Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к Федеральному закону от 01.12.2007 N 304-ФЗ


Федеральный закон

от 01 декабря 2007 г. N 304-ФЗ

"О внесении изменения в статью 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года

     
     Внести в статью 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 31, ст. 4007) изменение, дополнив ее частью 3 следующего содержания:
     
     "3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.".
     
Президент Российской Федерации
В. Путин
     
Москва, Кремль
1 декабря 2007 года
N 304-ФЗ
     

Комментарий     


М.С. Куратова,
юрист "ФБК-Право"
     
     Федеральным законом от 01.12.2007 N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) была дополнена частью 3, согласно которой все лица, тем или иным способом участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют право фиксировать ход рассмотрения дела в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи. Условно данное право можно обозначить как "право записи". Кроме того, закрепляется возможность фотосъемки, видеозаписи, а также трансляции по радио и телевидению открытого рассмотрения дела об административном правонарушении с разрешения судьи, органа либо должностного лица, рассматривающего данное дело.
     
     Данная норма представляет собой не что иное, как продолжение принципа открытости рассмотрения дел, провозглашенного ст. 123 Конституции Российской Федерации и получившего свое развитие в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
     
     До внесения изменений в ст. 24.3 КоАП РФ в законодательстве прямо говорилось только об открытости судебного разбирательства, тем не менее права совершать фиксацию каких-либо частей разбирательства по делам об административных правонарушениях закреплено не было. Данный факт на практике приводил к многочисленным злоупотреблениям со стороны лиц, наделенных властными полномочиями, которые, ссылаясь на неурегулированность таких вопросов непосредственно в КоАП РФ, запрещали как бы то ни было фиксировать ход рассмотрения дел об административных правонарушениях лицами, в отношении которых такие дела рассматривались. Это понятно, ведь задокументированный кем-то, кроме самих должностных лиц, процесс производства по делам об административных правонарушениях - это закрепленные и соответственно документально подтвержденные недочеты, ошибки и злоупотребления со стороны, лиц, наделенных властными полномочиями.
     
     Особое значение закрепление "права записи" производства по делам об административных правонарушениях имеет еще потому, что такие дела часто рассматриваются в досудебном порядке органами и должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение этой категории дел.
     
     В частности, довольно большой массив дел об административных правонарушениях рассматривается органами МВД России, ФНС России. Несомненно, во многих случаях рассмотрение дел об административных правонарушениях в досудебном порядке более чем оправданно. Очевидно, что тратить время суда на рассмотрение таких дел просто нецелесообразно, ведь в большинстве своем они вполне основательно и всесторонне могут быть рассмотрены органами исполнительной власти. Но возможны и другие ситуации, при которых такие органы, пользуясь юридической безграмотностью лиц, привлекаемых к ответственности за совершение административных правонарушений, пытаются уйти от соблюдения норм закона, заведомо зная, что никаких дополнительных доказательств в подтверждение этим фактам не будет. В такой ситуации попытки лиц, участвующих в рассмотрении дела, производить запись натыкаются на жесткие запреты со стороны лиц, облеченных властью. Ранее такие лица часто считали, что возможность какой-либо "записи" хода рассмотрения дела к ним никакого отношения не имеет, поскольку она закреплена только в ГПК РФ, соответственно и распространяет свое действие только на судебное рассмотрение дела. Однако в настоящее время у органов и должностных лиц нет возможности ссылаться на неурегулированность данного вопроса и отказывать в праве фиксировать письменно или с помощью средств аудиозаписи ход производства по делам об административных правонарушениях.
     
     Таким образом, фиксация производства по делам об административных правонарушениях будет являться своеобразным дополнительным контролем со стороны общества за деятельностью как судей, так и органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать такие категории дел. Думается, что данный факт будет способствовать увеличению ответственности вышеназванных лиц и органов за принимаемые ими решения.