Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"


Постановление ФСС РФ

от 07 апреля 2008 г. N 81

"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"*1

     _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.
     
     Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2008 года, регистр. N 11667
     
О.А. Мясников,
налоговый юрист, к.ю.н.
     

Комментарий

     

1. Общие положения

     
     Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, которые зарегистрированы в Минюсте России 13.05.2008, регистр. N 11667 (далее - Методические указания 2008 года).
     
     С принятием вышеуказанного постановления признаны утратившими силу прежние Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 N 24, зарегистрированные в Минюсте России 02.04.2004, регистр. N 5709 (далее - Методические указания 2004 года).
     
     Как показывает практика, при разрешении споров по обязательному социальному страхованию арбитражные суды руководствовались ранее Методическими указаниями 2004 года (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2008 по делу N А31-5748/2006-16).
     
     Методические указания 2008 года определяют единые требования, предъявляемые к назначению, проведению региональными отделениями ФСС РФ и его филиалами (далее - Фонд) документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию в лице плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы в Фонд на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, к составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
     

2. Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей, оформление акта и принятие мер по результатам проверок

    

2.1. Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей

     
     Согласно п. 1 Методических указаний 2008 года контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
     
     Арбитражные суды отмечают, что контроль за правильностью начисления и расходования средств страхователей на нужды социального страхования входит в исключительную компетенцию органов (отделов) Фонда, в связи с чем при проведении налоговых проверок налоговые органы не проверяют правильность осуществления выплат страхового обеспечения застрахованным лицам.
     
     На основании этого по одному из споров суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что существо налогового правонарушения относительно расходования средств на обязательное социальное страхование могло быть выявлено только в ходе налоговых проверок [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 N Ф04-3889/2007(35156-А27-25) по делу N А27-15013/2006-2].
     
     Суды ссылаются на то, что действующее законодательство по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусматривает обязанности органов Фонда осуществлять проверки в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, поскольку органы внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов только в случае осуществления контроля за уплатой взносов, входящих в состав единого социального налога (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2003 по делу N А29-6189/02А).
     
     В Методических указаниях 2008 года приведены критерии отбора страхователей для проверки, к которым относятся:
     
     - значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию;
     
     - систематически получаемые от отделения (филиала отделения) Фонда значительные суммы на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию;
     
     - рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Фонда от 29.07.2003 N 87.
     
     Напомним, что в Методических указаниях 2004 года был назван еще один критерий - периодичность проведения проверок - не реже одного раза в три года. Исключение данного критерия из перечня означает, что в настоящее время нет императивных требований проверять каждую организацию как минимум один раз в три года.
     
     Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом объема подлежащих проверке расходов страхователя, численности работающих у него застрахованных лиц, отдаленности страхователя, транспортных и иных условий. В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
     
     В соответствии с п. 6 Методических указаний 2008 года в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
     
     Если страхователь рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок по результатам камеральной проверки, проверке подлежат три календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.
     
     Согласно п. 7 Методических указаний 2008 года выездная проверка не может продолжаться более одного месяца, но этот срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех месяцев по мотивированному ходатайству (запросу) лица, проводящего проверку, решением управляющего (заместителя управляющего) отделением Фонда.
     
     Срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
     
     Напомним читателям журнала, что ранее были установлены иные правила определения срока проверки. Так, согласно п. 7 Методических указаний 2004 года срок проверки исчислялся в календарных днях и не мог превышать двух месяцев. В настоящее время проверяющие должны уложиться, по общему правилу, в месячный срок. Однако если они не успеют изучить все необходимые документы за этот срок, то они вправе продлить срок выездной проверки до двух или даже до трех месяцев.
     
     В рамках проверки страхователя отделение (филиал отделения) Фонда вправе проверять расходование средств Фонда на обязательное социальное страхование филиалами и представительствами страхователя. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.
     
     Новеллой рассматриваемого нормативного правового акта является положение о том, что руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе приостановить проведение проверки, при этом срок приостановления выездной проверки в Методических указаниях 2008 года не определен.
     
     Методические указания 2008 года допускают возможность проведения повторной выездной проверки страхователя только в установленных случаях. Так, согласно п. 8 Методических указаний повторная проверка страхователя может проводиться:
     
     - в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
     
     - в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку;
     
     - в случае представления страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ или 4а ФСС РФ, утвержденные постановлениями ФСС РФ от 22.12.2004 N 111 и от 25.04.2003 N 46 соответственно), в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.
     
     Для сравнения: Методические указания 2004 года предусматривали только два первых основания для проведения повторной выездной проверки.
     
     Согласно п. 10 Методических указаний 2008 года в случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов. Документы должны быть представлены страхователем в десятидневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.
     
     Необходимо отметить, что ранее был предусмотрен более короткий срок для представления запрошенных проверяющими документов - пять дней.
     
     Наряду с этим в п. 10 Методических указаний 2008 года появились положения, позволяющие организации представить запрошенные проверяющими документы и позже установленного срока. Так, если страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, страхователь в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в вышеуказанный срок документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых страхователь может представить истребуемые документы.
     
     В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
     
     Согласно п. 11 Методических указаний 2008 года в последний день осуществления проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).
     
     В аналогичной норме Методических указаний 2004 года не была определена точная дата составления справки о проведенной проверке, а говорилось только о том, что по окончании проверки проверяющий составляет соответствующую справку.
     

2.2. Порядок составления акта проверки страхователя и требования к его оформлению

     
     Согласно п. 12 Методических указаний 2008 года по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом "с/с". На это указывают и арбитражные суды [постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 N А78-5461/04-С2-24/444-Ф02-2406/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 N Ф04-6432/2006(26968-А03-41)].
     
     В ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).
     
     В соответствии с п. 19 Методических указаний 2008 года к акту проверки прилагаются:
     
     - копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки;
     
     - приложения к акту, за исключением случая, если все сведения и расчеты приведены в тексте акта. Приложения должны быть подписаны проверяющим(и), а также руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальным предпринимателем (их представителями);
     
     - иные материалы, подтверждающие отраженные в акте факты нарушений.
     
     Арбитражные суды признают существенным нарушением порядка проведения проверки случаи, при которых акт проверки составляется без приложений и иных материалов, подтверждающих отраженные в акте факты нарушений [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2008 N Ф04-8307/2007(40643-А27-34) по делу N А27-3014/2007-5].
     
     В то же время формальное несоответствие акта проверки требованиям Методических указаний 2004 года в части оформления описательной части не может служить основанием для признания решения отделения Фонда незаконным. Данный вывод сделан в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2006 N А55-14541/2005.
     

2.3. Подписание, вручение акта проверки и его рассмотрение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда

     
     Согласно п. 20 Методических указаний 2008 года акт проверки должен быть подписан проверяющим(и), руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальным предпринимателем (их представителями).
     
     При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица организации (обособленного подразделения) или индивидуальный предприниматель делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
     
     На практике довольно часто страхователи подписывают акты выездных проверок с возражениями. Это подтверждается постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2006 N Ф04-4643/2006(24761-А27-8) по делу N А27-40830/05-1, от 18.07.2006 N Ф04-4458/2006(24628-А27-8) по делу N А27-40832/2005-1.
     
     В соответствии с п. 22 Методических указаний 2008 года подписанный проверяющим(и) акт вручается руководителю организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, делается отметка.
     
     Если вышеуказанные лица уклоняются от получения акта [не явившись в отделение (филиал отделения) Фонда или отказавшись подписать уведомление о вручении у почтальона], на последней странице акта делается соответствующая запись.
     
     В этом случае акт должен быть направлен страхователю по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. К экземпляру акта, остающемуся на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта страхователю (его представителю). При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты его отправки.
     
     Пунктом 23 Методических указаний 2008 года установлен порядок обжалования решений отделения Фонда, вынесенных по результатам выездных проверок страхователей [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2006 N Ф04-4652/2006(24782-А27-8) по делу N А27-40834/05-1].
     
     В соответствии с п. 23 Методических указаний 2008 года страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям.
     
     Прежде был установлен двухнедельный срок для представления контраргументов на акт выездной проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.11.2005 N А69-476/05-8-2-Ф02-5726/05-С1).
     
     При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта. На данные полномочия страхователя указывают и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 30.10.2006, 07.11.2006 N КА-А40/10120-06-2 по делу N А40-47085/05-55-392).
     
     Необходимо отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью страхователя. Справедливость вышеприведенного подтверждается постановлением  ФАС Поволжского округа от 26.06.2007 по делу N А55-17081/2006-37.
     
     Согласно п. 24 Методических указаний 2008 года по истечении срока, указанного в п. 23 Методических указаний, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.
     
     Ранее был установлен более продолжительный срок для принятия решения по результатам выездной проверки - 14 дней.
     
     Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол. Это подтверждается и судебно-арбитражной практикой, в частности постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2007 N А33-632/07-Ф02-6415/07.
     
     В то же время отсутствие представителя страхователя при рассмотрении материалов проверки не является существенным нарушением требований нормативного правового акта. Так, по одному из дел суд установил, что несмотря на то что организация представила свои возражения на акт выездной проверки, материалы проверки рассматривались без участия ее представителя. Исходя из этого суд сделал вывод о том, что решение было вынесено с нарушением порядка, установленного п. 25 Методических указаний 2004 года. Однако суд отметил, что данный факт не служит основанием для признания решения недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 22.07.2005 N А54-467/2005-С3).
     

2.4. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки страхователя

     
     В соответствии с п. 26 Методических указаний 2008 года по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает:
     
     - решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования;
     
     - решение о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования;
     
     - решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю-работодателю, уплачивающему добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством.
     
     На данные полномочия проверяющих имеются указания и в материалах судебной практики, например в постановлениях ФАС Уральского округа от 27.02.2008 N Ф09-734/08-С1 по делу N А76-6186/07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 N А33-24389/05-Ф02-2131/06-С1.
     
     Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации о государственном социальном страховании, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия Фонда не принимать к зачету такие расходы основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога. На эти полномочия проверяющих указано также в постановлениях ФАС Уральского округа от 20.02.2008 N Ф09-552/08-С1 по делу N А76-11166/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2007 N Ф04-5163/2007(36809-А70-6) по делу N А70-9759/8-2006.
     
     Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда не принимается.
     

     Согласно п. 27 Методических указаний 2008 года копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).
     
     В соответствии с п. 28 Методических указаний 2008 года на основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и в расчетной ведомости по средствам Фонда (раздел I) и представить в территориальный орган ФНС России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
     
     Как показывает практика, при рассмотрении дел арбитражные суды руководствуются вышеприведенными положениями Методических указаний 2004 года [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 N Ф04-3889/2007(35156-А27-25) по делу N А27-15013/2006-2].
     
     Пунктом 29 Методических указаний 2008 года предусмотрено, что решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением (филиалом отделения) Фонда в соответствующий территориальный орган ФНС России в течение 10 дней со дня его вынесения.
     
     В соответствии с п. 30 Методических указаний 2008 года сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога (в разрезе каждого страхователя) представляется территориальным органам ФНС России ежеквартально в срок до 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
     
     Согласно п. 31 Методических указаний 2008 года на основании решения о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, отделение (филиал отделения) Фонда направляет указанному страхователю в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения требование о возврате средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования.
     
     Если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке.
     

     Как показывает практика, отделения Фонда в ходе выездных проверок организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в ряде случаев выносят решения о непринятии к возмещению расходов страхователя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2004 N А28-10541/2003-381/16).
     
     Аналогичные решения принимаются и в отношении плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности [постановления ФАС Поволжского округа от 28.02.2006 N А12-21554/05-С13, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2004 N Ф04-7056/2004(5189-А45-18)].
     
     Пунктом 32 Методических указаний 2008 года предусмотрено, что в случае выявления в ходе проверки страхователя-работодателя, применяющего специальный налоговый режим и уплачивающего добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, задолженности по страховым взносам отделение (филиал отделения) Фонда направляет страхователю уведомление о наличии такой задолженности, в котором указываются период, за который образовалась задолженность, сумма задолженности по страховым взносам и срок, в течение которого она должна быть погашена, - не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц.
     
     Согласно п. 33 Методических указаний 2008 года если страхователь-работодатель, применяющий специальный налоговый режим и уплачивающий добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, не уплатил задолженность в указанный в уведомлении срок, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы.
     
     В соответствии с п. 34 Методических указаний 2008 года решения отделений (филиалов отделений) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
     
     Аналогичные положения содержатся и в постановлениях ФАС Центрального округа от 25.03.2008 по делу N А08-1610/07-26, ФАС Поволжского округа от 12.01.2006 N А72-5492/05.
     

     Согласно п. 35 Методических указаний 2008 года при несогласии страхователя с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На данное правомочие проверяемой организации указывают и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 30.10.2006, 07.11.2006 N КА-А40/10120-06-2 по делу N А40-47085/05-55-392).
     
     В частности, организация вправе обжаловать решение проверяющих в судебном порядке. Справедливость вышеприведенного подтверждается постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2007 N А33-12173/06-Ф02-620/07-С1, от 11.07.2006 N А33-19664/05-Ф02-2961/06-С1.