Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее применению"


Приказ МНС России

от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224

"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее применению"

     

Зарегистрирован в Минюсте России 29 марта 2004 года, регистр. N 5690


О.В. Хритинина
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Комментарий к заполнению и представлению отчетности по налогу на имущество организаций за 2007 год

     

1. Сроки представления налоговой отчетности и сроки уплаты налога

     
     В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые декларации (расчеты) представляются в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     
Сроки представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) определены ст. 386 НК РФ, в соответствии с которой налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, то есть законодательно определены только крайние сроки представления отчетности по налогу.
     
     
Таким образом, в случае необходимости налогоплательщик может представить налоговую отчетность по налогу на имущество организаций значительно раньше определенных законодательством крайних сроков.
     
     
Что касается сроков уплаты налога на имущество организаций, то налогоплательщикам следует учитывать, что согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
     
     
В отношении налога на имущество организаций, являющегося региональным налогом, сроки уплаты налога и сроки уплаты авансовых платежей законодательно устанавливаются согласно п. 2 ст. 372 НК РФ региональными законодательными органами власти. При этом сроки, установленные НК РФ в днях, должны рассчитываться в рабочих днях, за исключением случая, если в Кодексе прямо определено, что сроки устанавливаются в календарных днях. Это положение НК РФ действует с 1 января 2007 года в связи с внесением изменений в ст. 6.1 настоящего Кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствования налогового администрирования". Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
     
     
Таким образом, если законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) установлен не в календарных днях или не на определенную дату, а исходя из количества дней по окончании отчетного периода, то начиная с первого отчетного периода 2007 года срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) должен исчисляться в рабочих днях в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ.
     
     
Статья 45 НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность досрочной уплаты налога, которая может быть использована плательщиком налога на имущество организаций, например, в случае ликвидации обособленного подразделения до истечения календарного года или в случае ликвидации организации в процессе реорганизации.
     
     
Например, если обособленное подразделение организации ликвидируется в июне 2008 года, организация может не представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за ликвидированное обособленное подразделение за полугодие и 9 месяцев 2008 года, а досрочно представить налоговую декларацию за 2008 год и уплатить сумму налога за налоговый период 2008 года за ликвидированное обособленное подразделение.
     
     
Налог на имущество организаций за ликвидированную в процессе реорганизации организацию может быть уплачен досрочно как самой организацией в процессе завершения ликвидационных процедур, так и правопреемником. При этом правопреемник также может представить налоговую декларацию и уплатить налог на имущество организаций за ликвидированную (реорганизованную) организацию досрочно, не представляя налоговых расчетов за соответствующие отчетные периоды года ликвидации и не уплачивая авансовых платежей по налогу.


2. Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций

    
    
Плательщиками налога на имущество организаций признаются все юридические лица (российские и иностранные организации) с момента внесения записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
     
     
В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета, который регламентирован (за исключением кредитных и бюджетных организаций) Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
     
     
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     
Согласно ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде (12), увеличенное на единицу.
     
     
Следует заметить, что аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае ликвидации организации до окончания календарного года [то есть сумма остаточных стоимостей налогооблагаемого имущества по состоянию на соответствующие даты делится на 13 (12 + 1)] и в случае, если организация создана после начала календарного года.
     
     
В аналогичном порядке рассчитывается налоговая база и в случае ликвидации до окончания календарного года обособленного подразделения организации (или в случае создания обособленного подразделения организации после начала календарного года).
     
     
Такой порядок исчисления среднегодовой стоимости должен действовать по расчетам за 2007 год включительно.
     
     
Начиная с расчетов за 2008 год порядок формирования налоговой базы меняется в связи с внесением изменений в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ). Среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества начиная с расчетов за 2008 год должна исчисляться как результат деления суммы, полученной от сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода (то есть 31 декабря), на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     
Порядок расчета средней стоимости имущества, исчисляемой в целях определения сумм авансовых платежей по налогу, остается прежним.


3. Порядок уплаты налога на имущество организаций и представления налоговой отчетности

    
     Налог на имущество организаций уплачивается и налоговые декларации представляются по месту нахождения организации, месту нахождения выделенных на отдельный баланс обособленных подразделений организации и по месту нахождения объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации и вышеуказанных обособленных подразделений организации.
     
     
При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с главой 30 НК РФ налог на имущество организаций за находящиеся на балансе организации объекты недвижимого имущества уплачивается по их фактическому местонахождению, а налог за движимое имущество - по месту постановки этого имущества на баланс.
     
     
Например, если движимое имущество, находящееся на балансе одного обособленного подразделения, передано организацией для ведения деятельности в другое обособленное подразделение и фактически находится в этом другом обособленном подразделении (которое может находиться в ином субъекте Российской Федерации), то сумма налога по этому движимому имуществу должна быть исчислена и уплачена в бюджет по месту нахождения первого обособленного подразделения, на балансе которого числится вышеуказанное имущество.
     
     
По месту нахождения обособленных подразделений организации, не выделенных на отдельный баланс, налог на имущество организаций уплачивается и налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) представляются только в случае, если по месту нахождения этих обособленных подразделений находятся объекты недвижимости.
     
     
Например, у организации имеется обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса. Организация арендует здание для этого обособленного подразделения (то есть учитывает его за балансом); обособленное подразделение фактически наделено движимым имуществом, переданным для ведения деятельности из головного офиса, где оно и учитывается на балансе. По месту нахождения данного обособленного подразделения налог на имущество организаций не уплачивается и налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) не представляются.
     
     
По итогам отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) исчисляются суммы авансовых платежей по налогу на имущество организаций, уплачиваемые в сроки, установленные законодательными органами власти субъектов Российской Федерации; по итогам налогового периода (календарный год) исчисляется сумма этого налога. Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разность между исчисленной за налоговый период суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленными и уплаченными в течение налогового периода.
     
     
Если сумма исчисленных по итогам отчетных периодов авансовых платежей превышает исчисленную по итогам налогового периода сумму налога на имущество организаций, то сумма такого превышения подлежит возврату из бюджета или зачету в счет будущих платежей по налогу.
     
     
При этом в форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) предусмотрена специальная строка "Сумма налога, исчисленная к уменьшению", заполняемая в указанном случае по итогам налогового периода.


4. Состав налоговой декларации по налогу на имущество организаций

    
     
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) (далее - декларация, налоговый расчет) включает:
     
     
- титульный лист;
     
     
- раздел 1 "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";
     
     
- раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства";
     
     
- раздел 3 "Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) за налоговый (отчетный) период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство";
     
     
- раздел 4 "Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, и по объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации)";
     
    
- раздел 5 "Расчет среднегодовой (средней) стоимости не облагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества".
     
     
Титульный лист и раздел 1 декларации заполняют все организации.
     
     
При этом раздел 1 содержит два блока строк 010-040; возникает вопрос: в каком случае необходимо заполнять два и более (путем оформления нескольких разделов 1) блоков строк 010-040?
     
     
Если организация имеет имущество на территории нескольких (например, трех) муниципальных образований, курируемых одним налоговым органом, налогоплательщик может в соответствии с п. 1.4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 (далее - Инструкция), представлять единую декларацию (налоговый расчет) по всему подлежащему налогообложению на территории вышеуказанных муниципальных образований налогооблагаемому имуществу с заполнением отдельных разделов по каждому коду по ОКАТО и с заполнением нескольких (в данном случае - трех) блоков строк 010-040 раздела 1 по каждому коду по ОКАТО.
     
     
Должны быть также заполнены два блока строк 010-040 в случае, если у организации имеется на балансе имущество, суммы налога по которому подлежат зачислению по разным кодам бюджетной классификации.
     
     
Раздел 2 декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении находящегося на балансе имущества, относящегося к объектам обложения данным налогом; раздел 2 не заполняется в отношении объектов недвижимого имущества, имеющих фактическое местонахождение на территории нескольких субъектов Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, входящих в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС).
     
     
Раздел 2 декларации заполняется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство), в отношении имущества каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого налогом по разным налоговым ставкам.
     
     
В отношении линейных (находящихся на территории нескольких субъектов Российской Федерации) объектов недвижимости и объектов недвижимости, входящих в состав ЕСГС, заполняется раздел 4 декларации.
     
     
Раздел 3 декларации заполняется иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности иностранной организации. Раздел 3 декларации также заполняется иностранными организациями, ведущими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности через постоянные представительства.
     
     
Раздел 5 декларации заполняется организациями, имеющими на балансе льготируемое (по федеральному или региональному законодательству) имущество, и не заполняется только в отношении региональных льгот, установленных в виде понижения ставки налога на имущество организаций и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Данные об этих льготах (их коды и суммы) отражаются в соответствующих разделах 2 или 4 декларации.


5. Порядок заполнения декларации (налогового расчета) налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших

    
     В связи с введением в действие Законом N 216-ФЗ новой редакции п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, представляют декларации (налоговые расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     
     
Представляемые с 1 января 2008 года в вышеуказанном порядке налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, декларации (налоговые расчеты) по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224, заполняются отдельно (с учетом положений п. 1.4 Инструкции) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.
     
     
В декларациях (налоговых расчетах), представляемых по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, указываются реквизиты (ИНН, КПП, наименование и код налогового органа) по месту уплаты налога (авансовых платежей по налогу) в соответствии со ст. 383 - 385 НК РФ.
     
     
При заполнении страницы 1 титульного листа место представления декларации (налогового расчета) не приводится.
     
     
Рассмотрим особенности заполнения налоговой отчетности, например, налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, имеющим местонахождение в г. Москве и состоящим на учете в качестве крупнейшего в одной из расположенных в г. Москве межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Налогоплательщик имеет в Ивановской области несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс. У налогоплательщика имеется в г. Санкт-Петербурге объект недвижимого имущества, по месту нахождения которого не создано обособленного подразделения.
     
     
Налогоплательщик должен в данном случае с 1 января 2008 года представлять в межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам декларации (налоговые расчеты), заполненные отдельно:
     
     
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации в г. Москве, - с указанием КПП, присвоенного организации по ее местонахождению, кода и наименования налогового органа по месту нахождения организации (межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам);
     
     
- в отношении имущества каждого из расположенных в Ивановской области обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, - с указанием в соответствующих декларациях (налоговых расчетах) КПП, присвоенного организации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения, кода и наименования налогового органа, в котором организация стоит на учете по месту нахождения вышеуказанных обособленных подразделений;
     
     
- в отношении недвижимого имущества, находящегося в г. Санкт-Петербурге, - с указанием КПП, присвоенного по местонахождению объекта недвижимого имущества, кода и наименования налогового органа г. Санкт-Петербурга, в котором налогоплательщик стоит на учете по местонахождению данного объекта недвижимости.


6. Пример заполнения декларации по итогам налогового периода 2007 года

    
     Условия примера
     
     
Коммерческая строительная организация зарегистрирована в качестве юридического лица в г. Тарусе Калужской области (код по ОКАТО - 29 238 501). На балансе организации находится имущество, остаточная стоимость которого приведена в таблице.
     

Дата

Остаточная стоимость основных средств, руб.


 

Недвижимое имущество организации

Движимое


 

Здание N 1

Здание N 2

имущество организации

1

2

3

4

01.01.2007

55 000 000


 

5 700 000

01.02.2007

54 900 000


 

5 650 000

01.03.2007

54 800 000


 

5 600 000

01.04.2007

54 700 000

40 700 000

5 550 000

01.05.2007

54 600 000

40 630 000

5 500 000

01.06.2007

54 500 000

40 560 000

5 100 000

01.07.2007

54 400 000

40 490 000

5 050 000

01.08.2007

54 300 000

40 420 000

5 000 000

01.09.2007

54 200 000

40 350 000

4 950 000

01.10.2007

54 100 000

40 280 000

4 900 000

01.11.2007

54 000 000

40 210 000

4 850 000

01.12.2007

53 900 000

40 140 000

4 800 000

01.01.2008

63 000 000

40 070 000

4 750 000

   
     Организация не имеет обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации.
     
     
На балансе организации находятся два здания, стоимость одного из которых (здание N 1) переоценена с привлечением независимого оценщика по состоянию на 1 января 2008 года. По зданию N 2, построенному организацией в январе 2007 года и введенному в эксплуатацию в феврале 2007 года, документы на регистрацию права собственности были поданы организацией 23 марта 2007 года. Свидетельство о государственной регистрации права собственности датировано 20 апреля 2007 года.
     
     
Кроме того, у организации имеются иные объекты основных средств: машины, инструменты, станки, оборудование, компьютерная и офисная техника.
     
     
Поскольку по условиям примера организация не имеет обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации и обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, организация должна представлять одну декларацию по своему местонахождению, поставив на титульном листе в строке "по месту нахождения" отметку в ячейке "российской организации".
     
     
Ставки налога на имущество организаций устанавливаются региональным законодательством. В нашем примере имущество организации подлежит налогообложению на территории Калужской области. Это означает, что в отношении налогооблагаемого имущества применяются ставки, установленные Законом Калужской области от 10.11.2003 N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 263-ОЗ).
     
     
Статьей 1 Закона N 263-ОЗ установлены дифференцированные ставки налога на имущество организаций в зависимости от определенных данной статьей Закона условий. Так, в отношении вновь созданного, приобретенного имущества в течение налогового периода применяется ставка в размере 1,1%; в отношении прочего имущества применяется ставка налога в размере 2,2%.
     
     
Поскольку по условиям примера организация имеет имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам, то в состав декларации должны быть включены титульный лист, раздел 1 и два раздела 2 (в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам).
     
     
Начинаем заполнять декларацию с разделов 2.
     
     
Сначала заполним раздел 2 в отношении имущества, облагаемого по ставке 2,2%.
     
     
В нашем примере по ставке 2,2% облагается налогом на имущество организаций все находящееся на балансе организации имущество, за исключением здания N 2, которое в соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 1 Закона N 263-ОЗ облагается по ставке 1,1%.
     
     
По строкам с кодами 010-130 отражается остаточная стоимость облагаемых по ставке 2,2% основных средств по состоянию на 1-е числа месяцев 2007 года и на 1 января 2008 года.
     
     
В графе 3 отражается остаточная стоимость всех находящихся на балансе основных средств, облагаемых налогом на имущество организаций по ставке 2,2%, а в графе 4 справочно показывается остаточная стоимость недвижимого имущества, облагаемого по ставке 2,2%.
     
     
Для заполнения строк с кодами 010-130 в нашем примере данные для графы 3 раздела 2 мы получаем путем суммирования данных таблицы (см. условия примера) по графам 2 и 4, а в графе 4 раздела 2 декларации мы указываем данные графы 2 таблицы по состоянию на соответствующие даты.
     
     
По строке 140 проставляется среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, исчисляемая как частное от деления на 13 суммы значений графы 3 строк с кодами 010-130, - 60 292 308 руб.
     
     
Обратите внимание: в соответствии со ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     
Следовательно, проведенная организацией по состоянию на 1 января 2008 года переоценка должна быть учтена при расчете среднегодовой стоимости имущества за 2007 год.
     
     
Начиная же с расчетов за 2008 год среднегодовая стоимость имущества должна исчисляться как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     
По строке 150 указывается значение среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества за отчетный период; в нашем примере 0 руб., так как организация не имеет льгот по налогу на имущество организаций.
     
     
По строке 160, заполняемой только при представлении декларации за год, отражается значение налоговой базы, рассчитанное как разница значений строк с кодами 140 и 150 данного раздела, в нашем примере - 60 292 308 руб.
     
     
Строки 170, 220 и 230 в нашем примере не заполняются, поскольку региональным законодательством не установлено соответствующих льгот для данной категории налогоплательщиков.
     
     
По строке 180 приводится налоговая ставка, установленная Законом N 263-ОЗ для данного имущества, - 2,2%.
     
     
По строке 190, заполняемой только при представлении декларации по итогам года, отражается сумма налога на имущество организаций за налоговый период, исчисленная как произведение значений строк 160 и 180, деленное на 100, - 1 326 431 руб.
     
     
Строка 200 по итогам года не заполняется, а по строке 210 указывается сумма авансовых платежей, исчисленных по данному имуществу по итогам трех отчетных периодов, по данным налоговых расчетов по авансовым платежам, представленных за отчетные периоды, - 992 613 руб. (цифра условная).
     
     
По строке 240 приводится код по ОКАТО, в нашем примере это код по ОКАТО г. Тарусы - 29 238 501.
     
     
Теперь заполним раздел 2 в отношении имущества, облагаемого по ставке 1,1%.
     
     
По условиям нашего примера здание N 2 было построено организацией в январе 2007 года и введено в эксплуатацию в феврале 2007 года, документы на регистрацию права собственности были поданы организацией 23 марта 2007 года, а регистрация права собственности произошла 20 апреля 2007 года.
     
     
Как уже было отмечено выше, региональным законодательством установлено, что вновь созданное имущество облагается по ставке 1,1% в течение налогового периода. Это означает, что по расчетам за налоговый (отчетные) периоды 2007 года исчисление налога на имущество организаций по данному зданию должно производиться исходя из ставки налога 1,1%.
     
     
В данном случае в отношении вновь построенного объекта недвижимого имущества налогоплательщикам следует обратить внимание на порядок перевода затрат на строительство этого здания, учитываемых на счете бухгалтерского учета 08 "Вложения во внеоборотные активы", на счет 01 "Основные средства", поскольку это влияет на сумму налога на имущество организаций, взимаемого исключительно со стоимости объектов, учитываемых в качестве основных средств.
     
     
В этой связи важен вопрос: с какого момента переводится вышеуказанное имущество в состав основных средств и, следовательно, подлежит обложению налогом на имущество организаций - с момента подачи документов на государственную регистрацию права собственности на указанный объект или с момента регистрации права собственности на него?
     
     
Пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств допускает фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. По таким основным средствам амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
     
     
Данная норма во взаимодействии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает право для руководителя организации принимать решение о принятии вышеуказанных объектов недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
     
     
В то же время согласно установленным нормам объект недвижимого имущества уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), что является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 и, следовательно, для его признания объектом обложения налогом на имущество организаций согласно ст. 374 НК РФ.
     
     
Поэтому если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию права собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными ПБУ 6/01.
     
     
Это означает, что основанием для отражения в бухгалтерском учете в качестве основного средства (и, следовательно, для признания его объектом обложения налогом на имущество организаций) недвижимого имущества, по которому закончены капитальные вложения, являются следующие факты:
     
     
- первоначальная стоимость объекта сформирована;
     
     
- объект введен в эксплуатацию;
     
     
- поданы документы на государственную регистрацию прав собственности на этот объект.
     
     
Таким образом, при соблюдении условий, перечисленных в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, организация с даты подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества обязана принять построенный объект к учету в качестве основного средства.
     
     
Поэтому в нашем примере организация переводит построенное здание N 2 в состав основных средств не с момента получения документов на право собственности, а в момент подачи документов на регистрацию права собственности и соответственно учитывает его при расчете налоговой базы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его включения в состав подлежащего налогообложению имущества, то есть в нашем примере - с 1 апреля 2007 года.
     
     
При этом налогоплательщикам следует также иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество (в том числе право собственности) подлежат обязательной государственной регистрации.
     
     
Несмотря на то что сроки подачи документов на государственную регистрацию на объекты недвижимого имущества вышеуказанным Федеральным законом не определены, государственная регистрация прав является обязательной. Поэтому если организация длительное время не регистрирует права на эксплуатируемый объект недвижимости и, следовательно, не переводит его в состав основных средств и не облагает налогом на имущество организаций, такие факты квалифицируются налоговыми органами умышленным (по неосторожности) уклонением от налогообложения.
     
     
При этом длительным промежутком времени, отсутствие регистрации в течение которого будет считаться уклонением от налогообложения, признается период времени, превышающий 12 месяцев.
     
     
В нашем примере организация своевременно подала документы на регистрацию права собственности и перевела здание в состав основных средств.
     
     
Остаточная стоимость здания по состоянию на соответствующие даты указывается по строкам 010-130 раздела 2.
     
     
По строке 140 приводится среднегодовая стоимость имущества - 31 065 385 руб., по строке 160 отражается величина налоговой базы - 31 065 385 руб.
     
     
По строке 180 указывается налоговая ставка - 1,1%, а по строке 190 - сумма налога - 341 719 руб.
     
     
По строке 210 отражается сумма исчисленных в течение налогового периода авансовых платежей по данному имуществу - 169 716 руб. (цифра условная).
     
     
По строке 240 указывается код по ОКАТО г. Тарусы - 29 238 501.
     
     
Теперь на основании данных двух разделов 2 заполняем раздел 1 декларации.
     
     
По строке 010 организация отражает код бюджетной классификации, по которому зачисляется сумма налога, - 182 1 06 02010 02 1000 110.
     
     
По строке 020 записывается код по ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма налога на имущество организаций, при этом если код по ОКАТО менее предусмотренного в строке с кодом 020 количества позиций (11), то он дополняется справа нулями. В нашем примере указываем 29238501000.
     
     
Подлежащая уплате в бюджет по итогам года сумма налога, которую надо указать по строке 030, исчисляется как сумма разностей значений строк 190 и 210 каждого из разделов 2:
     

(1 326 431 руб. - 992 613 руб.) + (341 719 руб. - 169 716 руб.) = 505 821 руб.   

    Заполненная таким образом форма декларации должна быть подана организацией в налоговый орган, в котором она состоит на учете по месту нахождения, не позднее 30 марта 2008 года.
     
     
Поскольку в нашем случае 30 марта 2008 года приходится на нерабочий день, то последним сроком представления налоговой декларации за 2007 год является 31 марта 2008 года.
     
     
Что касается срока уплаты налога, то в соответствии со ст. 3 Закона N 263-ОЗ налог уплачивается в десятидневный срок со дня, установленного для представления декларации за соответствующий налоговый период.
     
     Учитывая положения
п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ, последним днем уплаты налога на имущество организаций за 2007 год в отношении подлежащего налогообложению на территории Калужской области имущества будет 11 апреля 2008 года.     


Приложение N 1
к приказу МНС России
от 23.03.2004 N САЭ - 3 - 21/224


Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу)

 
 


 


 


 


 

ИНН

0

0

4

0

0

1

0

1

5

6

4

6


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Штрих-код