Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О проведении камеральных налоговых проверок


О проведении камеральных налоговых проверок

     
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Камеральная проверка налоговой декларации

     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) процедура камеральной налоговой проверки с 2007 года существенно изменена.
     
     Так, Законом N 137-ФЗ изложена в новой редакции ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регулирующая порядок проведения камеральной налоговой проверки, но два принципиальных положения этой процедуры не претерпели изменений, а именно:
     
     - срок проведения камеральной налоговой проверки по-прежнему составляет три месяца со дня представления налоговой декларации;
     
     - камеральная налоговая проверка по-прежнему проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
     
     В остальном процедура камеральной налоговой проверки существенно изменилась.
     
     Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
     
     В п. 4 ст. 88 НК РФ введено положение, согласно которому налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой де-кларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
     
     Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
     
     В п. 5 ст. 88 НК РФ введена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
     
     Ранее НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) не обязывал налоговые органы составлять акты камеральных налоговых проверок.
     
     Изменения, изложенные в п. 6-9 ст. 88 НК РФ, разрешают проблему истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки.
     
     Напомним, что ст. 88 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) фактически предоставляла налоговым органам право истребовать в ходе камеральной налоговой проверки неограниченное количество документов без проведения выездной налоговой проверки. При этом следует отметить, что такая практика приобретала все большее распространение.
     
     Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 настоящего Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
     
     В то же время в п. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ введены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в следующих случаях:
     
     - при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
     
     - при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
     
     - при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 настоящего Кодекса).
     
     Таким образом, новая редакция ст. 88 НК РФ существенно ограничивает права налоговых органов на истребование первичных документов.
     

2. Порядок истребования документов при проведении камеральной налоговой проверки

     
     Пунктом 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
     
     Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен также запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, определено, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
     
     Пунктом 3 ст. 93 НК РФ установлен срок представления документов по требованию налогового органа - 10 дней, а также определено, что если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в вышеуказанный срок документов с приведением причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
     
     В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
     
     Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, то есть субъектом данного налогового правонарушения являются участники налоговых правоотношений, отличные от налогоплательщика и налогового агента, например, п. 3 ст. 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
     

3. Истребование документов у контрагентов налогоплательщика

     
     Законом N 137-ФЗ в главу 14 "Налоговый контроль" НК РФ введена ст. 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
     
     Напомним, что ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) было установлено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникала необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговый орган мог истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
     
     Законом N 137-ФЗ понятие "встречная проверка" из НК РФ исключено, хотя налоговый орган по-прежнему будет проводить мероприятия по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка. Этому и посвящена ст. 93.1 НК РФ.
     
     Процедура истребования документов у  контрагентов налогоплательщика стала существенно более регламентированной.
     
     В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у  контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
     
     Истребование таких документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Какой налоговый орган вправе истребовать документы? Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы вышеуказанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки - также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
     
     Что касается сроков истребования документов, то в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации), к которому прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в вышеуказанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
     
     Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ, а именно:
     
     - истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;
     
     - копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
     
     - не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
     
     - в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
     
     Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 настоящего Кодекса.
     

4. Оформление результатов камеральной налоговой проверки

     
     Законом N 137-ФЗ изложена в новой редакции ст. 100 НК РФ, регламентирующая порядок оформления результатов налоговой проверки.
     
     Напомним, что в п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой по результатам камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, ст. 100 НК РФ регламентирует в настоящее время оформление результатов как выездных, так и камеральных налоговых проверок.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими вышеуказанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
     
     Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
     
     Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт в акте налоговой проверки делается соответствующая запись.
     
     Что касается структуры акта налоговой проверки, то в п. 3 ст. 100 НК РФ закреплен перечень обязательных реквизитов, в том числе:
     
     - дата акта налоговой проверки, под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
     
     - полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации приводятся полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
     
     - фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
     
     - дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
     
     - дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
     
     - перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
     
     - период, за который проведена проверка;
     
     - наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
     
     - даты начала и окончания налоговой проверки;
     
     - адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
     
     - сведения о мероприятиях налогового конт-роля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
     
     - документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
     
     - выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 4 ст. 100 НК РФ форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     В настоящее время действует приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
     
     В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
     
     Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
     
     Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по данному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованные сроки передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
     

5. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки

     
     Закон N 137-ФЗ внес существенные изменения в процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
     
     Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по вышеуказанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса, который может быть продлен, но не более чем на один месяц.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
     
     Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя.
     
     Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверки (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случая, если участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
     
     Пунктом 3 ст. 101 НК РФ установлены действия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, предваряющие непосредственное рассмотрение материалов налоговой проверки.
     
     Так, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
     
     - объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
     
     - установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо об отложении данного рассмотрения;
     
     - в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
     

     - разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
     
     - вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
     
     Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
     
     При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
     
     Порядок действий руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов проверки установлен п. 5 ст. 101 НК РФ. Так, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
     
     - устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
     
     - определяет, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
     
     - устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
     
     Пунктом 6 ст. 101 НК РФ установлен правовой режим дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Так, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
     

     В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение  экспертизы.
     
     Таким образом, Закон N 137-ФЗ установил сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и их содержание.
     
     Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из решений:
     
     - о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В п. 8 ст. 101 НК РФ предусмотрены требования, предъявляемые к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок.
     
     Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приводятся размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
     
     В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
     
     Кроме того, в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приводятся срок, в течение которого может быть обжаловано данное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
     
     Пунктом 9 ст. 101 НК РФ определен правовой режим вступления в силу решений руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, принимаемого по результатам проверки, который должен рассматриваться в системной связи с механизмом подачи апелляционной жалобы на решение руководителя налогового органа, изложенного в ст. 101.2 настоящего Кодекса.
     

     Так, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
     
     В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, преду-смотренном ст. 101.2 НК РФ, вышеуказанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом пол- ностью или в части.
     
     Закон N 137-ФЗ предусмотрел в ст. 101 НК РФ (п. 10-12) механизм обеспечительных мер, направленных на исполнение решения руководителя налогового органа, принимаемого по результатам проверки.
     
     Согласно п. 13 ст. 101 НК РФ копия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено вышеуказанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
     
     В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может послужить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
     
     Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
     
     Основаниями для отмены вышеуказанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
     

     Согласно п. 15 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и  должностных лиц организаций, виновных в их совершении, осуществляются в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
     
     Порядок обжалования решений налоговых органов установлен ст. 137-142 НК РФ.