Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 24.07.2007 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"


Федеральный закон

от 24 июля 2007 г. N 217-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится. Некоторые извлечения из Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 217-ФЗ) включены в текст комментария
          

Комментарий


В.В. Петрунин,

государственный советник Российской Федерации III класса
     
     Федеральный закон от 24.07.2007 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон  "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”" (далее - Закон N 217-ФЗ) разработан по инициативе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию с целью упрощения порядка предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам лесных участков, а также в целях упразднения административных барьеров, которые возникли в процессе приведения заключенных до 1 января 2007 года договоров аренды и безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (ЛК РФ).
     
     Так, ЛК РФ допускает совершение сделок с лесными участками только при условии, что данные участки прошли государственный кадастровый учет и по его результатам выдан кадастровый план. В то же время практика показала, что установленный федеральным законодательством*1 механизм государственного кадастрового учета земельных участков не учитывает специфику использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
     _____
     *1 Кадастровый учет лесных (и вообще земельных) участков регулируется Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
     
     Актуальность Закона N 217-ФЗ подтверждается также тем, что он был рассмотрен и принят Государственной Думой сразу в трех чтениях в течение одного дня - 5 июля 2007 года. При этом текст принятого Закона N 217-ФЗ существенно отличается от первоначального законопроекта, так как сначала предполагалось внести изменения не только в Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), но и в Федеральные законы от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных  участков из одной категории в другую" и в Земельный кодекс Российской Федерации. Затем было решено ограничиться внесением изменений только в Закон N 201-ФЗ, включив в него соответствующие дополнительные положения.
     
     Ниже более подробно рассмотрены изменения и дополнения, внесенные Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ.
     

*** 

     
     Статья 4 Закона N 201-ФЗ изложена в новой редакции и содержит ряд важных дополнений и изменений.
     

Статья 4 Закона N 201-ФЗ в прежней редакции

Статья 4 Закона N 201-ФЗ в новой редакции

1. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия.

1. Договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года*1.
     

2. До истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

2. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
     

3. Для приведения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявления о предоставлении лесного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование и заключается договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

3. Арендатор, переоформивший договор аренды лесного участка в соответствии с настоящей статьей для осуществления видов использования лесов, указанных в статьях 34, 36, 38-40 Лесного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять меры пожарной безопасности и меры санитарной безопасности на лесных участках, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда или договором безвозмездного пользования участком лесного фонда, действовавшими до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
     

4. Арендатор, заключивший договор аренды лесного участка в соответствии с настоящей статьей для осуществления видов использования лесов, указанных в статьях 33-40 Лесного кодекса Российской Федерации, вправе осуществлять меры пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда, действовавшими до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
     

4. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.

5. Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

5. Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.


 

6. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

_____
*1 Здесь и далее выделено автором. - В.П.

     
     Основным дополнением Закона N 201-ФЗ является норма о том, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года.
     
     Поясним, в чем заключается важность такого дополнения.
     
     В настоящее время в Российской Федерации заключено около 11 тысяч договоров с лесопромышленниками, в аренде и в пользовании находится свыше 100 млн га лесов. Согласно ЛК РФ и Закону N 201-ФЗ (до внесения в него изменений Законом N 217-ФЗ) все эти договоры должны были быть переоформлены до 1 января 2008 года. Для этого необходимо установить границы лесничеств и лесопарков на местности, сформировать территориальные единицы управления лесами, разработать и утвердить лесные планы субъектов Российской Федерации и лесохозяйственные регламенты, провести межевание и кадастровый учет лесных участков (см. рис. 1).
     


Рис. 1

     
     Рассматривая этот вопрос в июне 2007 года на заседании Совета Федерации в рамках "правительственного часа", Министр природных ресурсов России Ю. Трутнев отметил, что межевание и постановка на кадастровый учет всего лесного фонда Российской Федерации являются чрезвычайно сложной по объему выполнения задачей, которую субъекты Российской Федерации не успеют решить до конца текущего года. Кроме того, в Российской Федерации нет организаций, способных в установленные законом сроки осуществить данную работу. Поэтому, чтобы не остановить с 1 января 2008 года работу лесозаготовительного комплекса, было предложено продлить сроки утверждения лесных планов и регламентов до 1 января 2009 года, осуществить кадастровый учет лесных земель по материалам лесоустройства, продлить сроки перезаключения действующих договоров до 1 января 2009 года. Эти изменения и были внесены Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ.
     
     В частности, вновь введенная Законом N 217-ФЗ норма новой редакции ст. 4 Закона N 201-ФЗ предусматривает, что "для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков".
     
     Что касается других изменений, внесенных в рассматриваемую ст. 4 Закона N 201-ФЗ, то следует обратить внимание читателей журнала на то, что прежняя норма, предусматривающая возможность применения до истечения срока лесорубочных и лесных билетов, выданных до дня введения в действие ЛК РФ, в настоящее время исключена.
     
     Не совсем ясно, почему это было сделано. Так, лесорубочный билет может быть выдан на 12 месяцев. Поэтому в случае, если лесорубочный билет был выдан в декабре 2006 года, то он мог быть использован до конца 2007 года. Теперь же, после принятия Закона N 217-ФЗ, возникает вопрос: продолжает ли этот билет действовать во второй половине текущего года? Получается, что нет, поскольку вышеуказанная прежняя норма ст. 4 Закона N 201-ФЗ о сохранении действия лесорубочных и лесных билетов не применяется с момента вступления в силу новой редакции этой статьи Закона. Напомним, что в соответствии с Законом N 217-ФЗ эта и некоторые другие нормы вышеуказанного Закона вступают в силу со дня его официального опубликования, то есть практически с 1 августа 2007 года*1.
     _____
     *1 Закон N 217-ФЗ опубликован в "Российской газете" от 31 июля 2007 года.
     
     Здесь же целесообразно отметить, что новой редакцией ст. 6 Закона N 201-ФЗ, введенной Законом N 217-ФЗ, предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления для осуществления использования лесов имеют право выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение вышеуказанных договоров в соответствие с ЛК РФ, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия. Изменение содержания ст. 6 Закона N 201-ФЗ по сравнению с прежней ее редакцией заключается в увеличении на год срока действия этой нормы (ранее срок был ограничен 1 января 2008 года).
     
     Таким образом, может показаться, что в вышеуказанном случае, когда лесорубочный билет был выдан на 12 месяцев в декабре 2006 года, у лесопользователя сохраняется возможность выписки нового билета на вторую половину 2007 года, а затем и на соответствующий период времени 2008 года, если он не сумел привести в соответствие с ЛК РФ свой договор на право пользования лесным фондом. Однако читателям журнала следует иметь в виду, что новая редакция ст. 6 Закона N 201-ФЗ вступает в силу только с 1 января 2008 года (см. ст. 2 Закона N 217-ФЗ). Соответственно к 2007 году эта норма отношения не имеет.
     
     В то же время положения ст. 42 ЛК РФ 1997 года продолжают действовать в 2007 году, так как признаются утратившими силу только с 1 января 2008 года (см. п. 8 ст. 1 Закона N 217-ФЗ). Напомним, что ст. 42 ЛК РФ регулирует вопросы выдачи лесорубочного, лесного билетов, ордера и проведения на их основании различных работ, связанных с лесопользованием, в том числе с заготовкой, вывозкой древесины, и других работ. В частности, ст. 42 ЛК РФ предусмотрено, что осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета и вышеуказанные разрешительные документы выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года.
     
     С учетом вышеизложенного для окончательного решения вопроса о правомерности использования во второй половине 2007 года ранее выписанного лесорубочного билета Рослесхозу целесообразно, по нашему мнению, выпустить отдельное разъяснение.
     

*** 

     
     Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ введены новые статьи - 4.1, 4.2, 4.3, 4.4. Сначала отметим, что основные положения этих статей Закона N 201-ФЗ уточняют порядок:
     
     - предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета;
     
     - регистрации сведений о ранее учтенных лесных участках в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся;
     
     - признания права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделок с такими участками, зарегистрированных до дня введения в действие ЛК РФ;
     
     - проведения государственной регистрации прав на те лесные участки и сделок с ними, государственный кадастровый учет которых в составе земель лесного фонда не осуществлялся.
     
     В соответствии с вновь введенной Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ ст. 4.1 разрешается до 1 января 2010 года предоставлять гражданам и юридическим лицам лесные участки в составе земель лесного фонда без выполнения процедур, предусмотренных Федеральными законами "О государственном земельном кадастре" и "О землеустройстве", а также Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Вместо кадастрового плана земельного участка или кадастрового паспорта земельного участка допускается использование плана лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
     
     В этой связи целесообразно отметить, что в рамках лесного законодательства, действовавшего до 1 января 2007 года, межевание участков лесного фонда не требовалось и не осуществлялось на практике. Очевидно, что распространение на лесные участки государственного кадастрового учета, который до введения в действие нового ЛК РФ не предусматривался, необходимо осуществлять поэтапно и с учетом специфики лесного законодательства.
     

*** 

     
     Частью второй ст. 4.1, введенной Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ, предусмотрено, что при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков согласно частям 1, 2, 4 и 5 ст. 69 ЛК РФ производится следующим образом:
     
     - осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
     
     - местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади;
     
     - целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации исходя из правил, установленных в соответствии с лесохозяйственным регламентом*1 и государственным лесным реестром*2;
     _____
     *1 Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (см. ст. 87 ЛК РФ). Состав лесохозяйственных регламентов утвержден приказом МПР России от 19.04.2007 N 106.
     *2 Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Вышеуказанный реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (см. ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N 318.
     
     - проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
     
     Вновь введенной ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ также предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает действия органов государственной власти в пределах их полномочий*1 по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков*2. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N 318 МПР России утверждает форму этого реестра. Что касается порядка представления и правил внесения в этот реестр документированной информации, то эти вопросы отражены в приказе МПР России от 20.07.2007 N 189.
     _____
     *1 Полномочия в области лесных отношений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определены ст. 81-83 ЛК РФ.
     *2 Эти земельные участки должны иметь характеристики, соответствующие части 1 ст. 69 ЛК РФ, то есть содержать сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства в соответствии с приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 (см. по этому вопросу разъяснение Роснедвижимости от 26.01.2007 N ВК/0170).
     
     Далее следует особо отметить, что в соответствии со ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ плата за проведение государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда не взимается. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в настоящее время предусмотрено взимание платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра*1.
     _____
     *1 См. постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 138 "О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания". Размер этой платы составляет 50 руб. за 1 лист формата A4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается).
     
     Другая вновь введенная Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ ст. 4.2 предусматривает, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
     
     План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным.
     
     До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами имеют право осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
     
     Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и о лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
     
     В этой связи обращаем внимание читателей журнала на то, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ*1 установлены:
     _____
     *1 Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" вступает в силу с 1 марта 2008 года. В то же время установлен переходный период применения данного Закона: в отношении земельных участков - до 1 марта 2008 года, в отношении зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства - до 1 января 2010 года.
     
     - порядок ведения государственного кадастра недвижимости и предоставления сведений из него;
     
     - перечень документов, необходимых для ведения кадастра;
     
     - условия и порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости;
     
     - органы и лица, осуществляющие деятельность по формированию объектов кадастрового учета.
     
     Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Леса и многолетние насаждения исключены из состава недвижимого имущества и соответственно объектами кадастровой деятельности не являются. Но при этом в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
     
     Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
     
     Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в ред. Закона N 201-ФЗ) материалы лесоустройства, так же как материалы иных обследований и изысканий, могут служить основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель*1 вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом. Напомним, что в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Но при этом является юридически действительным и государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу названного Федерального закона.
     _____
     *1 Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках (см. ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре").
     

*** 

     
     Введенной Законом N 217-ФЗ в Закон N 201-ФЗ ст. 4.3 регулируются права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие ЛК РФ. Предусмотрено, что внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и помещенных в дела правоустанавливающих документов.
     
     В связи с этим напомним, что согласно ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством РФ*1.
     _____
     *1 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (в ред. от 22.11.2006 N 710) ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют:
     
     Росрегистрация - при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа, и сделок с ними;
     
     территориальные органы Росрегистрации - при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на иные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества, и сделок с ними.
     
     Рассматриваемой ст. 4.3 Закона N 201-ФЗ также установлено, что государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с ЛК РФ, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, что государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
          

*** 


     В соответствии с вновь введенной ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, то для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
     
     В связи с этим отметим, что согласно ст. 12 Закона N 122-ФЗ в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции*1.
     _____
     *1 По данному вопросу см. также приказ Минюста России от 08.12.2004 N 192, которым утверждена Инструкция о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер.
     

*** 

     
     В соответствии с Законом N 217-ФЗ ст. 5 Закона N 201-ФЗ изложена в новой редакции:
     

Статья 5 Закона N 201-ФЗ в прежней редакции

Статья 5 Закона N 201-ФЗ в новой редакции

     Арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не вправе:
     
     1) сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;
     
     2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);
     
     3) отдавать арендные права в залог;
     
     4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

     Арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:
     
     1) сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;
     
     2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
     
     3) отдавать арендные права в залог;
     
     4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

     
     Как видим, новая редакция ст. 5 Закона N 201-ФЗ уточняет запрещающую норму об осуществлении арендатором ряда действий в отношении арендованного участка лесного фонда, добавляя в нее фактор отсутствия государственного кадастрового учета.
     

*** 

     
     Пунктом 8 ст. 1 Закона N 217-ФЗ уточнен порядок прекращения действия ЛК РФ 1997 года. Для этого в ст. 12 Закона N 201-ФЗ внесены некоторые изменения.
     
     Так, в соответствии с прежней редакцией ст. 12 Закона N 201-ФЗ ЛК РФ 1997 года признавался полностью утратившим силу с 1 января 2008 года. Теперь же он будет признаваться таковым только с 1 января 2009 года. Поэтому в 2008 году можно будет по-прежнему применять некоторые сохранившие действие нормы ЛК РФ, хотя таких осталось немного, тем более что Законом N 217-ФЗ почти все положения ст. 42 ЛК РФ 1997 года признаются утратившими силу уже с 1 января 2008 года. Выше отмечалось, что ст. 42 ЛК РФ 1997 года подробно регулирует вопросы выдачи лесорубочных, лесных билетов, ордеров и проведения на их основании различных работ, связанных с лесопользованием. Из всех положений ст. 42 ЛК РФ в 2008 году будет действовать лишь часть вторая следующего содержания:
     
     "Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса".
     

*** 

     
     В соответствии с Законом N 217-ФЗ ст. 14 Закона N 201-ФЗ изложена в новой редакции.
     

Статья 14 Закона N 201-ФЗ в прежней редакции

Статья 14 Закона N 201-ФЗ в новой редакции

     Вплоть до утверждения лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через год со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
     

     1. Вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
     
     2. Лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации.

     
     Основные изменения ст. 14 Закона N 201-ФЗ связаны с необходимостью увеличения сроков разработки и утверждения лесных планов и лесохозяйственных регламентов. В этой связи следует отметить, что заинтересованными министерствами и ведомствами уже определены задачи по реализации соответствующих положений ЛК РФ на 2-е полугодие 2007 года (см. рис. 2).
     


Рис. 2

    
     Что касается введенной
частью второй ст. 14 Закона N 201-ФЗ новой нормы о том, что лесные планы субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то необходимо обратить внимание читателей журнала на следующее.
     
     Во-первых, в соответствии со ст. 86 ЛК РФ постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 утверждено Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации, которым предусмотрено, что МПР России должно до 1 июля 2007 года разработать и утвердить типовую форму лесного плана субъекта Российской Федерации.
     
     Во-вторых, исходя из норм постановления Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 федеральный орган исполнительной власти (в данном случае - МПР России) направляет положительное либо отрицательное заключение на проект лесного плана в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Вышеуказанный план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а не уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 8 Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации). Таким образом, в постановление Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 потребуется внести соответствующие изменения. В связи с этим отметим, что ст. 2 Закона N 217-ФЗ обязывает Правительство РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с ЛК РФ и Законом N 217-ФЗ.

     
     Следует также отметить, что руководитель Рослесхоза В.П. Рощупкин, выступая 11 июля 2007 года перед представителями регионов, отметил, что в субъектах Российской Федерации практически не организована работа по ведению государственного лесного реестра. Это сложный документ. Поэтому для организации ведения лесного реестра субъектам Российской Федерации надо предварительно осуществить несколько важных мероприятий:
     
     - создать соответствующие структурные подразделения, ответственные за проведение вышеуказанной работы;
     
     - разработать регламенты работы этих подразделений, предусматривающие в том числе порядок взаимодействия с арендаторами и федеральными органами;
     
     - утвердить реестры запрашиваемой и представляемой информации.
     

*** 

     
     В соответствии с Законом N 217-ФЗ Закон N 201-ФЗ дополнен ст. 14.1 следующего содержания:
     
     "После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами".
     
     Эта норма следует из рассмотренной выше ст. 4 Закона N 201-ФЗ (в ред. Закона N 217-ФЗ), в соответствии с которой договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ  до 1 января 2009 года.
     

*** 

     
     В заключение целесообразно отметить, что, помимо отмеченных выше недостатков в организации лесного хозяйства при реализации норм ЛК РФ, Рослесхоз привел данные администрирования платежей за лесопользование, которые свидетельствуют о том, что недоимки в бюджеты со стороны многих регионов соизмеримы с объемами субвенций субъектам Российской Федерации, а порой и превышают их.
     
     При этом качественный анализ недоимок установил, что отдельными субъектами Российской Федерации не обеспечивается наполняемость именно федерального бюджета.
     
     Такое положение дел особенно характерно для регионов европейской части Российской Федерации. Например, в Пермском крае в федеральный бюджет вышеуказанные платежи вообще не вносили, а подавляющая доля недоимок в федеральный бюджет из общего их объема возникла благодаря Тверской, Вологодской, Новгородской областям и Республике Карелия.
     
     По мнению Рослесхоза, причины этого следующие:
     
     - отсутствие налаженной работы по администрированию платежей;
     
     - несовершенство ценовой политики при проведении лесных аукционов;
     
     - неурегулирование взаимоотношений с Федеральным казначейством.
     
     Анализ состояния бюджетов субъектов Российской Федерации в Дальневосточном и Северном федеральных округах также показал, что более чем в половине из них уже сейчас имеется резерв финансовых средств за счет превышения фактических доходов над плановыми, при этом диапазон такого превышения колеблется от 1,5 до 12 раз. Это особенно заметно в Кемеровской, Иркутской, Омской, Читинской, Камчатской и Сахалинской областях, в Республиках Бурятия, Тыва, Алтай, а также в Усть-Ордынском Бурятском АО и в Хабаровском крае. Рослесхоз считает, что данный фактор должен учитываться при дальнейшем планировании расходов бюджетов и должен обеспечить дополнительный источник финансирования лесохозяйственной деятельности.