Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова
     

Определение налоговой ставки по доходам, полученным иностранной организацией на территории Российской Федерации

     
     По какой ставке следует облагать доходы в виде процентов, полученные на территории Российской Федерации иностранными организациями (резидентами Республики Индия)?
     
     В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
     
     Объектом обложения налогом на прибыль для вышеуказанных категорий организаций признаются в соответствии со ст. 247 НК РФ доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются согласно ст. 309 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 306 НК РФ иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
     
     Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 настоящего Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
     
     - с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
     
     - с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
     
     - с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
     
     - с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 309 НК РФ процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, считается полученным организацией, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты дохода.
     

     В то же время если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Статьей 11 Соглашения от 25.03.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Соглашение от 25.03.1997) предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
     
     Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получателем является лицо, имеющее фактическое право на проценты, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов.
     
     Термин "проценты" означает в данном случае доход от долговых требований любого вида, в частности доход от правительственных ценных бумаг, от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
     
     Независимо от положений п. 2 ст. 11 Соглашения от 25.03.1997 проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве, освобождаются от налогообложения в этом Государстве при условии, что они получены и фактическое право на них имеет:
     
     - Правительство, политическое подразделение или местные органы власти другого Договаривающегося Государства; или
     
     - Центральный Банк другого Договаривающегося Государства; или
     
     - другие правительственные органы или финансовые учреждения, которые могут быть определены и согласованы путем обмена нотами между компетентными органами Договаривающихся Государств.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 310 и подпунктом 2 п. 3 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по доходам в виде процентов равна 15%.
     

     Однако в связи с тем что положениями Соглашения от 25.03.1997 установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц - резидентов Республики Индия в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по этой пониженной ставке.
     
     В то же время читателям журнала необходимо учитывать, что удержание налога на доходы иностранных юридических лиц (имеющих постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения) у источника выплаты в Российской Федерации производится по пониженным ставкам только при выполнении процедур, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ.
     
     Порядок уплаты налоговым агентом налога, удержанного с доходов иностранных организаций, установлен п. 1 ст. 310 НК РФ, согласно которому налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса.
     
     Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев:
     
     - когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
     
     - когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст. 284 настоящего Кодекса предусмотрена налоговая ставка 0%;
     
     - выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
     
     - выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. При этом в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями, полученными из общедоступных информационных справочников.
     

     На основании подпункта 4 п. 2 ст. 310 НК РФ в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, в отношении которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, по такому доходу производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.
     
     В то же время право применения положений международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, при выплате российской организацией доходов иностранным организациям возникает не автоматически, а при соблюдении определенных процедур, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Во-первых, лица, к которым применяются положения соответствующих статей соглашения об избежании двойного налогообложения, устанавливающих порядок налогообложения определенных видов доходов, должны иметь фактическое право на получение соответствующего дохода.
     
     Иными словами, иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, которым является факт заключения договора.
     
     Во-вторых, согласно п. 1 ст. 312 НК РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, вышеуказанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, до даты его выплаты производится удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
     
     Направление иностранной организацией документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
     
     В соответствии со ст. 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период.
     
     Приказами МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ и от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждены соответственно форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и Инструкция по заполнению этой формы.
     
     Согласно вышеуказанной Инструкции налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации, и поэтому в случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

Применение льгот организациями - резидентами особой экономической зоны

     
     Возможно ли применение налоговых льгот организациями - резидентами особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Калининградской области?
     
     В соответствии со ст. 288.1 НК РФ резиденты Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области используют особый порядок уплаты налога на прибыль, установленный вышеуказанной статьей Кодекса, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 16-ФЗ резидентом ОЭЗ признается юридическое лицо, соответствующее требованиям данного Закона и включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ.
     
     Требования, которым должна удовлетворять организация, чтобы считаться резидентом ОЭЗ, определены ст. 4 Закона N 16-ФЗ. В частности, организация должна быть создана в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрирована в качестве юридического лица в Калининградской области, производить товары исключительно в этой же области и осуществлять инвестиции на территории Калининградской области по проекту, соответствующему требованиям Закона N 16-ФЗ.
     
     Порядок функционирования ОЭЗ в Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).
     
     Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ.
     
     Учитывая, что особый порядок уплаты налога на прибыль организаций установлен ст. 288.1 НК РФ для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, а статус резидента ОЭЗ в Калининградской области и резидента туристско-рекреационной ОЭЗ не идентичен, то, по нашему мнению, организации, являющиеся резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ, имеют право применять вышеуказанный особый порядок налогообложения только при получении ими правового статуса резидента ОЭЗ в Калининградской области.
     

Учет единого социального налога

     
     Включается ли единый социальный налог, начисленный на суммы расходов на оплату труда производственного персонала, в прямые расходы для распределения незавершенного производства?
     
     Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются согласно ст. 318 НК РФ на прямые и косвенные.
     
     К прямым расходам относятся:
     
     - материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
     
     - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
     
     - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     
     К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых согласно ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
     
     Сумма прямых расходов, понесенных в отчетном (налоговом) периоде, также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам для целей налогообложения прибыли относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда.
     
     Согласно ст. 319 НК РФ расчет незавершенного производства производится на основании прямых расходов, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 318 настоящего Кодекса.
     

Код постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения

     
     Банк состоит на учете в нескольких регионах Российской Федерации по месту нахождения своих обособленных подразделений. Вышеуказанные подразделения часто не могут иметь расчетных счетов и не могут быть выделены на отдельный баланс. Какой код причины постановки на учет следует указывать в налоговых декларациях по налогу на прибыль, представляемых в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     При постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации присваивается код причины постановки на учет (КПП).
     
     Пунктом 2.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, установлено, что в верхней части каждой страницы налоговой декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и КПП организации в порядке, определенном в Разделе III "Порядок заполнения Титульного листа (Листа 01) Декларации".
     
     Согласно п. 3.2 Раздела III Порядка при заполнении Титульного листа (Листа 01) налогоплательщику необходимо указать свои ИНН и КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется налоговая декларация.
     
     КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, указывается в налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, независимо от того, исполняется обязанность по уплате налога самой организацией или ее обособленным подразделением в соответствии со ст. 19 НК РФ.
     
Т.М. Гуркова
     

Налогообложение средств, получаемых медицинскими организациями за проведение углубленных медицинских осмотров работников

     
     Считаются ли средства, полученные медицинскими организациями от страхователей в 2007 году за оказание услуг по проведению углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, целевыми поступлениями? Учитываются ли они при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинская помощь в системе медицинского страхования оказывается медицинскими учреждениями любой формы собственности, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
     
     Таким образом, перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим.
     
     Средства, получаемые медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, за проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в данном перечне не указаны и подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке.
     

О налогообложении обособленных подразделений при изменении местонахождения головной организации

     
     Налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории Новосибирской области и осуществляющий уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за эти подразделения по месту учета головной организации, снят с налогового учета в январе 2007 года в связи с изменением адреса местонахождения (расположением головной организации на территории другого субъекта Российской Федерации).
     
     Налогоплательщик создал в феврале 2007 года обособленное подразделение, которое было поставлено на учет в налоговом органе, где ранее на учете состояла головная организация, принял решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за все обособленные подразделения, находящиеся на территории Новосибирской области, по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения.
     
     В каком порядке налогоплательщик должен был осуществить преставление декларации и уплату налога на прибыль по обособленным подразделениям, расположенным на территории Новосибирской области, за 2006 год?
     
     Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты этого налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Из ситуации следует, что налогоплательщик перешел на уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ. При этом налогоплательщик принял решение об уплате им налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения, находящиеся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация (головная организация).
     
     Учитывая положения ст. 289 НК РФ, при изменении налогоплательщиком в январе 2007 года своего местонахождения (расположении головной организации на территории другого субъекта Российской Федерации) налоговая декларация по налогу на прибыль за 2006 год должна была быть представлена в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.
     
     Поскольку в налоговой декларации за 2006 год налог на прибыль исчислен за период, когда налогоплательщик находился на территории Новосибирской области, то сумма "к доплате" или "к уменьшению" по данной налоговой декларации отражается с кодом по ОКАТО того муниципального образования, на территории которого ранее находился налогоплательщик.