Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество организаций


О налоге на имущество организаций

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение при передаче имущества по договору мены

     
     Должна ли организация уплачивать налог на имущество организаций в отношении переданного по договору мены имущества в связи с вступлением в силу решения суда о признании сделки недействительной?
     
     В силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ничтожная сделка считается недействительной с момента ее совершения и не порождает правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ в виде применения для сторон двусторонней реституции, носят гражданско-правовой характер.
     
     Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных вышеназванным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
     
     Пунктом 3 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, полагаем, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совмест-ную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Поэтому до признания договора мены недействительным спорные объекты обложения налогом на имущество организаций на балансе у налогоплательщика отсутствовали; следовательно, правовые основания для исчисления и уплаты налога на имущество за данный период у него отсутствуют.
     
     Аналогичные решения по данному вопросу принимаются арбитражными судами. Например, из мотивировочной части постановления ФАС Московского округа по делу N КА-К41/3570-07 следует, что в налоговом и бухгалтерском учете отражаются и учитываются не гражданско-правовые сделки, а хозяйственные операции. Поэтому был признан несостоятельным довод налоговой инспекции об обязанности налогоплательщика восстановить стоимость реализованного имущества в бухгалтерском учете на дату реализации. При этом было определено, что законодательство о налогах и сборах не преду-сматривает для налоговых отношений последствий недействительности гражданско-правовых сделок, аналогичных тем, которые предусмотрены в гражданском законодательстве.
     

Переоценка и налогообложение имущества казны

     
     Должно ли переоцениваться являющееся собственностью органов местного самоуправления имущество казны?
     
     Согласно ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
     
     На основании Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минэкономразвития России N 25, Минфина России N 6н, Минимущества России N 14 и Госкомстата России N 7 от 25.01.2003, переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, принадлежащие бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.
     
     Таким образом, переоценка имущества государственной и муниципальной казны не производится.
     
     Подлежит ли налогообложению имущество казны?
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Порядок бухгалтерского учета имущества бюджетных учреждений регулируется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, в соответствии с которой для учета объектов основных средств предназначен счет 010100000 "Основные средства", где учитывается также и имущество казны.
     
     Следовательно, объекты государственной и муниципальной казны до их закрепления в соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения будут являться объектом обложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
     

Налогообложение жилых квартир, общежития, земельных участков, которыми владеет акционерное общество

     
     Акционерное общество владеет на праве собственности жилыми квартирами, общежитием, земельными участками с дачными домами для отдыха сотрудников. Подлежат ли данные объекты налогообложению, если они не используются в основной деятельности общества и не отвечают признакам основных средств, установленным п. 4 ПБУ 6/01?
     
     Порядок принятия на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, и формирования их стоимости регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на бухгалтерский счет 01 "Основные средства" при единовременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, в частности если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     
     В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, установленных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
     
     В этой связи находящиеся в собственности организации жилые квартиры, общежития, дачные дома для отдыха сотрудников, объекты благоустройства, имущество детских учреждений, имущество столовой, предметы интерьера офисных помещений и т.д., учитываемые на балансе и используемые для обеспечения социальных нужд сотрудников организаций, отвечают критериям основных средств, поскольку они предназначены в рамках осуществления организацией уставной деятельности для оказания услуг (возмездных или безвозмездных), связанных с проживанием (постоянным или временным), отдыхом, оздоровлением, питанием и т.д.
     

Налогообложение приобретаемых в собственность организации квартир в целях расселения жильцов сносимых домов

     
     Облагаются ли налогом на имущество приобретаемые в собственность организации квартиры в целях расселения жильцов сносимых домов?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на бухгалтерский счет 01 при единовременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, в частности если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     Кроме того, на основании подпункта "в" п. 4 ПБУ 6/01 актив признается основным средством, если организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
     
     Следовательно, приобретаемые и предназначенные для последующей перепродажи в целях расселения жильцов сносимых домов квартиры учитываются в бухгалтерском учете в качестве товаров, а не в составе основных средств и, следовательно, не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     

Определение среднегодовой стоимости имущества

     
     Применяется ли порядок определения среднегодовой стоимости имущества, установленный Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, при представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 год?
     
     Пунктом 46 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) в п. 4 ст. 376 НК РФ внесены изменения, согласно которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     Предусмотренный п. 4 ст. 376 НК РФ новый порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества установлен для определения налоговой базы за налоговый период.
     
     Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 216-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений.
     
     Положения п. 46 ст. 1 Закона N 216-ФЗ, опубликованного в "Российской газете" 1 августа 2007 года, вступили в силу с 1 января 2008 года и, следовательно, распространяются на следующий за 2007 годом налоговый период, то есть на 2008 год и на последующие налоговые периоды.
     
     Действовавшей до 1 января 2008 года редакцией п. 4 ст. 376 НК РФ предусматривалось, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признававшегося объектом налогообложения, определялась за налоговый (отчетный) период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
     
     Исходя из данной нормы и ее взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего на налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), в связи с чем данный порядок и должен применяться при определении налоговой базы при представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 год.
     

Налогообложение недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию

     
     Подлежит ли налогообложению переданное государственному унитарному предприятию в хозяйственное ведение недвижимое имущество, права на которое не зарегистрированы? Признается ли доходом в целях налогообложения прибыли стоимость данного имущества? Должны ли быть зарегистрированы права на данное имущество в целях налогообложения?
     
     Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
     
     Главой 30 НК РФ определено, что плательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации в отношении признаваемого объектом налогообложения движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтер-ского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
     
     Постановка на баланс организации государственного или муниципального имущества согласно главе 19 ГК РФ может осуществляться только в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям (учреждениям).
     
     В соответствии с п. 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
     
     Исходя из ПБУ 6/01 по активам, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 данного Положения по бухгалтерскому учету, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, отражаемым в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе основных средств, начисление амортизации производится одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01.
     
     Таким образом, в отношении переданного в хозяйственное ведение государственного имущества налог на имущество организаций должен исчисляться в общеустановленном порядке.
     
     Одновременно налогоплательщикам следует иметь в виду, что если передача государственного имущества с баланса одной организации на баланс другой организации произо-шла вследствие реорганизации, то права и обязанности по этому имуществу переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом в зависимости от особенностей реорганизации, установленных ст. 58 ГК РФ.
     
     Согласно ст. 58 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в установленные налоговым законодательством сроки.
     
     Что касается включения стоимости полученного в хозяйственное ведение имущества в состав дохода организации, то согласно ст. 251 НК РФ имущество, полученное на праве хозяйственного ведения, не учитывается принимающим его унитарным предприятием при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     

Налогообложение объектов ЖКХ, принятых в период приватизации на баланс организации и подлежащих передаче органам местного самоуправления

     
     Статьей 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или в оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке.
     
     Кроме того, согласно нормам ст. 30 и 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ  "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры), не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. При этом обременениями (ограничениями) приватизируемого государственного или муниципального имущества может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия, в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
     
     В соответствии со ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
     
     Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника на имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальная собственность), осуществляют органы местного самоуправления. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну муниципального образования (п. 2 и 3 ст. 215 ГК РФ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации в отношении признаваемого объектом налогообложения движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтер-ского учета.
     
     При формировании учетной политики в отношении отражения в бухгалтерском учете имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, организациям следует исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, из которых следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и переданные организации - приватизируемому юридическому лицу на содержание (на ответственное хранение, в безвозмездное временное пользование), подлежат учету в бухгалтерском учете обособленно за балансом, поскольку они не являются собственностью данной организации.
     

Налогообложение приобретенного здания, требующего капитальных вложений

     
     Признается ли объектом обложения налогом на имущество организаций приобретенное здание, требующее капитальных вложений, права собственности на которое зарегистрированы в регистрационной палате?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского  учета.
     
     Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в том числе в объекты капитального строительства, используется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".
     
     Ввиду того что ПБУ 6/01 не применяется в отношении капитальных вложений (п. 3 ПБУ 6/01), затраты, учтенные на счете 08, не являются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
     
     Из ст. 740 ГК РФ и Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного приказом Минфина России 20.12.1994 N 167, следует, что под капитальным строительством понимается не только новое строительство, но и реконструкция, расширение, техническое перевооружение, ремонт действующих предприятий, зданий и сооружений, а также производство отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства. Одним из признаков договора на строительство является продолжительность (от даты начала до даты окончания) его исполнения, которая определяет необходимость распределения производимых затрат на ряд отчетных периодов.
     
     Кроме того, п. 5.2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, определено, что здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляются в состав основных средств по поступлении их на предприятие и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств.
     
     Поэтому если приобретенное здание не эксплуатируется и требует капитальных вложений, что должно подтверждаться распорядительными документами по организации, договором подряда на выполнение строительных работ по доведению здания до состояния, в котором оно пригодно к использованию в запланированных целях, то данный объект недвижимого имущества не подлежит налогообложению до его перевода в состав основных средств, поскольку он не отвечает единовременно требованиям п. 4 ПБУ 6/01.