие личность физического лица;
     
     - документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
     
     - документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
     
     - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
     
     - документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
     
     - документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
     
     - уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
     
     - регистрационные документы в случае, если предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом N 173-ФЗ;
     
     - документы (проекты документов), служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
     
     - документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
     
     - таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
     
     - паспорт сделки.
     
     - документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, на основании вышеизложенного налоговые органы, используя предусмотренные законодательством Российской Федерации функции агентов валютного контроля, а также полномочия по истребованию у банков необходимой информации по счетам налогоплательщиков, имеют возможность получать информацию, необходимую для проверки правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     В то же время в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, имеет право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также согласно п. 3 ст. 88 настоящего Кодекса вправе требовать от налогоплательщиков представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в налоговую декларацию в случае выявления расхождений между сведениями, указанными налогоплательщиком в декларации, и информацией, полученной налоговым органом в вышеназванном порядке.
     
     Таким образом, если в ходе контрольных мероприятий установлено, что налогоплательщиком были осуществлены вложения собственных средств в акции зарубежных компаний, то согласно ст. 31 и 88, 93 НК РФ налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие факт получения (неполучения) доходов от таких вложений и соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     
     Так, налоговый орган вправе истребовать пояснения, основанные на реестре акционеров и протоколе (резолюции) собрания акционеров, на котором принято решение о распределении (или о нераспределении) дивидендов. В случае непредставления налогоплательщиком необходимых пояснений налоговые органы могут обратиться в органы внутренних дел для оказания содействия в решении вышеуказанных вопросов.
     
     Кроме того, ФНС России может запросить сведения в отношении доходов, полученных российскими организациями на территории иностранных государств и уплаченных с этих доходов налогов по законодательству данных государств, в компетентных органах иностранных государств, с которыми у Российской Федерации существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения с предусмотренной в них статьей "Обмен информацией" или соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, а также с которыми у ФНС России имеются межведомственные соглашения.
     

Налоговое администрирование при реорганизации юридического лица в виде присоединения

     
     Статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены пять форм реорганизации. Так, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в результате слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
     
     Таким образом, присоединение организации к другой организации является формой ее реорганизации.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляется наряду с другими документами передаточный акт.
     
     Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Следовательно, передаточный акт должен содержать сведения об обязательствах присоединяемой организации по уплате налога на прибыль, которые могут быть определены только на основе соответствующей налоговой декларации за последний налоговый период.
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм налога, подлежащих уплате в соответствующие бюджеты, производится в налоговой декларации.
     
     В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
     
     Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
     
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае реорганизации организации ее снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, снятие с учета организации при прекращении деятельности в результате реорганизации производится в налоговом органе по месту нахождения прекратившего деятельность юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи ЕГРЮЛ.
     
     На основании п. 7.3.3 Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденных приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@, датой снятия крупнейшего налогоплательщика с учета и исключения сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения.
     
     При этом после внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи налоговые обязательства в отношении реорганизованной организации - крупнейшего налогоплательщика в данном налоговом органе прекращаются.
     
     Пунктом 3 ст. 55 НК РФ установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее считается период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     При этом согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
     

Учет расходов на мобилизационную подготовку

     
     В соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
     
     Порядок применения подпункта 17 п. 1 ст. 265 НК РФ разъяснен в п. 1.3 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики (далее - Положение), утвержденного Минэкономики России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 02.12.2002, доведенного до налоговых органов письмом МНС России от 20.03.2003 N НА-6-21/325.
     
     Положение устанавливает для организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и выполняющих работы по мобилизационной подготовке, порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4) и Смета затрат на выполнение таких работ (форма N 5) включают затраты на приобретение и сооружение основных средств.
     
     Порядок признания расходов по приобретению и сооружению основных средств, в рамках реализации мобилизационного плана зависит от предполагаемого использования вышеуказанного имущества в производственной деятельности налогоплательщика.
     
     Если вышеуказанное имущество будет в дальнейшем использоваться в производственной деятельности организации, то стоимость основных средств списывается на расходы через амортизацию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
     
     Кроме того, согласно п. 5 ст. 270 НК РФ расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).
     
     При этом глава 25 НК РФ не содержит особого порядка признания расходов в связи с осуществлением таких работ в отношении объектов, отнесенных к мобилизационным мощностям.
     
     Таким образом, расходы на приобретение и сооружение основных средств, необходимых для выполнения мобилизационного задания, не могут быть учтены в составе расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. Понесенные расходы должны учитываться при определении первоначальной стоимости основных средств и не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль по мере их осуществления; основные средства подлежат амортизации в порядке, установленном НК РФ.
     
     Если вышеуказанные основные средства налогоплательщиком не используются в дальнейшем в производственной деятельности, то расходы на приобретение и сооружение основных средств, необходимых для выполнения мобилизационного плана, включаются в соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов в части, не подлежащей компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке.
     
     Вышеуказанная позиция изложена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2006 по делу N Ф04-2386/2006(21982-А27-15).
     

Определение роялти

     
     Признаются ли платежи, выплаченные иностранной компании (КНДР) за право пользования отдельными частями научно-технического оборудования, роялти и по какой ставке следует их облагать налогом на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признаются:
     
     - для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;
     
     - для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 7 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     При этом согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 12 Соглашения от 26.09.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.
     
     Термин "роялти" при использовании в ст. 12 вышеназванного Соглашения означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для радио- или телевещания, любым патентом, товарным знаком, дизайном или моделью, ноу-хау, компьютерной программой, планом, секретной формулой или процессом, или за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта.
     

     Однако п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, вышеуказанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.
     
     В связи с вышеизложенным на основании положений ст. 310 НК РФ российская организация обязана произвести удержание налога у источника выплаты по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 настоящего Кодекса (в отношении доходов от предоставления в аренду или субаренду установлена ставка налогообложения в размере 20%).
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, включая вопросы неудержания налогов у источника выплаты, следует учитывать, что лица, к которым применяются положения статей соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, устанавливающего порядок налогообложения определенных видов доходов, должны иметь фактическое право на получение соответствующего дохода, которым является факт заключения ими соответствующего договора.
     
     В соответствии со ст. 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов.
     
     Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@, а Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов - приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.
     
     Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.
     

     Таким образом, у налогового агента возникает обязанность по удержанию и уплате налога на прибыль с выплаты дохода иностранной организации от сдачи в аренду имущества.
     
     Если в аренду согласно договору, заключенного между арендодателем (компанией КНДР) и арендатором (организация - резидент Российской Федерации), сдаются отдельные части к научно-техническому оборудованию, а не право пользования оборудования в целом, то доходы полученные по данному договору аренды должны рассматриваться как доходы от сдачи в аренду имущества в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 309 НК РФ.
     
     Налог с указанных видов доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов в порядке, установленном п. 1 ст. 310 и подпунктом 1 п. 2 ст. 284 НК РФ. В отношении доходов от предоставления в аренду или субаренду имущества, установлена ставка налогообложения в размере 20%.
     

Формирование стоимости имущества, приобретаемого в составе имущественного комплекса

     
     Согласно ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Первоначальная стоимость амортизируемого имущества является одним из основных показателей налогового учета, формирующих расходы организации для исчисления амортизации.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету, или налогов, учитываемых в составе расходов согласно настоящему Кодексу.
     
     При определении первоначальной стоимости основных средств для целей налогового учета организациям следует учитывать следующие особенности:
     
     - из первоначальной стоимости исключаются возмещаемые налоги (НДС) и все другие налоги, подлежащие вычету или учитываемые в составе расходов в соответствии с НК РФ (например, государственные и таможенные пошлины);
     
     - стоимость объектов основных средств собственного производства определяется из расчета только прямых затрат на их создание и увеличивается на сумму акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ);
     
     - если затраты с равными основаниями могут быть отнесены к стоимости амортизируемого основного средства и другим группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе относить эти расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ).
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ прочее имущество и товары также учитываются в налоговом учете по цене приобретения.
     
     Иная оценка имущества, получаемого при приобретении предприятия как имущественного комплекса, может быть признана правомерной только в случае, если это предусмотрено нормами налогового законодательства.
     
     С 1 января 2008 года при приобретении предприятия как имущественного комплекса организации следует руководствоваться ст. 268.1 НК РФ (п. 31 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").
     
     Налогоплательщик - покупатель предприятия (имущественного комплекса) должен учитывать доход (расход), возникший в результате такой сделки, для целей налогообложения прибыли. При этом расходом (доходом) признается положительная (отрицательная) разница между ценой приобретения предприятия по такой сделке и его чистыми активами (активами за вычетом обязательств).
     
     Величина превышения цены покупки предприятия как имущественного комплекса над стоимостью его чистых активов в налоговом законодательстве квалифицируется как надбавка к цене, которую уплачивает покупатель в ожидании будущих экономических выгод.
     
     Если чистые активы больше цены, полученная разница приравнивается к скидке с цены. Вышеуказанная скидка предоставляется покупателю в следующих ситуациях: при отсутствии стабильных покупателей продаваемого предприятия, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта и т.д.
     
     Стоимость чистых активов покупаемого предприятия для целей налогообложения прибыли определяется на основании передаточного акта.
     
     Однако в случае приобретения предприятия в порядке приватизации или по конкурсу вместо величины чистых активов используется оценочная (начальная) стоимость предприятия.
     
     Скидка, получаемая покупателем предприятия, признается доходом в том месяце, в котором право собственности на предприятие как имущественный комплекс зарегистрировано.
     
     Надбавку, уплачиваемую покупателем предприятия как имущественного комплекса, предстоит учитывать в составе расходов равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на приобретенное предприятие.
     
     Кроме того, ст. 268.1 НК РФ предусмотрен порядок учета для целей налогообложения прибыли убытка, полученного продавцом при реализации предприятия как имущественного комплекса с убытком.
     
     В этой ситуации убыток признается расходом в порядке, установленном ст. 283 НК РФ. Иными словами, согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налоговая база последующих налоговых периодов уменьшается на всю сумму полученного убытка или на часть этой суммы в течение 10 лет.
     
     Пунктом 5 ст. 268.1 НК РФ уточнено, как покупатель рассчитывает стоимость активов и имущественных прав, поступивших в составе купленного предприятия: их величина для целей налогообложения прибыли определяется исходя из данных передаточного акта.