Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об упрощенной системе налогообложения


Об упрощенной системе налогообложения

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет авансовых платежей

     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Засчитываются ли авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, в счет уплаты минимального налога?
     
     Согласно порядку исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплате подлежит минимальный налог [ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].
     
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 N 5767/05 указывается, что по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным ст. 346.21 НК РФ, либо п. 6 ст. 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
     

Налогообложение при возврате денежных средств

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, вернула продавцу ранее приобретенный товар (монитор) в связи с обнаружением в нем дефекта. Продавец вернул организации денежные средства в размере покупной стоимости товара. Возникает ли в данной ситуации объект налогообложения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые на основании ст. 250 настоящего Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
     
     В рассматриваемой ситуации продавцом возвращены покупателю денежные средства в размере стоимости бракованного товара (монитора).
     
     Таким образом, денежные средства, полученные при возврате бракованного товара, в силу положений ст. 39 НК РФ не признаются доходом от реализации и соответственно не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Возможность применения упрощенной системы налогообложения акционерным обществом

     
     Возможно ли применение упрощенной системы налогообложения организацией - акционерным обществом в случае, если один из учредителей - физическое лицо, владеющее более 25% акций, передает их номинальному держателю - юридическому лицу?
     
     Владельцем ценных бумаг является лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
     
     Номинальным держателем признается профессиональный участник рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не будучи владельцем этих ценных бумаг (п. 2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27).
     
     Номинальным держателем ценных бумаг может быть юридическое лицо, которое выполняет функции посредника между фактическим владельцем акций и акционерным обществом.
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
     
     При передаче акций акционером - физическим лицом номинальному держателю - юридическому лицу акции фактически принадлежат физическому лицу, и, следовательно, акционерное общество, акции которого передаются в таком порядке, не подпадает под вышеназванное ограничение и вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     
У.В. Семенова,
главный специалист - эксперт Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

     
     ООО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и является брокером по ипотечному кредитованию. ООО заключает с физическими лицами, не состоящими в штате организации, агентские договоры по осуществлению поиска клиентов. Можно ли уменьшить сумму налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на суммы вознаграждения по таким договорам?
     
     Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по нему), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по нему) не может быть уменьшена более чем на 50%.
     
     Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на основании ст. 10 которого объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
     
     Следовательно, для плательщиков взносов на обязательное пенсионное страхование объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     В связи с этим организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг должна начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на сумму вы-плат по вышеуказанным договорам. При этом организация, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить не более чем на 50% сумму налога (авансовых платежей по нему), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

Применение контрольно-кассовой техники

     
     Индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью в виде розничной торговли на рынках, полагают, что применение ими ККТ в своих расчетах с населением не обязательно. Правы ли они?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). При этом Законом N 54-ФЗ предусмотрено, что в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
     
     Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанности применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 4 ст. 346.11, п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
     
     Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2005 N 22-О не нашел оснований для принятия к рассмотрению жалобы заявителя утверждавшего, что приобретение ККТ является для него непосильным бременем. Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения ст. 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которое зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
     
     Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) организации и индивидуальные предприниматели должны исполнять положения Закона N 54-ФЗ, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик ККТ, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п. 1 ст. 4 этого Закона.
     
     Таким образом, применение ККТ имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Применение ККТ в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.
     
     Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым сохранение обязанности применения ККТ налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.