Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*1

    _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.
     

Комментарий

     
     Ю.В. Пудыч,
юрист по налогообложению ООО "ВЕЛЕС Лекс"
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственном и муниципальном заказе) и другие законодательные акты, регулирующие основные положения порядка размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Закон N 218-ФЗ внес также изменения в нормы, регулирующие размещение заказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, и в нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства о государственном и муниципальном заказе, и вступил в силу с 1 октября 2007 года (за исключением отдельных норм).
     

1. Общие положения

     

1.1. Изменение определения понятия "государственные нужды и муниципальные нужды"

     
     В соответствии с внесенными Законом N 218-ФЗ изменениями в ст. 3 Закона о государственном и муниципальном заказе изменилось определение понятия "государственные нужды и муниципальные нужды".
     
     Теперь под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
     
     Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах (работах, услугах), необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
     

1.2. Выбор специализированной организации для осуществления заказа

     
     С 1 января 2008 года государственными заказчиками (ст. 4 Закона о государственном и муниципальном заказе) могут выступать не государственные внебюджетные фонды, а органы управления государственными внебюджетными фондами.
     
     Выбор специализированной организации с 1 октября 2007 года согласно ст. 6 Закона о государственном и муниципальном заказе осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов, запроса котировок цен на товары, работы, услуги.
     

1.3. Состав комиссии по размещению заказов
(ст. 7 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     Закон N 218-ФЗ установил, что государственные и муниципальные заказчики имеют право включать в состав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повысивших квалификацию в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. С 1 января 2009 года вступит в силу норма Закона N 218-ФЗ, предусматривающая включение в состав комиссии по размещению заказа не менее одного лица, прошедшего профессиональную подготовку или повысившего свою квалификацию в сфере размещения заказов.
     
     При проведении конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта в сфере литературы или искусства (за исключением программ ЭВМ) в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства и должны составлять не менее чем 50% общего числа членов комиссии.
     
     Членами комиссий по размещению заказов не могут быть должностные лица федерального, региональных или местных органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов (подпункты "а", "б", "в" п. 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
     
     Кроме того, конкурсной комиссией, аукционной комиссией, котировочной комиссией осуществляется ведение протокола об отказе от заключения контракта.
     

1.4. Заключение государственного или муниципального контракта
(ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     
     В соответствии с новой редакцией ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе увеличилось количество фактов, на основании которых заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок после определения победителя.
     
     К числу таких фактов в настоящее время относится наличие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии что участник размещения заказа не обжалует наличие вышеуказанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе дополнена частью 3.1, согласно которой в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией составляется протокол об отказе от заключения контракта. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и заказчиком в день составления протокола. В протоколе должны содержаться, в частности, сведения о фактах, ставших основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего за днем подписания протокола. Заказчик передает в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола один экземпляр протокола лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.
     
     Согласно части 4.1 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе цена государственного или муниципального контракта является твердой. При этом в части 4.2 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе, введенной Законом N 218-ФЗ, указывается на то, что если в конкурсной документации, в документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники (оборудования) указывалась цена запасных частей к технике (оборудованию), то цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей к технике (оборудованию), цена единицы услуги (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения контракта. Оплата выполнения работ (оказания услуг) осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг (выполненных работ) по цене каждой запасной части к технике (оборудованию) исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, приведенной в конкурсной документации, в документации об аукционе.
     
     С 1 января 2009 года изменить предусмотренный государственным или муниципальным контрактом объем работ (услуг) более чем на 10% можно только по определенным видам работ (услуг), а именно:
     
     - на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
     
     - на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
     
     - на оказание медицинских, аудиторских услуг.
     
     В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий (часть 6.4 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Кроме того, при заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Законом о государственном и муниципальном заказе заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы вышеуказанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, приведенной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (часть 6.5 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     В случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (часть 6.6 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Если судом вынесено определение об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе разместить заказ на поставку товаров путем проведения запроса котировок (часть 8.2 ст. 9 Закона о государственном и муниципальном заказе).
     
     Заказчик имеет право привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом.
     

1.5. Требования к участникам размещения заказа
(ст. 11 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     
     Предыдущей редакцией ст. 11 Закона о государственном и муниципальном заказе было установлено, что к торгам на право заключить государственный или муниципальный контракт не допускались юридические лица и индивидуальные предприниматели в случае, если в отношении их проводились процедуры банкротства. С такими лицами было также запрещено заключать государственный или муниципальный контракт в случае, если они оказались победителями конкурса, аукциона или победителями в проведении запроса котировок.
     
     Закон N 218-ФЗ уточнил, что препятствием допуска к торгам или к заключению контракта являются не все процедуры банкротства, а только принятое арбитражным судом решение о признании участника размещения заказа банкротом и об открытии конкурсного производства.
     
     Государственный или муниципальный контракт запрещено заключать с лицом, имеющим задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов, при условии, что претендент на заключение контракта (участник размещения заказа) не обжалует наличие вышеуказанной задолженности. В предыдущей редакции Закона о государственном и муниципальном заказе запрет на привлечение к размещению заказа лиц, имевших такую задолженность, был установлен только в отношении участников торгов, хотя государственный или муниципальный заказ мог размещаться и другими способами.
     
     Законом N 218-ФЗ уточнено, что выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а для иных физических лиц - копии документов, удостоверяющих личность, прилагаемые к заявкам на участие в конкурсе или аукционе, должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.
     
     Законом N 218-ФЗ ст. 11 Закона о государственном и муниципальном заказе дополнена  частью 2.1, согласно которой заказчик или уполномоченный орган вправе установить требование для участников размещения заказа о выполнении ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
     
     Данное требование может быть предъявлено заказчиком или уполномоченным органом, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн. руб.
     

1.6. Условия допуска к участию в торгах
(ст. 12 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     
     Законом N 218-ФЗ внесены изменения в условия допуска к участию в торгах. В новой редакции Закона о государственном и муниципальном заказе при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:
     
     - непредставления документов, определенных частью 3 ст. 25 Закона о государственном и муниципальном заказе, за исключением:
     
     - документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных частью 5 ст. 28 Закона о государственном и муниципальном заказе, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа;
     
     - эскизов, рисунков, чертежей, фотографий, иных изображений товара, образцов (проб) товара, на поставку которого размещается заказ;
     
     - описания произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта, если требование к описанию такого произведения, исполнения, национального фильма предусмотрено конкурсной документацией;
     
     - документов, предусмотренных частью 2 ст. 35 Закона о государственном и муниципальном заказе либо
     
     - наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, на поставку (выполнение, оказание, создание) которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;
     
     - несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. Если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и т.д.) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, приведенных в заявке на участие в конкурсе.
     
     Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций сведения:
     
     - о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе;
     
     - о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
     
     - о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
     
     - о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
     
     - об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб;
     
     - об акте приемки объекта капитального строительства, представляемом при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, - если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.
     
     Согласно ст. 14 Закона о государственном и муниципальном заказе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в размещении заказов.
     
     В новой редакции Закона о государственном и муниципальном заказе под организациями инвалидов понимаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
     

1.7. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа
(ст. 15 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     Согласно новой редакции Закона о государственном и муниципальном заказе, если торги признаются несостоявшимися и не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным  участником размещения заказа, являющимся субъектом малого предпринимательства, не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, документацией об аукционе, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме. Размещение заказа путем проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2 и 3 Закона о государственном и муниципальном заказе.
     
     Статья 15 Закона о государственном и муниципальном заказе также дополнена частью 7, согласно которой в случае, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном частью 1 ст. 15 Закона о государственном и муниципальном заказе.
     

1.8. Информационное обеспечение размещения заказов

     
     Подпунктом "б" п. 52 ст. 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что с 1 января 2008 года опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании не производится при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.
     
     С 1 января 2010 года Правительством РФ определяется официальный сайт в сети Интернет для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд. Части 2-5 ст. 16 Закона о государственном и муниципальном заказе признаны утратившими силу.
     
     Информация же о заказах на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, размещаются на официальном сайте без взимания платы.
     
     При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная Законом о государственном и муниципальном заказе информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и в такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     
     Кроме того, с 1 января 2010 года вступает в силу ст. 16.1 Закона о государственном и муниципальном заказе, которая закрепит порядок привлечения организации, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта.
     
     В данном случае уполномоченный на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти вправе привлечь на основе контракта организацию для оказания услуг по обслуживанию официального сайта и по обеспечению функционирования такого сайта.
     
     Организация не может быть участником размещения заказа, за исключением случаев размещения заказа путем проведения торгов на оказание услуг по обслуживанию официального сайта и по обеспечению функционирования такого сайта.
     
     Необходимо отметить, что в отличие от ранее действовавшего порядка на официальном сайте должна помещаться также информация о жалобах участников размещения заказов, об их содержании и о принятых по ним решениях, а также о предписаниях, выданных органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов. До 1 января 2010 года информация о жалобах и о предписаниях контрольного органа должна помещаться на действующем официальном сайте Российской Федерации, на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (подпункт "в" п. 11, подпункт "к" п. 53 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
     
     С 1 января 2011 года вступают в силу нормы Закона N 218-ФЗ, устанавливающие, что извещения об открытом конкурсе и открытом аукционе, предварительном отборе поставщиков, среди которых путем запроса котировок размещаются заказы в целях оказания гуманитарной помощи, а также конкурсная документация и документация об аукционе не публикуются в официальном печатном издании (указанная информация помещается только в сети Интернет) (подпункт "в" п. 18, подпункты "а", "б" п. 21, п. 22, подпункт "д" п. 33, подпункт "а" п. 46 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
     

1.9. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов
(ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе)

     
     С 1 октября 2007 года изменился контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в части размещения заказов. Так же как и ранее, контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Однако круг лиц, за которыми установлен такой контроль, изменился, и в него включаются:
     
     - заказчик;
     
     - уполномоченный орган или специализированная организация;
     
     - конкурсная, аукционная или котировочная комиссия;
     
     - уполномоченный на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти;
     
     - организация, оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта и по обеспечению функционирования такого сайта;
     
     - уполномоченные на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти;
     
     - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
     
     - орган местного самоуправления;
     
     - операторы электронных площадок.
     
     При проведении вышеуказанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по следующим критериям:
     
     - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
     
     - качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
     
     - художественная и культурная значимость произведения литературы и искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта;
     
     - качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
     
     - квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства.
     
     Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. Таким органом согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" в настоящее время является ФАС России.
     
     Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов ФАС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.
     
     Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
     
     Внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов ФАС России, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.
     
     Внеплановая проверка производится в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 ст. 17 Закона о государственном и муниципальном заказе. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 Закона о государственном и муниципальном заказе. Если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, то по результатам проведения вышеуказанной проверки и рассмотрения данной жалобы принимается единое решение.
     
     В случае поступления информации о неисполнении обязательных для исполнения предписаний, а также информации о совершении вышеуказанными лицами действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов ФАС России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе проводить внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.
     
     В отношении одного подконтрольного лица, включенного в обновленный Законом N 218-ФЗ круг подконтрольных лиц, плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев, за исключением одной специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в отношении которых плановые проверки проводятся не более чем один раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, либо размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте до дня заключения государственного или муниципального контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.
     
     При выявлении нарушений в области законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов ФАС России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе:
     
     - выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
     
     - выдать подконтрольным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
     
     Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить нарушившее лицо, для устранения вышеуказанного нарушения.
     
     ФАС России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня выдачи предписания обязаны разместить такое предписание на официальном сайте.
     
     При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения подконтрольными лицами действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязан передать информацию о совершении вышеуказанных действий (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в уполномоченную на осуществление контроля в сфере размещения заказов ФАС России или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В случае выявления в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения подконтрольными лицами действий (бездействия), содержащих признаки состава преступления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов ФАС России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязаны передать информацию о совершении вышеуказанных действий (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.
     
     Если же поступила информация о неисполнении лицом выданного ему предписания, контрольный орган местного самоуправления обязан передать информацию об этом в ФАС России, контрольный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо вправе обратиться в суд, арбитражный суд.
     
     При поступлении в ФАС России или в контрольный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации о неисполнении подконтрольным лицом выданного ему предписания данные органы вправе применить к этому лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
     
     При проведении плановых и внеплановых проверок работники ФАС России, контрольного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителей (их заместителей) вышеуказанных органов о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции вышеуказанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, к иным получателям бюджетных средств, а также в организации, осуществляющие функции специализированных организаций, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок, для получения документов и информации о размещении заказов, необходимых уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления.
     
     Закон о государственном и муниципальном заказе дополнен ст. 17.1 и 17.2, которые вступили в силу с 1 октября 2007 года.
     
     Статья 17.1 Закона о государственном и муниципальном заказе устанавливает обязанность представления информации в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
     
     Осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции вышеуказанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
     
     Информация о размещении заказов, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в контрольные органы в сфере размещения заказов, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
     
     Статьей 17.2 Закона о государственном и муниципальном заказе предусмотрена обязанность органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по соблюдению государственной, коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны.
     
     За разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
     
     Если в результате разглашения контрольным органом или его должностными лицами информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, был причинен вред физическому или юридическому лицу, то вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
     
     Законом N 218-ФЗ внесены изменения в ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (ст. 18 Закона о государственном и муниципальном заказе). В частности, с 1 октября 2007 года в реестры контрактов не включаются сведения о государственных и муниципальных контрактах и об иных заключенных у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) контрактах, если осуществляются поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую 100 000 руб., то есть не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У).
     
     Если в соответствии с Законом о государственном и муниципальном заказе были внесены изменения в условия государственного или муниципального контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления следующие сведения:
     
     - наименование заказчика;
     
     - источник финансирования;
     
     - способ размещения заказа;
     
     - дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
     
     - дату заключения контракта;
     
     - предмет, цену контракта и срок его исполнения;
     
     - наименование, место нахождения (для юридических лиц), ФИО, место жительства, ИНН (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);
     
     - сведения об исполнении контракта.
     
     В реестр же недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими положений государственных или муниципальных контрактов.
     

(Продолжение следует)