Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

    

от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон  "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.

Комментарий*1

     _____
     *1 Окончание. Начало и продолжение см.: НВ: комментарии… - 2007. - N 11. - С. 2-11; N 12. - С. 2-11.
     
Ю.В. Пудыч,
юрист по налогообложению ООО "ВЕЛЕС Лекс"
     

3. Размещение заказа путем проведения аукциона

     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ) внесены изменения в порядок размещения заказа путем проведения аукциона.
     
     С 1 октября 2007 года под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением следующих случаев:
     
     - если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта уменьшена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт;
     
     - если победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предусмотренных в перечне, приведенном в п. 5 части 4 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственном и муниципальном заказе), наиболее низкую цену единицы услуги.
     
     С 1 января 2011 года открытый аукцион сможет проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет". Извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменения в извещение такие изменения размещаются на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении открытого аукциона, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем 15 дней.
     
     Что касается документации об аукционе (ст. 34 Закона о государственном и муниципальном заказе), то c 1 октября 2007 года в случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.
     

     Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
     
     Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение количества участников размещения заказа.
     
     В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку печатных изданий документация об аукционе может содержать указание на наименование печатного издания, автора (при его наличии), при этом слова "или эквивалент" не используются.
     
     Документация может также содержать изображение товара в трехмерном измерении, если предъявляется требование о необходимости подобного изображения.
     
     С 1 октября 2007 года в документации отражается возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта.
     
     Если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, к документации об аукционе может быть приложен такой образец или макет товара, являющийся в этом случае неотъемлемой частью документации об аукционе.
     
     Если заказчиком, уполномоченным органом принято решение о проведении осмотра образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, заказчик, уполномоченный орган или специализированная организация в соответствии с датами, временем, графиком, приведенными в документации об аукционе, организует осмотр участниками размещения заказа этого образца или макета товара без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
     
     Произошли изменения и в подаче заявки на участие в аукционе (ст. 35 Закона о государственном и муниципальном заказе). Так, заявка на участие в аукционе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенную копию (для юридического лица), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально заверенную копию (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык до-кументов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.
     

     Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов должны содержать в том числе копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство (п. 3 части 2 ст. 35 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     При этом государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), приведенной в извещении о проведении открытого аукциона, или по согласованной с подавшим данную заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта (часть 12 ст. 35 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     С 1 октября 2007 года порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе предусматривает, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной, в протокол вносится информация о признании аукциона несостоявшимся (часть 3 ст. 36 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Порядок проведения аукциона (ст. 37 Закона о государственном и муниципальном заказе) предусматривает, что аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
     
     Если в документации об аукционе указывалась общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию [при размещении заказа на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования], начальная (максимальная) цена единицы услуги (при размещении заказа на оказание услуг связи, юридических услуг), аукцион проводится путем уменьшения общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной цены единицы услуги, указанных в документации об аукционе, на "шаг аукциона", который устанавливается в размере 5% общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной цены единицы услуги и изменяется в следующем порядке: если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (часть 4.1, 5 ст. 37 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Заказчик, уполномоченный орган именуются в настоящее время аукционистом, который выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования ее членов большинством голосов.
     

     Аукцион проводится в следующем порядке (часть 5.2 ст. 37 Закона о государственном и муниципальном заказе):
     
     - аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки;
     
     - аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), в предусмотренных случаях общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной цены единицы услуги, "шага аукциона", наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, наличия учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов в случае, если в документации об аукционе предусмотрены преимущества для таких участников аукциона. Аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта;
     
     - участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", поднимает карточку в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене;
     
     - аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, уменьшенной в соответствии с "шагом аукциона", а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с "шагом аукциона", и "шаг аукциона", согласно которому уменьшается цена;
     
     - аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.
     
     Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением следующих случаев (части 6, 6.1, 6.2 ст. 37 Закона о государственном и муниципальном заказе):
     
     - если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта уменьшена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт;
     
     - если победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, наиболее низкую цену единицы услуги.
     
     С 1 января 2011 года если один участник размещения заказа является одновременно победителем аукциона и участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта, и он уклоняется от заключения контракта в качестве победителя аукциона, то внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства такому  участнику не возвращаются.
     
     С 1 октября 2007 года победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта также в случае, если он не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта (ст. 38 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Заказчик также вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, при отказе от заключения контракта с победителем аукциона. Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем аукциона и с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, аукцион признается несостоявшимся.
     
     Если государственный или муниципальный контракт заключается с физическим лицом, государственный или муниципальный заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой.
     
     При закрытом аукционе заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в ФАС России приглашения о принятии участия в закрытом аукционе (часть 3.1 ст. 39 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе составляется в двух экземплярах. Заказчик, уполномоченный орган не позднее дня, следующего после дня подписания этого протокола, направляют в ФАС России один экземпляр протокола, а участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, - копии протокола.
     
     Протокол аукциона составляется в трех экземплярах. Заказчик, уполномоченный орган не позднее дня, следующего после дня подписания данного протокола, направляют в ФАС России один экземпляр протокола.
     
     Законом N 218-ФЗ внесены изменения и в последствия признания аукциона несостоявшимся (ст. 40 Закона о государственном и муниципальном заказе), а именно: если аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в ФАС России, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации) или в орган местного самоуправления (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования).
     
     С 1 января 2010 года вступит в силу ст. 41 Закона о государственном и муниципальном заказе в отношении порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, которая предполагает отбор ФАС России операторов электронных площадок. Что же касается самого порядка отбора, то он устанавливается Правительством РФ. При проведении открытого аукциона в электронной форме будет установлен временной интервал приема предложений участников аукциона, составляющий 10 мин с момента начала проведения аукциона. Протокол аукциона будет также формироваться и вестись в электронной форме в автоматическом режиме. В случае уклонения участника аукциона от заключения контракта заказчик направит сведения об этом в реестр недобросовестных поставщиков. Аккредитация такого участника на электронной площадке будет аннулирована на срок не менее трех месяцев. Если с момента начала аукциона в течение 10 мин не представлено ни одного предложения о цене контракта, предусматривающего более низкую цену контракта, аукцион будет признан несостоявшимся.

4. Размещение заказа путем запроса котировок

     
     Статья 42 Закона о государственном и муниципальном заказе дополнена частью 6, установившей, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта, а также если уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. Вышеуказанное решение принимается ФАС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления на основании заявления заказчика в срок не более чем 10 рабочих дней со дня выдачи этого предписания. Контракт на поставку вышеназванных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку таких товаров. При заключении данного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан.
     
     Кроме того, согласно части 7 ст. 42 Закона о государственном и муниципальном заказе не допускается взимание с участника размещения заказа платы за участие в запросе котировок.
     
     С 1 октября 2007 года изменились требования, предъявляемые к котировочной заявке (ст. 44 Закона о государственном и муниципальном заказе). Теперь котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
     
     - наименование, место нахождения (для юридического лица), ФИО, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
     
     - ИНН;
     
     - наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
     
     - согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
     
     - цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей).
     
     При размещении заказа путем запроса котировок возврату подлежит также котировочная заявка, поданная участником размещения заказа, о расторжении контракта с которым подан иск (часть 5 ст. 46 Закона о государственном и муниципальном заказе).

5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

     
     Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах либо услугах, выполнение или оказание которых может производиться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, региональными нормативными правовыми актами. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного контракта (п. 5 части 2 ст. 55 Закона о государственном и муниципальном контракте).
     
     Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется также заказчиком:
     
     - если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или для оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К вышеуказанному уведомлению должны прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта (п. 6 части 2 ст. 55 Закона о государственном и муниципальном заказе);
     
     - если осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;
     
     - если осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если вышеуказанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
     
     - если осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
     
     - если осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом о государственном и муниципальном заказе;
     
     - если осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.

6. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов

     
     Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о государственном и муниципальном заказе, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола. При этом если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку (часть 2 ст. 57 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Необходимо отметить, что согласно внесенным изменениям с 1 октября 2007 года жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа:
     
     - если уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение ФАС России;
     
     - если уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления установит, что жалоба на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение ФАС России либо уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6, 7 части 1 ст. 59 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     После подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и ее принятия к рассмотрению ФАС России орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и о ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и о ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы (часть 1 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе (часть 3 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа (часть 3.1 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок, указанным в п. 1 и 1.1 части 4 ст. 28, п. 1, 2 и 4 части 3 ст. 31.6 Закона о государственном и муниципальном заказе (часть 3.2 ст. 60 этого Закона).
     
     В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
     
     По результатам рассмотрения жалобы соответствующие органы принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе, о совершении иных действий, предусмотренных ст. 17 этого Закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (часть 6 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     В течение трех рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных частью 6 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе, органы направляют участнику размещения заказа, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, и размещают сведения о вынесенных решении, предписании на официальном сайте (часть 8 ст. 60 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     

7. Вступление в силу Закона N 218-ФЗ и переходные положения

     
     Статья 64 Закона о государственном и муниципальном заказе дополнена частью 3, согласно которой если извещение о проведении конкурса или аукциона на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд было опубликовано до 20 апреля 2007 года, то к отношениям, возникающим при размещении такого заказа, заключении по итогам размещения такого заказа государственного или муниципального контракта и исполнении данного контракта, не применяются положения части 7.2 ст. 9, а также п. 15.2 части 4 ст. 22, п. 9 части 4 ст. 34 настоящего Закона в части обязанности заказчика, уполномоченного органа установить требование обеспечения исполнения контракта.
     
     Статья 65 Закона о государственном и муниципальном заказе дополнена частями 10-17, касающимися переходных положений:
     
     - до 1 января 2009 года, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта вышеуказанным образом;
     
     - до 1 января 2010 года уполномоченные на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе привлечь на основе контракта, заключаемого по итогам размещения заказа путем проведения торгов, организацию для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта. Вышеуказанные органы несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) такой организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей на основе контракта. Такая организация не может быть участником размещения заказа, за исключением случаев размещения заказа путем проведения торгов на оказание услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официальных сайтов;
     
     - до 1 июля 2008 года контроль за соблюдением редакцией официального печатного издания, отобранного Правительством РФ, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе;
     

     - до 1 января 2011 года контроль за соблюдением редакцией официального печатного издания, отобранного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе;
     
     - до 1 января 2010 года контроль за соблюдением уполномоченными на ведение официального сайта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта субъекта Российской Федерации, муниципального образования, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе;
     
     - при проведении конкурса или аукциона на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд в протоколе, подлежащем до 1 января 2011 года опубликованию в официальном печатном издании, указываются сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок или аукционе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, о последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, а также наименования (для юридических лиц), ФИО (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса или аукциона, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера, и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта;
     
     - до 1 января 2010 года информация о поступлении жалоб и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, размещается в порядке, предусмотренном для размещения информации о размещении заказов, соответственно на официальном сайте Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
     

8. Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

     
     Законом N 218-ФЗ был внесен ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     Так, в ст. 7.29 КоАП РФ внесены изменения, касающиеся несоблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения такого заказа, согласно которым принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, ФАС России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с нарушением требований, установленных законодательством о государственном и муниципальном заказе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб.
     
     Если же решение принято иным способом, когда размещение заказа должно осуществляться с помощью торгов или путем проведения торгов в форме аукциона, то данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.
     
     Статья 7.30 КоАП РФ была дополнена новыми видами административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в следующих размерах:
     
     - неопубликование должностным лицом в сети "Интернет" на официальном сайте информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о государственном и муниципальном заказе такому опубликованию или такому размещению, - на должностных лиц - 50 000 руб., на юридических лиц - 500 000 руб.;
     
     - установление должностным лицом критериев оценки заявок на участие в конкурсе, требований к участникам, размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о государственном и муниципальном заказе документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, - 50 000 руб.;
     
     - нарушение должностным лицом органа, уполномоченного на ведение официального сайта в сети "Интернет", редакцией официального печатного издания сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о государственном и муниципальном заказе такому опубликованию или такому размещению, опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" вышеуказанной информации с нарушением требований законодательства о государственном и муниципальном заказе - на должностных лиц - 30 000 руб., на юридических лиц - 100 000 руб.;
     
     - отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о государственном и муниципальном заказе, или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена, - 30 000 руб.;
     
     - выбор членом конкурсной, аукционной или котировочной комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о государственном и муниципальном заказе - 50 000 руб.;
     
     - сокращение должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков подачи заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок, за исключением случаев, если законодательством о государственном и муниципальном заказе допускается сокращение вышеуказанных сроков, - от 10 000 руб. до 30 000 руб.;
     
     - нарушение должностным лицом органа, уполномоченного на ведение официального сайта в сети "Интернет", порядка пользования официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом - 10 000 руб.;
     
     - нарушение заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа - на должностных лиц - 50 000 руб., на юридических лиц - 300 000 руб.
     
     В новой редакции изложена ст. 7.31 КоАП РФ, согласно которой предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц - в размере 300 000 руб. Внесение же должностным лицом ФАС России заведомо недостоверных сведений в реестр государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или реестр недобросовестных поставщиков влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 руб.
     
     Статья 7.32 КоАП РФ была дополнена частями 1.1, 1.2, 3, согласно которым:
     
     - заключение должностным лицом государственного или муниципального заказчика государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения государственного или муниципального контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается государственный или муниципальный контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения;
     
     - нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика сроков заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 руб.;
     
     - изменение должностным лицом государственного или муниципального заказчика условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые стали предметами административного правонарушения.
     
     Статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 7, в соответствии с которой невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., на юридических лиц - в размере 500 000 руб.
     Введена в действие новая
ст. 19.7.2 КоАП РФ, согласно которой непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 50 000 руб., на юридических лиц - в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб.
     
     Теперь от имени органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, могут выступать (ст. 23.66 КоАП РФ):
     
     - руководитель ФАС России, его заместители;
     
     - руководители структурных подразделений ФАС России и их заместители;
     
     - руководители территориальных органов ФАС России и их заместители;
     
     - руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, и их заместители;
     
     - руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители.
     

9. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации

     
     С 1 октября 2007 года согласно п. 2 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации при выполнении подрядных работ для государственных и муниципальных нужд государственными заказчиками могут быть не сами государственные внебюджетные фонды, а органы управления этими фондами.