Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение земельных участков, занятых находящимися в ведении органов местного самоуправления воинскими и гражданскими захоронениями

    

Налогообложение земельных участков, занятых находящимися в ведении органов местного самоуправления воинскими и гражданскими захоронениями


Н.О. Трофимова
          
     В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
     
     - государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
     
     - объектами организаций федеральной службы безопасности;
     
     - объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
     
     - объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
     
     - объектами учреждений и органов ФСИН России;
     
     - воинскими и гражданскими захоронениями;
     
     - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
     
     Таким образом, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, отнесены ЗК РФ к землям, изъятым из оборота.
     
     Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке вышеуказанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
     
     Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что Законом РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения могут быть:
     
     - по принадлежности - государственные, муниципальные;
     
     - по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;
     
     - по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
     
     На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
     
     Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры, и они могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
     
     К воинским и гражданским захоронениям относятся:
     
     - общественные кладбища, предназначенные для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления;
     
     - воинские кладбища, предназначенные для погребения умерших (погибших) военно-служащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению вышеуказанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления;
     
     - федеральное военное мемориальное кладбище, предназначенное для погребения и увековечения памяти лиц, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством РФ. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны;
     
     - военные мемориальные кладбища, предназначенные для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон N 4292-1). Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления;
     
     - семейные (родовые) захоронения. Гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
     
     - старые военные и ранее неизвестные захоронения, которыми считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий;
     
     - стены скорби. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления;
     
     - крематории. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
     
     В соответствии с Законом N 4292-1 захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, не признаются объектами обложения земельным налогом, за вышеуказанные земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

Налогообложение при продаже земельных участков и объектов недвижимости на них

     
     В каком порядке уплачивается земельный налог в случае продажи земельных  участков и объектов недвижимости, находящихся на этих земельных участках?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     
     Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они обладают на праве собственности (в том числе общей долевой) или праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) учреждениями юстиции. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
     
     Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
     
     Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
     
     Если организация приобретает земельный участок по договору купли-продажи, то с учетом положений п. 1 ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ, а также п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ данная организация становится плательщиком земельного налога в отношении купленного земельного участка со дня государственной регистрации права собственности на него. Организация-продавец перестает быть плательщиком земельного налога в отношении проданного земельного участка с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок.
     

     Также определяется налогоплательщик, если продается здание (сооружение) и в результате этой сделки к покупателю переходит право собственности на соответствующий земельный участок, занятый этим объектом. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, плательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости. Пока право на земельный участок, занятый объектом недвижимости, не прекращено, налоговую декларацию в налоговые органы представляет продавец земельного участка.
     
     На практике возникают ситуации, при которых здание (сооружение), расположенное на земельном участке, который принадлежит продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретает организация, которая с учетом требований п. 1 ст. 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иными словами, организация-покупатель не является государственным или муниципальным учреждением, федеральным казенным предприятием либо органом государственной власти или местного самоуправления, которым могут предоставляться участки в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому покупатель может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
     
     Согласно порядку, приведенному в п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.
     
     Арендная плата за использование вышеуказанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - согласно п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
     

     Размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
     
     - 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
     
     - 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
     
     - 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
     
     Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность вышеуказанных организаций бесплатно.
     
     В то же время положение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка не распространяется на случаи, когда земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
     
     - садоводческим, огородническим или дачным объединениям граждан;
     
     - организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками;
     
     - гаражным потребительским кооперативам.
     
     Переоформление садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, а гаражными потребительскими кооперативами - в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.
     

Налогообложение земельного участка, предоставленного историко-культурному комплексу

     
     Должен ли признаваться объектом обложения земельным налогом земельный участок, предоставленный историко-культурному комплексу, включенному в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен этот налог.
     
     Подпунктом 2 п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, не признаваемые объектом обложения земельным налогом, к которым отнесены, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
     
     Вышеуказанные земельные участки могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности (подпункт 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
     
     В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
     
     Отнесение вышеуказанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия
     
     Сведения, содержащиеся в Реестре, служат основными источниками информации об объектах культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих эту информацию.
     
     На основании ст. 24 Закона N 73-ФЗ в отношении объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Реестр, Правительством РФ может быть принято решение о признании его особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. На объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, куда вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре (ст. 21 Закона N 73-ФЗ).
     
     При отсутствии паспорта объекта культурного наследия налогоплательщик вправе представить в налоговый орган иной документ (например, выписку из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации), содержащий информацию об объекте, признаваемом особо ценным объектом культурного наследия.
     
     Государственный свод учрежден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 и является комплексом документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.
     
     Государственный свод включает регистрационный реестр и документально-информационный фонд. Регистрационный реестр ведется Минкультуры России и является учетным перечнем особо ценных объектов, которые включаются в него под порядковым номером на основании решений Президента Российской Федерации об их отнесении к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Документально-информационный фонд содержит копии официальных документов по особо ценным объектам (решений Президента Российской Федерации и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельных решений руководителей организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам); информационные материалы по вопросам деятельности и истории особо ценных объектов.
     
     Состав документов, подлежащих включению в документально-информационный фонд Государственного свода, определяется Минкультуры России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, а состав информационных материалов - по согласованию с руководителями указанных организаций, предприятий и учреждений.
     
     Учитывая вышеизложенное, земельный участок, предоставленный историко-культурному комплексу, включенному в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не должен признаваться объектом обложения земельным налогом.
     

Налогообложение организации, занимающей отдельные помещения в здании

     
     Может ли быть признана плательщиком земельного налога организация, занимающая отдельные помещения в здании и обладающая правом ограниченного пользования земельным участком?
     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     Статьей 36 ЗК РФ определены условия приобретения технических или иных прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
     
     Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. Если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая часть помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения (п. 4 ст. 36 ЗК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, занимающая отдельные помещения в здании, обладающая правом ограниченного пользования земельным участком, не признается плательщиком земельного налога до момента оформления участка (его доли) на праве постоянного (бессрочного) пользования.