Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Воронова

Налогообложение компенсационных выплат, доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды

     
     Акционерное общество осуществляет социальную поддержку семей работников организации, которая включает, в частности, предоставление различных услуг в интересах членов семей работников, находящихся на их иждивении (несовершеннолетних детей). Имеет ли право акционерное общество как налоговый агент удерживать из дохода работника (при его письменном согласии) НДФЛ, исчисленный с дохода в натуральной форме, который получен иждивенцами (несовершеннолетними детьми) данного работника и источником выплаты которого является акционерное общество?
     
     В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
     
     Пунктом 2 ст. 211 НК РФ предусмотрено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий, а также родители обязаны содержать своих несовершеннолетних  детей.
     
     Следовательно, если организация оплачивает предоставление услуг в интересах членов семей работников, находящихся на их иждивении (несовершеннолетних детей), в том числе на основании заявлений самих работников, то оплату вышеуказанных услуг следует рассматривать в целях налогообложения как получение дохода в интересах работника организации.
     
     В этом случае организация, являющаяся налоговым агентом, определяет налоговую базу, исчисляет и удерживает НФДЛ из дохода налогоплательщика - работника организации, в интересах которого организацией произведена оплата услуги.
     

     В каком порядке следует производить перечисление НДФЛ, исчисленного в отношении командированных к месту нахождения обособленного подразделения работников головной организации (при наличии постоянного штата работников в подразделении)? Имеет ли в данном случае значение срок служебной командировки?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Одним из предусмотренных НК РФ оснований постановки организации на учет в налоговых органах является осуществление организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ).
     
     Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца, а местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     В то же время следует отметить, что в НК РФ отсутствует определение понятия "рабочее  место". На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
     
     Таким образом, если организацией создается хотя бы одно рабочее место на срок более одного месяца, где работник должен находиться в связи с выполнением трудовых обязан-ностей, которое территориально обособлено от данной организации, то такое рабочее место признается обособленным подразделением организации. Для определения "стационарности" рабочего места не имеет значения, какие виды деятельности осуществляет организация, а учитывается только срок, на который создается рабочее место.
     

     Если работа имеет передвижной характер и у организации возникает необходимость создания нескольких стационарных рабочих мест, то при соблюдении вышеуказанных условий такие рабочие места признаются обособленными подразделениями организации и организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     Из сумм доходов, выплачиваемых работникам обособленных подразделений, сумма НДФЛ подлежит уплате в соответствующие бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений с указанием в поле "Код ОКАТО" платежных документов кода административно-территориального образования, на территории которого находится обособленное подразделение.
     
     Работник является стороной трудового договора. В соответствии со ст. 57 ТК РФ существенным условием трудового договора является, в частности, определение места работы  (с указанием структурного подразделения), то есть работниками обособленных подразделений признаются физические лица, местом работы которых согласно условиям договора является данное обособленное подразделение.
     
     В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
     
     Если сотрудник головной организации командирован на определенный срок в обособленное подразделение, то НДФЛ, удержанный с доходов данного работника, должен быть перечислен по месту нахождения головной организации, с указанием в платежных до- кументах кода административно-территориального образования, на территории которого находится головная организация.
     

Налогообложение доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, с 1 января 2007 года

     

     В садоводческом товариществе работают сторожами жители Молдавии, у них оформлены регистрация, разрешение на работу, в дальнейшем они планируют получить вид на жительство. В каком порядке должен быть начислен на них НДФЛ? Можно ли применять к доходам, выплачиваемым за работу в товариществе, полагающиеся работникам стандартные налоговые вычеты? Правомерно ли возложение на садоводческие товарищества исполнение обязанностей налогового агента по уплате НДФЛ с выплат по гражданско-правовым договорам?
     
     Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Россий- ской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации с 1 января 2007 года считаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     При этом при рассмотрении вопроса о налоговом статусе физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
     
     При определении налогового статуса имеет значение только фактическое время нахождения физического лица в Российской Федерации независимо от его гражданства.
     
     Таким образом, при выплате садоводческим товариществом доходов жителям Молдавии наличие у последних статуса налогового резидента на соответствующие даты выплаты дохода в 2007 году следовало определять исходя из периода нахождения в Российской Федерации, начинающегося с 2006 года, с учетом выполнения условия пребывания за этот период в Российской Федерации не менее 183 календарных дней.
     
     На основании п. 1 ст. 224 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, полученное налоговыми резидентами Российской Федерации, облагается НДФЛ по ставке 13%, и соответственно к таким доходам применяются стандартные налоговые вычеты на работника, его детей и иждивенцев в общеустановленном порядке.
     
     В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, п. 3  ст. 224 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 30%, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых ставка НДФЛ установлена как 15% (оговорка действует с 1 января 2008 года). При этом согласно п. 4 ст. 210 НК РФ стандартные налоговые вычеты по доходам, облагаемым НДФЛ по налоговой ставке 30%, не предоставляются.
     

     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 230  НК РФ налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N 2-НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

Налогообложение доходов по операциям с ценными бумагами

     
     Вправе ли депозитарий исполнять обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ, исчисленного и удержанного с выплаченных акционерам дивидендов, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
     
     Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
     
     Доходы налогоплательщика в виде выплачиваемых организацией-эмитентом дивидендов, начисленных в пользу своих акционеров,  из-под действия ст. 226 НК РФ не выводятся, то есть организация-эмитент, являющаяся источником выплаты такого дохода, признается на основании ст. 226 настоящего Кодекса налоговым агентом.
     
     Пунктом 2 ст. 214 НК РФ определено, что если источником дохода, полученного налогоплательщиком в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму НДФЛ отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст. 224 настоящего Кодекса, в порядке, определенном ст. 275 НК РФ.
     
     Таким образом, налоговым агентом по доходам налогоплательщика в виде дивидендов признается российская организация, являющаяся источником их выплаты, то есть в рассматриваемом случае организация-эмитент.
     
     Перечисление в бюджет платежей (налогов, сборов, штрафов, пеней, платежей таможенным органам) осуществляется в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.
     

     С 1 января 2007 года при перечислении платежей применяются Указания о порядке применения бюджетной классификации Россий-ской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н.
     
     При перечислении обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, штрафы, пени) долж-но быть заполнено поле 101, где указывается статус плательщика:
     
     - 01 - налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо;
     
     - 02 - налоговый агент;
     
     - 03 - сборщик налогов и сборов;
     
     - 04 - налоговый орган;
     
     - 05 - территориальные органы Федеральной службы судебных приставов;
     
     - 06 - участник внешнеэкономической деятельности;
     
     - 07 - таможенный орган;
     
     - 08 - плательщик иных платежей, осущест-вляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами);
     
     - 09 - налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель;
     
     - 10 - налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус;
     
     - 11 - налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
     
     - 12 - налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
     
     - 13 - налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета);
     
     - 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подпункт 1 п. 1 ст. 235 НК РФ);
     
     - 15 - кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.
     
     В вышеуказанном списке такой статус плательщика, как "Уполномоченный представитель", отсутствует.
     
     Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в расчетных документах согласно приложениям N 1-4 к приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н, является обязательной к заполнению при наличии в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса.
     
     При перечислении организацией НДФЛ при заполнении полей 104-110 расчетного документа в поле 101 должен указываться статус "02" - налоговый агент.
     

     Дополнительная информация, содержащаяся в поле "Назначение платежа", является текс-товым пояснением и может быть не учтена налоговым органом в лицевой карточке в качестве исполнения обязанности налогового агента по перечислению налога в бюджет.
     
     Таким образом, депозитарий не имеет права выступать в качестве налогового агента по перечислению НДФЛ в бюджет за акционерное общество.
     

Заполнение налоговыми агентами и представление в налоговые органы форм налоговой отчетности

     
     Обязаны ли обособленные подразделения организации, на которые головной организацией возложены обязанности по ведению учета выплаченных работникам доходов, по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ, представлять сведения о выплаченных доходах в налоговый орган по месту учета головной организации?
     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Россий- ской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налогов, признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты по НДФЛ ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде. Сведения о доходах физических лиц в электронном виде формируются в соответствии с Форматом сведений о до- ходах по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200__ год", утвержденной приказом ФНС России от 23.10.2006  N САЭ-3-04/706@.
     
     Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России, по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В этой связи сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации либо за всю организацию в целом (по доходам физических лиц, полученным как от головной организации, так и от всех обособленных подразделений организации), либо головной организацией о доходах физических лиц, полученных от головной организации, и каждым обособленным подразделением организации, уполномоченным исполнять обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, о доходах физических лиц, полученных от вышеуказанных обособленных подразделений.
     
     Следовательно, сведения по форме N 2-НДФЛ о доходах физических лиц и о суммах начисленного и удержанного налога обособленным подразделением организации должны представляться в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации.
     

     Кроме того, при представлении в налоговый орган налоговыми агентами Справок по форме N 2-НДФЛ в электронном виде необходимо иметь в виду следующее:
     
     - если количество Справок по форме N 2-НДФЛ, представляемых одним налоговым агентом, превышает 5000, то рекомендуется формировать несколько файлов;
     
     - при наличии у налогового агента обособленных подразделений Справки по форме N 2-НДФЛ от головной организации и от каждого из обособленных подразделений формируются в отдельные файлы;
     
     - на каждый представляемый файл формируется отдельный реестр.
     
     На годовом собрании акционеров принято решение о выплате дивидендов, но многие акционеры - владельцы номинального количества акций не принимают участия в управлении организацией и не информируют общество об изменении своих паспортных данных, о перемене места жительства и т.д. Должно ли акционерное общество заполнять и представлять в налоговый орган по месту своего учета справки о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ о суммах, начисленных, но не полученных акционерами дивидендов от российской организации, если паспортные данные акционеров не соответствуют действительности (старые паспорта гражданина СССР)?
     
     Статьей 214 НК РФ установлены особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 214 НК РФ если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму НДФЛ отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст. 224 настоящего Кодекса, в порядке, определенном ст. 275 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
     
     При этом в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода при получении налогоплательщиком доходов в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     Поскольку общество является источником выплаты налогоплательщику дохода в денежной форме - в виде дивидендов, оно в соответствии со ст. 214 НК РФ признается налоговым агентом и обязано согласно ст. 226 настоящего Кодекса исчислить, удержать у налогоплательщика при выплате дивидендов и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы дохода в сроки, указанные в п. 6 ст. 226 НК РФ.
     

     Таким образом, удержание НДФЛ до даты фактического получения налогоплательщиком дохода не может быть произведено. Сведения о начисленных, но не выплаченных дивидендах при заполнении Справки о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ не отражаются.
     
     Следует ли подавать сведения по форме N 2-НДФЛ на предпринимателей без образования юридического лица в случае приобретения у них товаров (канцтовары, хозтовары) и услуг (изготовление ксерокопий), а также на нотариусов за их услуги?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых согласно настоящему Кодексу возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму НДФЛ. Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ и его уплата в соответствии с данной статьей настоящего Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключе- нием доходов, в отношении которых исчисле- ние и уплата налога производятся согласно  ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
     
     Подпунктами 2 и 5 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ исходя из сумм полученных ими доходов.
     
     Таким образом, поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, а также выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ с таких сумм, вышеназванные организации не признаются налоговыми агентами.
     
     Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и о суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.
     

     Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
     
     При этом не представляются сведения о вы-плаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Подтверждением того, что товар был приобретен у индивидуального предпринимателя, могут служить товарные чеки и чеки ККМ (ККТ) либо иные документы, оформленные в установленном порядке, содержащие информацию об основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя и идентификационном номере налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.