Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     А.В. Романова
     

Определение налогового статуса физического лица

     
     До 1 января 2007 года статус физического лица определялся в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации признавались физические лица, фактически находившиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     С 1 января 2007 года вступили в силу изменения, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
     
     В связи с этим согласно ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
     
     Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
     
     Так же как и ранее, при определении налогового статуса физического лица не учитываются какие-либо иные критерии, в частности место постоянного жительства, гражданство и т.д.

Представление в налоговый орган сведений по налогу на доходы физических лиц

     
     Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в налоговом органе и имеет в штате двух работников. Должен ли он подавать на своих работников сведения по налогу на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
     
     Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Таким образом, на налогового агента возложены обязанности в части исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также представления сведений о доходах физических лиц по месту своего учета.
     
     Поскольку индивидуальный предприниматель является налоговым агентом, на него возложены обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с доходов его работников. Кроме того, он обязан представить сведения о доходах вышеуказанных лиц в налоговый орган, где он стоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, по месту жительства.
     

Стандартные налоговые вычеты

     
     Работница предприятия находилась с января по апрель 2007 года в отпуске по уходу за ребенком, а с мая 2007 года приступила к выполнению трудовых обязанностей. Кроме того, в апреле 2007 года она получила доход в виде премии к празднику в размере 2000 руб. Трудовой договор с работницей не прерывался. Имела ли право работница предприятия на стандартные налоговые вычеты в 2007 году?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ при исчислении налога на доходы физических лиц налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на установленный размер вычета. В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 п. 1 настоящей статьи Кодекса, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором вышеуказанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей, а также на каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.
     
     Вышеуказанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором вышеуказанный доход превысил 40 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
     
     Если сумма налоговых вычетов окажется в налоговом периоде больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, то налоговая база применительно к этому налоговому периоду принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, подлежащих налогообложению, не переносится.
     
     Если в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13 %, или в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было таких доходов, то сумма стандартного налогового вычета в этом налоговом периоде накапливается и подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению.
     
     Таким образом, стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в полагающихся размерах за каждый месяц налогового периода, в течение которых между налоговым агентом и работником заключен трудовой договор.
     
     Если за период январь - апрель 2007 года сумма стандартных налоговых вычетов превысила сумму полученных работницей предприятия доходов, облагавшихся по ставке 13 %, то сумма стандартных налоговых вычетов должна была суммироваться и могла быть предоставлена в следующие месяцы 2007 года. С месяца, в котором доход работницы, исчисленный нарастающим итогом с начала 2007 года, превысил соответствующие пределы, установленные подпунктами 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, стандартные налоговые вычеты не должны были предоставляться.

Налогообложение иностранных граждан и граждан, проживающих вне территории Российской Федерации

     
     Российской организацией был принят на работу с 23 января 2006 года гражданин Республики Беларусь. При приеме на работу он представил паспорт гражданина Республики Беларусь, свидетельство о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации с 15 августа 2005 года по 24 марта 2006 года, диплом об окончании учебного заведения. Бухгалтерия организации удерживала налог с его доходов по ставке 13 %. С 15 ноября 2006 года работник был уволен по собственному желанию. В связи с тем, что гражданин не представил документов, подтверждавших регистрацию по месту пребывания в Российской Федерации, бухгалтерия пересчитала сумму исчисленного налога с доходов данного лица по ставке 30 %. Правомерны ли были действия российской организации по отношению к своему работнику?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ до 1 января 2007 года налоговыми резидентами Российской Федерации признавались физические лица, фактически находившиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
     
     Поскольку гражданин Республики Беларусь выполнял трудовые обязанности в российской организации в период с 23 января 2006 года по 15 ноября 2006 года, то в 2006 году он находился на территории Российской Федерации более 183 дней, в связи с чем он был налоговым резидентом Российской Федерации. При этом на основании п. 1 ст. 224 НК РФ полученные им доходы в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежали обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     В соответствии с письмом Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 начиная с 1 января 2006 года доходы гражданина Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации в соответствии с заключенным бессрочным трудовым договором подлежали обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     При увольнении вышеуказанному работнику был доначислен налог на доходы физических лиц по ставке 30 %, поскольку он не представил документов, подтверждавших регистрацию по месту пребывания в Российской Федерации.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания на территории Российской Федерации, при отсутствии отметки пропускного контроля в паспорте физического лица, как, в частности, при пересечении границы Республики Беларусь, доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации (например, табель учета рабочего времени и расчета заработной платы или другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, командировочное удостоверение).
     

     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком заявления о перерасчете налога на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, если в бухгалтерии вышеуказанной организации имеются документы в отношении гражданина Республики Беларусь (например, табель учета рабочего времени и расчета заработной платы, трудовой договор), из которых можно сделать вывод о том, что он находился на территории Российской Федерации более 183 дней в 2006 году, то организация, которая удерживала с него налог на доходы физических лиц по ставке 30%, должна произвести перерасчет налоговой базы и сумм налога исходя из ставки налогообложения 13%, и возврат излишне удержанных сумм налога.
     

Представление сведений по форме 2-НДФЛ

     
     Каков порядок представления сведений по форме 2-НДФЛ банком, в состав которого входят обособленные подразделения (филиалы), выполняющие функции юридического лица по выплате доходов. Должны ли обособленные подразделения (филиалы) банка представлять сведения по форме 2-НДФЛ по месту своего нахождения в отношении доходов, выплаченных обособленными подразделениями (филиалами)?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса. Вышеуказанные лица именуются налоговыми агентами.
     
     Пунктом 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     
     Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами по месту своего учета.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Таким образом, обособленные подразделения организации не могут быть отнесены к налоговым агентам, на которых возложена обязанность по представлению сведений о доходах по форме 2-НДФЛ.
     
     В этой связи сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации либо за всю организацию в целом (по доходам физических лиц, полученным как от головной организации, так и от всех обособленных подразделений организации), либо головной организацией о доходах физических лиц, полученных от головной организации, и каждым обособленным подразделением организации, уполномоченным исполнять обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц, о доходах физических лиц, полученных от указанных обособленных подразделений.
     
     В какой налоговый орган следует представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ - по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения? Правомерны ли требования по обязательности представления вышеуказанных сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
     
     Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Вышеуказанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
     
     Таким образом, сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации либо за всю организацию в целом (по доходам физических лиц, полученным как от головной организации, так и от всех обособленных подразделений организации), либо головной организацией о доходах физических лиц, полученных от головной организации, и каждым обособленным подразделением организации, уполномоченным исполнять обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц, о доходах физических лиц, полученных от указанных обособленных подразделений.
     
     В то же время налоговые агенты вправе представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с использованием средств телекоммуникаций.
     
Б.П. Куликов
     

Налогообложение несовершеннолетних граждан

     
     Должен ли несовершеннолетний ребенок уплачивать налог на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Следовательно, несовершеннолетние граждане - налоговые резиденты Российской Федерации признаются плательщиками налога на доходы физических лиц.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, если в течение налогового периода физическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации получил доходы от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; доходы, полученные от продажи имущества, принадлежащего этим лицом на праве собственности; доходы, полученные от источников, находящихся за пределами Российской Федерации; выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), а также иные доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, данное физическое лицо обязано задекларировать полученные доходы.
     
     Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц и представлению налоговой декларации обусловлена фактом получения доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц, и не зависит от возраста налогоплательщика.
     
     Пунктом 1 ст. 26 и п. 2 ст. 27 НК РФ предусмотрено участие несовершеннолетних налогоплательщиков в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законных представителей, в качестве которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации признаются родители, усыновители и попечители.
     

Исправление допущенной в налоговой декларации ошибки

     
     Статьей 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
     
     Срок представления такой уточненной декларации определен фактом обнаружения налогоплательщиком ошибки в поданной налоговой декларации.
     
     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
     
     Согласно ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
     
     Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно вышеназванных ошибок и (или) противоречий, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
     
     Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
     
     При совершении налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ.
     
     Следует отметить, что согласно подпункту 1 п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
     

Предоставление имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры

     
     Можно ли получить имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры на основании предварительного договора купли-продажи?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им в том числе на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней.
     
     Общий размер этого имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по полученным и фактически израсходованным вышеназванным целевым займам (кредитам).
     
     Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме соответствующий договор о приобретении, акт о передаче квартиры, доли (долей) в ней налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
     
     По предварительному договору купли-продажи физические лица могут только проинвестировать строительство квартиры, которая может быть им передана в собственность только согласно заключенному в будущем основному договору купли-продажи с собственником квартиры (с организацией, имеющей право собственности на данную квартиру).
     
     Следовательно, до заключения основного договора купли-продажи и его государственной регистрации в соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации физические лица не могут воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     

Имущественный вычет при продаже земельного участка и недостроенного дома

     
     Физическое лицо приобрело земельный участок и начало строительство дома. Затем физическое лицо продало в течение года земельный участок и недостроенный дом, в связи с чем было оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на не завершенный строительством объект. На какие имущественные налоговые вычеты может рассчитывать данное физическое лицо?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство.
     
     Поскольку ст. 220 НК РФ предусмотрено, что для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при строительстве налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на жилой дом, то данный налогоплательщик может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство жилого дома, только после получения им свидетельства о государственной регистрации права собственности на этот дом.
     
     Таким образом, в связи с отсутствием свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом данный налогоплательщик не имеет права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме расходов на строительство жилого дома при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в вышеуказанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.
     
     Следовательно, в случае продажи налогоплательщиком земельного участка, находящегося в его собственности менее трех лет, он может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной от продажи земельного участка, но не превышающей 1 000 000 руб.
     
     Что касается объекта незавершенного строительства, то его в целях определения размера имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, следует относить к иному имуществу, так как он не входит в перечень объектов, поименованных в данном подпункте п. 1 ст. 220 Кодекса.
     
     Таким образом, при продаже объекта незавершенного строительства, находящегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик может воспользоваться в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ правом на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи данного объекта, но не превышающей 125 000 руб.
     
     Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     

Предоставление социального налогового вычета

     
     Является ли отсутствие у налогоплательщика ИНН основанием для отказа в получении социального налогового вычета, если он в установленные сроки представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и все документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение социального налогового вычета?
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Постановка на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется в налоговом органе по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
     
     Согласно ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
     
     Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
     
     Следовательно, положениями НК РФ не предусмотрен заявительный характер постановки на учет организаций и физических лиц в налоговом органе с присвоением ИНН. Постановка на учет осуществляется без участия организаций и физических лиц на основании сведений, поступающих в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также от органов, поименованных в ст. 85 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику - физическому лицу на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода по форме 3-НДФЛ с обязательным приложением документов, подтверждающих право на получение социального налогового вычета.
     
     Поскольку ИНН указывается в налоговой декларации только при его наличии, то его отсутствие у налогоплательщика не служит основанием для отказа в предоставлении социального налогового вычета.
     
     Таким образом, право на получение социального налогового вычета не зависит от наличия у налогоплательщика ИНН.