Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес


Практика применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес

     
     И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
     

1. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     

Налогообложение передачи органами местного самоуправления земельных участков во временное владение или пользование

     
     Подпадает ли с 1 января 2008 года под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность органов местного самоуправления по передаче хозяйствующим субъектам во временное владение и (или) пользование земельных участков, находящихся как в муниципальной собственности, так и муниципальной казне, для организации на них торговых мест (в том числе розничных рынков), а также для размещения палаток, ларьков и иных объектов нестационарной торговой сети?
     
     В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 1 января 2008 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     В целях главы 26.3 НК РФ под вышеуказанным видом предпринимательской деятельности понимается предпринимательская деятельность, классифицируемая Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, по коду 70.20.2, и связанная с оказанием хозяйствующим субъектам услуг по передаче в аренду (субаренду) собственных (арендованных) земельных участков для организации торговых мест, а также для размещения на них вышеупомянутых объектов организации розничной торговли (общественного питания).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом для целей главы 26.3 НК РФ понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.д., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и т.д.
     
     Таким образом, исходя из вышеприведенного понятия "торговое место" под земельными участками, используемыми для организации торговых мест, для целей данного вида предпринимательской деятельности понимаются земельные участки (вне зависимости от места их расположения), непосредственно используемые для совершения сделок розничной купли-продажи (то есть для ведения розничной торговли).
     
     В соответствии с частью 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
     
     Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (часть 3 ст. 4 Закона N 271-ФЗ).
     
     В этих условиях земельные участки, используемые для организации (строительства) на них розничных рынков, не могут быть отнесены к земельным участкам, непосредственно используемым для совершения сделок розничной купли-продажи.
     
     В связи с этим деятельность органов местного самоуправления, связанная с передачей во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации (строительства) на них розничных рынков, не может рассматриваться в качестве вышеупомянутого вида предпринимательской деятельности и, следовательно, не может облагаться ЕНВД.
     
     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.
     
     Согласно ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с вышеуказанным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
     
     Деятельность представительных органов муниципальных образований и местных администраций как юридических лиц регулируется нормами Закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
     
     В соответствии со ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органами местного самоуправления создаются муниципальные предприятия и учреждения.
     
     Исходя из этого деятельность муниципальных предприятий и учреждений, действующих от имени органов местного самоуправления, по передаче хозяйствующим субъектам во временное владение и (или) пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для организации на них торговых мест (ведения на них розничной торговли) или для размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД на общих основаниях.
     
     Что касается деятельности органов местного самоуправления по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков, составляющих муниципальную казну {то есть не закрепленных за созданными органами местного самоуправления муниципальными предприятиями и учреждениями [ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)]}, то в отношении данной деятельности система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.
     

Налогообложение услуг по строительству домов и хозяйственных построек

     
     Организация осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием физическим лицам платных услуг по строительству индивидуальных домов и хозяйственных построек.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению данные услуги относятся к бытовым услугам и, следовательно, подлежат обложению ЕНВД.
     
     Вышеуказанная деятельность ведется организацией на территории нескольких муниципальных образований, при этом по месту нахождения организации данные услуги не оказываются.
     
     В отношении такой деятельности система налогообложения в виде ЕНВД введена в действие только на территории муниципального образования по месту нахождения организации.
     
     Возникает ли у организации в этом случае обязанность уплачивать ЕНВД на территории данного муниципального образования?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Классификатором ОК 002-93, в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
     
     К бытовым услугам Классификатором ОК 002-93 отнесены, в частности, услуги (работы) по строительству индивидуальных домов (код услуги 016201) и строительству хозяйственных построек (код услуги 016202).
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации оказание бытовых услуг является договорным обязательством, регулируемым нормами о бытовом подряде.
     
     Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
     
     Таким образом, для целей главы 26.3 НК РФ местом оказания налогоплательщиками вышеуказанных бытовых услуг (местом осуществления предпринимательской деятельности по оказанию таких услуг) признается место исполнения ими обязательств по договорам бытового подряда, то есть в данном случае место ведения ими строительных работ.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
     
     Исходя из этого организации, осуществляющие данную предпринимательскую деятельность, должны состоять на учете в качестве плательщиков ЕНВД в налоговых органах по каждому месту ведения такой деятельности и там же уплачивать исчисленные ими суммы единого налога, за исключением случаев осуществления ими данной деятельности в тех муниципальных образованиях, на территории которых в отношении такой деятельности система налогообложения в виде ЕНВД не применяется. В этих случаях обязанности по уплате ЕНВД у организаций не возникает.
     
     По результатам вышеуказанной деятельности они исчисляют и уплачивают налоги по месту их нахождения в соответствии с общим режимом налогообложения или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
     

Определение показателя базовой доходности

     
     Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в том числе в отношении арендованных ею в здании международного аэровокзала частях помещений площадью 140 кв.м каждая.
     
     В инвентаризационных документах на здание аэровокзала вышеуказанные помещения обозначены как галереи и залы ожидания вылетающих, при этом торговые площади в данных помещениях не выделены.
     
     Какой физический показатель базовой доходности в этом случае должен использоваться организацией при исчислении налоговой базы по ЕНВД за налоговые периоды 2007 года, а также после 1 января 2008 года - " площадь торгового зала", "торговое место" или "площадь торгового места"?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь торгового зала" (для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы) или "торговое место" (для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты организации торговли, не относящиеся к объектам стационарной торговой сети).
     
     Понятия объектов стационарной торговой сети, имеющей торговые залы; объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов; магазина; павильона, а также физических показателей базовой доходности "площадь торгового зала" и "торговое место" установлены ст. 346.27 НК РФ.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, к которым, в частности, относятся технические паспорта на нежилые помещения, поэтажные планы, схемы, экспликации, договоры аренды (субаренды) нежилых помещений или их частей и другие подобные документы.
     
     В этих условиях объекты стационарной торговой сети (их части), не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям "магазин" и "павильон", а равно и стационарные объекты организации розничной торговли (их части), фактически используемые под магазины и павильоны, в которых вышеуказанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена [крытые рынки и ярмарки, торговые комплексы, крытые спортивные сооружения, производственные (административные) здания (строения), вокзалы и т.д.], должны относиться для целей главы 26.3 НК РФ к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через такие объекты организации розничной торговли, исчисляют налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место".
     
     Как следует из ситуации, организация осуществляет розничную торговлю в арендованных ею в здании международного аэровокзала нежилых помещениях, в которых площадь торгового зала не выделена, то есть в объекте стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала.
     
     В связи с этим при исчислении налоговой базы по ЕНВД за налоговые периоды 2007 года организация вправе использовать физический показатель базовой доходности "торговое место".
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с дополнениями и изменениями, внесенными в главу 26.3 НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2008 года налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через арендованные ими в вышеуказанных объектах организации розничной торговли нежилые помещения (их части) площадью не более 5 кв.м, обязаны исчислять налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место", а при осуществлении ими розничной торговли через арендованные в данных объектах нежилые помещения (их части) площадью свыше 5 кв.м - с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
     
     В этих условиях после 1 января 2008 года при исчислении налоговой базы по ЕНВД организацией должен использоваться физический показатель базовой доходности "площадь торгового места".
     

Налогообложение крупнейших налогоплательщиков

     
     Распространяются ли с 1 января 2008 года нормы п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ на налогоплательщиков-организации, отвечающих действующим в настоящее время Критериям отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам и состоящих на учете в налоговых органах по месту их нахождения, но не имеющих на вышеуказанную дату Уведомлений о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика?
     
     Если не распространяются, то с какого периода времени данные налогоплательщики вправе не применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случае постановки их на учет в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и получения ими вышеуказанных Уведомлений в течение 2008 года?
     
     В соответствии с п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2008 года система налогообложения в виде ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 данной статьи Кодекса, в случае их осуществления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.
     
     Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее - Критерии).
     
     Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах установлен НК РФ.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков определяет Минфин России.
     
     В целях реализации данного положения НК РФ приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н (далее - Приказ N 85н) утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, а приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@ - Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций.
     
     Согласно Приказу N 85н постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках КПП и соответствует значению 50.
     
     Если на территории субъекта Российской Федерации не предусмотрено создание межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика выдает (направляет) крупнейшему налогоплательщику уведомление о его постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, в котором указывается КПП, содержащий значение 50.
     
     Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
     
     Таким образом, все налогоплательщики, соответствующие Критериям, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам либо в инспекциях ФНС России по месту их фактического нахождения, обязаны иметь Уведомления о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.
     
     В этих условиях на налогоплательщиков, соответствующих Критериям, но не имеющих по состоянию на 1 января 2008 года Уведомлений о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, вышеуказанные положения п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ не распространяются.
     
     Право на освобождение от применения системы налогообложения в виде ЕНВД возникает у таких налогоплательщиков только с момента получения в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам данных Уведомлений.
     

Определение понятия "посадочное место"

     
     Что следует понимать для целей главы 26.3 НК РФ под физическим показателем базовой доходности "посадочное место"? На основании каких документов должна определяться фактическая величина данного физического показателя базовой доходности?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве [пользования, владения и (или) распоряжения] не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ с 1 января 2008 года при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, используется физический показатель базовой доходности "посадочное место".
     
     В целях главы 26.3 НК РФ под физическим показателем базовой доходности "посадочное место" понимается количество мест для сидения (за исключением мест для водителя и кондуктора), имеющихся в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров. Количество таких мест определяется на основании технического паспорта завода-изготовителя данного автотранспортного средства.
     

2. О налоге на игорный бизнес

     

Регистрация объектов налогообложения

     
     На территории субъекта Российской Федерации действует закон субъекта Российской Федерации о запрете начиная с 1 июля 2007 года деятельности по организации и проведению азартных игр в отдельных видах игорных заведений, принятый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
     
     Вправе ли налоговые органы данного субъекта Российской Федерации отказать с этой даты владельцам указанных в принятом Законе игорных заведений (в том числе отвечающих по состоянию на 1 июля 2007 года требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ), а также иных игорных заведений, не отвечающих по состоянию на эту дату требованиям вышеупомянутого Федерального закона, в регистрации установленных ими в таких игорных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения?
     
     Согласно части 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     В соответствии с частью 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 ст. 6, частями 1, 3-5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15, частью 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного данным Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
     
     При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
     
     Таким образом, с 1 июля 2007 года право на дальнейшее занятие предпринимательской деятельностью по организации и проведению азартных игр предоставляется только тем ранее действовавшим игорным заведениям, которые по состоянию на 1 июля 2007 года и далее соответствуют вышеупомянутым требованиям Закона N 244-ФЗ и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр.
     
     Остальные игорные заведения признаются утратившими с 1 июля 2007 года право на дальнейшее осуществление данной деятельности.
     
     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с частью 7 ст. 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели право принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
     
     В связи с этим со дня вступления в силу нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации о запрете начиная с 1 июля 2007 года на его территории деятельности по организации и проведению азартных игр в отдельных видах игорных заведений все предусмотренные данным нормативным правовым актом игорные заведения (в том числе и отвечающие вышеупомянутым требованиям Закона N 244-ФЗ) признаются с 1 июля 2007 года утратившими право на дальнейшее осуществление на территории этого субъекта Российской Федерации такой деятельности.
     
     В этих условиях налоговые органы вправе на основании положений ст. 365 НК РФ отказать владельцам данных игорных заведений, а также иных игорных заведений, не отвечающих по состоянию на 1 июля 2007 года требованиям Закона N 244-ФЗ, в осуществлении после 30 июня 2007 года процедур, связанных с регистрацией установленных ими в игорных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес и (или) с регистрацией изменений (уменьшения) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения (за исключением регистрации выбытия всех объектов налогообложения, связанных с исполнением требований вышеуказанного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации).
     
     В соответствии с частью 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ.
     
     При таких обстоятельствах возобновление после 1 июля 2007 года деятельности игорных заведений, закрытых до 1 июля 2007 года в связи с утратой ими права на дальнейшее ведение данной деятельности, признается открытием нового игорного заведения с нарушением вышеуказанного требования Закона N 244-ФЗ и, следовательно, служит для налоговых органов основанием для отказа владельцам таких игорных заведений в осуществлении с 1 июля 2007 года процедур, предусмотренных ст. 366 НК РФ.
     

Представление налоговых деклараций при временном использовании объектов налогообложения

     
     Имеют ли право плательщики налога на игорный бизнес, временно приостановившие осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр в связи с осуществлением в игорных заведениях ремонтных работ, представлять в налоговые органы "нулевые" налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за налоговые периоды, в течение которых ими проводились ремонтные работы?
     
     В соответствии со ст. 366 НК РФ налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект обложения налогом на игорный бизнес, указанный в п. 1 данной статьи Кодекса, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
     
     Налогоплательщик обязан также зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
     
     Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения, выбывшим - с даты представления заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
     
     Согласно п. 2 ст. 370 НК РФ налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
     
     Таким образом, обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес и, следовательно, по уплате данного налога возникает у налогоплательщиков с момента регистрации в налоговых органах установленных ими в игорных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес.
     
     В этих условиях временное неиспользование (вне зависимости от причин) данными налогоплательщиками установленных ими в игорных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес не может служить основанием для их освобождения от обязанности по уплате налога на игорный бизнес, а значит, и для представления ими "нулевых" налоговых деклараций по этому налогу.
     

Право налоговых органов на отказ в постановке на учет владельцев игорных заведений в качестве плательщиков налога на игорный бизнес

     
     Вправе ли налоговые органы отказывать с 1 июля 2007 года владельцам игорных заведений в случае открытия ими после 1 июля 2007 года новых игорных заведений или снятия ими после 1 июля 2007 года с учета всех ранее установленных в их игорных заведениях объектов налогообложения с последующей регистрацией данных или иных объектов налогообложения в требуемом количестве?
     
     В соответствии с частью 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ (часть 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
     
     Порядок создания и ликвидации игорных зон определен ст. 9 Закона N 244-ФЗ.
     
     Согласно части 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 ст. 6, частями 1, 3-5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15, частью 2 ст. 16 этого Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
     
     Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
     
     Таким образом, со дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ игорные заведения, не отвечающие вышеуказанным требованиям данного Закона, сохраняли право на осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр до 1 июля 2007 года, если иное не было предусмотрено действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом о регулировании (запрете) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отдельных видах игорных заведений).
     
     В этих условиях при представлении до 1 июля 2007 года владельцами таких игорных заведений заявлений о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес и (или) о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения данным налогом, у налоговых органов отсутствовали правовые основания для отказа им в постановке на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес, а также в регистрации установленных ими в данных игорных заведениях объектов налогообложения [в регистрации изменений (уменьшения) количества имеющихся в данных игорных заведениях объектов налогообложения].
     

     Как следует из вышеприведенных норм Закона N 244-ФЗ, с 1 июля 2007 года право на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр предоставляется только тем ранее действовавшим игорным заведениям, которые по состоянию на эту дату и далее отвечают вышеупомянутым требованиям данного Закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
     
     При соблюдении владельцами данных игорных заведений норм ст. 366 НК РФ налоговые органы не имеют права после 30 июня 2007 года отказывать им в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в данных игорных заведениях объектов налогообложения.
     
     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что несоблюдение после 30 июня 2007 года владельцами таких игорных заведений требований Закона N 244-ФЗ (в частности, открытие ими новых игорных заведений вне игорных зон; аннулирование регистрации ранее установленных в игорном заведении объектов обложения налогом на игорный бизнес без одновременной регистрации соответствующего количества аналогичных объектов налогообложения) служит для налоговых органов основанием для отказа им в осуществлении соответствующих процедур, предусмотренных ст. 366 НК РФ, и (или) для признания данных игорных заведений утратившими право на дальнейшее осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
     
     Что касается остальных игорных заведений, то исходя из вышеизложенного такие игорные заведения признаются утратившими с 1 июля 2007 года право на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр.
     
     При таких обстоятельствах налоговые органы вправе на основании положений ст. 365 НК РФ отказать владельцам данных игорных заведений в осуществлении после 30 июня 2007 года процедур, предусмотренных ст. 366 настоящего Кодекса.
     
     Владельцы игорных заведений, не отвечающих требованиям Закона N 244-ФЗ и (или) требованиям нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации, продолжающие после 30 июня 2007 года осуществление в данных игорных заведениях предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (письмо Минфина России от 04.05.2007 N 03-05-05-05/04).
     

     Одновременно с этим необходимо отметить, что исходя из норм ст. 366 и 370 НК РФ налоговые органы не вправе без заявлений владельцев таких игорных заведений аннулировать регистрацию ранее установленных ими в данных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес, а также отказать им в приеме налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес.
     
     Поэтому в целях реализации вышеприведенных положений Закона N 244-ФЗ налоговые органы обязаны обратиться в суд с иском о признании с 1 июля 2007 года деятельности вышеуказанных игорных заведений незаконной предпринимательской деятельностью.