Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     А.А. Нестеров
     
     Входит ли в компетенцию налоговых органов дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли?
     

     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
     
     Пределы компетенции налоговых органов в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
     
     Если вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли отнести к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, то можно сделать вывод, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам вышеуказанного учета входит в компетенцию налоговых органов.
     
     В то же время согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
     
     Пределы компетенции Минфина России в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только п. 1 ст. 34.2 НК РФ.
     
     НК РФ предусмотрено, что только Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах.
     
     Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Кодекса (п. 2 данной  статьи НК РФ).
     
     К федеральным налогам и сборам относится налог на прибыль (п. 5 ст. 13 НК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, необходимо признать, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам налогообложения прибыли относится к полномочиям только Минфина России, поскольку налог на прибыль уплачивается на всей территории Российской Федерации.
     
     Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
     
     Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
     
     Таким образом, из вышеприведенных положений НК РФ следует, что сферы компетентности налоговых органов и Минфина России в части дачи письменных разъяснений различаются.
     
     Статьей 247 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются:
     
     - для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
     
     - для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
     
     - для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
     
     Получается, что вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли являются вопросами применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Поэтому вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли относятся не к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, а к вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах.
     
     В связи с вышеизложенным дача письменных разъяснений налогоплательщикам об учете доходов и расходов для целей налогообложения прибыли входит в компетенцию не налоговых органов, а Минфина России.
     
     Вышеприведенный вывод имеет принципиальное значение в связи с тем, что согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
     
     Положение подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не применяется в случае, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
     
     Вправе ли была организация, созданная 2 сентября 2007 года, исчислять авансовые платежи по налогу на прибыль организаций в 2007 году исходя из фактически полученной прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
     
     Согласно п. 2 ст. 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.
     
     При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае 2007 год является для организации первым налоговым периодом.
     
     Пунктом 2 ст. 285 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Следовательно, НК РФ отчетными периодами для различных налогоплательщиков признаются различные периоды времени.
     
     Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
     
     Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, то вышеуказанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
     
     Налогоплательщики вправе перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
     
     Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
     
     Таким образом, существуют две системы уплаты авансовых платежей: или исходя из фактически полученной прибыли, или исходя не из фактически полученной прибыли.
     
     В НК РФ не указывается, что вновь созданная организация имеет право (или не имеет права) исчислять авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то есть в Кодексе не устанавливается возможность применения этой системы уплаты авансовых платежей в первом налоговом периоде.
     
     Тем не менее п. 5 ст. 287 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что организация не имеет права исчислять в первом налоговом периоде авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, поскольку в НК РФ говорится только о возможности перехода организации с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя не из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей.
     
     Иными словами, на основании вышеприведенного можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае организация не имела права исчислять в 2007 году авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.
     
     В то же время в НК РФ не предусматривается возможность перехода организации с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя не из фактической прибыли, однако такая возможность налоговыми органами не оспаривается.
     
     Это означает, что однозначное толкование норм НК РФ, касающихся выбора налогоплательщиком системы уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, невозможно.
     
     Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     
     В связи с вышеизложенным следует признать, что организация, созданная 2 сентября 2007 года, имела право исчислять авансовые платежи по налогу на прибыль организаций в 2007 году исходя из фактически полученной прибыли.
     
Д.В. Коновалов
     
    Организацией-займодавцем были выданы денежные средства организации-заемщику на осуществление ее профессиональной деятельности. Следует ли организации-займодавцу учитывать денежные средства, полученные в счет погашения выданного ранее займа, в своих доходах для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     Таким образом, организации-займодавцу не следует учитывать доходы в виде денежных средств, полученных в счет погашения выданных ранее займов, в доходах для целей налогообложения прибыли.
     
     Одновременно организациям следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
     
     Учитывая вышеизложенное, доходами организации-займодавца для целей налогообложения прибыли признаются доходы в виде процентов, полученных по выданным ранее организации-заемщику займам.
     
    Организацией-векселедателем был выдан дисконтный вексель. Как следует организации-векселедателю определять предельную величину процентов, учитываемых в расходах для целей налогообложения прибыли, если после выдачи векселя была изменена ставка рефинансирования Банка России?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     
     В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Банка России понимается:
     
     - в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
     
     - в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
     
     Таким образом, если долговое обязательство (вексель) не содержит условие об изменении процентной ставки в течение всего срока его действия, то при определении организацией-векселедателем предельной величины процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, налогоплательщикам следует применять ставку рефинансирования Банка России, действовавшую на дату привлечения денежных средств.
     
     Если долговое обязательство (вексель) содержит условие об изменении процентной ставки, то при определении организацией-векселедателем предельной величины процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, налогоплательщикам следует применять ставку рефинансирования Банка России, действующую на дату признания расходов в виде процентов.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     С.С. Климов
     
    Каков порядок применения НДС арендатором при осуществлении подрядным способом работ по неотделимым улучшениям арендованного имущества?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Если строительно-монтажные работы выполняются только подрядным способом, данная норма НК РФ не применяется.
     
     Что касается принятия к вычету у арендатора сумм НДС по расходам на неотделимые улучшения арендованного имущества, то в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Поэтому передача арендатором арендодателю результатов работ по улучшению арендованного имущества является у арендатора объектом обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, у арендатора вычет сумм НДС, предъявленных ему подрядной организацией при осуществлении работ по неотделимым улучшениям арендованного имущества, и сумм этого налога по материалам, передаваемым арендатором подрядной организации для выполнения данных работ, возможен при передаче арендатором результатов работ арендодателю.
     
    Каков порядок применения НДС физическими лицами - арендаторами имущества субъектов Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления в аренду имущества субъектов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы вышеуказанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, в отношении физических лиц исключений из вышеуказанного порядка применения НДС при аренде имущества субъектов Российской Федерации в НК РФ не предусмотрено.
     
     Каков порядок применения НДС в отношении бюджетных субсидий, выделяемых на покрытие текущих расходов при производстве сельскохозяйственной продукции?
     
     Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. В то же время согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с производством сельскохозяйственной продукции выделяются не на оплату вышеуказанной продукции, подлежащей обложению НДС, а на компенсацию расходов организаций или покрытие убытков, связанных с ее производством и реализацией, то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
     
П.С. Лещинер
    
     Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим и не являющийся плательщиком НДС, реализовал товар и в счете-фактуре, выставленном покупателю, выделил НДС. Каков в данном случае порядок представления декларации по НДС в налоговую инспекцию?
     
     На основании п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, но выставившие при реализации товаров покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, представляют декларацию по данному налогу в налоговые органы по месту учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, установленным ст. 163 настоящего Кодекса.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     А.А. Лебедев
     
    Согласно какому документу указывается КПП в платежном поручении при перечислении организацией - налоговым агентом налога на доходы физических лиц по месту нахождения ее обособленного подразделения: согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе или согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     Таким образом, перечисление налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом как по месту его нахождения, так и по месту нахождения его обособленных подразделений.
     
     Пунктом 1 Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, установлено, что налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, а также плательщики иных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с Правилами.
     
     Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, а также плательщики иных платежей, указанных в приложении N 4 к вышеназванному приказу Минфина России, при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации отражают в поле "КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, сборщика налога или сбора, а также плательщика иных платежей (подпункт 1 п. 2 Правил).
     
     Это означает, что при заполнении платежных поручений на перечисление налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации как по месту нахождения налогового агента, так и по месту нахождения его обособленных подразделений налоговый агент указывает значение КПП налогового агента.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
     
     свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (далее - Свидетельство) - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
     
     уведомление о постановке на учет в налоговом органе (далее - Уведомление) - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача Свидетельства (п. 2 ст. 11 НК РФ).
     
     Таким образом, при постановке налогового агента на учет в налоговом органе по месту его нахождения выдается Свидетельство, а при постановке налогового агента на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения - Уведомление.
     
     Поскольку в Свидетельстве и Уведомлении указаны различные значения КПП налогового агента, у последнего может возникнуть вопрос: при перечислении налога по месту нахождения обособленного подразделения значение КПП в платежном поручении указывается в соответствии со Свидетельством или в соответствии с Уведомлением?
     
     Пунктом 1 Правил определено, что значения ИНН и КПП в расчетных документах приводятся в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
     
     Следовательно, Правилами установлено, что при перечислении налоговым агентом налога значение КПП налогового агента в платежном поручении указывается в соответствии со Свидетельством.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что вне зависимости от места перечисления налоговым агентом налога значение КПП в платежном поручении указывается в соответствии со Свидетельством. Поэтому в рассматриваемом случае при уплате налоговым агентом налога по месту нахождения обособленного подразделения значение КПП в платежном поручении приводится в соответствии со Свидетельством, а не согласно Уведомлению.
     
     В то же время п. 1 ст. 80 НК РФ определено, что налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Поэтому уплата налога на доходы физических лиц производится на основе расчета по налогу.
     
     В связи с этим значение КПП, указанное налоговым агентом в платежном поручении на перечисление налога на доходы физических лиц по месту нахождения обособленного подразделения, должно совпадать со значением КПП, указанным в расчете по налогу.
     
     Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 80 Кодекса).
     
     В связи с вышеизложенным все реквизиты (включая КПП) отражаются в расчете, на основании которого перечисляется налог, в соответствии с порядком его заполнения, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 80 НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позд-нее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     В соответствии с разделом I Рекомендаций по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденных приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (далее - Рекомендации), сведения о доходах физических лиц заполняются по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" (далее - Справка).
     
     Таким образом, КПП должен отражаться в Справке (выступающей в роли расчета по налогу), на основании которой перечисляется налог по месту нахождения обособленных подразделений налогового агента, в соответствии с Рекомендациями.
     
     В разделе 1 Справки приводятся данные о налоговом агенте.
     
     В п. 1.1 Справки для налоговых агентов - организаций отражаются ИНН и КПП (указываются через разделитель "/"), а для налоговых агентов - физических лиц приводится ИНН.
     
     Если сведения о доходах заполняются организацией на работников ее обособленного подразделения, в п. 1.1 Справки после ИНН через разделитель "/" отражается КПП по месту нахождения обособленного подразделения организации (раздел III Рекомендаций).
     
     Таким образом, если сведения о доходах заполняются налоговым агентом на работника его обособленного подразделения, то в Справке значение КПП указывается в соответствии с полученным налоговым агентом Уведомлением (а не согласно Свидетельству).
     
     Учитывая изложенное, необходимо признать, что при перечислении организацией налога по месту нахождения обособленного подразделения значение КПП в платежном поручении указывается в соответствии с Уведомлением.
     
     Одновременно сообщаем, что в Правилах определен порядок заполнения платежного поручения при перечислении налога по месту нахождения налогового агента, но не определен порядок заполнения платежного поручения при перечислении налога по месту нахождения обособленного подразделения налогового агента. Очевидно, только поэтому при применении Правил в рассматриваемом случае можно сделать вышеуказанный неверный вывод.
     

Об упрощенной системе налогообложения

     
     У.В. Семенова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
    Имеет ли право садоводческое товарищество, применяющее упрощенную систему налогообложения, учитывать членские взносы садоводов при определении доходов для целей налогообложения?
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
     
     На основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, имеют право применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных ст. 346.12 настоящего Кодекса. При этом на применение упрощенной системы налогообложения переходит вся организация в целом в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики - некоммерческие организации, перешедшие на применение вышеуказанного специального налогового режима, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные ими от осуществления предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 и 250 настоящего Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели данных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     К вышеуказанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми согласно гражданскому законодательству.
     
     Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, при наличии до-кументов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.
     

О сборах за пользование объектами водных биологических ресурсов

     
     О.В. Семенова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Должна ли производиться корректировка суммы сбора в случае внесения изменений в лицензию (разрешение) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов?
     
     Корректировка подлежащей уплате суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в случае внесения изменений в лицензию (разрешение) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также возможность зачета или возврата уплаченных на основании конкретной лицензии (разрешения) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов сумм сбора не предусмотрены, и перерасчет суммы данного сбора не производится.
     

О государственной пошлине и земельном налоге

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II класса
     
    Могут ли налоговые органы производить выездные налоговые проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах и организациях, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина?
     
     Статьей 333.42 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за производство которых взимается государственная пошлина.
     
     Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     НК РФ установлена система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе формы и методы налогового контроля.
     
     В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
     
     Предусмотренные ст. 333.42 НК РФ проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины нельзя отнести ни к камеральным, ни к выездным налоговым проверкам, проводимым в рамках осуществления налогового контроля, так как проверке подвергаются не налогоплательщики, не плательщики сборов и не налоговые агенты.
     
     Соответственно на такие проверки не распространяются положения, регламентирующие проведение налоговых проверок, в том числе о вынесении решения о проведении проверки, продолжительности ее проведения, проведении мероприятий налогового контроля (осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза и т.д.), об оформлении и рассмотрении результатов проверки и т.д.
     
     Таким образом, порядок проведения налоговыми органами проверок правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах, организациях, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, должен быть урегулирован НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, до принятия в законодательном порядке соответствующих изменений в НК РФ, проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах, организациях, осуществляющих юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, налоговыми органами не проводятся.
     
    Организация уплатила государственную пошлину при подаче в арбитражный суд искового заявления о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное выполнение обязательств по поставке сырья и материалов в соответствии с заключенным договором.
     
    Каким образом должны быть отражены в бухгалтерском учете организации расходы на уплату государственной пошлины?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением сумм, перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 10 ст. 13 НК РФ установлено, что государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае расходы на уплату государственной пошлины должны быть отражены в бухгалтерском учете организации в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг).
     
    До 1 января 2005 года граждане Российской Федерации, находящиеся на полном государственной обеспечении, освобождались от платы за выдаваемые паспорта. Освобождаются ли такие граждане в настоящее время от уплаты государственной пошлины за выдаваемые паспорта?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации уплачивается в размере 100 руб.
     
     Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 20.05.1999 N 542 "О расходовании средств, поступающих в федеральный бюджет от взимания платы за выдаваемые паспорта", принятого во исполнение ст. 136 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от платы за выдаваемые паспорта были освобождены граждане Российской Федерации, находившиеся на полном государственном обеспечении.
     
     С 1 января 2005 года за выдаваемый паспорт гражданина Российской Федерации взимается не плата, а государственная пошлина.
     
     Положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение граждан Российской Федерации, находящихся на полном государственном обеспечении, от уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.
     
    НК РФ предусмотрено взыскание государственной пошлины в размере 1000 руб. при подаче в арбитражный суд заявления об обеспечении иска.
     
    Если в исковом заявлении имущественного характера заявлено ходатайство об обеспечении иска, то в каком размере следует в данном случае взыскивать государственную пошлину, ведь в одном заявлении присутствуют два основания для ее уплаты?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при подаче в арбитражный суд исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и государственная пошлина, предусмотренная для исковых заявлений неимущественного характера.
     
     В связи с этим в рассматриваемом случае государственная пошлина должна быть уплачена в размере, установленном подпунктом 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска (1000 руб.) и для исковых заявлений имущественного характера в размерах, установленных подпунктом 1 п. 1 ст. 333.21 настоящего Кодекса (в зависимости от цены иска).
     
    В каком размере должна уплачиваться государственная пошлина за государственную регистрацию двух юридических лиц, созданных в результате реорганизации другого юридического лица в форме выделения, при одновременном внесении необходимых изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица?
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, в размере 2000 руб.
     
     При этом подпунктом 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определено, что за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случая, если ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается 20 % государственной пошлины, установленной подпунктом 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
     
     Согласно ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется перечень документов, в состав которого входит подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по формам N Р12001 или N Р12002, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию каждого вновь возникшего юридического лица.
     
     Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства РФ; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в результате реорганизации юридического лица путем выделения возникают два новых юридических лица, то за государственную регистрацию каждого из них должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Если в результате данной реорганизации в учредительные документы реорганизуемого юридического лица требуется внесение изменений, то за государственную регистрацию таких изменений уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 п. 1 ст. 333.33 настоящего Кодекса.
     
    Освобождаются ли участники Великой Отечественной войны и инвалиды I и II группы, имеющие земельные участки, от уплаты земельного налога?
     
     До 1 января 2006 года исчисление земельного налога производилось в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождались инвалиды I и II группы, участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространялись социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
     
     Главой 31 НК РФ не предусмотрено полное освобождение от уплаты земельного налога участников Великой Отечественной войны и инвалидов I и II группы.
     
     Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у ряда категорий налогоплательщиков, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
     
     Согласно ст. 387 НК РФ представительным органам муниципальных образований предо-ставлено право определять налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также предусматривать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Иными словами, решение вопроса о полном либо частичном освобождении инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны или иных категорий граждан от уплаты земельного налога находится в компетенции представительных органов муниципальных образований. При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что установление налоговых льгот индивидуального характера не допускается (ст. 56 НК РФ).
     
    Должны ли уплачивать налог на имущество физических лиц и земельный налог граждане, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
     
     Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
     
     Что касается земельного налога, то читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     До 1 января 2006 года земельный налог исчислялся и уплачивался на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", согласно п. 17 ст. 12 которого от уплаты земельного налога полностью освобождались граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     
     С 1 января 2006 года Закон РФ "О плате за землю" признан утратившим силу и введена в действие глава 31 "Земельный налог" НК РФ, положениями которой определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории муниципальных образований.
     
     НК РФ не предусмотрено освобождение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, от уплаты земельного налога.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу (кадастровая стоимость земельных участков) уменьшается на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у ряда категорий налогоплательщиков, в том числе и физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     
     Статьей 387 НК РФ определено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Таким образом, решение вопроса о полном либо частичном освобождении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, от уплаты земельного налога, в том числе и установление им повышенного размера не облагаемой земельным налогом суммы, исключаемой из налоговой базы по земельному налогу, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований.
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
     
     Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами (в том числе граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если они не освобождены от уплаты земельного налога нормативными правовыми актами муниципальных образований), уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.