Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ Минфина России от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков..."


Приказ Минфина России

от 18 января 2008 г. N 9н

"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения"*1

     _____
     *1 Окончание. Начало и продолжение см.: НВ: комментарии... - 2008. - N 7. - С. 51-66; N 8. - С. 39-61.
     
     Для удобства пользования текст приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н и постатейный комментарий к нему совмещены в одном документе; при этом текст официального документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     
     Зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2008 года, регистр. N 11521
     

Постатейный комментарий

     
     В.Р. Захарьин,
к.э.н.
     

17. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при формировании справок по запросам налогоплательщиков, переданным в электронном виде по ТКС

     
     114. При получении запроса налогоплательщика (его представителя) в электронном виде по ТКС должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за прием письменных обращений по ТКС, с помощью программного обеспечения инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем получения такого запроса выполняет следующие действия:
     
     1) при получении запроса непосредственно от налогоплательщика (его представителя) формирует подтверждение налогового органа о дате получения запроса;
     
     2) заверяет указанное подтверждение своей электронной цифровой подписью и отправляет его налогоплательщику (его представителю);
     
     3) при получении запроса налогоплательщика (его представителя) через специализированного оператора связи подтверждение налогового органа о дате получения запроса не формируется;
     
     4) в случае соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме запроса налогоплательщика (его представителя) налоговым органом;
     
     5) заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю);
     
     6) формирует сообщение о поступлении запроса налогоплательщика (его представителя) должностному лицу, ответственному за исполнение государственной функции.
     
     Разделом 17 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Административный регламент, Регламент) регулируется порядок переписки с налогоплательщиками по запросам, полученным в электронном виде. Напоминаем читателям журнала, что подобная переписка (форма выполнения административной процедуры) предполагает в качестве обязательного условия наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП) как у налогоплательщика, так и у налогового органа.
     
     Форма подтверждения и формы квитанции о приеме запроса Административным регламентом не установлены. Следовательно, форма, скорее всего, будет произвольной.
     
     Для того чтобы налогоплательщик был уверен, что его запрос принят к рассмотрению и обработке, он должен получить по электронной почте два документа: сначала - подтверждение налогового органа о дате получения запроса, затем - квитанцию о приеме запроса.
     
     115. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при получении сообщения, указанного в подпункте 6 пункта 114 настоящего Административного регламента, в тот же день распечатывает его и выполняет действия в соответствии с пунктами 101-107 настоящего Административного регламента.
     
     116. Справку, подписанную ЭЦП начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за передачу писем в электронном виде по ТКС, для направления ее по ТКС на электронный адрес налогоплательщика (его представителя).
     
     На втором экземпляре справки на бумажном носителе ставятся подпись указанного должностного лица и дата передачи справки.
     
     117. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за передачу писем в электронном виде по ТКС, не позднее следующего рабочего дня за днем получения справки по реестру направляет ее налогоплательщику (его представителю).
     
     Предельный срок обработки запроса налогоплательщика нормами раздела 17 Административного регламента не установлен, но принимая во внимание ссылки на п. 101-107 Регламента, а также основываясь на схеме документооборота, определенной п. 114-117 Регламента, можно сделать следующий вывод: срок выполнения административной процедуры является в данном случае общим - пять дней с момента получения запроса (дата которого подтверждается в соответствии с требованиями п. 114 Административного регламента).
     
     118. Для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, формирование справки осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 119-125 настоящего Административного регламента.
     
     119. Справка по форме, приведенной в приложении N 10 к настоящему Административному регламенту, формируется в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика на основании информационных ресурсов этой инспекции с приложением справок других инспекций ФНС России, в которых состоит на учете указанный налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (приложение N 10-1 к настоящему Административному регламенту).
     
     120. В инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика в день получения запроса выполняются действия в соответствии с пунктами 98-105 настоящего Административного регламента.
     
     121. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получив запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, в тот же день направляет в электронном виде по ТКС заявку на формирование справки через управление ФНС России в инспекции ФНС России, в которых состоит на учете указанный налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
     
     122. Должностное лицо структурного подразделения управления ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем поступления заявки направляет в электронном виде по ТКС заявки в инспекции ФНС России, указанные в пункте 121 настоящего Административного регламента.
     
     123. Должностные лица инспекций ФНС России, в которых состоит на учете налогоплательщик по месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, получив в электронном виде по ТКС заявку, в двухдневный срок выполняют действия в соответствии с пунктами 104-106 настоящего Административного регламента, а также направляют в электронном виде по ТКС сформированные справки (приложение N 10-1 к настоящему Административному регламенту), подписанные ЭЦП начальников (заместителей начальников) инспекций ФНС России, в управление ФНС России.
     
     124. Должностное лицо структурного подразделения управления ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, не позднее третьего рабочего дня за днем поступления заявки направляет все справки, указанные в пункте 123 настоящего Административного регламента, в инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика, исполняющую государственную функцию и направившую заявку на формирование справки.
     
     125. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем получения справок, указанных в пункте 124 настоящего Административного регламента, формирует справку (приложения N 10 и N 10-1 к настоящему Административному регламенту) и выполняет действия в соответствии с пунктами 106-110 настоящего Административного регламента.
     
     Пункты 118-125 Административного регламента регулируют порядок формирования справки о состоянии расчетов по налогам, штрафам и пеням для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших.
     
     Напомним читателям журнала, что в соответствии с Особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, то есть необязательно по месту нахождения налогоплательщика или головной организации.
     
     В то же время согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Иными словами, налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, могут иметь налоговые обязательства по месту нахождения своих обособленных подразделений, недвижимого имущества (для целей обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом) или транспортных средств (для целей обложения транспортным налогом).
     
     По общему правилу, налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Это касается и налога на прибыль, и акцизов, и единого социального налога, и транспортного налога, и налога на имущество организаций.
     
     Отдельными статьями части второй НК РФ установлены особенности расчетов налогоплательщиков через обособленные подразделения по следующим налогам:
     
     1) акцизы. Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным;
     
     2) налог на доходы физических лиц. В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений;
     
     3) единый социальный налог. Согласно п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу). Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации;
     
     4) налог на прибыль. Статьей 288 НК РФ установлены следующие особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения:
     
     - налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям;
     
     - налогоплательщики - российские организации производят уплату авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества;
     
     - если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не распределять прибыль по каждому из них. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает обособленное подразделение, через которое он будет осуществлять уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений;
     
     - налогоплательщик исчисляет суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения;
     
     - налогоплательщик сообщает сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 288 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период;
     
     5) налог на имущество организаций. В соответствии со ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
     
     Согласно ст. 382 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), установленной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения.
     
     В соответствии со ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из вышеуказанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
     
     Таким образом, при составлении справки по запросу крупнейшего налогоплательщика налоговые органы должны обращаться в налоговые инспекции по местам нахождения обособленных подразделений, через которые осуществляются расчеты с бюджетом.
     
     Срок, в течение которого должна быть подготовлена справка крупнейшему налогоплательщику, Административным регламентом не определен. Скорее всего, это обусловлено тем, что количество обособленных подразделений и их местонахождение (удаление от места расположения налоговой инспекции, где налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего) могут существенно различаться у налогоплательщиков.
     

18. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальном информировании налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов)

     
     126. Схемы последовательности действий при приеме налоговых деклараций (расчетов) приведены в приложениях N 11, N 11-1 и N 11-2 к настоящему Административному регламенту.
     
     127. Основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) налогоплательщиком (его представителем) в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет (налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, - в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).
     
     128. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на бумажном носителе по установленной форме или в электронном виде по установленным форматам вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
     
     Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает вышеуказанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, право представления налоговых деклараций на бумажных носителях, по существу, не является универсальным и ограничено нормой НК РФ прямого действия.
     
     Сроки представления деклараций устанавливаются соответствующими главами части второй НК РФ.
     
     129. Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов).
     
     130. При представлении налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично прием налоговой декларации (расчета) осуществляется в момент ее представления.
     
     При этом максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) составляет десять минут.
     
     В случае представления налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.
     
     В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.
     
     Максимальное время приема одной налоговой декларации (десять минут) представляется явно завышенным исходя из состава действий, которое должностное лицо налогового органа должно произвести при приеме декларации (см. п. 132 Административного регламента). Данный норматив, по нашему мнению, должен быть уменьшен, как минимум, вдвое.
     
     В то же время в таком подробном документе, как Административный регламент, можно было бы дифференцировать некоторые показатели в зависимости от конкретной ситуации, в частности процедуры приема налоговых деклараций. Например, очевидно, что прием от физических лиц налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц занимает намного больше времени, нежели прием налоговых деклараций по НДС (в частности, в связи с необходимостью проверки правильности не только деклараций, но и заявлений на налоговые вычеты).
     
     Если исходить из норматива времени по приему одной налоговой декларации, то один работник налогового органа за восьмичасовой рабочий день может принять не более 48 налоговых деклараций. Эти цифры могут быть взяты за основу при принятии решения об увеличении продолжительности рабочего дня или максимального времени ожидания налогоплательщика в очереди. Например, если имеются данные, что в течение трех дней для сдачи налоговых деклараций прибудет не более 200 человек, то для обеспечения конечного результата данной административной процедуры достаточно организовать два рабочих места.
     
     131. В целях обеспечения исполнения государственной функции в пределах сроков, установленных пунктом 130 настоящего Административного регламента, в случае представления большого объема налоговых деклараций (расчетов), например, одним представителем нескольких налогоплательщиков, рекомендуется выделить специальное окно в операционном зале для приема указанных налоговых деклараций (расчетов).
     
     132. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны:
     
     1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика;
     
     2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);
     
     3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату) в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" (приложение N 12 к настоящему Административному регламенту);
     
     4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
     
     В п. 131 и 132 Административного регламента читателям журнала следует обратить внимание на две нормы:
     
     - обязанность должностного лица по проверке соответствия представленной налоговой декларации установленной форме, как правило, ограничивается сопоставлением представленной налогоплательщиком формы последнему соответствующему приказу Минфина России либо (если декларация представляется за прошлые отчетные периоды) проверкой соответствия представленной формы тому формату, который действовал в соответствующем периоде. Однако при выполнении данной процедуры могут возникать и другие ситуации. Например, в 2007 году в ИФНС России по г. Москве у индивидуальных предпринимателей не принимались налоговые декларации по упрощенной форме. При этом должностные лица налогового органа ссылались на то, что в приказе Минфина России от 10.07.2007 N 62н, которым были утверждены форма единой (упрощенной) налоговой декларации, а также порядок ее заполнения, индивидуальные предприниматели не упоминались, хотя в ст. 80 НК РФ, в соответствии с которой разработана и утверждена упрощенная форма налоговой декларации, речь идет вообще о налогоплательщиках (то есть и о юридических, физических лицах, и об индивидуальных предпринимателях). В результате создалась парадоксальная ситуация: индивидуальные предприниматели, не имевшие объекта обложения НДС, были обязаны представлять "пустую" общую форму налоговой декларации на 12 страницах, а организации, находящиеся в подобной ситуации, - упрощенную налоговую декларацию на двух страницах. Этот пример свидетельствует о необходимости информирования налогоплательщиков о действующих формах деклараций по каждому налогу с дифференциацией по категориям налогоплательщиков (если имеются особенности применения форм деклараций);
     
     - должностное лицо не обязано проставлять на представленной ему копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии документа и дату приема - это делается только по просьбе налогоплательщика. Очевидно, что данная отметка может считаться почти обязательным элементом, обеспечивающим доказательную базу в случае возникновения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом по факту сдачи декларации (или своевременности ее подачи). Поэтому представляется целесообразным информирование налогоплательщика о том, что отсутствие отметки не является нарушением правил оказания государственной услуги (выполнения соответствующей административной процедуры), разумеется, если со стороны налогоплательщика не было соответствующей просьбы.
     
     Кстати, норма, согласно которой отметка проставляется на налоговой декларации только по просьбе налогоплательщика, противоречит в определенной степени норме подпункта 1 п. 135 Административного регламента.
     
     133. Налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям:
     
     1) отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную  функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
     
     2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
     
     3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
     
     4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати;
     
     5) отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;
     
     6) представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
     
     Фактически мотивом для отказа в приеме налоговой декларации является отрицательный результат проверки, проведенной должностным лицом налогового органа в соответствии с п. 132 Административного регламента. Основание, установленное подпунктом 6 п. 133 Административного регламента, представляется очевидным. Однако такая ситуация может быть исключена, если налогоплательщик будет своевременно проинформирован об адресах представления налоговых деклараций.
     
     134. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.
     
     В норме п. 134 Административного регламента наиболее спорным представляется порядок указания причины отказа в принятии налоговой декларации налогоплательщику, подающему ее лично. Устная форма указания причин отказа в принятии налоговой декларации не позволяет впоследствии доказать его неправомерность. Заметим, что в данном случае Административный регламент не допускает приведения причин отказа в принятии налоговой декларации по просьбе налогоплательщика в письменной форме с указанием фамилии и должности представителя налогового органа, отказавшего в принятии декларации.
     
     135. Конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) являются:
     
     1) при представлении налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком (его представителем) лично - регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России и проставление должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, по просьбе налогоплательщика (его представителя) отметки на копии налоговой декларации (расчета) о принятии налоговой декларации (расчета) и дате ее приема;
     
     2) при представлении налоговой декларации (расчета) почтовым отправлением - регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России;
     
     3) при представлении налоговой декларации (расчета) по ТКС - регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.
     
     Как уже отмечалось, норма подпункта 1 п. 135 Административного регламента находится в противоречии с нормой п. 132 Регламента. На практике может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщик, не попросивший проставить на своем экземпляре налоговой декларации (расчета) отметки о ее принятии и дате приема, может впоследствии обвинить налоговый орган в неисполнении государственной функции (недостижении конечного результата данной административной процедуры) на основании того, что отметка о принятии налоговой декларации не была проставлена, так как устная просьба (или ее отсутствие) не может быть подтверждена документально.
     
     В норме подпункта 2 п. 135 Административного регламента, по нашему мнению, целесообразно уточнить порядок оценки факта достижения конечного результата административной процедуры в случае, если почтовое отправление направляется с уведомлением о вручении.
     

19. Последовательность действий должностных лиц инспекции ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично

     
     136. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. При этом, в частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
     
     1) для физического лица: фамилии, имени, отчества;
     
     для организации: полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
     
     2) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
     
     3) вида документа: первичный (корректирующий);
     
     4) наименования налогового органа;
     
     5) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
     
     При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, и отсутствия в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в соответствии с пунктом 134 настоящего Административного регламента.
     
     Реквизиты, указанные в подпунктах 1-5 п. 136 Административного регламента, как правило, расположены на первом листе налоговой декларации. Иными словами, проверка сводится, по существу, к установлению факта заполнения всех необходимых реквизитов на лицевой стороне декларации.
     
     137. В случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.
     
     В п. 137 Административного регламента, по нашему мнению, целесообразно было бы уточнить, что немедленное устранение недостатков заполнения налоговой декларации может предполагать либо исправление отдельных реквизитов и показателей, либо переоформление (новое заполнение) всей налоговой декларации или ее отдельных листов в случае, если внесение изменений в налоговую декларацию не допускается. Следовательно, налогоплательщик должен быть обеспечен информацией о том, в каких случаях исправления в налоговую декларацию вносить нельзя.
     

     138. В случае если налогоплательщик (его представитель) отказывается устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности".
     
     На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о ее принятии и дата приема с оттиском штампа "Требует уточнения".
     
     По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема. В целях информирования налогоплательщика о результатах приема налоговой декларации (расчета) проставляется штамп "Принята. Требует уточнения".
     
     Таким образом, п. 138 Административного регламента допускает возможность принятия налоговых деклараций, заполненных с недостатками. Более того, такая налоговая декларация подлежит регистрации в общем порядке в соответствующем реестре. По нашему мнению, данная норма исключает ответственность налогоплательщика за несвоевременное представление налоговых деклараций (например, в случае если декларация с недостатками была сдана в последний день срока, отведенного для представления налоговых деклараций, а необходимые изменения внесены только через несколько дней).
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в этом случае отметка о принятии налоговой декларации проставляется только по просьбе налогоплательщика.
     
     139. В случае, указанном в пункте 138 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) (приложение N 13 к настоящему Административному регламенту). В указанном уведомлении должны быть перечислены недостатки, допущенные при составлении налоговой декларации (расчета), и предложено налогоплательщику представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
     
     140. Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем принятия налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство.
     

     Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, обязано подписать указанное уведомление у начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России и направить его налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением.
     
     Пункт 139 Административного регламента устанавливает предельный срок для внесения исправлений в налоговую декларацию - пять дней (надо полагать, не с той даты, которая будет указана по просьбе налогоплательщика на его экземпляре декларации, а с момента получения уведомления). В то же время норма п. 139 Административного регламента налагает дополнительные обязанности на должностных лиц налоговых органов. Если налогоплательщик соглашается исправить недостатки на месте, достаточно устного указания и перечисления сути этих недостатков. Если же налогоплательщик отказывается от немедленного исправления недостатков, работник налогового органа будет вынужден подготовить дополнительный документ по установленной форме с подробным перечислением допущенных недостатков.
     
     141. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 136 и 138 настоящего Административного регламента, на титульном листе принятой налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проставляет отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа "Принята".
     
     По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема.
     
     Пунктом 141 Административного регламента предусмотрен однозначный порядок проставления отметки о принятии налоговой декларации - на экземпляре, остающемся в налоговом органе, отметка проставляется в обязательном порядке, а на экземпляре налогоплательщика - только по его просьбе.
     
     142. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не  позднее двух рабочих дней со дня проставления отметки о принятии налоговой декларации (расчета) регистрирует налоговую декларацию (расчет) в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" и присваивает налоговой декларации (расчету) регистрационный номер, который проставляется на ее титульном листе.
     
     143. Уточненная налоговая декларация (расчет), представленная в установленном порядке налогоплательщиком (его представителем) на основании уведомления до истечения установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срока подачи налоговых деклараций (расчетов), считается поданной в день ее представления.
     

     По нашему мнению, норма, закрепленная в п. 143 Административного регламента, создает определенные предпосылки для возникновения налоговых споров по поводу правомерности применения норм ст. 119 НК РФ, которой определена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета [влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.]. При этом в ст. 119 НК РФ не уточняется, идет речь о первоначально представленной декларации (принятой налоговым органом, несмотря на имеющиеся недостатки) или о сроке представления исправленной декларации. Из норм п. 143 Административного регламента неясно, следует ли считать налоговым правонарушением представление исправленной налоговой декларации по истечении сроков, установленных НК РФ. С одной стороны, п. 143 Административного регламента содержит ссылку на законодательство о налогах и сборах и, следовательно, факт представления налоговой декларации по истечении установленных сроков следует оценивать в общем порядке как нарушение этих сроков. Но если налогоплательщик не имеет возможности внести исправления в налоговую декларацию на месте, он вынужден дожидаться получения уведомления от налогового органа и только после этого исправлять декларацию и представлять ее в налоговую инспекцию. Иными словами, в данном случае можно говорить об отсутствии вины налогоплательщика, так как нарушение сроков представления налоговой декларации обусловлено не бездействием налогоплательщика, а особенностями документооборота, установленными Административным регламентом.
     
     144. Зарегистрированные налоговые декларации (расчеты) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, формирует в пачки в зависимости от категории налогоплательщиков (налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, и другие налогоплательщики).
     
     145. Не позднее следующего рабочего дня за днем регистрации налоговых деклараций (расчетов) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает налоговые декларации (расчеты), сформированные в пачки в зависимости от категории налогоплательщиков, с сопроводительным ярлыком (приложение N 14 к настоящему Административному регламенту) и с соответствующей частью Реестра регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за ввод и обработку данных, для осуществления функции ввода данных, если не установлен иной порядок.
     

20. Последовательность действий должностных лиц инспекции ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи

     
     146. При представлении налоговых деклараций (расчетов) почтовым отправлением должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации (расчета) дату ее направления налогоплательщиком (его представителем) и дату ее поступления в инспекцию ФНС России по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись.
     
     Налоговую декларацию (расчет) должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, передает без регистрации в программном продукте по ведению делопроизводства не позднее следующего рабочего дня за днем ее приема (конверт прилагается) с сопроводительным листом (приложение N 15 к настоящему Административному регламенту) в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции.
     
     В данном случае непонятно, зачем должностному лицу налогового органа вменяется в обязанность отслеживать и фиксировать дату поступления декларации в налоговый орган, ввиду того что необходимая информация содержится в соответствующем подразделении налогового органа, отвечающем за регистрацию поступающей корреспонденции. Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Иными словами, для квалификации налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, имеет значение только дата отправки (по почтовому штемпелю отделения связи, через которое была отправлена декларация).
     
     Считаем необходимым напомнить читателям журнала, что в соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть направлена в налоговый орган в виде почтового отправления только с описью вложения. Иными словами, отсутствие описи вложения в почтовом отправлении может быть использовано как основание для отказа в принятии налоговой декларации со всеми вытекающими последствиями.
     
     147. В случае если в почтовом отправлении, кроме налоговой декларации (расчета), содержатся иные документы, не относящиеся к этой налоговой декларации (расчету), должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, по сопроводительному листу налоговую декларацию (расчет) с прилагаемым конвертом и сопроводительным письмом налогоплательщика (при наличии этого письма).
     
     Указанные документы, не относящиеся к налоговой декларации (расчету), регистрируются в день поступления должностным лицом структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, и направляются начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России.
     
     148. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее налоговую декларацию (расчет) из структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, проверяет соответствие данных сопроводительного листа фактическому количеству полученных листов налоговой декларации (расчета).
     
     В случае несоответствия данных сопроводительного листа фактическому количеству листов налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство.
     
     По нашему мнению, норма п. 148 Административного регламента является недостаточно корректной, так как она обязывает должностных лиц налоговых органов составлять служебную записку при установлении любого факта несоответствия фактического количества листов почтового отправления тому количеству, которое указано в сопроводительном листе, то есть они должны делать это, даже если декларация оформлена в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, но в почтовое отправление вложены не указанные в сопроводительном листе документы, содержащие дополнительную информацию.
     
     149. Последующие действия при приеме налоговой декларации (расчета), представленной почтовым отправлением, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, выполняет в соответствии с пунктами 136 - 145 настоящего Административного регламента.
     
     150. В случае если налоговая декларация (расчет) представлена с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срока ее представления, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, в срок не позднее трех рабочих дней со дня приема этой налоговой декларации (расчета) подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.
     
     В данном случае (в отличие от ситуации, при которой количество листов в почтовом отправлении не соответствует описи) установлен срок, в течение которого должностное лицо обязано составить служебную записку. Заметим, что этот срок представляется неоправданно завышенным: факт нарушения сроков представления деклараций выявляется немедленно при поступлении почтового отправления по почтовому штемпелю. На размер же налоговой санкции неоправданное удлинение срока также повлиять не может, так как ст. 119 НК РФ увязывает размер штрафа с количеством месяцев, а не дней.
     
     151. В случаях обнаружения ошибки в налоговой декларации (расчете), зарегистрированной и переданной в установленном порядке для ввода и обработки, не позволяющей осуществить ее ввод, указанная налоговая декларация (расчет) передается по Реестру возврата из отдела ввода и обработки данных, невведенных налоговых деклараций (расчетов), требующих уточнений (приложение N 16 к настоящему Административному регламенту), в день обнаружения ошибки в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, за подписью должностного лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за ввод и обработку данных.
     
     152. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее следующего рабочего дня за днем возврата налоговой декларации (расчета) из структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за ввод и обработку данных, выполняет действия в соответствии с пунктами 139 и 140 настоящего Административного регламента.
     
     В нормах п. 151-152 Административного регламента, по нашему мнению, также содержится некоторая неопределенность: не уточнено, следует ли приравнивать возврат неправильно оформленной или заполненной налоговой декларации налогоплательщику к факту непредставления налоговой декларации в срок, установленный налоговым законодательством. Таким образом, и по этому поводу созданы предпосылки для возникновения разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками.
     
     153. В случае, если после направления налогоплательщику (его представителю) уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) почтовым отправлением налогоплательщиком (его представителем) не представлена в установленный срок уточненная налоговая декларация (расчет) или почтовое отправление вернулось ввиду отсутствия адресата (по почтовому адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, если иной почтовый адрес не заявлен налогоплательщиком), должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает служебную записку об установленном факте за подписью начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России на имя начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.
     

21. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками в электронном виде по ТКС

     
     154. Для обеспечения приема налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками (их представителями) в электронном виде по ТКС, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, с использованием программных средств