Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

Об указании значения КПП в платежных поручениях на уплату налога

     
     Во всех ли платежных поручениях на уплату налога налогоплательщик обязан указывать значение кода причины постановки на учет в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе?
     
     В соответствии с п. 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) в расчетных документах приводятся в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (далее - свидетельство).
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что во всех платежных поручениях на уплату налога налогоплательщик обязан указывать значение КПП в соответствии со свидетельством.
     
     В то же время согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Это означает, что налогоплательщик уплачивает налог на основании налоговой декларации.
     
     В связи с этим значение КПП, указанное в платежном поручении на уплату налога, и значение КПП, приведенное в налоговой декларации, должны совпадать.
     
     Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Поэтому значение КПП в налоговой декларации указывается в соответствии с установленным порядком ее заполнения.
     
     В частности, в соответствии с п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, значение КПП в налоговой декларации, представляемой по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, указывается согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе.
     
     Это означает, что значение КПП в платежном поручении на уплату налога на прибыль (по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика) приводится в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе.
     
     В связи с вышеизложенным необходимо признать, что не во всех платежных поручениях на уплату налога налогоплательщик обязан указывать значение КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
     

Об истребовании в ходе камеральной налоговой проверки документов у налогоплательщика

     
     Является ли право налогоплательщика не учитывать для целей налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, льготой по налогу на прибыль и соответственно основанием истребования налоговым органом у налогоплательщика документов, подтверждающих такое право, при проведении камеральной налоговой проверки?
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
     
     Это означает, что налогоплательщики имеют право не включать вышеуказанные доходы в налоговую базу по прибыли.
     
     Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой согласно ст. 274 настоящего Кодекса.
     
     Поэтому право не включать доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, в налоговую базу по прибыли является правом организаций уплачивать налог на прибыль в меньшем размере.
     
     Пунктом 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что право не учитывать для целей налогообложения прибыли вышеуказанные доходы является льготой по налогу на прибыль (если налогоплательщиков, получающих такие доходы, и налогоплательщиков, не получающих такие доходы, признать различными категориями налогоплательщиков).
     
     При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
     
     Учитывая это, можно сделать вывод, что право налогоплательщика не учитывать для целей налогообложения прибыли доходов в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, служит основанием истребования налоговым органом у налогоплательщика документов, подтверждающие такое право, при проведении камеральной налоговой проверки.
     
     В то же время из определения понятия "льгота по налогу" следует, что в рассматриваемом случае для выявления преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, следует сравнивать права, связанные с учетом для целей налогообложения прибыли доходов в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, различных налогоплательщиков, получивших такие доходы, а не сравнивать права налогоплательщиков, получивших такие доходы, с правами налогоплательщиков, не получивших такие доходы.
     
     Права, связанные с учетом для целей налогообложения доходов в рамках целевого финансирования, у всех налогоплательщиков, получивших такие доходы, одинаковы.
     
     Эти права следовало бы признать различными, если бы, например, в соответствии с налоговым законодательством вышеуказанные налогоплательщики в общеустановленном порядке имели право не учитывать для целей налогообложения только часть таких доходов, а отдельная категория вышеуказанных налогоплательщиков имела право не учитывать для целей налогообложения такие доходы. В этом случае считалось бы, что этой категории налогоплательщиков предоставлена льгота по налогу, связанная с учетом для целей налогообложения соответствующих доходов.
     
     На основании вышеприведенного необходимо сделать вывод, что установленное НК РФ право налогоплательщика не учитывать для целей налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, не является льготой по налогу на прибыль и соответственно не служит основанием истребования налоговым органом у налогоплательщика документов, подтверждающих такое право, при проведении камеральной налоговой проверки.
     

Об отражении в разделительном балансе суммы задолженности реорганизованного лица по уплате налогов

     
     Должны ли указываться в разделительном балансе правопреемник реорганизованного лица по уплате налогов и сумма задолженности реорганизованного лица по уплате налогов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Таким образом, реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
     
     Согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
     
     На основании п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
     
     Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     Следовательно, при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения у реорганизованного юридического лица, прекращающего в результате реорганизации свою деятельность, появляется правопреемник, к которому в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Вышеприведенное означает, что при наличии у реорганизуемого юридического лица задолженности по уплате налогов разделительный баланс должен содержать положение о правопреемстве по этому обязательству.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что такое положение о правопреемстве должно содержать только перечень правопреемников реорганизуемого лица по уплате налогов.
     
     В то же время в соответствии с п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
     
     Очевидно, что право налогового органа потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства по уплате налогов может быть реализовано только в случае, если определен размер такой задолженности.
     
     На основании вышеизложенного следует признать, что в разделительном балансе должны указываться как правопреемники реорганизованного лица по уплате налогов, так и сумма задолженности реорганизованного лица по уплате налогов.
     

О начислении пени на суммы налога, приведенные в уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль

     
     Организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации. По истечении каждого отчетного периода 2005 года и по истечении соответствующего налогового периода (2005 года) налоговые декларации по налогу на прибыль представлялись по месту нахождения каждого обособленного подразделения, однако распределение прибыли по этим подразделениям не производилось. В 2007 году организация самостоятельно распределила вышеуказанную прибыль по каждому из этих подразделений и представила по месту их нахождения соответствующие уточненные налоговые декларации. Начисляется ли пеня на суммы налога, указанные в этих уточненных налоговых декларациях?
     
     Согласно письму Минфина России от 16.05.2005 N 03-03-01-04/1/259 если налогоплательщик имеет обособленные подразделения только на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может уплачивать сумму авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, по месту своего нахождения.
     
     В этом случае в налоговой декларации, представляемой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения, сумма налога по обособленным подразделениям не распределяется.
     
     В связи с вышеизложенным, а также учитывая положения ст. 19 НК РФ о том, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, начислять пеню по месту нахождения обособленных подразделений на сумму налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, не следует, если эта сумма была полностью и своевременно уплачена организацией по месту ее нахождения.
     
     На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае пеня на суммы налога, указанные в уточненных налоговых декларациях, не начисляется.
     
     В то же время в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Это означает, что пеня начисляется на причитающуюся сумму налога, которая уплачивается не по установленному месту, поскольку под вышеуказанной суммой налога понимается сумма, которая исчисляется и уплачивается в установленном порядке.
     
     В соответствии с абзацем первым п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Таким образом, если на обособленное подразделение приходится прибыль, то суммы налога (включая авансовые платежи) должны уплачиваться по месту нахождения этого подразделения.
     
     Согласно абзацу второму п. 1 ст. 257 НК РФ, вступившему в силу только с 1 января 2006 года, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае организация была обязана распределять прибыль 2005 года по каждому из обособленных подразделений и уплачивать соответствующие суммы налога по месту нахождения каждого такого подразделения.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае пеня на суммы налога, указанные в уточненных налоговых декларациях, начисляется.
     
Т.М. Гуркова
     

Учет доходов и расходов от реализации материалов, полученных в ходе ремонта основных средств

     
     В ходе хозяйственной деятельности организация проводит работы по реконструкции, модернизации и ремонту основных средств; в результате работ не осуществляется ликвидация выводимых из эксплуатации объектов, но происходит замена отдельных узлов и агрегатов, которые в последующем реализуются.
     
     Каков порядок определения доходов и расходов для целей налогообложения в случае оприходования и последующей реализации материалов, полученных при проведении ремонта основных средств в результате замены отдельных узлов или агрегатов?
     
     Как следует из ситуации, в результате работ по реконструкции, модернизации и ремонту основных средств не осуществляется ликвидация объектов основных средств организации. При выполнении данных работ происходит замена отдельных узлов и агрегатов, которые в последующем реализуются. Иными словами, в результате проведенных работ у налогоплательщика появляется имущество, которое подлежит постановке на учет.
     
     Доходы и расходы определяются для целей налогообложения прибыли с учетом требований главы 25 НК РФ.
     
     Перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, установлен ст. 251 НК РФ и является закрытым.
     
     Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии в том числе с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из вышеизложенного материально-производственные запасы, возникшие после проведения капитального ремонта объекта основных средств, в целях главы 25 НК РФ являются доходом и учитываются в составе внерализационных доходов на основании ст. 250 настоящего Кодекса по рыночным ценам.
     
     Главой 25 НК РФ не установлен порядок определения стоимости материалов, появляющихся при проведении ремонта основных средств, в случае замены отдельных частей (узлов, агрегатов и т.д.) объекта основных средств на новые. Стоимость замененных отдельных частей была ранее включена в первоначальную стоимость объекта основных средств и учитывалась для целей налогообложения прибыли путем начисления амортизационных начислений. Таким образом, стоимость таких отдельных частей основных средств в налоговом учете признается равной нулю, поскольку отсутствуют затраты по их приобретению.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества.
     
     Учитывая, что в рассматриваемом случае у организации отсутствуют затраты на приобретение вышеуказанных материалов, то при их реализации налоговая база по налогу на прибыль будет уменьшена только на расходы, связанные с реализацией этих материалов.
     

Учет и налогообложение расходов, связанных со служебными поездками водителей

     
     В организации затраты, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (водители), нашли свое отражение в Положении о порядке и размерах компенсации расходов работникам, имеющим разъездной характер работы. Как учитываются для целей налогообложения вышеуказанные затраты?
     
     Рассматриваются ли надбавки к заработной плате водителей как компенсационные выплаты для целей обложения налогом на доходы физических лиц?
     
     Для целей налогообложения прибыли в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются согласно ст. 255 НК РФ любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
     
     Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" ТК РФ дополнен ст. 168.1, согласно которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
     
     - расходы по проезду;
     
     - расходы по найму жилого помещения;
     
     - дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
     
     - иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
     
     Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 ст. 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов могут также предусматриваться трудовым договором.
     
     Учитывая вышеизложенное, надбавки к окладу, выплачиваемые работнику взамен суточных за разъездной характер работы, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если их выплата предусмотрена в трудовом и (или) коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     ТК РФ (в редакции, действовавшей до 6 октября 2006 года) не предусматривал обязанности работодателя возмещать сотрудникам расходы, связанные с поездками.
     
     Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечня профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков" работникам вышеперечисленных должностей была предусмотрена выплата надбавки к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути, которая являлась составной частью оплаты труда и на основании п. 1 ст. 236 НК РФ облагалась единым социальным налогом.
     
     Исходя из норм ТК РФ (в редакции, действующей с 6 октября 2006 года) если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не облагаются единым социальным налогом на основании ст. 238 НК РФ. В остальных случаях они подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы с физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
     
     Исходя из вышеприведенного, а также учитывая нормы ст. 164 ТК РФ, надбавки к заработной плате водителей, повышающие размер оплаты их труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ.
     
     На основании вышеизложенного на упомянутые в ситуации доплаты водителям нормы п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяются, и суммы до-плат подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение обособленных подразделений

     
     При переходе с 1 января 2006 года на уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения были закрыты карточки "РСБ" по состоянию на 01.01.2006 и открыты консолидированные карточки "РСБ" по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, в которых было отражено свернутое сальдо расчетов по всем обособленным подразделениям.
     
     По нашему мнению, декларация за налоговый период 2007 года должна быть представлена и разнесена в карточки "РСБ" в соответствии с порядком, действовавшим с 1 января 2007 года, и обязанность по уплате налога должна быть возложена на ответственное обособленное подразделение, поэтому консолидированная карточка "РСБ" должна быть закрыта только после исполнения обязанности согласно уплате налога по декларации за 2006 год.
     
     В каком порядке должны быть исчислены ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2008 года по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, если в декларации за 2007 год не указана доля налоговой базы каждого из обособленных подразделений? В какой налоговый орган должны представляться уточненные налоговые декларации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и производить уплату налога на прибыль через одно из этих обособленных подразделений.
     
     При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Если налогоплательщик, уплачивавший в 2007 году налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, принял решение об уплате с 2008 года налога на прибыль по месту нахождения каждого обособленного подразделения, то налоговые органы при осуществлении контроля за уплатой налога этим налогоплательщиком учитывают следующее.
     
     В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 287 и абзацем первым п. 2 ст. 288 НК РФ вышеуказанный налогоплательщик должен обеспечить в I квартале 2008 года уплату ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
     
     Согласно п. 3 ст. 288 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исчислять суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммы этого налога, подлежащие внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений.
     
     Данные о размерах ежемесячных авансовых платежей по обособленным подразделениям отражаются в уведомлениях об изменении порядка уплаты налога.
     
     Для открытия соответствующих карточек "РСБ" и проведения начислений ежемесячных авансовых платежей необходимо вынесение налоговыми органами по месту нахождения каждого обособленного подразделения решений об отражении в карточке "РСБ" исчисленных сумм авансовых платежей в I квартале 2008 года исходя из уведомлений налогоплательщика.
     
     Одновременно налоговым органом по месту нахождения ответственного обособленного подразделения должно быть вынесено решение об уменьшении ранее начисленных сумм авансовых платежей по состоянию на I квартал 2008 года, относящихся к другим обособленным подразделениям.
     
     Если налогоплательщик не представил данные о распределении ежемесячных авансовых платежей по обособленным подразделениям, то у налогового органа нет оснований для уточнения вышеуказанных платежей по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.
     
     Учитывая, что налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год составляется согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ исходя из совокупности показателей обособленных подразделений налогоплательщика, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, данная декларация должна быть представлена в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.
     
     Уточненные налоговые декларации за прошедшие отчетные (налоговые) периоды подлежат представлению в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.
     
Д.В. Коновалов
     

Учет расходов на приобретение земельного участка

     
     Организация приобретает земельные участки для целей капитального строительства объектов основных средств. Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение вышеуказанных земельных участков в случае, если такие земельные участки приобретались из земель, находящихся в собственности юридических либо физических лиц?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 264.1 НК РФ расходами на приобретение права на земельные участки признаются затраты на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.
     
     Положения п. 1 ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в п. 1 ст. 264.1 настоящего Кодекса, в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.
     
     Одновременно организациям следует учитывать, что п. 1 ст. 264.1 НК РФ применяется к расходам на приобретение земельных участков, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках, если такие земельные участки приобретались из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
     
     Таким образом, если земельные участки для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках приобретались организацией из земель, находящихся в собственности юридических либо физических лиц, расходы, связанные с приобретением таких земельных участков, не могут учитываться для целей налогообложения прибыли.
     

Учет расходов на повышение квалификации работников организации

     
     Организация направила сотрудника на повышение квалификации, но знания и опыт работы, полученные сотрудником в связи с повышением квалификации, не применяются в рамках деятельности организации. Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на повышение квалификации направленного на обучение сотрудника?
     
     Согласно п. 3 ст. 264 НК РФ к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
     
     Вышеуказанные расходы включаются в состав прочих расходов в случае соответствия их положениям, установленным подпунктами 1-3 п. 3 ст. 264 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 264 НК РФ программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.
     
     Учитывая вышеизложенное, если знания и опыт работы, полученные сотрудником организации в связи с повышением квалификации, не применяются в рамках деятельности организации, то расходы на повышение квалификации этого сотрудника не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
     

Учет имущества, безвозмездно полученного организацией по окончании работ

     
     По окончании работ по государственным контрактам организация-исполнитель безвозмездно получает имущество в виде основных средств, приобретенных ранее организацией-заказчиком для осуществления вышеуказанных работ организацией-исполнителем. Надо ли организации-исполнителю учитывать в доходах для целей налогообложения прибыли стоимость такого имущества, полученного от организации-заказчика?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
     
     Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     Учитывая вышеизложенное, если получение организацией-исполнителем основных средств от организации-заказчика по окончании работ по государственным контрактам не связано с возникновением обязанности передать имущество, выполнить работы либо оказать услуги организации-заказчику, то такие основные средства признаются безвозмездно полученными и подлежат отражению в доходах организации-исполнителя для целей налогообложения прибыли. В случае если основные средства получены безвозмездно, при оценке доходов следует руководствоваться абзацем вторым п. 8 ст. 250 НК РФ.
     

Налогообложение некоммерческих организаций

     
     Уставная деятельность автономной некоммерческой организации связана с помощью в трудоустройстве моряков на судна российского и зарубежного флота. Организация не осуществляет предпринимательскую деятельность и не получает доходы; деятельность организации финансируется за счет средств ее учредителей. Вправе ли данная организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на аренду, коммунальные платежи, заработную плату, услуги связи и другие аналогичные расходы?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления. К вышеуказанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные согласно законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
     
     Положениями п. 1 и 2 ст. 26 Закона N 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования.
     
     Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
     
     Таким образом, расходы на аренду, коммунальные платежи, заработную плату, услуги связи и другие аналогичные расходы могут быть учтены автономной некоммерческой организацией только за счет не подлежащих налогообложению взносов учредителей.
     

Учет расходов на страхование кредита

     
     Обязательным условием получения кредита является его страхование. Договор страхования со страховщиком заключается организацией-кредитором. Организация-заемщик возмещает организации-кредитору расходы на страхование, а сумму полученного кредита предоставляет в кредит третьему лицу. При этом третье лицо возмещает организации-заемщику понесенные им расходы на страхование, а полученное возмещение включается организацией-заемщиком в доходы для целей налогообложения прибыли. Вправе ли организация-заемщик отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с возмещением организации-кредитору расходов на страхование полученного кредита?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования имущества, перечисленным в п. 1 ст. 263 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
     
     Страхование получаемого кредита не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, организация-заемщик не вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с возмещением организации-кредитору расходов на страхование полученного кредита.