Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.
     

Налогообложение доходов, получаемых муниципальными учреждениями от продажи муниципального имущества


     Возникает ли у Комитета по управлению муниципальным имуществом, действующего от имени, в интересах и по поручению собственника муниципального имущества - муниципального образования, при осуществлении функций продавца муниципального имущества в рамках закона о приватизации обязанность по уплате налога на прибыль? Возникает ли такая обязанность при реализации муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления?

     
     Доходы, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведены в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и их перечень является исчерпывающим.
     
     В частности, согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, при осуществлении уполномоченным органом в рамках Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" функций продавца муниципального имущества, составляющего имущество казны муниципального образования, полученный доход не учитывается в целях налогообложения прибыли.
     
     Действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении, в том числе в форме отчуждения, муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.
     
     Статья 251 НК РФ не предусматривает исключение из состава доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, средств, получаемых муниципальными учреждениями от продажи муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
     
     Таким образом, доходы от реализации муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, учитываются таким учреждением при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     

Определение ставки рефинансирования

     
     Общество с ограниченной ответственностью заключило до 1 января 2006 года с банком кредитный договор, срок действия которого истек после 1 января 2006 года. Данный кредитный договор содержит условие об изменении процентной ставки. Просим разъяснить, какую ставку рефинансирования Банка России следует применять после 1 января 2006 года при определении предельной величины процентов, признаваемых расходом, по вышеуказанному кредитному договору.
     
     Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     
     В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Банка России применительно к отношениям, возникшим с 1 января 2006 года, понимается:
     
     - в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
     
     - в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
     
     Исходя из вышеизложенного с 1 января 2006 года предельная величина процентов по кредитному договору, который содержит условие об изменении процентной ставки, независимо от даты заключения данного кредитного договора принимается для целей налогообложения прибыли исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату признания расходов в виде процентов.
     

Налогообложение суммы процентов по долговому обязательству

     
     Просим пояснить, правильно ли мы понимаем, что при применении правил недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ) сумма процентов по долговому обязательству, переклассифицированная в дивиденды для целей налогообложения, не подлежит двойному налогообложению по ставкам, применяемым как для процентов, так и для дивидендов, и должна облагаться только налогом на доходы у источника в Российской Федерации по ставке 15%, применяемой для дивидендов (или с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения).
     
     Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом вышеуказанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 настоящего Кодекса применяются следующие правила.
     
     Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
     
     Согласно п. 3 ст. 269 НК РФ в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с п. 2 данной статьи Кодекса, но не более фактически начисленных процентов.
     
     При этом, как это предусмотрено п. 4 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 вышеуказанной статьи Кодекса, на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, приравнивается для целей налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Таким образом, при применении правил недостаточной капитализации часть дохода иностранной организации в размере предельных процентов, исчисленных в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ, облагается у источника выплаты по ставке налога на прибыль, применяемой к процентам, с учетом положений международного договора об избежании двойного налогообложения.
     
     Часть дохода иностранной организации, соответствующая по размеру положительной разнице между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ, облагается налогом на прибыль у источника выплаты по ставке, применяемой для дивидендов, с учетом положений международного договора об избежании двойного налогообложения.
     

Налогообложение управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом

     
     Организация является управляющей компанией, которая согласно договору на управление многоквартирным домом обеспечивает предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг и заключает договоры купли-продажи с ресурсоснабжающими организациями от своего имени и за счет собственников многоквартирных домов, а также оказывает услуги и производит работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Просим разъяснить особенности налогообложения прибыли данной управляющей компании.
     
     Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль, порядка его исчисления и уплаты коммерческими организациями, предоставляющими услуги по управлению многоквартирным домом на основе договоров гражданско-правового характера, главой 25 НК РФ не предусмотрены.
     
     В связи с этим вышеуказанным организациям при формировании налоговой базы по налогу на прибыль следует учитывать доходы и расходы, руководствуясь соответственно ст. 248-251 и 252 НК РФ.
     
     В случае оказания услуг по управлению многоквартирным домом на условиях агентских договоров данным организациям дополнительно следует учитывать положения подпункта 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы (расходы) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) поверенному [переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным] в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет возмещения (оплаты) затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
     

Учет расходов на капитальные вложения

     
     В каком периоде для целей налогообложения прибыли должны учитываться расходы на капитальные вложения в размере 10% от затрат, осуществленных при модернизации (реконструкции, техническом перевооружении) основных средств, проводимой после ввода объекта основных средств в эксплуатацию?
     
     Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) затрат, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.
     
     Пунктом 3 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 настоящего Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
     
     Расходы в виде 10% затрат, осуществленных при модернизации (реконструкции, техническом перевооружении) основных средств, должны учитываться для целей налогообложения прибыли в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных средств.
     
     В то же время согласно п. 1.1 ст. 259 и п. 3 ст. 272 НК РФ расходы на капитальные вложения в размере до 10% от затрат, осуществленных при модернизации (реконструкции, техническом перевооружении) основных средств, проводимой после ввода объекта основных средств в эксплуатацию, для целей налогообложения прибыли учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств.
     
А.А. Назаров
     

О проверке налоговой декларации реорганизованного юридического лица

     
     Вправе ли налоговый орган проводить камеральную налоговую проверку налоговой декларации (в частности, налоговой декларации по налогу на прибыль) присоединенной организации, если декларация представлена в налоговый орган организацией-правопреемником?
     
     Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     
     Из этого можно сделать вывод, что камеральная налоговая проверка организации проводится на основе документов именно о ее деятельности (в частности, на основе такого документа, как ее налоговая декларация), а не о деятельности другой организации.
     
     Кроме того, п. 1 ст. 82 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля.
     
     В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах (п. 1 ст. 83 НК РФ).
     
     В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя их снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     Это означает, что организация одновременно с присоединением к другой организации снимается с учета в налоговых органах (то есть присоединенная организация не признается налогоплательщиком) и соответственно налоговый контроль в отношении присоединенной организации не осуществляется.
     
     В связи с вышеизложенным можно заключить, что налоговый орган не вправе проводить камеральную налоговую проверку налоговой декларации (в частности, налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) присоединенной организации, представленной организацией-правопреемником.
     
     В то же время п. 5 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     Сумма налога, подлежащего уплате, исчисляется в налоговой декларации, поскольку п. 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Поэтому суммы налогов, подлежащих уплате организацией, являющейся правопреемником присоединенной к ней организации, исчисляются как в налоговых декларациях самой организации-правопреемника, так и в налоговых декларациях присоединенной к ней организации.
     
     Следовательно, налоговый орган имеет право проводить камеральную налоговую проверку налоговой декларации (в частности, налоговой декларации по налогу на прибыль) присоединенной организации, представленной организацией-правопреемником.
     

О заполнении налоговой декларации реорганизованной организации

     
     Чьи ИНН и КПП: правопреемника или преобразованного юридического лица - указываются в Листе 01 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль преобразованного (в 2007 году) юридического лица за 2006 год, представляемой его правопреемником?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация) представляется по истечении каждого отчетного и налогового периода.
     
     Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 80 Кодексом).
     
     В соответствии с п. 2.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 20.02.2006 N 24н (далее - Порядок), в верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации в порядке, определенном в Разделе III "Порядок заполнения Титульного листа (Листа 01) Декларации", а также приводится порядковый номер страницы.
     
     Таким образом, в Листе 01 Декларации приводятся ИНН и КПП только одной организации.
     
     Пунктом 3.2 Раздела III Порядка определено, что при заполнении Титульного листа (Листа 01) налогоплательщику необходимо указать ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация.
     
     Следовательно, в Листе 01 Декларации приводятся ИНН и КПП организации-налогоплательщика.
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщик обязан внести в нее необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
     
     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщик вправе внести в нее необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
     
     Это означает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации ошибок, приводящих (не приводящих) к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан (вправе) внести в нее необходимые изменения (иными словами, уточнить Декларацию).
     
     В рассматриваемом случае организация уточняет не свою собственную Декларацию.
     
     Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, являясь правопреемником преобразованной организации, уточняет ее Декларацию.
     
     Особенности заполнения Декларации реорганизованного (в том числе преобразованного) юридического лица Порядком не определены.
     
     В Листе 01 Декларации предусмотрено указание наименования только одной организации.
     
     Пунктом 3.2 Раздела III Порядка установлено, что при заполнении Титульного листа (Листа 01) в поле "Полное наименование организации" указываются полное наименование организации (обособленного подразделения), соответствующее наименованию, приведенному в ее (его) учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается).
     
     Поэтому реквизиты "ИНН", "КПП" и "Полное наименование организации" должны соответствовать друг другу.
     
     Если в Листе 01 уточненной Декларации преобразованной организации правопреемник в соответствии с п. 3.2 Порядка укажет собственные ИНН, КПП и наименование, то Декларацию преобразованной организации, представленную правопреемником, можно перепутать с Декларацией самого правопреемника.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что в Листе 01 уточненной Декларации преобразованного (в 2007 году) юридического лица за 2006 год, представляемой его правопреемником, следует в нарушение Порядка указать ИНН и КПП преобразованного юридического лица.
     
     В то же время в рассматриваемом случае можно избежать как нарушения Порядка, так и ошибки в идентификации Декларации реорганизованного юридического лица, представляемой его правопреемником, если в Листе 01 привести ИНН и КПП правопреемника, а в поле "Полное наименование организации" после наименования правопреемника указать наименование реорганизованного юридического лица.
     
     В связи с вышеизложенным в Листе 01 уточненной Декларации преобразованного (в 2007 году) юридического лица за 2006 год, представляемой его правопреемником, приводятся ИНН и КПП правопреемника.
     

О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль

     
     Если какой-либо стоимостный показатель, предусмотренный налоговой декларацией по налогу на прибыль, равен нулю, в соответствующей строке ставится прочерк или указывается значение "0"?
     
     Пунктом 2.2 Порядка установлено, что в случае отсутствия каких-либо отдельных показателей, предусмотренных Декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк. При этом Порядком не установлено, что стоимостный показатель Декларации не может принимать нулевого значения.
     
     В связи с вышеизложенным можно утверждать, что если показатель Декларации равен нулю, его нельзя признать отсутствующим.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что если стоимостный показатель, предусмотренный Декларацией, равен нулю, то в соответствующей строке Декларации указывается значение "0".
     
     В то же время согласно п. 2.2 Порядка все значения стоимостных показателей Декларации приводятся в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
     
     Это означает, что в соответствии с Порядком все значения стоимостных показателей от нулевого до 49 коп. включительно отбрасываются и поэтому согласно НК РФ отсутствуют (а не признаются равными нулю).
     
     Следовательно, если стоимостный показатель, предусмотренный Декларацией, равен нулю, в соответствующей строке Декларации не указывается значение "0", а ставится прочерк.
     

Об отражении в передаточном акте задолженности по налогам

     
     Каков порядок указания суммы задолженности преобразуемого юридического лица по уплате налогов в передаточном акте - с учетом последнего налогового периода или без учета?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Это означает, что у преобразуемого юридического лица, прекращающего в результате реорганизации свою деятельность, появляется единственный правопреемник.
     
     Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
     
     В связи с вышеизложенным при наличии у преобразуемого юридического лица задолженности по уплате налогов в передаточном акте приводится сумма этой задолженности.
     
     Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).
     
     Следовательно, при определении подлежащей уплате суммы налога учитываются все налоговые периоды.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что сумма задолженности преобразуемого юридического лица по уплате налогов отражается в передаточном акте с учетом последнего налогового периода.
     
     В то же время п. 1 ст. 80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Следовательно, при определении суммы задолженности по уплате налога учитываются все налоговые декларации за все налоговые периоды, включая последний налоговый период.
     
     Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п. 3 ст. 55 НК РФ).
     
     Таким образом, последний день последнего налогового периода совпадает с днем завершения реорганизации.
     
     Поэтому налоговая декларация за последний налоговый период не может быть составлена до завершения реорганизации и соответственно не может быть учтена при определении суммы задолженности по уплате налогов.
     
     В связи с этим сумма задолженности преобразуемого юридического лица по уплате налогов приводится в передаточном акте без учета последнего налогового периода.
     
     Но при этом читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
     
     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
     
     Это означает, что при обнаружении налогоплательщиком-правопреемником в представленной в налоговый орган Декларации преобразованной организации за последний налоговый период ошибок, приводящих (не приводящих) к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан (вправе) внести необходимые изменения в Декларацию (другими словами, уточнить декларацию).
     
     Следовательно, налоговая база последнего налогового периода преобразованной организации может быть учтена для целей налогообложения прибыли организацией-правопреемником в результате уточнения декларации преобразованной организации за последний налоговый период.
     
Д.В. Коновалов
 

Учет расходов на рекламу

     
     Организация заключает с рекламным агентством договор на оказание последним услуг рекламы деятельности организации. Как правильно следует учитывать расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли организации?
     
     В соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 3 п. 7 ст. 272 НК РФ для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
     
     Таким образом, расходы на рекламу должны учитываться организацией в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода, в зависимости оттого, что произошло раньше.
     

Учет ценных бумаг

     
     Организация приобретает и реализует не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. Что будет признаваться доходом продавца таких ценных бумаг для целей налогообложения прибыли в случае их реализации по цене выше, чем расчетная цена, уменьшенная на 20%? По какой стоимости покупатель данных ценных бумаг должен принимать их к учету, если фактическая цена реализации продавцом этих ценных бумаг больше, чем расчетная цена, увеличенная на 20%?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если вышеуказанная цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.
     
     Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Таким образом, в случае реализации организацией не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по цене выше, чем расчетная цена, уменьшенная на 20%, доходом будет признаваться фактическая цена реализации таких ценных бумаг.
     
     При этом если фактическая цена реализации таких ценных бумаг больше, чем расчетная цена, увеличенная на 20%, то покупателю этих ценных бумаг следует принять их к учету по стоимости, равной расчетной цене, увеличенной на 20%.