Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге


Н.О. Трофимова
     

Налогообложение государственных сельскохозяйственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы Минюста России

     
     Основными целями деятельности государственного сельскохозяйственного унитарного предприятия Главного управления исполнения наказаний Минюста России являются обеспечение трудовой занятости осужденных, производство и реализация сельскохозяйственной продукции, переработка сельскохозяйственного сырья, выполнение строительно-монтажных работ, швейное производство, деревообработка, ремонт автотехники, оказание коммунально-бытовых услуг. Могут ли предприятия учреждений, исполняющих наказания, входящие в состав уголовно-исполнительной системы, в том числе государственные сельскохозяйственные унитарные предприятия, освобождаться от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ?
     
     Согласно ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от налогообложения освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
     
     Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) уголовно-исполнительная система Минюста России включает учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
     
     В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
     
     При этом Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89, включает организации, о чьей принадлежности к уголовно-исполнительной системе в Законе N 5473-1 прямо не говорится. В него вошли базы материально-технического и военного снабжения; управления строительства; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; межрегиональные ремонтно-восстановительные базы; центры инженерно-технического обеспечения; центральный узел связи; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно-коммунальные хозяйства; подразделения технического надзора, лаборатории; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования; санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей; военно-врачебные комиссии; центры санитарно-эпидемиологического надзора; предприятия торговли; редакции периодических изданий; отделы специального назначения; подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий; военное представительство; следственные изоляторы.
     
     Статьей 17 Закона N 5473-1 предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 5473-1 виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами. В целях привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими (ст. 7 Закона N 5473-1).
     
     Статьей 11 Закона N 5473-1 установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 395 НК РФ право на применение налоговой льготы по земельному налогу имеют не только учреждения уголовно-исполнительной системы, но и организации.
     
     В п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что организациями для целей настоящего Кодекса признаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 48, 114, 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическими лицами признаются в том числе унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Так, в соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также нормы НК РФ, Закона N 5473-1, ГК РФ, можно сделать вывод, что предприятия учреждений, исполняющих наказания, входят в состав уголовно-исполнительной системы и соответственно имеют право на льготу по земельному налогу в соответствии со ст. 395 НК РФ, в том числе государственные сельскохозяйственные унитарные предприятия Главного управления исполнения наказаний Минюста России.
     

Применение налоговых ставок физическими лицами

     
     Какая льгота используется при уплате земельного налога физическими лицами, в том числе использующими земельные участки, предоставленные не с начала года, и имеющими право на льготы: в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, в виде полного освобождения?
     
     Земельный налог уплачивается на основании государственных актов на право собственности на землю, свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, свидетельств о праве собственности на землю либо на основании актов (решений, постановлений, указаний), изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
     
     Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен этот налог.
     
     Сумма земельного налога, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка.
     
     Если предусмотрены авансовые платежи, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года (не позднее 1 февраля следующего года), определяется как разница между суммой этого налога, исчисленной за год, и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение текущего года.
     
     Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципальных образований; при этом законодателем предусмотрены максимальные ставки налога. По землям сельскохозяйственного назначения, а также землям, занятым жилищным фондом, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, установлена максимальная ставка в размере 0,3%. В отношении других земель максимальная ставка земельного налога составляет 1,5%. Органы муниципальных образований дифференцируют ставки в вышеназванных пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
     
     Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Росрегистрации и органы местного самоуправления.
     

     Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственную кадастровую оценку земельных участков осуществляют органы Роснедвижимости.
     
     До сведения физических лиц кадастровая стоимость земельного участка доводится не позднее 1 марта текущего года в порядке, определяемом органами местного самоуправления, посредством:
     
     - размещения перечней кадастровых кварталов с указанием кадастровой стоимости земельных участков в них на информационных стендах в районных отделах органов Роснедвижимости;
     
     - ежегодной публикации информации о кадастровой стоимости в источниках официального опубликования нормативных актов в муниципальных образованиях;
     
     - предоставления информации о кадастровой стоимости земельных участков по запросам физических лиц.
     
     С 2008 года такая информация доводится до сведения граждан в соответствии с единым порядком, установленным Правительством РФ.
     
     Если земельный участок предоставлен не с начала года, то при расчете земельного налога применяется коэффициент правообладания земельным участком, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения вышеуказанных прав; если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения вышеуказанных прав.
     
     Пример.
     
     Земельный участок предоставлен гражданину 15 апреля текущего года. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 500 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,2%.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 750 руб. (500 000 руб. х 0,2% х 0,75), где 0,75 - коэффициент исходя из расчета: 9 мес. : 12 мес.
     
     Отдельным категориям граждан предусмотрена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб., а именно: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лицам, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам с детства, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий; ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на объединении "Маяк", на Семипалатинском полигоне; гражданам, принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия и перенесшим лучевую болезнь.
     
     Органы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования, в том числе определять размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в г. Москве не облагаемая земельным налогом сумма установлена в размере 500 000 руб.
     
     Для того чтобы воспользоваться льготой, граждане обращаются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и представляют необходимые документы.
     
     Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности.
     
     Лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационными воздействиями вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы выдаются специальные удостоверения инвалидов и удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания вышеуказанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
     
     Лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами и другими уполномоченными на то органами выдаются удостоверения установленного образца на основании заключений региональных межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий по установлению причинной связи заболевания лучевой болезнью или инвалидности с радиационным воздействием.
     
     Приказом Минобороны России от 18.08.2005 N 354 утверждена Инструкция о порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, в соответствии с которой гражданам из подразделений особого риска выдаются удостоверения "Участник действий подразделений особого риска".
     
     Порядок оформления и выдачи удостоверений ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий определен Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (утверждена постановлением Минтруда России от 11.10.2000 N 69).
     
     Если налогоплательщик, имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, обладает несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы осуществляется только в отношении одного из этих участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на не облагаемую земельным налогом сумму, оповестив об этом налоговый орган путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. Если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы осуществляется в отношении каждого из этих участков.
     
     В отношении участков, находящихся в общей долевой собственности, уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму производится только на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение.
     
     Если физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, передают земельные участки в аренду, то они остаются плательщиками земельного налога и, следовательно, в отношении их сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму.
     
     Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, сумма земельного налога или авансового платежа исчисляется в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
     
     Если земельный участок используется физическим лицом для жилищного строительства, то земельный налог исчисляется с применением коэффициентов строительства. По земельному участку, приобретенному физическим лицом в собственность для индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     Пример.
     
     Земельный участок предоставлен 15 февраля для индивидуального жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка - 900 000 руб. Налоговая ставка установлена органом муниципального образования в размере 0,3%.
     
     Сумма земельного налога составит 4968 руб. (900 000 руб. х 0,3% х 0,92 х 2),
     
     где 2 - коэффициент строительства;
     
     0,92 - коэффициент правообладания земельным участком, исходя из расчета: 11 мес. : 12 мес.
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в главу 31 НК РФ. С 2008 года применяется норма, в соответствии с которой за земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект недвижимости.
     

Налогообложение земельных участков, предоставленных органам судебной власти

     
     Подлежат ли обложению земельным налогом земельные участки, предоставленные органам судебной власти, а также Управлениям (отделам) по обеспечению деятельности мировых судей и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Согласно ст. 8 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон N 2446-1) систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом N 2446-1, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
     
     Основными функциями системы безопасности являются:
     
     - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
     
     - создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
     
     - управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
     
     - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
     
     - участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерацией.
     
     Силы обеспечения безопасности включают Вооруженные Силы Российской Федерации, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства (ст. 12 Закона N 2446-1).
     
     В соответствии со ст. 10 Закона N 2446-1 в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.
     
     На основании ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
     
     Статьей 4 Закона N 1-ФКЗ определен перечень судов Российской Федерации. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:
     
     - Конституционный Суд Российской Федерации;
     
     - Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
     
     - ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
     
     К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
     
     При этом Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
     
     Статьей 19 Закона N 1-ФКЗ предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
     
     Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 20 Закона N 1-ФКЗ).
     
     Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21 Закона N 1-ФКЗ).
     
     Статьей 22 Закона N 1-ФКЗ установлено, что военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
     
     ВАС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов (ст. 23 Закона N 1-ФКЗ).
     
     При этом Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 24.1 и 25 Закона N 1-ФКЗ Арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции и суда первой инстанции соответственно, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
     
     Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
     
     Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Закона N 1-ФКЗ).
     
     Таким образом, в приведенный в статье Закона N 1-ФКЗ перечень судов Российской Федерации не входят Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и Управления по обеспечению деятельности мировых судей.
     
     При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов.
     
     Постановлением Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1036-ПП "О создании Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы" в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и Законом города Москвы от 31.05.2000 N 15 "О мировых судьях в городе Москве" образовано Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, согласно которому Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченным решать задачи по организационно-правовому, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы и их аппаратов, а также финансированию аппаратов мировых судей.
     
     В других регионах Российской Федерации также образованы Управления по обеспечению деятельности мировых судей.
     
     Таким образом, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, так же как и Управления по обеспечению деятельности мировых судей, не являются органами судебной власти и соответственно не относятся к органам системы безопасности.
     
     Учитывая изложенное, земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом N 2446-1, признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога. Земельные участки, предоставленные для размещения управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, так же как и Управлений по обеспечению деятельности мировых судей, не являются ограниченными в обороте и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Расчет кадастровой стоимости земельного участка

     
     Организации принадлежит на праве собственности земельный участок в составе земель населенных пунктов, предназначенный под общественно-деловые, торговые, производственные объекты. Из кадастрового плана вышеуказанного земельного участка следует, что ему присвоен кадастровый номер и определены три кадастровые стоимости по трем видам разрешенного использования: первая группа - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, вторая группа - земли под промышленными объектами, объектами материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок и третья группа - земли под административно-управленческими и общественными объектами. Могут ли территориальные органы Роснедвижимости производить расчет кадастровой стоимости одного земельного участка с более чем одним видом установленного разрешенного использования, входящего в состав земель населенных пунктов, по каждому из видов разрешенного использования?
     
     В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     До 1 января 2008 года по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежала доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).
     
     Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 14 ст. 396 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 года и которыми предусмотрено, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством РФ.
     
     Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Роснедвижимостью и ее территориальными органами. Для проведения вышеуказанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
     
     Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
     
     Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты кадастровой оценки вносятся в государственный земельный кадастр.
     
     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Если возникают споры при проведении кадастровой оценки земель, они рассматриваются в судебном порядке.
     
     Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), которые основаны на определении кадастровой стоимости земельных участков в разрезе 16 видов их функционального использования.
     
     Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов использования:
     
     - для размещения домов многоэтажной жилой застройки;
     
     - для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
     
     - для размещения гаражей и автостоянок;
     
     - для дачных, садоводческих и огороднических объединений;
     
     - для объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
     
     - для размещения гостиниц;
     
     - для административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры, искусства, религии;
     
     - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
     
     - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
     
     - для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
     
     - для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
     
     - для водных объектов, находящихся в обороте;
     
     - для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;
     
     - для особо охраняемых территорий и объектов, городских лесов, скверов, парков, городских садов;
     
     - для сельскохозяйственного использования;
     
     - для улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков и т.д.
     
     Согласно п. 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных
     участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
     
     Из вышеприведенных положений нормативных документов следует, что территориальные органы Роснедвижимости расчет кадастровой стоимости земельного участка с более чем одним видом установленного разрешенного использования, входящего в состав земель населенных пунктов, могут производить для каждого вида разрешенного использования этого земельного участка.
     

Уплата земельного налога товариществами собственников жилья

     
     Правовое положение и основы деятельности товариществ собственников жилья регламентируются ГК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) и иными правовыми актами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения.
     
     Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
     
     ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ. Решение же о создании ТСЖ принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.
     
     ТСЖ создаются при объединении:
     
     - нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным собственникам помещений в этом доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения;
     
     - нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
     
     Два и более ТСЖ могут создать объединение товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
     
     Членство в товариществе возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ.
     
     Если в многоквартирном доме создано ТСЖ, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.
     
     Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.
     
     В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами дома.
     
     Из положений ЖК РФ следует, что на основании решения общего собрания членов ТСЖ, являющегося высшим органом управления ТСЖ, в товариществе могут устанавливаться обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, а также могут образовываться специальные фонды товарищества, расходуемые на предусмотренные уставом цели, включая восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.
     
     Статьями 153 и 154 ЖК РФ на членов ТСЖ возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
     
     Согласно ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.
     
     Таким образом, ЖК РФ предусматривает обязанность участия членов ТСЖ своими средствами в реконструкции и последующем содержании дома, форма которого в зависимости от решения, принятого органом управления ТСЖ, может квалифицироваться как плата за жилое помещение и коммунальные услуги либо как взносы членов ТСЖ, направляемые на установленные цели.
     
     Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
     
     При этом следует иметь в виду, что определенным категориям граждан, владеющим земельными участками, предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. согласно ст. 391 НК РФ. Это касается, в частности, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, и т.д.
     
     Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 НК РФ).
     
     Уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическим лицами, производится на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
     
     На основании ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     
     Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором распложен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
     
     Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
     
     Учитывая вышеизложенное, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме признаются плательщиками земельного налога в случае, если в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, проведен государственный кадастровый учет.
     
     Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо.
     
     С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников помещений) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники помещений многоквартирного дома.
     

Налогообложение федеральных государственных унитарных предприятий

     
     Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
     
     Находящиеся в ведении органов государственной власти и управления федеральные государственные унитарные предприятия наделяются имуществом, в том числе земельными участками, для целей обеспечения деятельности этих органов.
     
     Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено, что на территории Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
     
     - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
     
     - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
     
     Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
     
     Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.
     
     Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
     
     Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
     
     Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
     
     В НК РФ приведен перечень не облагаемых земельным налогом ограниченных или изъятых из оборота земель.
     
     К земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся:
     
     - земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
     
     - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
     
     - земельные участки из состава земель лесного фонда;
     
     - земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     
     Как указано выше, к выводимым из-под налогообложения землям, ограниченным в обороте, отнесены земли, предоставленные организациям для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Уставами федеральных государственных унитарных предприятий предусматривается возможность использования предоставленных этим организациям земель для нужд обороны. При этом уставами предусматривается только потенциальная возможность использования земельных участков.
     
     Кадастровая же оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, а также по виду функционального использования.
     
     Конкретное назначение и разрешенное использование земельных участков также фиксируются в правоудостоверяющих документах.
     
     Таким образом, освобождением от налогообложения земельных участков, правообладателями которых являются федеральные государственные унитарные предприятия, данные организации могут воспользоваться только в случае, если и правоудостоверяющими документами на конкретный земельный участок, и кадастровым планом подтверждается отнесение земельного участка к землям, предоставленным для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     На практике в соответствии с документами Роснедвижимости и Росрегистрации предоставленные федеральным унитарным государственным предприятиям земельные участки относятся к иной, отличной от вышеуказанной, категории земель, а именно: к землям населенных пунктов. Отличаются также цели использования данных земельных участков (например, для промышленности, энергетики, транспорта и т.д.).
     
     Таким образом, федеральные унитарные государственные предприятия не пользуются освобождением от уплаты земельного налога. Если земельные участки федеральных государственных унитарных предприятий расположены на территории двух муниципальных образований, то налоговая база по ним исчисляется с учетом доли площади земельного участка, приходящейся на конкретное муниципальное образование.