Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли


Г.В. Пирогова
     

Учет расходов на проведение текущего ремонта

     
     Правомерно ли организация учла в составе расходов затраты на проведение текущего ремонта основных средств за счет резерва на дорогостоящий ремонт основных средств?
     
     Согласно п. 1 ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Однако если предстоит долгосрочный ремонт, то для обеспечения в течение нескольких налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики имеют право создавать в соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ резервы под предстоящие ремонты основных средств.
     
     Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то в соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств вышеуказанного резерва.
     
     При этом НК РФ не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств. Иными словами, налогоплательщики при создании резерва на ремонт основных средств должны руководствоваться правилами ст. 324 НК РФ, не предусматривающей возможности включения в расходы для целей налогообложения фактических затрат по итогам отчетных периодов.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы на проведение текущего ремонта должны покрываться за счет резерва. При этом если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода (п. 2 ст. 324 НК РФ).
     

Учет доходов в виде безвозмездно полученного права пользования автомобилями

     
     Налоговой проверкой было установлено, что организация не учла во внереализационных доходах доходы в виде безвозмездно полученного права пользования автомобилями и тем самым занизила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Права ли налоговая инспекция?
     
     Данные о рыночной стоимости аренды автомобилей соответствующего класса были взяты налоговой инспекцией из информации, предоставленной компанией "Ави-Москва", являющейся официальным российским представителем европейского подразделения Аvis - компании Avis Europe Plc.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются в том числе доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Исходя из п. 3 ст. 40 НК РФ рыночная цена имущества определяется с учетом положений, предусмотренных подпунктами 4-11 ст. 40 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках.
     
     Поскольку действующим законодательством, в том числе НК РФ, не предусмотрена форма официального документа о размерах арендных ставок на автомобили, то информация, использованная налоговой инспекцией, соответствует требованиям п. 9 ст. 40 Кодекса.
     
     Таким образом, налоговая инспекция, правомерно используя данные о рыночной стоимости аренды автомобилей соответствующего класса, приняла решение о доначислении организации налога на прибыль на основании ст. 40 НК РФ.
     

Учет расходов по аренде объекта незавершенного строительства

     
     Организация заключила договор аренды объекта незавершенного строительства (здание было достроено, но арендодатель еще не оформил свидетельство на право собственности). Может ли арендатор при условии использования данного объекта в своей деятельности учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль арендную плату и оплату коммунальных услуг по такому договору аренды?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являются Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
     
     Учитывая вышеизложенное, если договор аренды объекта незавершенного строительства оформлен в соответствии с требованиями российского законодательства, то расходы по аренде вышеуказанного объекта учитываются для целей налогообложения прибыли. В аналогичном порядке учитываются расходы по оплате коммунальных услуг.
     

Учет расходов арендатора на реконструкцию помещения

     
     Организация произвела с согласия арендодателя реконструкцию помещения. Расходы на реконструкцию арендодателем не возмещаются. Может ли арендатор признать такие расходы?
     
     Согласно ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено законом.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     Неотделимые улучшения объекта аренды (здания), в силу того что их невозможно отделить от самого объекта аренды, будут признаны в конечном счете собственностью арендодателя и перейдут к нему вместе с объектом аренды после окончания договора аренды.
     
     Первоначальная стоимость амортизируемого имущества, как это определено в п. 2 ст. 257 НК РФ, может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
     
     Согласно ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.
     
     Таким образом, если результатом проведенных работ будет являться изменение служебного назначения помещения, используемого в производственной деятельности организации, то такие расходы могут быть рассмотрены как работы по достройке, дооборудованию, модернизации объекта амортизируемого имущества и соответственно вышеуказанные расходы будут увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств.
     
     Поскольку вышеуказанные работы произведены в отношении арендованных основных средств, то есть эти работы являются неотделимыми улучшениями амортизируемого имущества и арендодатель не возмещает арендатору понесенные им расходы, то подобные затраты не могут быть учтены у арендатора для целей налогообложения прибыли.
     
Т.М. Гуркова
     

Учет расходов на добровольную сертификацию продукции

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и согласно п. 1 ст. 272 настоящего Кодекса включаются в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат.
     
     Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
     
     Согласно ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
     
     Таким образом, для принятия расходов по добровольной сертификации в уменьшение налоговой базы по прибыли необходимо, чтобы вышеуказанная сертификация продукции проводилась в соответствии с нормами Закона N 184-ФЗ и отвечала определенным специальным требованиям к продукции, установленным стандартами, системами добровольной сертификации и договорами, отличным от требований, предъявляемых к обязательной сертификации, при условии выполнения требований ст. 252 НК РФ.
     

Учет платы за выбросы и сбросы химических веществ (отходов) в пределах установленных лимитов

     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения [в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; расходы на захоронение экологически опасных отходов; расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду].
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности согласно показателям массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме, с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечивается выполнение нормативов, предъявляемых к качеству окружающей среды.
     
     Предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов.
     
     При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут предусматриваться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. При соблюдении лимитов на размещение отходов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.
     
     Таким образом, плата за выбросы и сбросы химических веществ (отходов) в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.
     
     Пунктом 4 ст. 270 НК РФ установлено, что такие расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли.
     

Учет затрат на размещение в специализированных изданиях объявлений об имеющихся вакансиях

     
     Деятельность организации заключается в оказании услуг по подбору персонала в соответствии с заявками юридических лиц. Можно ли учесть затраты на размещение в специализированных изданиях объявлений об имеющихся вакансиях и о квалификационных требованиях заказчиков к претендентам на эти вакансии при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу?
     
     Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также от условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
     
     В соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
     
     На основании п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии подтверждающих документов. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 % выручки, определяемой на основании ст. 249 НК РФ.
     
     Следовательно, в ст. 264 НК РФ нормируются только расходы на покупку призов и прочие виды рекламы. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли в пределах 1 % от выручки, которая облагается налогом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
     
     Таким образом, информация о наборе работников, опубликованная организацией в средствах массовой информации по заявкам юридических лиц, нуждающихся в пополнении персонала, не отвечает вышеприведенному определению рекламы и соответственно не может быть признана рекламной для кадрового агентства.
     
     При этом для целей налогообложения прибыли затраты кадрового агентства, связанные с размещением в специализированных печатных изданиях объявлений об имеющихся вакансиях и квалификационных требованиях заказчиков к претендентам на эти вакансии, не являются для кадрового центра расходами на рекламу, в том числе расходами, нормируемыми согласно положениям п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 и подпункту 49 п. 1 ст. 264 НК РФ вышеуказанные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль кадрового агентства как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и признаются косвенными расходами на основании п. 1 ст. 318 настоящего Кодекса.