Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

    

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности


О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Период, за который представляется налоговая декларация

     
     Российская организация, реализующая товары на экспорт, собрала пакет документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 %, в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. За какой налоговый период следует представлять налоговую декларацию по НДС, если 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта и день сбора документов приходятся на один налоговый период?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     На основании положений п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта одновременно с налоговой декларацией.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по вышеуказанным операциям является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса. При этом п. 5 ст. 174 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Учитывая, что момент определения налоговой базы по НДС по экспортным операциям и соответственно отражение таких операций в налоговой отчетности зависят от срока сбора документов, обосновывающих правомерность применения налоговой ставки в размере 0 %, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того что окончание вышеуказанного срока также приходится на этот же налоговый период.
     

Налогообложение услуг, приобретаемых российской организацией у иностранной организации

     
     Российская организация приобретает у иностранной организации за иностранную валюту услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, для использования в деятельности, облагаемой НДС. Выступая в качестве налогового агента, вышеуказанная организация уплачивает НДС в бюджет Российской Федерации. Каков порядок вычета в этом случае сумм НДС, уплаченных российской организацией?
     
     Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС.
     
     На основании п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и реализующему работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Поэтому в случае приобретения у иностранных лиц вышеуказанных работ (услуг) за иностранную валюту НДС исчисляется в рублях и согласно п. 3 ст. 153 НК РФ налоговая база по НДС по таким операциям пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов.
     
     Таким образом, при приобретении у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации, работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные российской организацией в рублях по курсу Банка России на дату осущест-вления расходов и фактически уплаченные ею в бюджет как налоговым агентом.

Налогообложение услуг по транспортировке товаров железнодорожным транспортом

     
     Российская организация - экспортер приобретает услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации. Данные услуги оказываются перевозчиком в отношении товаров, которые еще не помещены под таможенный режим экспорта. Каков порядок применения НДС к вышеуказанным операциям?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров. Суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении указанных операций, подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ.
     
     Так, согласно положениям ст. 171 и 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления экспортных операций, принимаются к вычету после принятия таких товаров (работ, услуг) на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами вышеуказанных товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую реализацию товаров на экспорт.
     
     На основании подпункта 9 п. 1 и п. 3 ст. 164 НК РФ услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, осуществляемые российскими организациями до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта, подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 %. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику организацией, оказывающей вышеприведенные услуги, использованные при осуществлении экспортных операций, принимаются к вычету в вышеуказанном порядке.
     

Налогообложение аренды воздушного судна

     
     Российская организация на основании договора аренды транспортного средства без экипажа с иностранным лицом берет во временное пользование воздушное судно. Организация перечисляет иностранному лицу арендные платежи и денежные средства в счет компенсации расходов на техническое обслуживание воздушного судна. Каков порядок применения НДС в отношении этих операций?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В целях применения НДС порядок определения места реализации работ (услуг) установлен нормами ст. 148 НК РФ, на основании положений подпункта 5 п. 1 которой место реализации услуг по аренде воздушного судна без экипажа определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей вышеуказанные работы, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по аренде воздушного судна, оказываемых иностранным лицом на основании договора аренды транспортного средства без экипажа, территория Российской Федерации не признается и соответственно такие услуги НДС на территории Российской Федерации не облагаются.
     
     Что касается денежных средств, перечисляемых российской организацией - арендатором иностранному лицу - арендодателю в целях компенсации расходов на техническое обслуживание воздушного судна, то на основании норм ст. 146 и 148 НК РФ данные денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
     

Обоснование применения ставки НДС в размере 0 %

     
     Российская организация реализует товары на экспорт. В процессе таможенного оформления товаров была произведена корректировка их таможенной стоимости. Следует ли в этом случае представлять в пакете документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 % по экспортным операциям, бланк формы корректировки таможенной стоимости одновременно с таможенной декларацией?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 % налогоплательщик должен представить в налоговые органы в том числе таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенных органов, подтверждающими помещение товаров под таможенный режим экспорта и вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 приказа ФТС России от 03.08.2006 N 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации" при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации используются формы комплектов бланков грузовой таможенной декларации (транзитной декларации). При этом п. 3 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденного приказом ФТС России от 01.09.2006 N 830, установлено, что бланк формы корректировки таможенной стоимости является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации.
     
     Таким образом, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % налогоплательщики должны представлять в налоговые органы таможенные декларации, оформленные в установленном порядке, в том числе с соответствующими дополнительными листами, входящими в комплект таможенной декларации (включая бланки формы корректировки таможенной стоимости).
     

Место проведения выездных налоговых проверок

     
     Иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через несколько подразделений, которые состоят на налоговом учете, при этом налоговая отчетность по НДС представляется централизованно. Каков порядок проведения выездных налоговых проверок в этом случае? Вправе ли налоговые органы проводить проверки по месту учета подразделений?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Выездная налоговая проверка осуществляется в порядке, установленном ст. 89 НК РФ, в соответствии с нормами которой решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговый орган имеет право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ иностранными организациями признаются юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства вышеуказанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Поскольку иностранные организации не имеют места нахождения на территории Российской Федерации, определяемого ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, то вышеуказанные нормы НК РФ применяются в отношении иностранных организаций с учетом Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
     
     Пунктом 1 ст. 144 НК РФ установлено, что плательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных главой 21 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации вправе встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа только в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
          На основании положений п. 4 и 8 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
     
     Кроме того, подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, налоговые органы могут проводить выездные налоговые проверки иностранных организаций по месту их учета в налоговых органах.
         

Налогообложение услуг по перевозке грузов

     
     Российская организация оказывает услуги по перевозке грузов, в том числе конвертов, документов, посылок, между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами. Каков порядок применения НДС в отношении таких услуг?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС по ставке в размере 0%, для обоснования права на применение которой налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 Кодекса, в том числе контракт на оказание услуг, документы об их фактической оплате и транспортные документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров.
     
     Таким образом, при оказании российской организацией услуг по перевозке грузов, в том числе конвертов, документов, посылок, между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами ее территории, и при условии наличия документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, применяется ставка НДС в размере 0%.