Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге, уплачиваемом организациями в 2008 году

    

О земельном налоге, уплачиваемом организациями в 2008 году

     
     Н.О. Трофимова
     

1. Правовые основы уплаты земельного налога

     
     Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога.  В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территориях.
     
     Представительные органы муниципальных образований (органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют в нормативных правовых актах элементы земельного налога: налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Главой 31 НК РФ предусмотрена уплата земельного налога всеми коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе состоящими на государственном бюджете, получающими финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях.
     
     Земельный налог уплачивается организациями, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
     
     При этом согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
     
     Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления.  В соответствии со ст. 20 ЗК РФ юридические лица сохраняют за собой право постоянного (бессрочного) пользования участками, которое возникло у них до введения в действие ЗК РФ.
     

2. Установление прав на недвижимое имущество и основания для уплаты земельного налога

     
     На основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) земля относится к недвижимому имуществу. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый реестр прав). При этом в ст. 8 и 223 ГК РФ закреплено, что в случае, если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
     
     Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая производится на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Датой государственной регистрации прав является день внесения в Единый реестр прав записей о правах, порядок внесения которых предусмотрен Правилами ведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
     
     При заключении договора купли-продажи земельного участка государственная регистрация производится путем внесения в Единый реестр прав записей:
     
     - о праве собственности на участок, возникающем у покупателя в результате сделки;
     
     - о прекращении права собственности на участок у продавца;
     
     - о сделке (о ее предмете, условиях, сторонах, реквизитах договора).
     
     При купле-продаже земельного участка (или доли в праве общей собственности на земельный участок) право собственности на участок переходит от продавца к покупателю в день внесения в Единый реестр прав соответствующих записей.
     
     Право собственности на земельный участок в связи с покупкой другого объекта недвижимости, расположенного на этом участке (здания, сооружения и т.д.), также возникает в день внесения в Единый реестр прав записей о праве собственности на данный участок у продавца и прекращении этого права у покупателя, если не идет речь о приобретении доли в праве общей собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.
     
     Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в заявительном порядке. В ситуации, при которой права на земельный участок возникают (переходят, прекращаются) на основании договора купли-продажи, в регистрирующий орган должны обратиться с заявлением о проведении регистрации обе стороны договора (продавец и покупатель) либо уполномоченное ими лицо (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности).
     
     Согласно ст. 14 Закона N 122-ФЗ правообладателю (покупателю) выдается свидетельство о произведенной государственной регистрации возникшего у него права собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности на земельный участок, возникшего на основании договора купли-продажи, удостоверяется штампом регистрационной  надписи, который проставляется на оригинале договора.
     
     Продавцу, утрачивающему право собственности на земельный участок в связи с совершением сделки, свидетельство о государственной регистрации не выдается. Он может подтвердить факт прекращения (перехода) права собственности вышеуказанным штампом регистрационной надписи на договоре. С этой целью на государственную регистрацию представляются не два, а три экземпляра договора, один из них с проставленным штампом может быть получен продавцом. В соответствии со ст. 18 Закона N 122-ФЗ договоры, по которым отчуждается недвижимое имущество, подаются в регистрирующий орган не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю, а второй помещается в дело правоустанавливающих документов.
     
     Если в Едином реестре прав отсутствуют сведения о правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Это положение определено ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ  "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
     
     К таким документам в том числе относятся:
     
     - Свидетельство о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
     
     - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
     
     Таким образом, основанием для признания организаций плательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
     
     Что касается земельных участков, предоставленных после введения в действие Закона N 122-ФЗ, на основании актов, изданных органами государственной власти или органами  местного самоуправления, права на которые не зарегистрированы в соответствии с данным Законом, то факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не служит основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
     
     Государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но при этом носит заявительный характер, в связи с чем вышеуказанные земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, должны подлежать обложению земельным налогом, поскольку такие факты должны рассматриваться согласно действующему законодательству как уклонение от налогообложения.
     
     При установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества налоговые органы могут привлекать организации к уплате земельного налога и применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности при совершении налогового правонарушения, а также сообщать в органы, принявшие решение о предоставлении земельных участков после введения в действие Закона N 122-ФЗ, о несоблюдении лицами, которым переданы эти земельные участки, требований данного Закона.
     
     Но как поступать организации, если у нее прекратились права на земельный участок?
     
     На основании ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок.
     
     Согласно ст. 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет прекращение соответствующего права.
     
     Организациям следует также учитывать нормы ст. 131 ГК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение и прекращение подлежат государственной регистрации, а также нормы ст. 2 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством прекращения прав на недвижимое имущество. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый реестр прав.
     
     Организация должна признаваться плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
     

3. Установление налоговой базы для исчисления земельного налога

     
     Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, установленным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. В целях исключения влияния муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на размер налоговой базы все результаты кадастровой оценки земель перед утверждением проходили экспертизу в Роснедвижимости на соответствие требованиям методических и нормативно-технических документов.
     
     Организации определяют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Кадастровая стоимость земли определяется по конкретному земельному участку, так же как и кадастровый номер присваивается каждому конкретному земельному участку. Если кадастровый номер не указан в правоудостоверяющем документе, то организация может обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет земельных участков, для получения необходимой информации. Для этого она подает в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы их предоставления и способа доставки. К заявлению прилагается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений. В заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра или в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка, которые выдаются заявителю, а также могут быть отправлены по почте с уведомлением или по каналам связи по адресу, указанному в заявлении. Выдача запрашиваемых сведений заинтересованному лицу производится после предъявления им паспорта или заменяющего его документа. Организации предъявляют документы, подтверждающие регистрацию данной организации и полномочия ее представителя.
     
     На практике возникают ситуации, при которых земельные участки, принадлежащие организации, разделяются административными границами муниципальных образований. Так, земельный налог уплачивается организациями, объекты налогообложения которых проходят через несколько муниципальных образований, в частности:
     
     - акционерными обществами энергетики и электрификации, на балансе которых находятся электрические сети, - за земли, занятые под опорами воздушных линий электропередачи, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередачи, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами;
     
     - предприятиями по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающими объединениями, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
     
     - предприятиями связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения.
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в НК РФ включено положение о порядке определения налоговой базы в отношении участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, которое начало действовать с 1 января 2008 года.
     
     Так, предусмотрено, что налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), должна определяться по каждому муниципальному образованию. В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, налоговая база устанавливается как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка.
     
     По таким объектам сумма земельного налога определяется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога должна зачисляться в бюджет соответствующего муниципального образования.
     
     Рассмотрим, как должна поступить организация, представляющая в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу, если она приобрела земельный участок, две трети которого находятся на территории одного муниципального образования, а одна треть - на территории другого.
     
     В данном случае организации следует уточнить, к какому налоговому органу относятся муниципальные образования, на территории которых находится приобретенный участок. Если две трети земельного участка расположены на территории одного муниципального образования, а одна треть входит в состав другого, но оба муниципальных образования находятся в ведении одного налогового органа, то представляется одна налоговая декларация в данный налоговый орган. На каждую долю земельного участка должен быть заполнен раздел 2 налоговой декларации. Что касается раздела 1 налоговой декларации, то он заполняется по всем земельным участкам (долям), находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований.
     
     Если муниципальные образования, на территории которых расположен земельный участок, находятся в ведении разных налоговых органов, то организация представляет две налоговые декларации. При этом на каждую долю участка организация заполняет отдельную налоговую декларацию, которую она представляет в тот налоговый орган, в ведении которого находится муниципальное образование, на территории которого расположен данный земельный участок (его доля).
     
     Организации должны самостоятельно исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и сумму земельного налога по итогам года, представляя расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации.
     
     Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы, в которых организации состоят на учете по месту нахождения земельных участков. Налоговая декларация по земельному налогу долж-на направляться организацией в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н (в ред. от 29.03.2007 N 27н).
     
     Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу представляются организациями в течение налогового периода не  позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, по форме, утвержденной приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н (в ред. от 19.02.2007 N 16н).
     

4. Ставки земельного налога

     
     Ставки земельного налога предусматриваются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Законодателем установлены максимальные ставки налога. По землям сельскохозяйственного назначения, а также по землям, занятым жилищным фондом, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, установлена максимальная ставка в размере 0,3%; в отношении других земель максимальная ставка - 1,5%.
     
     Устанавливая ставки, органы муниципальных образований могут дифференцировать их в вышеназванных пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), то при исчислении земельного налога в отношении данного земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКК, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка - ставка, определенная для данной категории земельных участков.
     
     В отношении земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, налоговые ставки не могут превышать 0,3% согласно ст. 394 НК РФ (в ред. от 30.12.2006 N 268-ФЗ), которой установлены максимальные размеры налоговых ставок земельного налога по определенным видам земельных участков.
     
     Соответствующая норма, введенная в ст. 394 НК РФ Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяется с 1 января 2007 года. До этой даты дачные земельные участки входили в разряд тех земель, по которым налоговая ставка составляла 1,5%.
     
     В отношении организаций в лице муниципальных унитарных предприятий, имеющих в пользовании земельные участки, занятые городскими свалками, при исчислении земельного налога читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
     
     Поэтому в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых городскими свалками, должна применяться налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, то есть 0,3%.
     
     Если на принадлежащем организации земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов, расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры ЖКК, то организация должна исчислять земельный налог в отношении данного земельного участка с применением двух налоговых ставок. К площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости, к остальной площади этого участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5%.
     
     Если на земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда, расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК (например, магазин), то при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.
     
     Что касается применения налоговой ставки к землям, занятым многоквартирными домами, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. При этом исключением являются доли в праве на земельный участок, приходящиеся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК. По ним ставка применяется в размере, не превышающем 1,5%.
     
     В этой связи при установлении представительными органами муниципальных образований (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участкам, занятым объектами жилого фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами, аптеками и другими объектами, в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании подпункта 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в размере 0,3%, не применяется.
     

5. Уплата земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка или отсутствия сведений о ней

     
     Если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков организация не уплачивает земельный налог до утверждения кадастровой стоимости. По таким земельным участкам организация должна представить в налоговые органы по истечении налогового периода "нулевую" налоговую декларацию, а после утверждения кадастровой оценки по состоянию на 1 января - представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период.
     
     Если результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости не определен, то организация обязана представить "нулевую" налоговую декларацию. После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация должна представить уточненную налоговую декларацию.
     
     Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения определены, но до сведения организации кадастровая стоимость участка не доведена, то организация обязана представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости в порядке, установленном органами местного самоуправления, должна представить уточненную налоговую декларацию.
     

(Окончание следует)