Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль


Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет ежемесячной платы, взимаемой с граждан за стационарное обслуживание в учреждении социального обслуживания

     
     В государственном стационарном учреждении социального обслуживания, финансируемом из федерального бюджета, с проживающих граждан взимается ежемесячная плата за стационарное обслуживание на основании договора о таком обслуживании. Является объектом обложения налогом на прибыль вышеуказанная плата или данные средства признаются целевыми и не учитываются для целей обложения налогом на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль признаются все российские организации.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения данным налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Плата, получаемая организациями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, является в соответствии со ст. 39 НК РФ выручкой от реализации товаров, работ, услуг и соответственно должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Доходы, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим. Статья 251 НК РФ не предусматривает исключение из состава доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, средств, получаемых государственными учреждениями в виде платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
     
     Исходя из вышеизложенного ежемесячная плата за стационарное обслуживание в государственном учреждении учитывается этим учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     

Учет расходов при ликвидации объекта основных средств

     
     На практике часто возникают ситуации, при которых списание объекта основного средства происходит в одном налоговом периоде, а ликвидация объекта в силу объективных причин осуществляется в другом налоговом периоде. Как учитывать в этом случае расходы по ликвидации объекта основных средств?
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     
     Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, в порядке, предусмотренном данной статьей НК РФ.
     
     Исходя из изложенного, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.
     

Учет контролируемой задолженности

     
     Общество, одним из учредителей которого является иностранная организация, владеющая более 20 % уставного капитала, предоставляет займы своим дочерним компаниям - российским организациям, вследствие чего на основании ст. 269 НК РФ задолженность дочерних компаний по долговым обязательствам перед обществом попадает в разряд контролируемой. По различным причинам дочерние компании задерживают уплату процентов обществу. В 2006 и 2007 годах имели место выплаты процентов, начисленные в периоды до 2006 года. Подпадает ли задолженность по процентам, начисленным до 2006 года, под переклассификацию в дивиденды в случае уплаты таких процентов в течение 2006 и 2007 годов?
     
     Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 % уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом вышеуказанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются следующие правила.
     
     Налогоплательщик обязан исчислять на последнее число каждого отчетного (налогового) периода предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
     
     В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов.
     
     Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными согласно порядку, установленному п. 2 ст. 269 НК РФ, на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, приравнивается для целей налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Организациям необходимо учитывать, что правила, установленные п. 2 ст. 269 НК РФ, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" понятие контролируемой задолженности применяется в отношении налогоплательщика - российской организации, имеющей непогашенную задолженность перед российскими организациями, являющимися аффилированными лицами иностранных организаций, с 1 января 2006 года.
     
     Одновременно организациям следует иметь в виду, что согласно ст. 271 и 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается для целей налогообложения прибыли полученным, а расход признается осуществленным на конец соответствующего отчетного периода.
     

Налогообложение дивидендов

     
     С 1 января 2008 года изменился порядок исчисления суммы налога на прибыль в отношении доходов в виде дивидендов. Учитываются ли при определении суммы налога, исчисляемой по новой формуле, сумма дивидендов, полученная обществом от иностранных организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, а также сумма дивидендов, подлежащая выплате акционерам - иностранным организациям и физическим лицам, не являющимся резидентами Российской Федерации?
     
     Федеральным законом от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2008 года, внесены изменения в ст. 275 НК РФ, устанавливающую особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.
     
     В частности, с 1 января 2008 года в соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ для налогоплательщиков, не указанных в п. 3 данной статьи Кодекса, по доходам в виде дивидендов, за исключением приведенных в п. 1 ст. 275 НК РФ, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных п. 2 ст. 275 настоящего Кодекса.
     
     Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений и по формуле, установленным п. 2 ст. 275 НК РФ.
     
     В силу имеющейся в п. 2 ст. 275 НК РФ оговорки положения данного пункта (включая предусмотренную им формулу определения суммы налога) не распространяются на налогоплательщиков, указанных в п. 3 ст. 275 настоящего Кодекса, а также не применяются при получении доходов в виде дивидендов, приведенных в п. 1 данной статьи НК РФ.
     
     Таким образом, при определении суммы налога в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 275 НК РФ, в расчет не принимаются сумма полученных дивидендов, источником которых является иностранная организация, а также сумма дивидендов, выплачиваемых налоговым агентом иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации.
     
     Суммы налога на прибыль по вышеуказанным дивидендам определяются в порядке, предусмотренном соответственно п. 1 и 3 ст. 275 НК РФ.
     

Учет расходов на приобретение земельного участка

     
     Относятся ли к расходам на приобретение земельного участка стоимость самого земельного участка, оплата консультационных услуг, расходы по межеванию и технической инвентаризации участков, плата за предоставление сведений земельного кадастра, государственная пошлина за регистрацию права на земельные участки?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 264.1 НК РФ расходы на приобретение права на земельные участки, указанные в п. 1 данной статьи Кодекса, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
     
     Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с вышеуказанными объектами, за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию согласно подпункту 40 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и (или) реализацией.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ расходы на приобретение земельных участков включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и по выбору налогоплательщика:
     
     - признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет;
     
     - признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 % исчисленной согласно ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы этих расходов.
     
     При этом подпунктом 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ предусмотрено, что убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями:
     
     - в течение срока, установленного в соответствии с подпунктом 1 п. 3 вышеуказанной статьи Кодекса;
     
     - в течение фактического срока владения этим участком.
     
     Таким образом, согласно ст. 264.1 НК РФ списание убытка налогоплательщиками, которые самостоятельно определили срок признания расходов на приобретение права на земельный участок, может быть произведено равномерно в течение периодов, приведенных в подпункте 1 п. 3 ст. 264.1 настоящего Кодекса, то есть в течение пяти лет, либо срока, самостоятельно установленного налогоплательщиком для признания расходов на приобретение права на земельные участки, если такой срок превышает пять лет.
     
     Налогоплательщики, которые самостоятельно не определяли срок признания расходов на приобретение права на земельные участки и признают такие расходы в размере, не превышающем 30 % налоговой базы предыдущего налогового периода, производят списание убытка равномерно в течение фактического срока владения этим участком.
     
     Списание убытка от реализации права на земельный участок осуществляется в течение вышеуказанных периодов начиная с отчетного (налогового) периода, в котором получен этот убыток.
     
Р.Н. Митрохиaна,
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Учет сопоставимости полученных кредитов и займов

     
     Лизинговая компания получает различные виды кредитов и займов. Как она должна учитывать условия о сопоставимости полученных кредитов и займов? Влияет ли на условие о сопоставимости кредитов досрочное погашение одного из них, если считается, что кредиты выданы на сопоставимых условиях?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
     
     Таким образом, в п. 1 ст. 269 НК РФ определены основные критерии сопоставимости долговых обязательств. Так, долговые обязательства считаются выданными на сопоставимых условиях, если они одновременно отвечают следующим требованиям, а именно выданы:
     
     - в одинаковой валюте;
     
     - на те же сроки;
     
     - под аналогичные обеспечения;
     
     - в сопоставимых объемах.
     
     Порядок определения сопоставимости по вышеназванным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике для целей налогообложения прибыли, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.
     
     Если кредиты выданы одним и тем же кредитором в сопоставимых объемах в одной и той же валюте под аналогичное обеспечение и на одинаковый срок, то такие обязательства считаются выданными на сопоставимых условиях независимо от досрочного погашения в дальнейшем одного из кредитов.
     

Учет расходов на проведение периодических медицинских осмотров работников организации

     
     В организации проводятся предварительные и обязательные периодические медицинские осмотры бухгалтеров, работников управленческого персонала и других работников, работа которых связана с использованием персональных электронно-вычислительных машин. При этом расходы, связанные с проведением таких медицинских осмотров, учитываются организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Правильно ли это?
     
     Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
     
     Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
     
     Согласно п. 4.2.3 Перечня к вредным и (или) опасным производственным факторам отнесены работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ.
     
     В соответствии с п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 03.06.2003 N 118, лица, работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
     
     Статья 212 ТК РФ определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, обязательных психиатрических освидетельствований по их просьбам в соответствии с медицинским рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
     
     Вышеперечисленные нормативные правовые акты указывают на обязанность работодателя организовывать предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) лиц, работа которых профессионально связана с эксплуатацией ПЭВМ.
     
     На основании п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется работодателем совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на то, что согласно ст. 57 ТК РФ работник должен быть проинформирован об условиях труда при его приеме на работу.
     
     С учетом вышеизложенного полагаем, что расходы, связанные с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров бухгалтеров, работников управленческого персонала и других работников организации, профессионально занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50 % рабочего времени, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
А.А. Назаров
     

Об указании значения КПП в карточке "РСБ" местного уровня по налогу на прибыль организаций

     
     В соответствии с каким документом указывается значение КПП в карточке "РСБ" местного уровня по налогу на прибыль организаций, открываемой налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения организации: в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе?
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Таким образом, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика производится уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации организаций.
     
     Пунктом 1 раздела I "Общие положения" Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ (далее - Рекомендации), определено, что карточка "РСБ" местного уровня (далее - карточка "РСБ") предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (далее - плательщик), по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
     
     Это означает, что сведения о расчетах с бюджетом плательщика налога на прибыль, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, учитываются в карточке "РСБ".
     

     Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
     
     Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Следовательно, НК РФ рассматривает прибыль, приходящуюся на обособленное подразделение налогоплательщика, отдельным (территориально обособленным) объектом налогообложения.
     
     Согласно п. 1 раздела II "Порядок открытия карточек “РСБ” местного уровня" Рекомендаций карточки "РСБ" открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.
     
     Наличие у плательщика нескольких объектов налогообложения одного типа или мест осуществления деятельности (например, нескольких земельных участков, или других видов имущества, или мест осуществления деятельности, находящихся на территории разных муниципальных образований), облагаемой единым налогом на вмененный доход, является основанием для ведения в налоговых органах отдельных карточек "РСБ" по каждому объекту налогообложения конкретного типа или места осуществления деятельности, характеризующихся принадлежностью к территории определенного муниципального образования с определенным кодом административно-территориального образования (ОКАТО), на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора), если иное не предусмотрено другими правовыми актами, устанавливающими особенности по соответствующему налогу.
     
     Карточки "РСБ" открываются по каждому коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему коду ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения, для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу (сбору, взносу).
     
     Вышеприведенное означает, что сведения о расчетах с бюджетом плательщика налога на прибыль, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, учитываются в отдельной карточке "РСБ".
     

     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Это означает, что имеется несколько причин постановки организации на учет. Так, организация, имеющая обособленное подразделение, подлежит постановке на учет не только в налоговом органе по месту нахождения организации, но и в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:
     
     - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (далее - Свидетельство) - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
     
     - уведомление о постановке на учет в налоговом органе (далее - Уведомление) - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
     
     Следовательно, при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации выдается Свидетельство, а при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации - Уведомление.
     
     Поэтому значение кода причины постановки на учет (КПП), присвоенное организации налоговым органом по месту ее нахождения и указанное в Свидетельстве, отличается от значения КПП, присвоенного организации налоговым органом по месту нахождения ее обособленного подразделения и указанного в Уведомлении.
     
     Пунктом 1 раздела II Рекомендаций установлено, что открытие карточек "РСБ" местного уровня вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций или физических лиц (индивидуальных предпринимателей; частных нотариусов; адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям) осуществляется при условии их постановки на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП или присвоением физическому лицу ИНН (использованием ранее присвоенного ему ИНН).
     

     Это означает, что карточка "РСБ" открывается только после постановки организации на учет в налоговом органе с обязательным присвоением ей налоговым органом КПП.
     
     Согласно п. 1 раздела I "Общие положения" Рекомендаций карточка "РСБ" состоит из двух частей: призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.
     
     В призначной части в обязательном порядке указываются коды: ИНН, КПП (для организации), КБК, ОКАТО, ОКВЭД, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика. Статус плательщика проставляется в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила).
     
     Это означает, что в карточке "РСБ" значение КПП налогоплательщика указывается в соответствии с Правилами.
     
     Согласно п. 1 Правил значения ИНН и КПП в расчетных документах указываются в соответствии со Свидетельством. При этом иной источник информации о КПП, кроме Свидетельства, Правилами не предусмотрен. Поэтому в соответствии с Рекомендациями в карточке "РСБ" проставляется КПП, указанный в Свидетельстве, а не КПП, приведенный в Уведомлении.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в карточке "РСБ" по налогу на прибыль, открываемой по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика для учета сведений о расчетах с бюджетом субъекта Российской Федерации, КПП налогоплательщика указывается в соответствии со Свидетельством, а не согласно Уведомлению.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     

     Это означает, что налогоплательщик заявляет о своих обязательствах по налогу в налоговой декларации по налогу.
     
     В связи с этим в карточку "РСБ" по налогу должны проставляться реквизиты, указанные в налоговой декларации.
     
     К этому же выводу можно прийти, если учесть следующее положение Рекомендаций.
     
     В соответствии с п. 1 раздела II Рекомендаций карточки "РСБ" открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:
     
     - с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, а также с момента возникновения установленных пенсионным законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов, то есть с момента представления плательщиком деклараций (расчетов), а также поступления из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;
     
     - с момента уплаты налогов (сборов, взносов), а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами.
     
     Это означает, что карточка "РСБ" по налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком, открывается после представления налоговой декларации.
     
     Выходит, что в карточке "РСБ" (в частности, по налогу, подлежащему уплате по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика) следует проставлять реквизиты (в том числе КПП) из налоговой декларации (в частности, из налоговой декларации, представляемой по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика).
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).
     

     Поэтому по месту нахождения налогоплательщика представляется налоговая декларация в целом по организации, а по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика - налоговая декларация по обособленному подразделению.
     
     Пунктом 7 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     В соответствии с п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Порядок заполнения декларации и Декларация; утверждены приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н) в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации налогоплательщики представляют Декларацию, включающую Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.
     
     Согласно п. 2.3 Порядка заполнения Декларации в верхней части каждой страницы Декларации указываются ИНН и КПП организации в порядке, определенном в Разделе III "Порядок заполнения Титульного листа (Листа 01) Декларации".
     
     Подпунктом 1 п. 3.2 Раздела III Порядка заполнения Декларации определено, что при оформлении Титульного листа (Листа 01) необходимо указать ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация.
     
     ИНН и КПП по месту нахождения организации отражаются согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (по утвержденной форме).
     
     КПП по месту нахождения обособленного подразделения приводится в соответствии с Уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, по утвержденной форме.
     
     Таким образом, в Декларации в целом по организации КПП указывается в соответствии со Свидетельством, что не противоречит Правилам и соответственно Рекомендациям.
     
     Напротив, в Декларации по обособленному подразделению КПП приводится в соответствии с Уведомлением, что противоречит Правилам и соответственно Рекомендациям. Это противоречие связано, очевидно, с тем, что Правилами и Рекомендациями не предусмотрена уплата налога (и представление Декларации) по месту нахождения обособленного подразделения организации-налогоплательщика.
     

     Учитывая вышеизложенное, в карточке "РСБ" по налогу на прибыль, открываемой по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, значение КПП налогоплательщика приводится в соответствии с Уведомлением, а не согласно Свидетельству.