Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Административный регламент ФНС России, утвержденный приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н


Приказ Минфина России

от 18 января 2008 N 9н

"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения"*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: НВ: комментарии… - 2008. - N 7. - С. 51-66.
     Для удобства пользования текст приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н и постатейный комментарий к нему совмещены в одном документе; при этом текст официального документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.

     Зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2008 года, регистр. N 11521

     

Постатейный комментарий

     
     В.Р. Захарьин,
к.э.н.

     

10. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при индивидуальном информировании налогоплательщиков
на основании обращений в письменной форме

     
     36. Основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) в письменной форме является поступление письменного обращения налогоплательщика (его представителя) в целях получения информации в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика.
     
     Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что образец формы письменного обращения является рекомендованным, но не обязательным. Кроме того, Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденный приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Административный регламент, Регламент), не обязывает налоговые инспекции вывешивать образцы подобных документов на информационных стендах. Следовательно, если письменное обращение будет исполнено по произвольной форме, отказ от его принятия (по причине несоблюдения формы, приведенной в приложении N 4 к Регламенту) следует считать неправомерным.
     
     37. Письменное обращение может быть представлено в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, направлено почтовым отправлением или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
     
     Право налогоплательщика направлять письменные сообщения в электронном виде или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) обусловлено некоторыми дополнительными требованиями, изложенными в подразделе 11 Административного регламента. В частности, такое сообщение должно быть сопровождено электронной подписью, что предполагает осуществление налогоплательщиком дополнительных мероприятий, необходимых для получения такой подписи, и т.д.
     
     38. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в письменной форме.
     
     39. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС.
     
     В случае представления письменного обращения в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.
     
     В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.
     
     Административным регламентом установлены единые максимальные сроки ожидания налогоплательщика при личном обращении в налоговые органы - 30 минут в общем случае и до двух часов, если начальником налогового органа принято (и надлежащим образом документально оформлено) решение об увеличении этого времени в период массовой сдачи налоговых деклараций. В данном случае подобное уточнение вряд ли имеет практическое значение: налоговые декларации и письменные обращения сдаются, как правило, в разные окна и, следовательно, время ожидания в очереди на сдачу декларации не может повлиять на время ожидания сдачи письменного обращения.
     
     40. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, определяет наличие оснований, по которым государственная функция не исполняется, в соответствии с пунктом 12 настоящего Административного регламента и проверяет наличие в этом обращении следующих реквизитов:
     
     1) для физического лица: фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица;
     
     2) для организации: полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации.
     
     41. В случае, если письменное обращение представлено в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, обязано принять и обеспечить регистрацию поступившего обращения, если иное не предусмотрено пунктом 42 настоящего Административного регламента.
     
     Принятое письменное обращение указанное должностное лицо обязано в тот же день передать по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство.
     
     42. В случае, если в письменном обращении, представленном в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, отсутствует хотя бы один из реквизитов, указанных в пункте 40 настоящего Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 12 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не принимает это обращение и возвращает его налогоплательщику (его представителю).
     
     43. При представлении письменного обращения в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично по просьбе налогоплательщика (его представителя) на втором экземпляре письменного обращения проставляется отметка о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, а также указываются фамилия, инициалы и должность должностного лица, принявшего письменное обращение, и дата его приема.
     
     44. Письменное обращение регистрируется в день поступления должностным лицом структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, и направляется начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России.
     
     45. Письменное обращение с резолюцией начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем проставления этой резолюции направляется в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, для подготовки ответа.
     
     46. Письменное обращение с резолюцией начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России, поступившее в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, должностное лицо не позднее следующего рабочего дня фиксирует с указанием входящего номера документа и даты его поступления в информационном ресурсе налогового органа "Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками" (приложение N 5 к настоящему Административному регламенту).
     
     Порядок предварительной проверки обязательных реквизитов письменного обращения, его принятия и дальнейшей передачи, а также порядок обоснования отказа в приеме обращения (п. 40-46 Административного регламента) в полной мере применим только в отношении обращений, представленных на бумажных носителях. Если обращение направляется по электронной почте или по ТКС, процедуры первоначальной обработки должны быть несколько другими.
     
     47. В случае, если рассмотрение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию налоговых органов, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации обращения подготавливает в двух экземплярах письмо о направлении этого обращения по принадлежности и письмо налогоплательщику (его представителю), в котором информирует о направлении его письменного обращения по принадлежности.
     
     Указанные письма, оформленные в установленном порядке, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации письменного обращения передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления этих писем почтовыми отправлениями по принадлежности и налогоплательщику (его представителю).
     
     Вторые экземпляры указанных писем остаются на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции.
     
     Дату и номер исходящего письма налогоплательщику (его представителю) должностное лицо, являющееся исполнителем этого письма (далее - исполнитель письма), указывает в информационном ресурсе налогового органа "Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками".
     
     Норма, закрепленная в п. 47 Административного регламента, представляется, по нашему мнению, необоснованной. Фактически налоговым органам вменяется следующая дополнительная обязанность: если рассмотрение вопросов полученного обращения не входит в компетенцию ФНС России, должностное лицо налогового органа обязано не только определить орган государственной власти, в чьей компетенции находится данный вопрос, но и перенаправить полученное обращение в данный орган. По нашему мнению, подобная схема может иметь право на существование только в том случае, если рассмотрение соответствующего вопроса находится в компетенции вышестоящего органа - Минфина России (проще говоря, когда для разрешения вопроса необходимо официальное разъяснение финансового ведомства). Отсутствие подобного уточнения может создать предпосылки для предъявления налогоплательщиком необоснованных претензий к налоговым органам и их должностным лицам. Необоснованность претензий, по нашему мнению, заключается в том, что законодательными и нормативными актами в области налогообложения соответствующая обязанность за налоговыми органами не закреплена.
     
     Что же касается собственно официальных разъяснений Минфина России, то уместно напомнить о письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, которым до ФНС России была доведена информация о том, что положения писем финансового ведомства, изданных в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).
     
     Позиция ФНС России по данному поводу сформулирована в письме от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@:
     
     "… Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
     
     Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
     
     Однако при этом Налоговым кодексом Российской Федерации введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России. С учетом вышеизложенного отмечается, что указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиция Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе".
     
     Таким образом, налоговые органы могут сообщать налогоплательщикам (обратившимся к ним с письменными обращениями) о наличии в ФНС России (или в нижестоящем налоговом органе) письма Минфина России с выражением позиции по поводу вопроса, явившегося предметом обращения, а также о том, что для налоговых органов соответствующая позиция является обязательной для исполнения. В то же время налогоплательщик, не согласный с мнением Минфина России, может обжаловать его (а также действия налоговых органов, осуществленные в соответствии с этим мнением) в судебном порядке.
     
     48. При выявлении случаев, когда в письменном обращении отсутствует хотя бы один из реквизитов, указанных в пункте 40 настоящего Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных пунктом 12 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации письменного обращения докладывает о данном факте начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России и подготавливает в двух экземплярах письмо о неисполнении государственной функции с указанием причины.
     
     Указанное письмо, оформленное в установленном порядке, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации письменного обращения передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю).
     
     Второй экземпляр указанного письма остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции.
     
     Дату и номер исходящего письма налогоплательщику (его представителю) исполнитель письма указывает в информационном ресурсе налогового органа "Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками".
     
     Для того чтобы налоговый орган получил право на отказ в исполнении государственной услуги по информированию, достаточно, чтобы в обращении организации отсутствовали, например, имя и отчество руководителя или уполномоченного представителя (инициалов недостаточно).
     
     Кроме того, по нашему мнению, явным упущением является то, что не уточнен порядок принятия и отказа в отношении обращений, поступивших от индивидуальных предпринимателей. Так, реквизитов, обязательных для физического лица (фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса), может оказаться недостаточно, а требования по составу реквизитов, установленных для организации, могут оказаться избыточными. В частности, индивидуальный предприниматель может осуществлять деятельность и без оформления печати. В подобной ситуации распространение на данную категорию налогоплательщиков требований, установленных для организаций, формально может лишить права индивидуальных предпринимателей на письменные обращения. В то же время с высокой степенью вероятности можно предположить, что наибольшее количество письменных обращений поступает именно от индивидуальных предпринимателей. Это может быть объяснено отсутствием (зачастую) у данной категории налогоплательщиков специализированных служб или специалистов в области налогового права, а также отсутствием у индивидуального предпринимателя образования, достаточного для самостоятельного анализа сложных моментов налогового законодательства.
     
     49. В случае если на поставленные в письменном обращении вопросы ответ не может быть дан должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, и для подготовки ответа требуется разъяснение текущего состояния исполнения налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, к подготовке ответа привлекается должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов.
     
     Указанное должностное лицо обязано представить необходимую информацию по существу вопросов должностному лицу, ответственному за исполнение государственной функции.
     
     Нормой п. 49 Административного регламента фактически установлен порядок, в соответствии с которым переписку с отправителем письменного обращения ведет ответственное должностное лицо вне зависимости от того, кто фактически отвечает на заданный вопрос.
     
     50. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает ответ на письменное обращение по существу поставленных в нем вопросов в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом в срок не менее чем за четыре рабочих дня до истечения установленного срока исполнения.
     
     Ответ на письменное обращение излагается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя письма.
     
     Таким образом, должностному лицу на подготовку ответа отводится не более 25 дней (с учетом нормы п. 45 Административного регламента о передаче обращения исполнителю и необходимости подготовки ответа не позднее четырех дней до истечения максимального срока - 30 дней).
     
     Что касается реквизитов, которые должны быть приведены в ответе, то, по нашему мнению, их состав представляется неполным - целесообразно также указание должности лица, подготовившего ответ.
     
     51. В случае если выявлено, что поставленный в письменном обращении вопрос не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует разъяснение Министерства финансов Российской Федерации по данному вопросу, в ответе налогоплательщику (его представителю) указывается об этом обстоятельстве.
     
     В данном случае целесообразно было бы установить порядок, в соответствии с которым в описанной ситуации налоговый орган не просто констатирует факт законодательной неурегулированности спорной ситуации, а перенаправляет обращение налогоплательщика в Минфин России для получения официального разъяснения (в порядке реализации норм ст. 34.2 НК РФ).
     
     52. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, направляет подготовленное в соответствии с письменным обращением письмо в двух экземплярах начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России для визирования не менее чем за четыре рабочих дня до истечения установленного срока исполнения.
     
     Завизированное письмо направляется начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России на подпись.
     
     53. Исполнитель письма оформляет (регистрирует) подписанное письмо, указывает дату и номер исходящего письма в информационном ресурсе налогового органа "Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками".
     
     54. Первый экземпляр письма должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления его почтовым отправлением налогоплательщику (его представителю).
     
     На втором экземпляре письма ставятся подпись указанного должностного лица и дата передачи письма.
     
     Второй экземпляр письма остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции.
     
     55. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения письма по реестру направляет его налогоплательщику (его представителю).
     
     56. Конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме являются:
     
     1) индивидуальное информирование в письменной форме налогоплательщиков (их представителей) по существу письменных обращений;
     
     2) письма, которыми налогоплательщики (их представители) уведомляются о прекращении переписки с указанием причин;
     
     3) письма о направлении письменных обращений налогоплательщиков (их представителей) в исполнительные органы государственной власти (органы местного самоуправления), в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в этих обращениях;
     
     4) письма налогоплательщикам (их представителям) о неисполнении государственной функции.
     
     Из текста п. 56 Административного регламента следует, что результатом исполнения административной процедуры может быть в том числе и неисполнение государственной функции (неоказание государственной услуги).
     

11. Последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при индивидуальном информировании налогоплательщиков на основании письменных обращений,
переданных в электронном виде по ТКС

     
     57. При получении письменного обращения налогоплательщика (его представителя) в электронном виде по ТКС должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за прием письменных обращений по ТКС, не позднее следующего рабочего дня за днем получения такого обращения выполняет следующие действия:
     
     1) при получении обращения непосредственно от налогоплательщика (его представителя) формирует подтверждение налогового органа о дате получения обращения;
     
     2) заверяет указанное подтверждение своей электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и отправляет его налогоплательщику (его представителю);
     
     3) при получении обращения налогоплательщика (его представителя) через специализированного оператора связи подтверждение налогового органа о дате получения обращения не формируется;
     
     4) в случае соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме обращения налогоплательщика (его представителя) налоговым органом;
     
     5) заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю);
     
     6) формирует сообщение о поступлении обращения налогоплательщика (его представителя) должностному лицу, ответственному за исполнение государственной функции.
     
     При обмене информацией по ТКС предполагается наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП) как у налогового органа, так и у налогоплательщика, обращающегося за необходимой информацией.
     
     Определение ЭЦП содержится в Федеральном законе от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ): электронная цифровая подпись - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 1-ФЗ ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
     
     - подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе;
     
     - ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
     
     Таким образом, налогоплательщику для того, чтобы быть уверенным в том, что его обращение будет рассмотрено, необходимо обеспечить соблюдение условий и в отношении самой ЭПЦ.
     
     Особенности использования ЭЦП в сфере государственного управления установлены ст. 17 Закона N 1-ФЗ:
     
     - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов ЭЦП уполномоченных лиц указанных органов, организаций;
     
     - сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Законом для удостоверяющих центров;
     
     - порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.
     
     Непосредственно приказами финансового ведомства (МНС России - на момент принятия соответствующих приказов) нормативно урегулированы следующие вопросы:
     
     Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169;
     
     Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов - приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.
     
     Кроме того, приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-27/282@ утвержден Порядок использования электронной цифровой подписи в территориальных органах ФНС России при приеме отчетности в ПК "ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион" и ПК "ГНИВЦ-ПРИЕМ".
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что порядок использования ЭЦП в налоговых органах урегулирован достаточно подробно. В то же время наиболее вероятным следует считать поступление письменных обращений по ТКС от тех налогоплательщиков, которые активно используют ЭЦП, то есть направляют налоговые декларации в электронном виде.
     
     58. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, при получении сообщения, указанного в подпункте 6 пункта 57 настоящего Административного регламента, в тот же день распечатывает обращение налогоплательщика (его представителя) и передает его по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство.
     
     59. Последующие действия в отношении полученного по ТКС письменного обращения налогоплательщика (его представителя) выполняются в соответствии с пунктами 44-53 настоящего Административного регламента.
     
     60. Письмо, подписанное ЭЦП начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает по реестру в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за передачу писем в электронном виде по ТКС, для направления его по ТКС на электронный адрес налогоплательщика (его представителя).
     
     На втором экземпляре письма на бумажном носителе ставится подпись указанного  должностного лица и дата передачи письма.
     
     61. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за передачу писем в электронном виде по ТКС, не позднее следующего рабочего дня за днем получения письма по реестру направляет его налогоплательщику (его представителю).
     
     Порядок отработки обращения, поступившего по ТКС, установленный п. 58-61 Административного регламента, практически полностью аналогичен порядку отработки обращения, полученного в письменной форме. Дополнительно совершаются операции по переводу обращения из электронной формы на бумажный носитель и по последующей подготовке ответа к отправке по ТКС.
     
     62. В случае, если в письменном обращении налогоплательщика (его представителя) содержится вопрос, на который ему многократно (два раза и более) давались ответы в письменной форме по существу этого вопроса в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, являющееся исполнителем последнего письменного обращения, по согласованию с начальником (заместителем начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России готовит мотивированную служебную записку на имя начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России о прекращении переписки с налогоплательщиком (его представителем) по данному вопросу.
     
     Из положений п. 62 Административного регламента можно сделать вывод, что одному и тому же налогоплательщику могут даваться два и более ответов на один и тот же вопрос. Более того, п. 62 Административного регламента фактически запрещает прекращать переписку до того момента, когда на один и тот же вопрос ответ будет отправлен не менее двух раз. По нашему мнению, данная норма вряд ли соответствует целям разработки Административного регламента и оптимизации работы налоговых органов с налогоплательщиками. Следовательно, с большой степенью вероятности можно предположить, что текст п. 62 Регламента будет уточнен уже в ближайшее время.
     
     63. В случае принятия начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России решения о прекращении переписки с налогоплательщиком (его представителем) должностное лицо, указанное в пункте 62 настоящего Административного регламента:
     
     1) подготавливает в двух экземплярах письмо, которым налогоплательщик (его представитель), направивший письменное обращение, уведомляется о прекращении переписки с указанием причины;
     
     2) передает письмо, оформленное в установленном порядке, в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство, для направления налогоплательщику (его представителю);
     
     3) второй экземпляр указанного письма остается на хранении в структурном подразделении инспекции ФНС России, ответственном за исполнение государственной функции;
     
     4) фиксирует дату и номер исходящего письма налогоплательщику (его представителю) в информационном ресурсе налогового органа "Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками".
     
     64. Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, направляет почтовым отправлением или в электронном виде по ТКС налогоплательщику (его представителю) письмо, указанное в подпункте 2 пункта 63 настоящего Административного регламента, подписанное начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России, а также обеспечивает снятие соответствующего письменного обращения с контроля и исключение последующих писем этого налогоплательщика (его представителя) по вопросу, указанному в пункте 62 настоящего Административного регламента, из числа подлежащих рассмотрению.
     

12. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при публичном информировании налогоплательщиков

     
     65. Административная процедура по публичному информированию налогоплательщиков осуществляется в следующих формах:
     
     1) размещение информации на официальных Интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России;
     
     2) размещение информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;
     
     3) размещение информации на информационных стендах налоговых органов;
     
     4) проведение с налогоплательщиками семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий.
     
     Перечень наименований официальных сайтов ФНС России и УФНС России приведен в приложении N 1 к Административному регламенту. Обращаем внимание читателей журнала на то, что имена сайтов унифицированы и в принципе имя сайта УФНС России может быть определено и без обращения к вышеупомянутому приложению - достаточно знать код региона. Наименование сайта состоит из буквы "r", этого кода и слов nalog.ru. Например, имя сайта УФНС России по г. Москве - r77.nalog.ru, УФНС России по Ставропольскому краю - r26.nalog.ru и т.д.
     
     Адреса ИФНС России могут быть также найдены на сайтах УФНС России.
     
     Как уже отмечалось, перечня официальных изданий ФНС России формально не существует. На официальном сайте ФНС России имеются только ссылки на рекомендуемые сайты печатных изданий "Налоговая политика и практика", "Российский налоговый курьер" и "Вестник государственной регистрации". Однако указаний на то, что данные средства массовой информации являются официальными изданиями ФНС России, при этом не сделано.
     
     Однако формулировка подпункта 2 п. 65 Административного регламента фактически уравнивает публикацию налоговым органом информации в официальном издании и в прочих средствах массовой информации. По нашему мнению, здесь следует сделать одно уточнение: размещение информации в средствах массовой информации может считаться осуществленным в рамках выполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков только в случае, если публикация осуществляется по инициативе ФНС России или нижестоящих налоговых органов. Но публикация официальной информации, писем и разъяснений Минфина России и ФНС России в коммерческих изданиях производится в рамках осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и не может считаться выполнением ФНС России (и иными налоговыми органами) государственной функции по информированию налогоплательщиков. Это обстоятельство тем не менее не запрещает налогоплательщику ссылаться на публикации, размещенные без ведома налоговых органов.
     
     Напомним, что НК РФ определены следующие полномочия финансовых органов в области налогов и сборов по разъяснению налогоплательщикам норм налогового законодательства:
     
     - Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения;
     
     - финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
     
     - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
     
     Таким образом, налоговые инспекции обязаны информировать налогоплательщиков не только о разъяснениях, данных непосредственно Минфином России, но и о разъяснениях, данных нижестоящими финансовыми органами.
     
     Сроки, определенные НК РФ для выработки финансовыми органами письменных разъяснений, по нашему мнению, должны учитываться (в случае, если информация о поступлении запроса в финансовый орган имеется в ФНС России или УФНС России) и при определении сроков для размещения соответствующих материалов не только в средствах массовой информации, но и на Интернет-сайтах налоговых служб, и на информационных стендах.
     
     66. Публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов.
     
     67. Публичное информирование налогоплательщиков осуществляют должностные лица структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, должностные лица структурного подразделения налогового органа, ответственного за размещение информации в СМИ.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что п. 67 Административного регламента право публичного информирования налогоплательщиков предоставлено должностным лицам соответствующих структурных подразделений налоговых органов, но не рядовым работникам этих подразделений.
     
     Если в средствах массовой информации размещаются комментарии и прочие материалы работников налоговых органов, не являющихся должностными лицами, такие материалы должны расцениваться наравне с публикациями независимых экспертов и авторов, то есть они не могут считаться информацией, размещенной в рамках выполнения государственной функции по информированию налогоплательщиков.
     
     68. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, при публичном информировании налогоплательщиков обязаны:
     
     1) обеспечивать налогоплательщиков материалами публичного информирования и сведениями в соответствии с пунктом 22 настоящего Административного регламента;
     
     2) поддерживать в актуальном состоянии материалы на официальных Интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России, информационных стендах (стойках) налоговых органов;
     
     3) проводить анализ актуальных и проблемных вопросов, определять тематику семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков.
     
     69. В целях проведения анализа актуальных и проблемных вопросов должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, ежемесячно формирует типовые вопросы налогоплательщиков на основании обращений налогоплательщиков (их представителей) лично в устной форме или по телефону справочной службы и направляет их начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения налогового органа.
     
     По существу, п. 68 и 69 Административного регламента устанавливаются дополнительные обязанности для должностных лиц налоговых органов. Данное замечание не имеет значения для налогоплательщиков, но, по нашему мнению, означает необходимость пересмотра должностных инструкций и трудовых договоров с теми работниками налоговых инспекций, которые будут выполнять новые функции.
     
     70. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по представлению начальника (заместителя начальника) структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, принимает решение о подготовке типовых ответов на соответствующие вопросы налогоплательщиков (их представителей) и размещении информационных материалов на официальных Интернет-сайтах управлений ФНС России, в публикуемых официальных изданиях налоговых органов, СМИ.
     
     71. Конечным результатом исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков являются проведение налоговыми органами информационно-просветительских и обучающих мероприятий и представление налогоплательщикам (их представителям) соответствующей информации.
     
     В тексте п. 71 Административного регламента обращает на себя внимание то обстоятельство, что не определено, что именно является конечным результатом исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков при размещении информации на официальных Интернет-сайтах ФНС России, УФНС России, а также посредством опубликования информации в средствах массовой информации. Возможно, это обусловлено отсутствием официально утвержденного порядка размещения информации в средствах массовой информации по инициативе налоговых органов. В то же время отсутствие определения конечного результата административной процедуры в вышеприведенных ситуациях делает оценку ее исполнения практически невозможной.
     

13. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при публичном информировании налогоплательщиков посредством размещения информации
на официальных Интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России, в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ

     
     72. На официальном Интернет-сайте управления ФНС России должна размещаться следующая информация:
     
     1) адреса официальных Интернет-сайтов ФНС России и управления ФНС России;
     
     2) номера телефонов справочных служб, факсов и электронной почты ФНС России, управления ФНС России и соответствующих инспекций ФНС России, исполняющих государственную функцию;
     
     3) номер телефона "горячей линии";
     
     4) коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
     
     5) реквизиты соответствующих счетов Федерального казначейства и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
     
     6) перечень административно-территориальных образований общего классификатора административно-территориальных образований, присвоенные им ОКАТО и т.д.;
     
     7) нормативные правовые акты о постановке на учет в налоговых органах организаций (физических лиц);
     
     8) порядок получения ИНН при обращении в налоговый орган физического лица для получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика;
     
     9) порядок получения бесплатно бланков налоговых деклараций (расчетов), утвержденные формы налоговых деклараций (расчетов);
     
     10) порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов);
     
     11) образцы заполнения платежных поручений;
     
     12) образцы заполнения формы 3-НДФЛ;
     
     13) образцы заявлений по предоставлению каждого налогового вычета;
     
     14) образцы обращений (запросов, писем, заявлений);
     
     15) перечень стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов;
     
     16) календарь налогоплательщика;
     
     17) бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России в помощь налогоплательщикам;
     
     18) типовые вопросы и ответы на них;
     
     19) график проведения семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков;
     
     20) другая информация в соответствии с пунктом 22 настоящего Административного регламента.
     
     Информация, указанная в подпунктах 6-11 и 17 настоящего пункта, размещается также на официальном Интернет-сайте ФНС России.
     
     Состав информации, обязательной к размещению на сайтах УФНС России, в основном соответствует картам (структуре) официальных сайтов ФНС России и УФНС России по г. Москве. Однако следует отметить, что существенная часть разделов вышеназванных сайтов до сих пор остается либо незаполненной, либо заполненной недостаточно. Так, например, на сайте ФНС России имеется раздел "Форматы расчетных документов для уплаты налогов и сборов" (см. карту сайта), но самих форматов там нет - имеется только одна ссылка на прошлогоднее письмо ФНС России. Разделы сайтов, посвященные налоговым вычетам по налогу на доходы физических лиц, насыщены только письмами ФНС России и Минфина России, но не содержат ни образцов заявлений по предоставлению каждого налогового вычета, ни перечня стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов (обязательной информации в соответствии с п. 72 Административного регламента). Для получения данной информации налогоплательщик вынужден обращаться к соответствующим статьям главы 23 НК РФ и самостоятельно осуществлять поиск приказов или писем Минфина России, содержащих образцы заявлений.
     
     В связи с этим возникает вопрос определения конечного результата исполнения государственной услуги. Согласно п. 71 Административного регламента конечным результатом исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков является, в частности, представление налогоплательщикам соответствующей информации. По нашему мнению, данная процедура не может считаться исполненной до того момента, когда вся необходимая информация будет выложена на сайтах (ФНС России и УФНС России). В дальнейшем нарушением процедуры, по нашему мнению, следует считать несвоевременное обновление информации, размещаемой на сайтах (особенно в части нормативного регулирования процессов заполнения и представления налоговых деклараций).
     
     73. Должностное лицо структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, не реже одного раза в месяц подготавливает совместно с другими структурными подразделениями налогового органа информацию для размещения на официальном Интернет-сайте и (или) в публикуемых официальных изданиях налоговых органов, СМИ и согласовывает ее размещение с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
     
     74. Не позднее трех рабочих дней за днем согласования с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа вопроса о размещении информации на официальном Интернет-сайте и (или) в публикуемом официальном издании налогового органа, СМИ должностное лицо структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, передает информационные материалы в структурное подразделение налогового органа, ответственное за размещение информации на официальном Интернет-сайте и в СМИ.
     
     75. Должностное лицо, ответственное за размещение информации на официальном Интернет-сайте и в СМИ, не позднее пяти рабочих дней за днем ее получения размещает полученную информацию на официальном Интернет-сайте налогового органа и (или) обеспечивает ее размещение в публикуемом официальном издании налогового органа, СМИ.
     
     Из норм п. 73-75 Административного регламента следует, что максимальное опоздание с выкладыванием на сайте необходимой информации может составлять 38-39 дней (один месяц плюс три дня плюс пять дней).
     
     При этом на момент подготовки к печати данного комментария на официальном сайте ФНС России был выложен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, отдельными пунктами которого установлены иные сроки размещения информации в Интернете. Например, размещение на сайте ФНС России сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, должно проводиться еженедельно.
     
     Кроме того, формальное соблюдение вышеуказанных сроков может обусловить возникновение проблем с исполнением другой административной процедуры по информированию - по приему налоговых деклараций. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения являются наиболее динамично меняющимся сегментом налогового законодательства. Причем имели место случаи, когда новая форма утверждалась и официально публиковалась за несколько дней до срока ее представления. В подобной ситуации налогоплательщик может просто не успеть ознакомиться с новыми формами, а налоговый орган не имеет права принимать декларацию, представленную по старой форме.
     
     Из вышеприведенного можно сделать вывод, что нормы, закрепленные в п. 73-75 Административного регламента, либо должны быть скорректированы, либо должны применяться на практике с учетом реальных потребностей налогоплательщиков в соответствующей информации.
     
     Справедливости ради следует отметить, что для размещения новой информации на информационных стендах отводится восемь дней (пять на отправку и доведение до УФНС России и три - на собственно размещение). Однако пользоваться информацией (например, по заполнению налоговых деклараций) посредством ее изучения на стенде крайне затруднительно.
     

14. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при публичном информировании налогоплательщиков посредством размещения информации
на информационных стендах (стойках) налоговых органов

     
     76. Начальник (заместитель начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, определяет должностное лицо, ответственное за организацию размещения информации на информационных стендах (стойках) инспекции ФНС России.
     
     Начальник указанного структурного подразделения несет персональную ответственность за актуализацию информации, размещенной на информационных стендах (стойках) инспекции ФНС России.
     
     Контроль информационного наполнения стендов осуществляет начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России.
     
     77. Информация, размещаемая на информационных стендах (стойках) инспекции ФНС, должна содержать подпись начальника (заместителя начальника) структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, дату размещения информации.
     
     78. На информационных стендах (стойках) инспекции ФНС России, исполняющей государственную функцию, должна размещаться информация, указанная в пункте 9 настоящего Административного регламента, а также следующая информация:
     
     1) коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
     
     2) реквизиты соответствующих счетов Федерального казначейства и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
     
     3) перечень административно-территориальных образований общего классификатора административно-территориальных образований, присвоенные им ОКАТО и т.д.;
     
     4) нормативные правовые акты о постановке на учет в налоговых органах организаций, физических лиц;
     
     5) порядок получения ИНН при обращении в налоговый орган физического лица для получения документа, подтверждающего присвоение ИНН;
     
     6) порядок получения бесплатно бланков налоговых деклараций (расчетов), утвержденные формы налоговых деклараций (расчетов);
     
     7) порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов);
     
     8) образцы заполнения платежных поручений;
     
     9) образцы заполнения формы 3-НДФЛ;
     
     10) образцы заявлений по предоставлению каждого налогового вычета;
     
     11) образцы запросов, писем, заявлений;
     
     12) перечень стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов;
     
     13) календарь налогоплательщика;
     
     14) типовые вопросы и ответы на них;
     
     15) график проведения семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков;
     
 &nbs