Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О критериях отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки


О критериях отбора налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки

    
О.В. Родина

1. Общие положения

     
     Предварительная работа по проведению выездных налоговых проверок состоит из двух этапов: планирование и подготовка. На первом этапе осуществляется отбор налогоплательщиков для их включения в план проведения выездных налоговых проверок. Итогом данного этапа является составление списка кандидатов для проверки. В ходе подготовки выездных налоговых проверок налоговые органы проводят комплексную работу, обеспечивающую углубленное изучение информации об уже включенных в план налогоплательщиках с целью создания условий для более эффективного проведения контрольных мероприятий.
     
     Единый порядок проведения предварительной работы по осуществлению контрольных мероприятий налоговых органов в части выездных проверок устанавливается Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок.
     

2. Методы отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

     

2.1. Общие положения

     
     Существует множество различных способов и методов отбора налогоплательщиков для налогового контроля, начиная с простейших (например, метод случайного отбора) и заканчивая методами, основанными на сравнении аналитико-статистических многокомпонентных показателей деятельности налогоплательщиков с имеющимися в налоговых органах массивами данных, в том числе с так называемыми вторичными показателями (например, потреблением тепловой и электрической энергии и т.д.). В любом случае применение того или иного метода отбора налогоплательщика для выездной налоговой проверки направлено на выявление потенциальных нарушителей налогового законодательства с целью получения по результатам налоговой проверки дополнительных начислений в бюджет.
     
     Основные методы отбора налогоплательщиков для выездной проверки представлены на схеме.
     


     

2.2. Метод, основанный на знаниях и опыте работников налоговых органов

     
     Этот метод базируется на знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают или наслышаны о том, что в определенном виде бизнеса процветает "теневая экономика", то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех налогоплательщиков, кто представляет наибольший интерес.
     

2.3. Метод, основанный на цикличности во времени

     
     Этот метод подразумевает проверку каждой организации один раз в течение определенного периода времени, например каждый пятый год. Он используется уже очень давно и в своей основе очень прост, но не очень эффективен при наличии ограниченных ресурсов, поскольку средства налогового органа будут автоматически расходоваться на проверку тех организаций, которые не имеют проблем с отчетностью и декларациями. Основная идея этого метода заключается в профилактике неотвратимостью наказания. Плательщики знают, что их периодически проверяют, и поэтому не будут что-либо делать неправильно, по крайней мере умышленно. Однако в реальной жизни эта теория не срабатывает. Во-первых, ни у одного налогового органа не хватит в настоящее время ресурсов для осуществления такой программы. Во-вторых, если налоговый орган и попытается это сделать, то время, которое он может выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что не позволит выявить все нарушения. Поэтому профилактика неотвратимостью наказания является, по существу, иллюзией.
     
     Однако такая периодическая проверка может быть весьма эффективной, например, ее можно с успехом использовать для организаций, известных как "проблемные" или "теневые". Полезна она и для очень крупных организаций, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.
     

2.4. Метод, основанный на расчетах

     
     При использовании этого метода отбираются организации, которые заслуживают особого внимания со стороны налогового органа.  В качестве примера можно привести отбор организаций, у которых выручка от реализации и полученный от нее доход в 2006 году и за текущий период 2007 года снижены по сравнению с 2005 годом и другими более чем на 25%. При недостаточности ресурсов для проверки всех выбранных организаций отбираются организации, у которых наиболее высок риск совершения серьезных ошибок.
     
     В первую очередь обращается внимание на то, чем занимаются эти организации. Если из других источников известно, например, что большинство организаций в строительном бизнесе имело определенные трудности из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что коэффициент отдачи этих организаций резко понизился. Поэтому было бы целесообразно исключить такие организации из выборки, составленной для проверки.  Во вторую очередь анализируется объем продаж; при этом не берутся во внимание организации с объемом продаж менее 100 млн руб.
     
     Если используется информация об организациях, занимающихся различными видами деятельности в данном регионе, то работники налоговых органов могут подразделять их на несколько групп: в одну войдут промышленные организации, в другую - транспортные и т.д.
     
     Следующий шаг - установление индивидуальных критериев в зависимости от вида деятельности организации. Для одной группы организаций критерий может заключаться в том, что отбираются 10% организаций с наибольшим объемом продаж. Иногда ведется более конкретный поиск и отбираются 10% организаций, имеющих и наибольший объем продаж, и наибольшее снижение показателя валового дохода. Чем более конкретны критерии, чем полнее учитываются различные соотношения, тем лучше будет достигнутый результат.
     

3. Источники информации для отбора налогоплательщиков

     
     Для целенаправленного отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информацию, полученную в рамках проведения камеральных налоговых проверок, анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения из досье налогоплательщика. При этом применяются информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информация, получаемая из внешних источников.
     
     Результатом работы по сбору и обработке информации является формирование досье налогоплательщика, представляющее собой совокупность сведений о налогоплательщике, содержащихся как в электронном виде в различных централизованных информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и др.) и в ресурсах, формируемых программными комплексами, функционирующими в налоговых органах ("ЭОД "Местный уровень" и т.д.), так и на бумажных носителях информации, хранящихся в делах налогоплательщика (неформализованная информация об осуществлении финансово-хозяйственных операций, получении дохода, причастности к совершению налоговых правонарушений и т.д.). Внешними источниками информации, используемой для отбора и предпроверочного анализа налогоплательщиков, являются, в частности, Росрегистрация, Росимущество, региональные управления ФНС России, ФТС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, МВД России и т.д.
     

4. Автоматизация отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

     
     Выполнение функций по формированию группы налогоплательщиков для включения в план проведения выездных проверок осуществляется в автоматизированной системе "Электронная обработка данных" (далее - Система ЭОД) в рамках следующих режимов:
     
     - "Анализ финансово-хозяйственной деятельности";
     
     - "Сложные аналитические структуры";
     
     - "Группы налогоплательщиков";
     
     - "Интегральный показатель + рейтинговый анализ ФХД".
     
     Комплекс задач "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" обеспечивает применение основных принципов и направлений реализации процедур отбора налогоплательщиков и предназначен:
     
     - для формирования исходного списка налогоплательщиков по различным критериям отбора с целью включения в план проведения выездных проверок;
     
     - для корректировки исходного списка в соответствии с заданными факторами необходимости проведения выездной налоговой проверки;
     
     - для определения расчетных значений экспертных оценок, характеризующих вероятность выявления у данного объекта налоговых нарушений;
     
     - для окончательного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
     
     Функциональный блок "Сложные аналитические структуры" выполняет следующие функции:
     
     - проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;
     
     - проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
     
     - взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
     
     - оценка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) налогоплательщика, полученным из других источников;
     
     - анализ уровня и динамики основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика;
     
     - выбор объектов (построение списков налогоплательщиков и групп) для проведения выездных налоговых проверок на основании анализа всей имеющейся в системе информации о налогоплательщике.
     
     При работе в рамках функционального блока "Группы налогоплательщиков" налоговый инспектор получает возможность проанализировать финансовое состояние налогоплательщика или его налоговую деятельность и на основании этого анализа сформировать группы налогоплательщиков для включения в план проведения выездных проверок на планируемый отчетный период.
     
     Процесс формирования списка налогоплательщиков для включения в план выездных проверок состоит из формирования исходного списка налогоплательщиков и его первичной оптимизации. Построение списков налогоплательщиков происходит на основании всей имеющейся информации о налогоплательщике в базе данных Системы ЭОД. Имеются несколько возможностей формирования исходного списка налогоплательщиков:
     
     1) формирование в автоматизированном режиме "стандартных групп", включающих налогоплательщиков, которые:
     
     - не проверялись вообще;
     
     - не проверялись в течение N лет;
     
     - допустили нарушения, выявленные в ходе последних проверок;
     
     - находятся в стадии ликвидации;
     
     - относятся к категории крупнейших, основных или прочих и т.д.;
     
     2) формирование групп налогоплательщиков по текущему списку. Такой способ применяется, если список формируется на основании указаний вышестоящих органов или сторонних организаций либо при отборе налогоплательщиков методом случайного выбора;
     
     3) формирование групп налогоплательщиков по условиям. Налоговый инспектор получает в распоряжение систему запросов, которые предоставляют ему возможность формировать списки для различных объектов по условиям, которые накладываются на значения выбранных атрибутов;
     
     4) формирование групп налогоплательщиков по комбинации ранее созданных групп.  В данном режиме создается результирующая группа на основании различных условий и операций над выбранными группами-операндами. С группами можно выполнять следующие операции: объединение, вычитание, отрицание, пересечение.
     
     Режим "Интегральный показатель + рейтинговый анализ ФХД" позволяет провести комплекс-ное исследование организаций, то есть согласованное изучение совокупности показателей, отражающих практически все аспекты хозяйственных процессов, и в итоге получить ком-плексную оценку финансово-хозяйственной деятельности организаций, содержащей обобщенные выводы о результатах исследования.
     
     Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя финансового состояния налогоплательщика с таким же показателем условного эталонного налогоплательщика, имеющего наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния налогоплательщика может быть представлен последовательностью следующих действий:
     
     1. Исходные данные представляются в виде матрицы A - таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2,..., n), а по графам - номера налогоплательщиков (j = 1, 2, 3,..., m).
     
     2. Создается эталонный налогоплательщик (m + 1), значение каждого показателя финансово-хозяйственной деятельности которого равно максимальному значению соответствующего показателя по плательщикам 1, 2,..., m,
     


     
     3. Определяются стандартизованные показатели финансового состояния налогоплательщика. Для этого исходные показатели матрицы A нормируются в отношении соответствующего показателя эталонного налогоплательщика по формуле:
     


     
     где - стандартизованные показатели финансового   состояния j-го налогоплательщика по i-му показателю;
     
      - значение i-го показателя j-го налогоплательщика;
     
      - значение i-го показателя эталонного налогоплательщика.
     
     4. Для каждого анализируемого налогоплательщика значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:
     


     
     где - рейтинговая оценка для j-го налогоплательщика;
     
      - стандартизованные показатели j-го анализируемого налогоплательщика.
     
     5. Организации упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеют организации с минимальным (максимальным) значением рейтинговой оценки.
     

5. Формирование критериев отбора

     
     В качестве критериев отбора для выездных налоговых проверок может быть использована совокупность экспертных оценок (экспертно определенных критериев отбора), разработанных на основе опыта контрольной работы территориальных налоговых органов ФНС России. Вышеуказанная совокупность экспертных оценок включает три группы критериев отбора:
     
     1) рабочие;
     
     2) косвенные;
     
     3) информативные.
     
     Рабочие критерии отбора рассчитываются на основании показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы по месту постановки на учет, а также на основании сведений о налогоплательщиках, поступающих в налоговые органы из внешних источников. В зависимости от расчетных значений рабочих критериев может быть сделан вывод о значительной вероятности совершения налогоплательщиком налоговых нарушений в течение периода, за который анализируются данные отчетности. При отборе налогоплательщиков для включения в план выездной налоговой проверки налоговые органы могут использовать следующие рабочие критерии:
     
     - прочие расходы составляют значительный процент от выручки отчетного периода (возможно занижение налога на прибыль вследствие необоснованного включения в состав прочих расходов затрат, не учитываемых при налогообложении);
     
     - темп роста прочих расходов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года значительно превышает темп роста выручки от реализации;
     
     - стоимость экспорта по данным таможенной декларации превышает сумму выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности;
     
     - площади земельных участков по данным земельного комитета превышают показатели, приведенные в декларации по налогу на землю;
     
     - сумма НДС, уплаченная таможенным органам, превышает сумму НДС, указанную в де-кларации по НДС;
     
     - арендная плата, в соответствии с которой начислена сумма НДС в декларации по НДС, представленной налоговым агентом, превышает аналогичный показатель по данным Комитета по имуществу;
     
     - регулярное представление деклараций к уменьшению налога или возмещению налога из бюджета (применяется к налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество);
     

     - представление налогоплательщиком "нулевой" отчетности при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, об осуществлении экспортно-импортных операций и т.д.
     
     Значения косвенных критериев отбора также рассчитываются на основании показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, но экспертно определено, что они свидетельствуют о меньшей (по сравнению с рабочими критериями) вероятности совершения налоговых нарушений. Примерами косвенных критериев являются:
     
     - несоответствие прироста выручки приросту основных средств;
     
     - значительное превышение суммы дебиторской задолженности над суммой выручки;
     
     - значительное превышение суммы займов и кредитов над суммой выручки;
     
     - значительный удельный вес сумм вычетов по НДС по отношению к сумме НДС, подлежащей уплате в бюджет;
     
     - непредставление налогоплательщиком деклараций по основным налогам (представление "нулевой" отчетности) при наличии сведений о регистрации налогоплательщиком  контрольно-кассовой техники;
     
     - наличие у налогоплательщика нарушений, выявленных по результатам предыдущих выездных проверок;
     
     - наличие у налогоплательщика нарушений, выявленных по результатам камеральных проверок, и т.д.
     
     Информативные критерии отбора представляют собой показатели, характеризующие необходимость или целесообразность включения налогоплательщиков в планы выездных налоговых проверок в соответствии с утвержденными регламентами планирования, подготовки и проведения выездных налоговых проверок, а также характеристиками хозяйственной деятельности налогоплательщика. В процессе отбора могут применяться информативные критерии, которые имеют следующее экономическое обоснование:
     
     - оценивается давность проведения выездной налоговой проверки у данного налогоплательщика;
     
     - оценивается платежеспособность налогоплательщика;
     
     - анализируется размер выручки налогоплательщика за текущий год (период);
     
     - анализируется, отражаются ли налогоплательщиком убытки по данным бухгалтерской или налоговой отчетности;
     

     - анализируется размер прибыли налогоплательщика за текущий год по данным бухгалтерской или налоговой отчетности;
     
     - анализируется объем производства и реализация алкогольной продукции;
     
     - анализируется объем экспортных операций;
     
     - анализируется объем операций по импорту;
     
     - анализируется объем сделок с недвижимостью;
     
     - анализируется необходимость включения в план выездной налоговой проверки текущего или следующего года организаций-налогоплательщиков, сведения о ликвидации которых имеются;
     
     - анализируются факты представления налогоплательщиком более трех уточненных де-клараций по одному налогу в течение календарного года;
     
     - анализируется наличие у налогоплательщика льгот по налогообложению в текущем периоде;
     
     - анализируется наличие не облагаемых налогами оборотов;
     
     - анализируется наличие у налогоплательщиков льготных ставок налогообложения и т.д.