Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ Минфина России от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков..."


Приказ Минфина России

от 18 января 2008 г. N 9н

"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения"*1

     _____
     *1 Для удобства пользования текст приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9 и постатейный комментарий к нему совмещены в одном документе; при этом текст официального документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     
     Зарегистрирован в Минюсте России 14 апреля 2008 года, регистр. N 11521
     

Постатейный комментарий

     
     В.Р. Захарьин,
к.э.н.
     
     В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285), приказываю:
     
     1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.
     
     2. Федеральной налоговой службе (М.П. Мокрецов) обеспечить исполнение Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.
     
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А. Кудрин

     
     Из текста постановления Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (далее - Порядок) следует, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), с целью установления сроков и последовательности административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядка взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
     
     Пункт 9 Порядка, на который имеется ссылка в приказе Минфина России от 18.01.2008 N 9н, устанавливает полномочия должностных лиц по утверждению соответствующих административных регламентов.
     
     В соответствии с п. 3 Порядка административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ.
     
     Пунктом 5 Порядка определены цели, для достижения которых разрабатываются административные регламенты, а именно:
     
     - упорядочение административных процедур и административных действий;
     
     - устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства РФ;
     
     - сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
     
     - сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения этой функции по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве Российской Федерации;
     
     - указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий.
     
     В комментируемом Административном регламенте Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденном приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Административный регламент, Регламент), все эти вопросы в той или иной мере нашли отражение. По нашему мнению, не все требования п. 5 Порядка раскрыты в должной степени. Рекомендуем читателям при изучении Административного регламента (и чтении комментария) соотносить степень проработанности отдельных требований и процедур с приведенными целями.
     
     Раздел III Порядка устанавливает ряд требований к процедуре разработки административных регламентов. В частности, согласно п. 35 Порядка федеральный орган исполнительной власти в ходе разработки административных регламентов осуществляет следующие действия:
     
     - размещает проект административного регламента в сети Интернет на своем официальном сайте, за исключением проектов административных регламентов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не позднее, чем за два месяца до его направления на согласование в установленном порядке;
     
     - рассматривает предложения, поступившие от заинтересованных организаций и граждан;
     
     - проводит публичное обсуждение проекта административного регламента исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
     
     - направляет проект административного регламента на независимую экспертизу.
     
     Кроме того, организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере, может быть произведена независимая экспертиза проектов административных регламентов исполнения государственных функций.
     
     Нетрудно убедиться, что процедура разработки комментируемого Административного регламента была соблюдена не полностью.
     
     Необходимость и целесообразность разработки данного Административного регламента в приказе Минфина России от 18.01.2008 N 9н не разъясняется. По нашему мнению, они очевидны: наибольшее количество налоговых правонарушений совершается налогоплательщиками по причине их слабой информированности в вопросах исчисления и уплаты налогов и сборов, а значительная часть разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами (работниками и должностными лицами налоговых органов) объясняется тем, что стороны далеко не всегда в достаточной степени осведомлены о правах и обязанностях (как своих, так и другой стороны).
     
     Ниже приводится комментарий к наиболее значимым нормам Административного регламента.
     
     Пункты Административного регламента, содержащие очевидные правила и требования, отдельно не комментируются.
     
     В приложениях к Административному регламенту содержатся:
     
     - сведения о почтовых адресах, контактных телефонах, Интернет-адресах территориальных органов ФНС России (включая территориально обособленные рабочие места), исполняющих государственную функцию;
     
     - блок-схемы административных процедур;
     
     - формы документов, применяемых при исполнении отдельных административных процедур при выполнении государственной функции по информированию налогоплательщиков.
     
     Текст приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н официально опубликован в "Российской газете" 13 мая 2008 года. Так как дата вступления этого документа в силу специально не оговорена, он вступил в силу с 24 мая 2008 года.
     

Приложение

    
Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения     
    

I. Общие положения

     
     1. Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и их должностных лиц.
     
     Пунктом 2 Порядка определено, что административный регламент должен устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
     
     Комментируемый Административный регламент регулирует предоставление только государственной услуги по информированию налогоплательщиков. При этом с определенной степенью детализации рассматриваются различные варианты и возможности исполнения услуги.
     

1. Наименование государственной функции

     
     2. Государственная функция по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - государственная функция).
     
     В п. 2 Административного регламента фактически приводится определение государственной функции, исполнение которой регламентируется. Состав информации, которая должна бесплатно предоставляться в ходе выполнения данной государственной функции, представляет собой совокупность неявных отсылок к Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) и подзаконным актам, разработанным и принятым в развитие отдельных норм и требований налогового законодательства. Обращаем внимание читателей журнала на то, информирование налогоплательщиков об обязанностях налоговых органов и их должностных лиц в состав государственной функции не входит.
     

2. Федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, исполняющие государственную функцию

     
     3. Государственную функцию исполняют Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления ФНС России, УФНС России), межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекции ФНС России, ИФНС России).
     

3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

     
     4. Государственная функция исполняется в соответствии с:
     
     Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2958; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 28, ст. 3484; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 21, ст. 1957; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3436);
     
     - подпунктами 4, 6 и 10 пункта 1 статьи 32, статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5016, 5026; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, 31);
     
     - пунктами 5.6, 5.16 и 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2005, N 8, ст. 654; N 23, ст. 2270; N 42, ст. 4277; N 48, ст. 5042; 2006, N 23, ст. 2510; N 24, ст. 2602; N 33, ст. 3638; N 53, ст. 5587; 2007, N 15, ст. 1800; N 24, ст. 2920);
     
     - настоящим Административным регламентом.
     
     Подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ и п. 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС России), обязывают налоговые органы бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязаннос-тях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
     
     Пункт 5.16 Положения о ФНС России обязывает налоговые органы организовывать прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. Соответствующая норма в ст. 32 НК РФ не продублирована.
     
     Пункт 6 Положения о ФНС России предоставляет налоговому ведомству право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности. Данное положение следует рассматривать совместно с нормой ст. 34.2 НК РФ, которой исключительное право на разъяснение налогового законодательства предоставлено Минфину России. Таким образом, ФНС России может разъяснять только вопросы, касающиеся собственной деятельности (организации работы, взаимодействия с другими органами государственной власти и налогоплательщиками и т.д.). Что же касается разъяснений налогового законодательства, ФНС России может только доводить до налогоплательщиков и нижестоящих органов разъяснения, данные Минфином России.
     

4. Результат исполнения государственной функции

     
     5. Результатом исполнения государственной функции является бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представление форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения.
     
     Формулировка п. 5 Административного регламента представляется неудачной, так как, по нашему мнению, не соответствует требованиям подпункта "г" п. 21 Порядка, в соответствии с которым в данной части Административный регламент должен содержать не только описание результатов исполнения государственной функции, но и указание на юридические факты, которыми заканчивается исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги). Иными словами, определение результата исполнения государственной функции не содержит информации о правилах документального оформления факта оказания государственной услуги.
     

5. Заявители, их представители

     
     6. Заявителями в соответствии с настоящим Административным регламентом являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, полномочия которых определены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
     
     7. Положения, предусмотренные настоящим Административным регламентом в отношении налогоплательщиков, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
     

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

    

6. Общие требования к порядку исполнения государственной функции. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции

     
     8. Информация о порядке исполнения государственной функции представляется посредством ее размещения в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, средствах массовой информации (далее - СМИ), на официальных интернет-сайтах ФНС России (www.nalog.ru), управлений ФНС России (www.XXr.nalog.ru, где XX - код субъекта Российской Федерации), в помещениях налоговых органов, исполняющих государственную функ-цию, с использованием информационных стендов, а также по телефону (посредством телефона справочной службы налогового органа и (или) непосредственно должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции), электронной почте.
     
     Перечень официальных изданий ФНС России нормативным порядком не утвержден. На уровне регионов при УФНС России могут создаваться собственные официальные издания, в том числе непериодические.
     
     Безусловно, официальными следует считать публикации законодательных и нормативных актов в области налогообложения (и бухгалтерского учета в части, касающейся регулирования процессов формирования налоговой базы) в таких изданиях, как "Российская газета", "Парламентская газета", а также в официальных изданиях отраслевых и ведомственных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     
     Работа с налогоплательщиками посредством размещения информации на официальных интернет-сайтах ФНС России и УФНС России представляется наиболее перспективной. Однако, по нашему мнению, в данном случае результат исполнения государственной функции должен оцениваться с учетом возможности доступа налогоплательщиков к соответствующим средствам связи.
     
     9. Для обеспечения информирования о порядке исполнения государственной функции налогоплательщикам (их представителям) представляется следующая информация:
     
     1) наименование налогового органа, исполняющего государственную функцию;
     
     2) почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее - КПП) налогового органа, исполняющего государственную функцию, адреса территориально обособленных рабочих мест налогового органа;
     
     3) наименования вышестоящих налоговых органов, их почтовые адреса, ИНН, КПП;
     

     4) адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, управления ФНС России, а также электронной почты налогового органа, исполняющего государственную функцию, и его вышестоящих налоговых органов;
     
     5) номера телефонов справочных служб, факсов ФНС России, налогового органа, исполняющего государственную функцию, и его вышестоящих налоговых органов, номер телефона "горячей линии";
     
     6) график (режим) работы налогового органа, исполняющего государственную функцию, его подразделений и территориально обособленных рабочих мест, вышестоящих налоговых органов;
     
     7) график (режим) работы телефонной справочной службы налогового органа, исполняющего государственную функцию, и его вышестоящих налоговых органов;
     
     8) график приема налогоплательщиков (их представителей) должностными лицами, ответственными за исполнение государственной функции;
     
     9) схемы размещения операционных залов и (или) кабинетов должностных лиц, в которых исполняется государственная функция;
     
     10) схемы, отображающие осуществление административных процедур;
     
     11) перечень оснований, при наличии которых государственная функция не исполняется;
     
     12) порядок обжалования актов (решений) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
     
     13) перечень и извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции.
     
     Перечень налоговых органов, исполняющих государственную функцию, содержащий их почтовые адреса, номера телефонов справочных служб, факсов и иную контактную информацию о налоговых органах, приведен в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
     
     Как уже отмечалось, названия сайтов, почтовые адреса налоговых органов, время их работы и прочая информация, обязательная к размещению в рамках оказания данной государственной услуги, приведена в приложении N 1 к Административному регламенту. Отметим, что при официальной публикации Регламента в "Российской газете" приложения не публиковались.
     
     В приложении не приводится информация, предусмотренная подпунктами 9, 11-13 п. 9 Административного регламента. Что касается "схемы размещения операционных залов", то этот вопрос, очевидно должен решаться на месте. Информация, предусмотренная подпунктами 11-12 п. 9 Регламента, подробно рассмотрена в его соответствующих разделах.
     

     10. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
     
     11. Документы, необходимые для исполнения государственной функции и требуемые от заявителей, предусмотрены настоящим Административным регламентом применительно к конкретной административной процедуре.
     
     12. Основаниями, при наличии которых государственная функция не исполняется, являются следующие обращения:
     
     1) по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа, исполняющего государственную функцию;
     
     2) о представлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;
     
     3) без подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и (или) его поч-тового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее поч-тового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего и (или) подписавшего обращение, и (или) без печати организации в случае, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации, а также в случае непредставления уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего письменного обращения;
     
     4) о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
     
     5) о проведении экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций, если законодательством Российской Федерации не установлено иное;
     
     6) налогоплательщиков (их представителей) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной форме или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность налогоплательщиков (подтверж-дающих в установленном порядке полномочие их уполномоченных представителей);
     
     7) дубликатные (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ).
     
     В случае представления дубликатных обращений налогоплательщикам (их представителям) могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов;
     
     8) не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения.
     
     Несмотря на то что перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции достаточно подробен, по нашему мнению, некоторые его пункты допускают весьма широкую трактовку.
     
     В частности, отказ по основанию, установленному подпунктом 1 п. 12 Административного регламента (по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа, исполняющего государственную функцию), предполагает информированность обращающегося налогоплательщика о пределах компетенции налоговых органов вообще и данного налогового органа, в частности. Иными словами, другими нормами Административного регламента должна была быть установлена обязательность обеспечения налогоплательщика соответствующей информацией, например, посредством размещения на информационном стенде. В данной же редакции Административного регламента вопрос о компетенции фактически решается исключительно представителем налогового органа, принимающего запрос. Кроме того, представляется целесообразным уточнение Административного регламента в данной части таким образом, чтобы в подобных случаях отказ был оформлен исключительно в письменной форме с обязательным указанием причины. Целесообразно напомнить читателям журнала, что право разъяснений по вопросам налогового законодательства предоставлено не налоговым, а финансовым органам, то есть фактически любое обращение по подобным вопросам может быть отклонено по данному основанию.
     
     При практическом применении подпункта 2 п. 12 Административного регламента (об отказе в представлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера) читателям журнала следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (сведения в военной области, некоторые сведения в области экономики, науки и техники, носящие оборонное и военное значение, некоторые сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности).
     
     Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" аналогичного перечня не содержит, однако в ст. 5 данного Федерального закона приводится перечень данных, которые не могут составлять коммерческую тайну, это сведения:
     
     - содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
     
     - содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
     
     - о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
     
     - о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
     
     - о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
     
     - о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
     
     - о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
     
     - об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной (муниципальной) собственности;
     
     - о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
     
     - о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
     
     - обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Правомерность отказа в рассмотрении за-проса о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах представляется очевидной: правильность применения налогового законодательства проверяется при проведении налоговых проверок. Предварительная проверка налоговым законодательством не предусмотрена.
     
     Очевидной также представляется и правомерность отказа в проведении экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. Соответствующая услуга предоставляется специализированными организациями или специалистами на платной основе.
     
     13. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны:
     
     1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами и настоящим Административным регламентом;
     
     2) принимать все необходимые меры для исчерпывающих ответов на обращения налогоплательщиков (их представителей), используя информационные ресурсы налоговых органов, информационно-справочные системы, нормативные правовые акты, разъяснения Министерства финансов Российской Федерации и методические материалы;
     
     3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам (их представителям), не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений, о порядке исполнения государственной функции, максимальных сроках ее исполнения, об основаниях, при наличии которых государственная функция не исполняется, а также представлять в пределах своей компетенции иную информацию, интересующую налогоплательщиков (их представителей), в соответствии с настоящим Административным регламентом.
     
     Статьей 33 НК РФ установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны:
     
     - действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
     
     - реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
     
     - корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
     
     Таким образом, в п. 13 Административного регламента фактически продублированы нормы НК РФ.
     
     14. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, не вправе:
     
     1) представлять налогоплательщикам (их представителям) недостоверную информацию, не соответствующую законодательству о налогах и сборах, иным нормативным правовым актам;
     
     2) представлять налогоплательщикам (их представителям) сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности налоговых органов, а также составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;
     
     3) давать правовую оценку актов (решений), действий (бездействия) налоговых органов или их должностных лиц, иных обстоятельств и событий.
     
     Норма подпункта 1 п. 14 Административного регламента представляется избыточной, так как действия, которые ею запрещены, относятся, как минимум, к сфере той части трудового законодательства, которая регулирует порядок наложения дисциплинарных взысканий. При определенных условиях (последствиях) подобные действия могут содержать состав административного или уголовного правонарушения.
     
     Подпункт 2 п. 14 Административного регламента фактически дублирует соответствующую норму п. 12 этого документа.
     
     Наиболее противоречивым представляется норма подпункта 3 п. 14 Административного регламента. По нашему мнению, если выполнение государственной функции предполагает разрешение тех или иных налоговых разногласий, сделать это без правовой оценки хотя бы обстоятельств или событий вряд ли возможно. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что запрещено давать оценку действий любых налоговых органов и их должностных лиц (как вышестоящих, так и подчиненных). Это обстоятельство вряд ли соответствует принципам прозрачности работы чиновников.
     

7. Сроки исполнения государственной функции

     
     15. Сроки исполнения государственной функции определяются в соответствии с настоящим Административным регламентом применительно к каждой административной процедуре.
     

8. Требования к местам исполнения государственной функции

     
     16. Информация о графике (режиме) работы налогового органа размещается на входе в здание этого налогового органа на видном месте.
     
     17. Прием налогоплательщиков (их представителей) в налоговых органах осуществляется, как правило, в специально оборудованных помещениях (операционных залах или кабинетах).
     
     Помещения для приема налогоплательщиков (их представителей) размещаются на нижних этажах зданий налоговых органов по возможности с отдельным входом.
     
     В помещении для приема налогоплательщиков (их представителей) размещается информация, указанная в пункте 9 настоящего Административного регламента.
     
     18. Прием налогоплательщиков (их представителей) при исполнении государственной функции осуществляется ежедневно (с понедельника по пятницу), кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня без обеденного перерыва.
     
     Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, исполняющего государственную функцию, в случае необходимости вправе принять решение о продлении времени приема налогоплательщиков (их представителей) при их обращении лично в налоговый орган и (или) продлить время работы телефонной справочной службы налогового органа в рабочие дни до 20.00 часов и/или организовать работу телефонной справочной службы налогового органа в один из выходных дней до 15.00 часов.
     
     19. Рабочее место должностного лица, ответственного за исполнение государственной функции, должно быть оборудовано персональным компьютером с доступом к информационным ресурсам налогового органа, информационно-справочным системам и программным продуктам, разработанным ФНС России.
     
     20. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны иметь при себе бейджи (таблички на рабочих местах) с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности.
     
     В данном подразделе Административного регламента имеется определенное (на наш взгляд, весьма существенное) отступление от требований Порядка (на который имеется ссылка в приказе Минфина России от 18.01.2008 N 9н), п. 27 которого установлено, что в подразделе Регламента, касающемся требований к местам исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), должно приводиться описание требований к удобству и комфорту мест исполнения этой функции, в том числе:
     
     - к размещению и оформлению помещений;
     
     - к размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации;
     
     - к оборудованию мест ожидания;
     
     - к парковочным местам;
     
     - к оформлению входа в здание;
     
     - к местам для информирования заявителей, получения информации и заполнения необходимых документов;
     
     - к местам для ожидания заявителей;
     
     - к местам для приема заявителей.
     
     Таким образом, в комментируемом Административном регламенте упущены, как минимум, два весьма важных положения - указание на необходимость оборудования парковочных мест и мест для ожидания заявителей.
     

III. Административные процедуры

     
     21. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
     
     1) индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;
     
     2) индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;
     
     3) публичное информирование налогоплательщиков;
     
     4) индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
     
     5) прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).
     
     Таким образом, в п. 21 Административного регламента выделяются пять административных процедур. Необходимость их обособления обусловлена спецификой организации работы с налогоплательщиками, а также особенностями состава и правового статуса предоставляемой информации.
     
     22. При исполнении государственной функции должностными лицами, ответственными за исполнение государственной функции, представляется следующая информация о:
     
     1) действующих налогах и сборах;
     
     2) законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах (включая наименования нормативных правовых актов, их предмет и источники официального опубликования);
     
     3) порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
     
     4) правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;
     
     5) полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
     
     6) формах и форматах налоговых деклараций (расчетов), порядке их заполнения, порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов);
     
     7) письменных разъяснениях Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
     
     8) реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, об изменениях указанных реквизитов, а также об иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
     
     9) состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
     

     10) приеме налоговых деклараций (расчетов).
     
     Не совсем понятно, в чем заключается предоставление информации, указанной в подпунктах 1-5 п. 22 Административного регламента, по существу, эта информация представляет собой ссылки на нормы НК РФ и законов субъектов Российской Федерации в части регулирования отдельных элементов обложения региональными и местными налогами.
     
     Не вполне также понятно, что понимается под информацией о приеме налоговых деклараций. На практике эта часть государственной функции, видимо, будет ограничиваться указанием операционного зала и окна, в котором осуществляется прием по конкретному налогу (предоставление прочей информации о налоговых декларациях предусмотрено подпунктом 6 п. 22 Регламента).
     
     Наибольшие проблемы при выполнении государственной услуги по информированию, скорее всего, возникнут при предоставлении информации о письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Как уже отмечалось, ст. 34.2 НК РФ Минфину России предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Однако ни НК РФ, ни нормативные документы Минфина России не содержат порядка разработки и опубликования таких разъяснений.
     
     Ситуация была усугублена в 2007 году после выхода письма Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, в котором подробно изложено мнение руководства Министерства о том, как следует исполнять одну из обязательных функций, а именно: как надо давать письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также, кто и в какой мере этими разъяснениями может руководствоваться.
     
     В данном письме говорится о том, что, поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики этого Министерства, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация вышеуказанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как Минфин России, в частности Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики этого Министерства, не предоставляет в официальном порядке письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России). Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.
     
     В письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 также указано на то, что письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться только под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет применение норм п. 8 ст. 75 и подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
     

     Таким образом, по мнению Минфина России, ни одно из разъяснений, данных либо самим Министерством, либо одним из его департаментов, нельзя применять по прецеденту или по аналогии. Следовательно, работа налоговых органов по информированию налогоплательщика о письменных разъяснениях Минфина России практической ценности не имеет и носит только познавательный характер: налогоплательщик может узнать, какое мнение имелось у Минфина России по тому или иному вопросу, но даже в случае, если его проблемы абсолютно идентичны тем, которые были предметом рассмотрения в соответствующем письме финансового ведомства, не может быть уверенности в том, что ситуация будет разрешена тем же порядком - ни налоговые органы, ни суды не обязаны принимать эти разъяснения в качестве руководящих.
     
     23. Начальники (заместители начальников) структурных подразделений инспекции ФНС России ежемесячно до первого числа следующего месяца направляют в структурное подразделение, ответственное за исполнение государственной функции, список и контактные телефоны дежурных должностных лиц, привлекаемых для рассмотрения обращений налогоплательщиков.
     
     Пунктом 23 Административного регламента фактически установлена обязанность начальников налоговых инспекций ежемесячно разрабатывать и утверждать график дежурства должностных лиц. Для налогоплательщика, воспользовавшегося государственной услугой по информированию, данное обстоятельство может иметь немаловажное значение, особенно если информирование осуществляется в устной форме. При необходимости последующего уточнения полученной информации налогоплательщик должен ссылаться на конкретного работника, а не на номер телефона (или окно), по которому соответствующая информация была получена в предыдущем месяце.
     
     24. Схемы последовательности действий должностных лиц, ответственных за исполнение государственной функции, приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Административному регламенту.
     

9. Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков на основании обращений в устной форме

     
     25. Основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) в устной форме является обращение налогоплательщика (его представителя) в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика лично или по телефону ее справочной службы либо в вышестоящий налоговый орган по телефону справочной службы.
     
     В норме п. 25 Административного регламента рекомендуем читателям журнала обратить внимание на уточнение, согласно которому налогоплательщик может получать необходимую информацию только по месту постановки на учет либо в вышестоящем органе. При этом в определенных случаях могут возникнуть некоторые проблемы. Например, в Москве постановка на учет производится в одной МИФНС России по г. Москве N 46, а налоговая отчетность сдается в налоговую инспекцию по месту жительства индивидуального предпринимателя или по мес-ту регистрации юридических лиц. В таких условиях формально обе налоговые инспекции могут отказать в информировании по причине того, что налогоплательщик обратился не в ту налоговую инспекцию.
     
     26. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании обращений в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в устной форме.
     
     27. При индивидуальном информировании налогоплательщика (его представителя) на основании обращения в устной форме (лично или по телефону справочной службы налогового органа) ответ представляется в момент обращения.
     
     Время индивидуального информирования в устной форме при обращении налогоплательщика (его представителя) лично в налоговый орган складывается из времени ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди и времени представления ответа.
     
     Максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.
     
     В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы начальник (заместитель начальника) инспекции ФНС России вправе определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди с учетом имеющихся ресурсов, но не более 2 часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее, чем за сорок минут до окончания рабочего дня, с учетом возможного продления времени работы в соответствии с пунктом 18 настоящего Административного регламента.
     
     Максимальное время представления налогоплательщику (его представителю) информации составляет 15 минут.
     
     Пункт 27 Административного регламента устанавливает жесткие сроки ожидания налогоплательщика в очереди. Увеличение максимального времени ожидания до двух часов касается только той части государственной услуги, которая относится к приему налоговых деклараций. Текст абзаца четвертого п. 27 Административного регламента сформулирован недостаточно четко. По нашему мнению, его следует трактовать следующим образом: у всех налогоплательщиков, пришедших в налоговую инспекцию для сдачи деклараций не позднее чем за сорок минут до окончания рабочего дня (по обычному графику), декларации должны быть приняты. Для этого начальник налоговой инспекции за пять дней до срока представления деклараций должен принять решение не только об увеличении максимального срока ожидания налогоплательщика, но и об удлинении рабочего дня на два часа и оформить это внутренним локальным нормативным актом в порядке, установленном трудовым законодательством. В принципе, рабочий день может быть увеличен и не на два часа, но не менее чем на 1 час 40 минут. Данное время получается следующим образом: 1 час 20 минут - время ожидания налогоплательщика, пришедшего последним за сорок минут до окончания обычного рабочего дня, плюс 15 минут на предоставление информации, плюс 5 минут на операции по заключению рабочего дня. Пункт 18 Административного регламента разрешает руковод